Технологическая карта по чтению 1 класс ОВЗ
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Данный урок предназначено для учащихся 1 класса ОВЗ. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [щ]; совершенствование звуко-слоговой анализа слов; формирование лексико-грамматических категорий и развитие речеслуховой памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по чтению

Учитель:

Предмет: чтение

Класс:  

1

Тема урока:

Звук и буква Щ

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель урока: учиться выделять звук в словах, читать слоги и слова со звуком и буквой Щщ.

Планируемые предметные результаты

Достаточный уровень

- различать звуки на слух и в собственном произношении;

- знать буквы, различать звуки и буквы;

- различать гласные и согласные звуки;

- определять звуки в начале и в конце слова;

- определять количество слогов в слове;

- читать по слогам слова,

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Минимальный уровень

- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;

- знать  и различать буквы;

- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;

- слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.

Личностные результаты

- уважительное отношение к иному мнению

- навыки коммуникации и нормы социального взаимодействия;

- навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Основные (новые) понятия, изучаемые на уроке

Звук и буква Щщ

УМК

Аксёнова А.К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. Учебник 1 класс. В 2 частях (для обучающихся с ОВЗ)

Дидактические средства урока, оборудование

Лента букв, красный, синий кружок, палочки, пластилин. Презентация «Звук и буква Щщ»

Базовые учебные действия учащихся, формируемые  в ходе урока

Личностные базовые учебные действия

Регулятивные базовые учебные действия

Познавательные базовые учебные действия

Коммуникативные базовые учебные действия

1. Осознание себя как ученика заинтересованного обучением, занятиями.

2. Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

1. Адекватно соблюдать нормы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

2. Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

3. Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

1. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале

2. Читать.

3. Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов.

4. Работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

1. Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс).

2. Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.

3. Обращаться за помощью и принимать помощь.

4. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

5. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Проверка готовности к уроку по инструкции учителя

Прозвенел звонок, начался урок.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Самостоятельно проверяют  готовность к уроку (письменные принадлежности, учебник, рабочая тетрадь) / помощь оказывает учитель

2. Актуализация

знаний

 Звучит музыка.

Смотрите, ребята! К нам прилетела птичка на урок.

 - Эта птичка – Щегол.

- Щегол будет нам помогать на уроке.

- Вы согласны?

- Покажем щеглу упражнения для язычка и губ.

 Артикуляционная  гимнастика.

Приклей конфетку.

 Рот раскрыт на 1,5-2 см. Язык широко распластан и спокойно лежит на нижней губе. На самый кончик языка кладем маленький кусочек ириски, приклеиваем конфетку к нёбу за верхними зубами. Выполняем упражнение в медленном темпе.

«Непослушный язычок»  «Шлепаем губами по языку»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

"Лошадка"

Выполнение: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка цокает копытами.

Отвечают на вопросы/повторяют ответы за другими учениками и учителем

Высказывают свои предположения и с помощью учителя формулируют тему урока

Выполняют задания.

3.Сообщение темы, постановка

учебной проблемы

- Сегодня мы совершим путешествие в городок «Букварию»  на этом  паровозике.

- Паровозик поведёт щегол.

-  Щегол  отправится в путешествие, если правильно выполните задание.

- Послушайте скороговорку.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. 

- Какой звук часто встречается?

- Какой новый звук и букву будем изучать на уроке?

- Правильно, это звук [щ].

- Сегодня на уроке мы будем изучать звук[щ] и букву «Щщ».

Отвечают на вопросы/повторяют ответы за другими учениками и учителем

Высказывают свои предположения и с помощью учителя формулируют тему урока 

4. Физминутка

Глаза вверх, вниз, влево, вправо. 

«Нарисовали глазами» по кругу восьмёрку.
Закрыли глазки. И снова открыли!

Выполнение задания по инструкции/ повторение за учителем и другими учениками

5. Основная часть

Давайте научимся правильно произносить звук [щ].

- Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и образует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает. Получится звук щ. (Работа с зеркалом).

- Можно ли петь звук [щ].

Значит какой это звук гласный или согласный?

-Каким цветом обозначим звук [щ]? 

Чистоговорка

Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.

-Повторите  скороговорку:

Щебетал щегол и щелкал,

Раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась, что за штука.

- Произнесём медленно.

- Произнесём быстро.

- Произнесём ещё быстрее.

 Игра «Кто внимательный».

- Услышите звук [щ], поднимите синий круг.

- Что вы должны услышать? (Звук [щ]) 

- Что вы сделаете? (Поднимите синий круг).

Слова: щетка, шапка, щавель, щука, чипсы, щенок,  птичка, грач.

Игра«Четвёртый лишний».

- Что нарисовано на картинках?

Давайте произнесём.

       щука        щенок        щавель       яблоко

- Какая картинка лишняя?

- Почему? (В слове яблоко нет звука [щ]).

Определение места звука щ в словах.

           щука         щенок             щавель 

Отвечают на вопросы

Повторяют  за учителем

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы

6.Физминутка

«Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек» ( На название птицы, дети загибают пальчики на руке)

- Молодцы!

Выполнение задания по инструкции/ повторение за учителем и другими учениками

7. Основная часть

- Щеглу очень понравилось у нас на уроке, он решил никогда не расставаться с нами. Посмотрите, что он придумал.

Щегол в книгу залетел.    

  Превратился в букву щ.

- А почему Щегол превратился в букву щ? (Слово щегол начинается со звука).

- Ребята, а вот и буква «Щщ»  

- Прочитайте хором буквы.

- Где  букву можно встретить? (В учебниках, газетах, журналах).

Составление буквы «щ» из палочек на партах.

- Какую букву составили?

- Слепим из пластилина.

- Какую букву слепили?

Чтение слогов с буквой «щ».

-Мы приехали в сказочный городок « Букварию»

 Сделаем остановку у домика, где живут буквы. (Азбука).

- Давайте прочитаем  буквы, которые мы уже знаем и найдём  букву щ.

 Заселим букву «щ» в домик (работа с лентой букв)

Беседа по картинке букваря, определение места звука[щ]?

- Кто нарисован на картине? (девочки и мальчики)

-На чём катаются дети.

-Сколько вагонов в паровозе?

-Сколько человек сидит в каждом вагоне?(четыре)

- Чтение слогов , слов  и соотнесение с картинками букваря

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание.

Читают слоги.

8. Итог урока

. Какой звук и букву изучали?

- В каких словах живёт звук [щ]?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока чтения в 3 классе по теме: "Стихотворение С.В. Михалкова "Если".

Презентация к уроку чтения в 3 классе по программе "Школа России" по теме: " Стихотворение С.В. Михалкова "Если"....

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

Технологическая карта урока чтения во 2 классе по теме "И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"

К каждому этапу урока расписаны формируемые у детей УУД. На первом этапе урока, чтобы мотивировать учебную деятельность  ребёнка, я создаю настрой добрыми пожеланиями. На этапе актуализации знани...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" (Урок развивающего контроля)

Целью данного урока является обобщение знаний по разделу "Литературные сказки".  Создаются условия для формирования  активной читательской позиции. Проверяется сформированность умения работа...

Технологическая карта урока чтения в 1 классе

Разработка урока чтения в 1 классе с использованием технологической карты...

Технологическая карта урока чтения в 4 классе на тему:"Обобщение по разделу "Литературные сказки" ( урок развивающего контроля)

На уроке развивающего контроля используется система контроля и мониторинга качества знаний PRoClass, используются межпредметные связи, технологии развития критического мыщления, группового обучения, л...

технологическая карта урока чтения 1 класс

конспект урока представлен в виде технологической карты , с УУД...