Методическая разработка урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс)

Пересыпкина Марина Петровна

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе. Тема: "И.А.Крылов - великий баснописец. Басня как жанр литературы. Басня "Мартышка и Очки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodrazrabotka_uroka_lit.chteniya_peresypkinoy_m.p_3.zip1.78 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа № 2»

Методическая разработка урока

литературного чтения в 3 классе по теме

«И. А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы. Басня «Мартышка и Очки»

Разработала:

Пересыпкина

Марина Петровна,

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

2020 – 2021 уч.г.

Пояснительная записка

     Урок литературного чтения представлен в 3 классе при изучении раздела «Великие русские писатели» по программе «Школа России». Урок был опробирован в соответствии с календарно-тематическим планированием 18.11.2020 г. Работа над басней ведётся в 1 полугодии 3 класса. Дети уже встречались с литературным жанром во 2 классе и с автором данного произведения; имеют опыт аналитической работы, в достаточной степени владеют навыками чтения, поэтому часть работы дети выполняют самостоятельно под руководством учителя. В силу возрастных особенностей затруднение может вызвать  мораль басни, и поэтому задача учителя состоит в том, чтобы с помощью анализа произведения подвести детей к осознанию его идеи.

Тема урока: И. А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы. Басня «Мартышка и Очки»

     В целом урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих школьникам умение учиться, выработку умения высказывать своё мнение, выражать свои эмоции, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию.

Тип урока: урок  комбинированный

Цели урока: вызвать читательский интерес к творчеству И. А. Крылова через знакомство с его биографией, формирование образовательных компетенций через работу над басней.

Задачи:
Образовательные:
- формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам;
- учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
Развивающие:
- развивать умение выделять главное, обобщать полученные знания;
- развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней;
- развивать речь учащихся, творческое и воссоздающее воображение, навыки беглого чтения.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к русской литературе, уважение к творчеству баснописца;                                                                                                                                                      
- воспитывать нравственные качества, непримиримое отношение к невежеству и глупости.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять интерес к новому жанру – басне; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие личной ответственности за свои поступки на примере изучаемого произведения.

Метапредметные: ставить перед собой цель, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, находить в тексте ответы на вопросы и определять мораль басни; формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные: умение отличать басню от стихотворения и сказки; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героя.

Использование элементов образовательных технологий: технология обучения в сотрудничестве (путем организации работы в паре), здоровьесберегающие технологии (через проведение физминутки), ИКТ-технология (через применение мультимедийной презентации и использование аудиозаписи), технология разноуровнего обучения (через дифференцированное домашнее задание), игровая технология (через инсценирование басни), технология РКМ (через приём «Верите ли вы?»)

Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:

Экранно-звуковые: презентация, аудиозапись.

Технические: ноутбук, проектор.

Печатные: учебник «Литературное чтение» Климанова 3 класс часть 1.

Оборудование и материалы: карточки «Таблица «Верите ли вы?», «Блиц-опрос»

     Начало позволяет создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживить учебную деятельность. Следующий этап урока включает в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к уроку. Деятельность учителя состоит в том, чтобы выявить у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их в дальнейшей работе. На данном этапе формируются регулятивные УУД, готовность обучающихся к преодолению трудностей, учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Моей задачей было сохранить интерес к теме при работе с информацией. Дети читали, слушали текст.

Приёмы на данном этапе следующие:

  • речевая разминка
  • игра «Верите вы или нет?»
  • беседа об авторе;
  • работа с иллюстрацией.

     При использовании этих приёмов, ребенок учится слушать, выразительно читать, вступать в диалог. Прием "Верно — Не верно" в рамках технологии развития критического мышления удобнее всего применять на стадии вызова, есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.

     На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать. Здесь имело место применение коммуникативных УУД.

     На протяжении всего урока использовала такие методы обучения, которые помогли мне привлечь внимание обучающихся, вызвать желание мыслить.

     Частая смена деятельности позволяют поддерживать высокий темп урока. На уроке обучающимся приходится много анализировать, обобщать, делать умозаключения. В течение всего урока предполагалось учить детей давать полные ответы и с точностью выражать свои мысли - это коммуникативные УУД. На уроке чтения обязательно нужно учить составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях). Эта работа формирует предметные УУД.

     В урок включен элемент тестовых технологий путём проведения  блиц-турнира.  Детям предлагаются карточки, чтобы при помощи взаимопроверки оценили знания друг друга. При работе в паре и группах ребята учатся слушать, обсуждать, вступать в диалог, находить общее решение и оценивать. На данном этапе формируются коммуникативные УУД и регулятивные УУД.

     Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены задачам урока.

     Все этапы урока связаны между собой. Уделено внимание здоровьесберегающей функции через проведение подвижной физминутки.

     Интенсивность урока  оптимальная с учётом физических и психологических возможностей обучающихся.  Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов поможет каждому ребёнку продвинуться  в своём индивидуальном развитии. Презентация, звуковое оформление, игровые моменты, минутки здоровья способствуют более эффективному проведению урока.

Урок заканчивается рефлексией, которая направлена на формулирование впечатления от урока. 

Ход урока:

  • Организационный этап

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

Тихо за парты девочки сели,

Тихо за парты мальчики сели

И на меня все посмотрели.

Встало солнышко давно

Улыбнулось нам оно

Пригласило нас всех в класс

Урок чтения у нас.

- Нас с вами ждёт обычный, но интересный урок, урок чтения.

- Чему учимся на уроках чтения? (Чтению правильному и выразительному, пересказывать, читать стихи)

- А зачем мы этому учимся? (Чтобы получить полноту знаний при помощи чтения – книги, интернет, газеты)

- Вы боитесь трудностей?

- К кому можно обратиться за помощью?

( к другу, учителю, книге, словарю, интернету и т.д.).

  • Речевая разминка

- Для того, чтобы подготовить свой речевой аппарат к чтению, мы урок начинаем с …. ( речевой разминки)   СЛАЙД 2

-Верно.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру

Ар-ар-ар – кипит наш самовар

Ра-ра-ра – у мышки есть нора

Ор-ор-ор – созрел красный помидор

Ре-ре-ре – стоит домик на горе

Ри-ри-ри – на ветках снегири

  • Актуализация знаний

- На доске зашифрованы названия литературных жанров. СЛАЙД 3

НЯПЕС    КЗАСАК   ХОТИСВОРТЕЕНИ    АСНЯБ    ГАЗАДАК

- Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году? (песня, сказка, стихотворение, басня, загадка. Это басня) СЛАЙД 4

- А чьё имя вы вспоминаете, когда слышите слово басня? С творчеством какого писателя продолжим знакомство сегодня? (И. А. Крылов)

- Мы познакомимся с ещё одной басней И. А. Крылова.

- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе. СЛАЙД  5

 СОБАКА    КОШКА    МАРТЫШКА   КОРОВА    ОВЦА   КОЗА

- Сегодня мы познакомимся с басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки».

  • Целевая установка на урок.

- Какие цели поставим перед собой на уроке? Используйте для этого фразу «Я думаю, что узнаю …» (ответы детей)

- Давайте ещё раз прочитаем тему урока, о чём узнаем на уроке.(«И.А.Крылов – баснописец. Басня «Мартышка и Очки». Задачи: познакомиться с биографией И.А.Крылова, повторить, что такое басня, выяснить, какие характерные особенности есть у басни, учить понимать мораль басни) СЛАЙДЫ 6 И 7

- Что кажется трудным и пока непонятным?

- Для этого мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.

  • Введение в тему урока

-  Прежде чем начнём говорить о нём, ответьте на вопросы таблицы «Верите ли вы?»

Приём «Верите ли вы?»

Высказывание

+ или -

+ или -

1

И. А. Крылов имеет дворянское происхождение.

2

В детстве у Крылова были самые лучшие учителя.

3

Чтобы поставить памятник Крылову, деньги собирали по всей России.

4

И. А. Крылов написал более 300 басен.

5

Главные герои  басен Крылова – животные.

- Рассмотрите портрет Ивана Андреевича Крылова на экране. Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей) Давайте узнаем, так ли это.

- А. С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом». СЛАЙД 8

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве в семье скромного армейского офицера. Занятый службой отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать его была простой женщиной «без всякого образования, но умная от природы». Она ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему те небольшие познания, которыми обладала сама. Когда мальчику было 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Маленький Ваня начал служить переписчиком. Чтобы прокормить мать и младшего брата. Точно неизвестно, окончил ли он какое-нибудь учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Во многом помогли развитию мальчика книги, доставшиеся в наследство от отца. Книг этих был целый сундук и молодой Крылов перечитывал их без разбора. Около 30 лет Крылов прослужил в Петербургской Публичной библиотеке. Свою первую басню он написал, когда ему было около 40 лет. А всего он создал более 200 басен.  И. А. Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк. Подписывал он свои произведения псевдонимом Нави Волырк. Если прочтёте это имя справа налево, то сразу всё поймёте.

Дедушка Крылов – великий русский баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское – русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Он обогатил русскую речь крылатыми, остроумными выражениями и сравнениями.

В Санкт-Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. И. А. Крылов изображен сидящим и держащим в руках перо и тетрадь, окруженный множеством зверей, птиц и насекомых, постоянно действующих лиц в его баснях. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. СЛАЙД 8

- Ответьте на вопросы таблицы ещё раз. Кто ответил на вопросы правильно? Молодцы! Ваши предположения оказались верными.

- Вернёмся к поставленным на урок задачам. С какой задачей мы справились? (познакомились с биографией Крылова).

- Переходим к следующей. Что же такое басня? В каких источниках мы можем уточнить, что такое басня? Поработайте со словарём и найдите определение этого слова.

- Итак, басня – это небольшое произведение, написанное чаще всего в стихах, в котором высмеиваются недостатки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- Как вы думаете, чем басня похожа на сказку? (главными героями являются животные) В чём их отличие? (нет волшебства)

-А чем басня похожа на стихотворение? (написано в рифму) В чём отличие? (в ней есть мораль)

  • Физминутка

- Ребята, прежде чем перейти к басне, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у неё повадки?

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

Все присели, снова встали.

Вы резвиться не устали?

  • Работа с текстом до чтения. Словарная работа  СЛАЙД 10

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов и познакомимся с новыми словосочетаниями.

ДЮЖИНА - 12

ПОЛДЮЖИНЫ - 6

ТЕМЯ – верхняя часть головы

НАНИЖЕТ – одеть подряд на нитку, проволоку

НЕТ ПРОКУ – нет толку

НЕВЕЖДА – необразованный, несведущий человек

ПРОПАСТЬ – отчаяние, негодование

ПОЗНАТНЕЙ – от слова «знать» - богачи

НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек

«Слаба глазами стала» - слепая, плохо видит

«Зло ещё не так большой руки» - незначительно, невелико

«К худу клонит» - к плохому клонит

«А проку на волос нет в них» - отсутствие пользы

«Хватила о камень» - ударила, разбила

«Брызги засверкали» - разбились

  • Анализ басни

- Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

- Понравилась ли вам исполнение басни?

- Что представили себе?

-Теперь прочтите басню самостоятельно, про себя.

- Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?

- Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? ( нет, так очкам не пользуются)

-Почему Мартышка решила, что люди её обманули? (она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли)

-В чём комичность ситуации? Что вам показалось смешным?

-Вспомним, что такое мораль басни? (вывод, поучение, где объяснятся смысл басни)

- Найдите в тексте мораль этой басни. (К несчастью, то ж  бывает у людей…)

- С каким человеческим пороком, недостатком боролся Крылов, создавая эту басню? (с необразованностью)

- Что же автор хотел сказать нам, читателя? (Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами)

  • Работа над выразительным чтением басни

- Как прочитаем первые строчки? (спокойно, медленно)

- Прочитайте, как Мартышка примеряет Очки.  Как прочитаем эти строки? (Быстро, потому что она вертлявая)

- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? (с досадой, недовольством)

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в театр. Попробуем изобразить Мартышку, читая басню.

Инсценирование басни.

  • Подведение итогов

- На предыдущих уроках мы с вами познакомились с творчеством А. С. Пушкина. Давайте сравним творчество Пушкина и Крылова. Почему их произведения поместили в один раздел? ( Это великие русские писатели)

- Несмотря на великий талант и огромное количество его почитателей, А. С. Пушкин был наказан: отправлен в ссылку. Причём не однажды. Как вы думаете, почему? Обсудите этот вопрос в парах.

(Потому, что он писал не только о красоте природы, но и об отношениях между людьми. Он высмеивал людские пороки в своих произведениях. Но ведь никто не любит, когда над ним смеются, да ещё и прилюдно. Вот его и наказывали за то, чтобы другие не вздумали насмехаться над богатыми и знатными людьми.)

- Но вот И. А. Крылов смог избежать такой участи, хотя тоже постоянно высмеивал такие людские пороки как лживость, глупость, жадность, хитрость, трусость, лесть, лень. А наказать его было нельзя.

- Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал? Обсудите в парах. (наводящие вопросы, если дети сразу не ответят)

- Так кто главные герои басен? (животные)

- Чьи поступки высмеивает автор? (животных)

- А это обидно для человека? (нет)

- Как выдумаете, указывал ли автор в баснях на конкретного человека? (нет, он просто высмеивал плохие поступки всех людей)

- Так кто сможет ответить на вопрос – почему Крылов смог избежать наказания? ( Крылов, высмеивая людские пороки, использовал необычный приём: он переносил их на животных, а это для человека необидно и наказать за это нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки)

- Вернёмся к нашим целям на урок. Достигли ли вы их? Кто достиг, покажите мне палец вверх, а кто не достиг, вниз.

- Какие моменты из жизни И. А. Крылова вам больше всего запомнились?

- Каковы особенности басни?

- Кто является действующим лицом в басне?

- Такое мораль басни?

- Как вы отличите басню от сказки стихотворения?

- Предлагаю вашему вниманию Блиц-турнир. (карточки)

1. Имя и отчество Крылова

А. Иван Сергеевич

Б. Иван Саввич

В. Лев Николаевич

Г. Иван Андреевич

2. Что такое басня?

А. Рассказ о животных

Б. Нравоучительный рассказ

В. Весёлое повествование

3. Нравоучением (поучением) в басне называется:

А. Правило

Б. Закон

В. Мораль

Г. Присказка

4. Мораль в басне может быть:

А. В начале

Б. В конце

В. Верны оба варианта

- Обменяйтесь карточками с соседом.  Верные ответы на экране. Проверьте ответы друг друга. Оцените. СЛАЙД 11

  • Домашнее задание (дифференцированное) СЛАЙД 12

- Выберите свой вариант домашнего задания.

- Выучить басню «Мартышка и Очки» наизусть или..

- Попробуйте и в дома написать свою басню, в прозе или в стихах. Итак, что нам нужно помнить для этого:

1.Герои – животные, наделённые человеческими качествами.

2.У одного из нах присутствует отрицательная черта, которую мы будем высмеивать. Какими они могут быть? (лень, жадность, упорство, зависть…)

3.Придумайте ситуацию, в которой отрицательная черта показалась бы смешной и некрасивой.

4.В конце должна присутствовать мораль, поучение

  • Рефлексия СЛАЙД 13

- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению. Урок был для меня… интересным, сложным, увлекательным, непонятным, познавательным, трудным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методические разработки. Урок литературного чтения Тема урока: Н.Некрасов "Школьник"

Литературное чтение, УМК "Школа России", 4 класс  Тема урока: Н.А. Некрасов «Школьник»Знакомство обучающихся со стихотворением- напутствием «Школьник» ...