Конспект урока "Согласные звуки [ к ] и [ к’ ], буквы К, к"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Вагентова Лариса Алексеевна

Конспект урока "Согласные звуки [ к ]  и  [ к’ ], буквы К, к"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Согласные звуки [ к ]  и  [ к’ ], буквы К, к

Задачи урока: познакомить учащихся с буквами К, к; со звуками, которые обозначает   буква К; развивать умение читать сочетания букв, слоги, предложения; развивать речь; фонематический слух; внимание.

Формируемые УУД: умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно давать определение слова; классифицировать буквы; выделять в речи омонимы.

Ход урока

I.Организационная часть урока

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться,

Так как вы – ученики.

II. Актуализация опорных знаний и умений

Сегодня к нам на урок придёт необычный гость. Он тоже хочет научиться читать. Поможем ему исполнить желание. Отгадайте, кто это.

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады (кот).

- Посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми вы уже познакомились на уроках обучения грамоте.

а, о, у ,ы, и ,н, с

Игра « Буква рассыпались» (На доске два домика – синий и красный.)

Котёнок в школе – новичок. Стал с буквами играть и рассыпал их. Давайте поможем ему отправить буквы в свои домики.

Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему?

Какие буквы живут в синем домике? Почему?

III. Постановка целей и определение темы урока

- Кот очень благодарен вам, ребята, за помощь. Он хочет вам рассказать своё любимое стихотворение.

Как-то кот друзей созвал,
Всем конфеты раздавал:
Кролику, коту, козе.
Только отказались все.

- Назовите звук, который чаще всего слышали в стихотворении.

- Это звук гласный или согласный? Почему?

- Догадайтесь, с какой буквой вы сегодня познакомитесь на уроке.

IV. Изучение нового материала

1) Знакомство с буквами К, к и со звуками [ к ]  и  [к’]

- Всё правильно, сегодня будем говорить о буквах К, к.

- Как по-другому можно называть кота? (Котик, киска)

- Какой звук слышите в начале слова «котик», «киска»? ([к]  и  [к’])

- Какие это звуки? (Согласный твёрдый, согласный мягкий)

- Звуки[ к ]  и  [ к’ ] обозначаются буквами К, к. (Показ букв К, к и печатание их в тетради).

- На что похожа буква К, на какие буквы она похожа?

2) Различение звуков [ к ]  и  [ к’ ]

- Наш новый ученик предлагает вам отгадать загадку.

Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный …(мак).

– Какой звук слышите в конце слова?

Звуко- буквенный анализ слова мак.

- Ещё загадка.

А теперь послушайте другую загадку:

Эти красные цветки
Потеряют лепестки.
Потеряют лепестки,
Превратятся в сундуки,
А что прячут сундуки -
Попадёт на пироги…(маки).
Звуко- буквенный анализ слова маки.

- Подведём итог. Какой же звук [ к ]?

(Звук [ к ] – согласный, бывает твёрдый и мягкий, а ещё глухой).

3) Игра «Котик - киска»

Наш новичок предлагает вам поиграть. Игра называется «Котик - киска». Команда мальчиков будет называться «Котик». Если в словах они услышат звук [к], то встают из-за парт. Команда девочек будет называться «Киска». Если в словах услышат звук [к’], то они встают из-за парт.

Крот, кедр, каштан, кипарис, кит, ромашка, собака, крапива, кислица.

-На какие группы можно разбить эти слова? (Растения и животные)

- Чему научились в этой игре? (Различать мягкие и твёрдые согласные звуки)

4) Работа в парах. Игра «Ты мне, я тебе».

Дети по очереди называют друг другу слова сначала со звуком [ к ],  

потом со звуком [ к’ ].

5) Физкультминутка

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).

6) Чтение слогов с буквой к по « цепочке»

ка              ак        ска      нка

ко              ок        ско     нко

ку              УК      ску      нку

ки              ик        ски     нки

V. Закрепление изученного материала

4) Работа по учебнику с.49

- Кто изображён на рисунке? Чем заняты мальчики? Как они одеты? Почему летом нужно на голову надевать панаму? Что может случиться с мальчиком, у которого нет головного убора?

-Как зовут мальчиков?

- Что они делают?

- Найдите слова, в которых встречается буква к.

- Почему слова последнего столбика написаны с заглавной буквы? ( имена, отчества , фамилии людей пишутся с большой буквы)

- Найдите среди напечатанных слов многозначное слово (коса)

- Что значит многозначное слово? Какие значения имеет слово – коса?

( многозначное слово – это слово, которое имеет много значений; к

- Для чего в летнее время в деревнях косят траву, сушат, складывают в стога и копны? (копна – небольшой округлый стог сена)

5)Повторное чтение рассказа

Поставьте друг другу вопросы по рассказу.

6) Физкультминутка

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

7) Работа с пословицами на с.48

Объясните нашему новому ученику смысл пословиц. Чему они нас учат? Найдите в пословицах букву К.

7)Работа по учебнику с.50

Чтение парами, хором, индивидуально

9)Работа по учебнику с.51

-Помогите котёнку соотнести сова и схемы.

-Составьте рассказ о шаловливом котёнке.

-Какой совет дадите нашему герою?

VI. Подведение итогов урока

- С какой новой буквой познакомились?

- Какие  звуки она обозначает?

- Что запомнилось на уроке?

VII. Рефлексия

-Сделайте подарок котёнку .

На партах у вас рисунки клубков ниток  разного цвета. Выберите и поднимите один из них.

1.Красный - если было радостно, интересно работать. У вас всё получилось.

2.Жёлтый - если было спокойно, но  у вас что-то не совсем получилось.

3.Зелёный - если вас работа не заинтересовала, было грустно и вы не довольны своей работой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока «Звуки [б], [б\'] и буква Б, б»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе, открытие новых знаний. Знакомство с новым звуком, и буквами, которыми она обюзначается на письме...

Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...

Конспект урока «Люби все живое. Звуки [й,о],[ ,о]. Буква Ё ё. Двойная роль буквы Ё»

Конспект урока обучения грамоте по учебнику В.Г. Горецкого «Азбука» 1 класс.Разработка содержит подробное описание каждого этапа урока с применением технологии продуктивного чтения....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»

Тема: Звуки [т], [т’] и буква «т». Письмо строчной буквы «т»   Цель:  формирование понятия о согласных   звуках [т] [т’], букве &laqu...

Конспект урока обучения грамоте: "Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т в слогах и словах." ( УМК " Школа России" , 1 класс)

Тема: Звуки [д][д*] и буква Дд (закрепление). Сопоставление букв д т  в слогах и словах.Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках [д] [д*], о букве Дд, развитие умений сопоставлять ...

Конспект занятия "Звуки М и Мь. Буква М.

Конспект группового занятия с учащимися 1 класса с общим недоразвитием речи. Тема "Звуки М и Мь. Буква М. В период обучения ребёнка чтению первоначально происходит звуковой анализ устной реч...