Особенности смыслового чтения как технологии на уроках литературного чтения в начальной школе
статья по чтению

Луцик Надежда Валентиновна

В данной публикации  расмотрены особенности смыслового чтения как технологии на уроках литературного чтения в начальной школе         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности смыслового чтения как технологии на уроках литературного чтения в начальной школе        

 Смысловое чтение как понятие        

В «Примерной основной образовательной программе начального образования» под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента,  т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный  подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

  • Осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • Определением основной и второстепенной информации;
  • Формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

  • В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
  • В регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
  • В познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

  • Различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
  • Распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
  • Собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям.

         Следовательно, стратегия  смыслового чтения  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология смыслового чтения

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.  Постановка  целей  урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

 II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

2.  Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному тексту, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

4.  Выразительное чтение.

       III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

       Заглавие  и ключевые понятия как опорные элементы текста.

         Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяется рассмотрению основных элементов текста, таким,  как заголовок и ключевые понятия. Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей. Заголовок в высшей степени   предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его   суть,  является своеобразным кодом, дешифровка которого  открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

Перед чтением любого произведения применяется приём «прогнозирования», то есть  обучающимся предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

Важнейшим моментом работы с текстом является работа с незнакомыми, непонятными словами. На данном этапе обучающиеся отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов, обращаясь к различным словарям.

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение изучаемого текста. Одним из эффективных методов являются дискуссии, упражнение в мастерстве мышления и коммуникации. 

Процесс чтения завершается формированием собственного критического мнения. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может как совпадать с авторским мнением, так и не совпадать. Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

Необходимо формировать у обучающихся способность не просто пересказывать текст, но и учить выражать  свое отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать действия героев произведения.

На уроках литературного чтения школьники учатся задавать вопросы разного уровня сложности, делать выводы, составлять тезисы (выделять главную, существенную и второстепенную информацию). Они учатся составлять план (простой или сложный), перекодировать полученную информацию в графических схемах, выделяя и определяя все взаимные логические связи и операции между единицами информации, описывать и комментировать все свои действия, давать оценку выявленной информации.

         Таким образом, через книгу, через осмысленное чтение ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь начинающему читателю увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

При подготовке вопросов и заданий для учащихся можно вспомнить, какие познавательные учебные действия формируются при анализе художественного произведения.

  • Понимание тематики и проблематики произведения.
  • Понимание сюжета и жанра.
  • Понимание художественной идеи, авторской позиции и концепции.
  • Умение видеть произведение во временном контексте: а) эпохи его создания, б) при  восприятии современным читателем.
  • Понимание характера героя, системы персонажей произведения.
  • Выявление особенностей композиции, стиля.
  • Умение выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного и понятого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»

«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»...

Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе

Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...

«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....

Статья. «Здоровьесберегающие технологии на уроках литературного чтения в начальной школе»

Статья. «Здоровьесберегающие технологии  на уроках литературного чтения  в начальной школе»...

методическая разработка «Проектная технология на уроках литературного чтения в начальной школе»

материал Тамары Александровны Яковлевойхарактеризует:1)    достаточный объем проработанной и осмысленной научной литературы в области теории языковой личности, педагогики и психологии д...

Использование ТРИЗ-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Работа содержит описание некоторых приёмов решения изобретательских задач на уроке литературного чтения....