Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Пешкова Е.А.

С.Михалков стихотворения "Мой секрет","Сила воли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mihalkov.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Копанищенская средняя общеобразовательная школа"

Технологическая карта урока

литературного чтения

Тема: С. Михалков "Мой секрет"

2 класс

Учитель: Пешкова Елена Александровна

Предмет: литературное чтение

Класс:2

Тема урока: С. И. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»

Цели деятельности учителя: расширять читательский кругозор детей. Познакомить учащихся со стихотворениями С.В. Михалкова «Мой секрет» «Сила воли»; развивать умение подтверждать свое мнение выдержками из текста; развивать ассоциативное мышление и творческие возможности детей.

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитывать интерес к чтению, внутреннему миру человека, чувства дружбы, товарищества; развивать критическое мышление, внимание, память, речь, умение формулировать проблему.
  • Предметные: познакомиться с биографией писателя С. И. Михалкова; учиться различным видам работы с текстом, анализировать прочитанное.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч), учебная презентация, карточки для оформления доски, иллюстрации к стихотворению С. Михалкова "Дядя Стёпа", карта,  карточки для работы в группах, книги для выставки.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

А урок у нас сегодня необычный.

Проведу его я. Зовут меня Пешкова Е.А.

II. Актуализация необходимых знаний.

Постановка проблемы.

III. Мотивация познавательной деятельности.

Постановка темы урока.

-Ребята, а вам нравится разгадывать ребусы, отгадывать загадки?

Тогда посмотрите, пожалуйста, на этот коллаж  и попытайтесь определить, с именем  какого человека  связаны все эти фрагменты?

- Расшифровать  имя этого человека нам поможет следующая загадка

ЙЕГРЕС ЧИВОРИМИДАЛВ ВОКЛАХИМ

- Это Сергей Владимирович Михалков (портрет)

(Возвращаемся к коллажу, выясняем что детям известно и знакомо) Нам известны некоторые стихи этого поэта. (какие?)

В настоящий момент мы смогли расшифровать  не все загадки этого коллажа, но мы вернемся к нему еще раз в конце нашего урока. И сможем ответить оставшиеся вопросы.

Так необычно (с загадок, секретов) начался наш урок.  А есть ли у вас ваши собственные секреты?

 И стихотворение С.В. Михалкова, с которым мы сейчас познакомимся,  тоже называется  «Мой секрет»

- Что означает слово «секрет»? (Что-то, что никому не рассказывают, не показывают; тайна – синоним)

- Сделайте предположение, о чём это стихотворение?  (О секрете, который хочет рассказать автор).

- Попробуем сформулировать учебную задачу нашего урока, какое открытие нам предстоит сделать?

(Открыть секрет С. Михалкова)

-Какие цели мы перед собой поставим?

- (Поговорим о секрете великого поэта С.Михалкова, будем учиться анализировать текст стихотворения)

Помогает сформулировать учебную задачу.

Высказывания учащихся

Высказывания учащихся

IV.Организация познавательной деятельности.

- Давайте, прослушаем аудиозапись стихотворения и попытаемся открыть секрет С. Михалкова.

  1. Прослушивание аудиозаписи стихотворения  «Мой секрет».
  1. Работа над текстом.

- Поделитесь своими впечатлениями.

- Что удивило? Что поразило? Что показалось интересным?

 - Кто является героем произведения?

Повторное чтение

- Прочитайте самостоятельно стихотворение про себя и найдите ответ на вопрос: «В какую страну приглашает нас автор?».

  • Какими еще словами называет поэт эту «удивительную Страну»?

Страна Фантазий, Страна Проказ, Страна Затей,  Держава Детства).

Словарная работа - Что означает слово «держава»? (Могущественная страна, государство)

- Попробуйте найти державу Детства на нашей карте мира.

- На карте этой страны нет, а где тогда она находится? (В мыслях, в душе человека).

Организует работу в парах

Организует беседу-рассуждение по содержанию, выборочное чтение.

Прогнозируют содержание произведения

Постановка учебной задачи

Слайд слова (карта мира)

Физкульминутка

«

Выполнение действий

1.Выборочное чтение

2. Работа над выразительным чтением. Работа в группах.

Выборочное чтение

- Каждый ли может попасть в эту страну, как об этом говорит поэт, зачитайте (2 строфа).

- А что происходит с жителями этой страны, зачитайте (3 строфа).

- Почему они «простились навсегда» со страной Детства?

- А удалось ли С. Михалкову остаться в этой стране? Почему? Зачитайте (5 строфа)

- Как вы понимаете, где это «тут» и «там»?

- Как Михалкову удаётся попасть в страну Детства? Может он волшебник?

- Как об этом говорит сам автор?  (6 строфа).

- Как помогает ему странный багаж: ручка, карандаш и бумага?

(Его страна детства – в его душе. Поэт,  став взрослым, не разучился удивляться, фантазировать, он любит озорные затеи и проказы. В душе он остался ребёнком, ему близок мир детей, поэтому он пишет стихи для детей и о детях)

- Ребята, а каждый взрослый может попасть в страну Детства? Почему?

- А сейчас поработаем в парах и выясним, какие чувства переживает автор в этом стихотворении.

Перед вами словарь настроений подберите к каждому четверостишию нужное настроение и интонацию для чтения.

Экспресс- конкурс чтецов. Чтение в наушниках.

Организует беседу-рассуждение по содержанию, выборочное чтение.

Организует работу в парах.

Организует отчёт групп (пар)

Читают,  находят ответ на вопрос, высказывают своё мнение.

Участвуют в беседе, высказывают своё мнение и выборочно зачитывают отрывки из текста.

Учащиеся, используя словарь настроений (радость, грусть, тоска, гордость, восторг, счастье, сожаление и др), подбирают нужные отрывки.

Представляют результаты работы: высказывают своё мнение, зачитывают отрывки из текста.

.Организация познавательной деятельности.

А сейчас мы познакомимся с ещё одним стихотворением С. Михалкова.

- Что такое воля? Сила воли в вашем понимании?

Сергей Михалков неустанно работал над собой.  Он посвящал вам, дети, все свое творчество и мечтал, чтобы и вы поступали также. 

- Нас ждет его откровенное признание

Сл. работа: откровенно

- Что значит откровенное признание?

 Чтение стихотворения С. Михалкова «Сила воли» учителем.

Я откровенно признаюсь,

Что в темноте я спать боюсь.

Мне так и хочется вскочить

И поскорее свет включить,

Когда вокруг меня темно

И занавешено окно.

 

Я чувства этого боюсь,

Но силой воли с ним борюсь –

Я говорю себе: «Лежи!

Глаза закрытыми держи!»

- Как вы думаете, сумеет ли малыш преодолеть свой страх? Почему?

И я лежу, лежу, лежу,

Глаза закрытыми держу

И засыпаю наконец.

Ну, разве я не молодец!

- Как иначе можно было поступить, чтоб не бояться?

 А можно было бы начать

С того, чтоб свет не выключать

И, чтобы не было темно,

Не занавешивать окно,

И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

- Почему автор решил не выключать свет, а побороть свой страх силой воли?

- А как вы боретесь со своими страхами?

Работа с иллюстрацией.

- Что изобразил художник?

- Какое выражение лица у героя?  Почему?

Первичное закрепление

 Ребята,, обратите внимание. Это стихотворение можно разбить на 3 смысловые части

(выразительное) чтение в соответствии с планом.

 Найдите и прочитайте отрывок, где герой:

- начинает испытывать страх;

- борется со страхом;

- поборол страх.

Используем прием «Живая картинка»

1 ученик читает, остальные мимикой изображают чувства героя.

- Какова главная мысль этого стихотворения?

Прочитайте и выберите верное утверждение:

  1. Если у человека есть сила воли, он не сможет побороть в себе плохие качества.
  2. Если у человека есть сила воли, он сможет побороть в себе плохие качества.

Чтение вслух утверждения. Сила воли препятствует тому, что лень, трусость могут встать рядом с человеком.

слайд

Рефлексия.

Продолжите предложения:

-Стихотворения Михалкова меня научили…..

Сила воли – это ……

-Человеческие недостатки – это……

Читая Михалкова, удивляюсь,

Какой он многогранный человек.

В его стихах и музыка, и радость,

Вкус жизни, энергетика и свет.

Он посмеяться может, не обидев,

 А только подмечает, что не так.

И каждому себя поможет видеть

Со стороны, а это не пустяк….

Осмысление .

Ребята, мы прочитали и проанализировали   два стихотворения  С.В. Михалкова. Что можно сказать о человеке (о его характере), который написал их? Сделайте свои предположения?

Ответы детей (предположения)

А хотите узнать об этом удивительном человеке подробнее? Узнать оправдаются ли наши предположения?

Работа в группах

Биографический материал.

Ознакомление с фактами из жизни Сергея Михалкова

  1. Сергей Михалков родился в Москве.

Уже в раннем детстве с 9 лет писал собственные стихи.

Михалков писал стихи для детей, сказки, сочинял басни.

Самое знаменитое произведение - "Дядя Степа". Этот герой сразу полюбился и детям и взрослым.

Работает Михалков и для взрослых, он известен как сценарист, переводчик, автор слов к Гимну России.

Суммарный тираж всех изданных книг под именем С. Михалкова превысил 300 миллионов экземпляров. Обратить внимание на доску (выставка книг)

  1. В годы войны Сергей Михалков был военным корреспондентом в разных газетах, побывал почти на всех фронтах. Михалков был ранен. За выполнение заданий командования был награждён орденами.

Всем известен  памятник  «Могила Неизвестному солдату» в Москве на Красной площади, но мало кто знает, что слова на его постаменте «Имя твое неизвестно, подвиг  твой бессмертен» принадлежат С.В. Михалкову.

  1. За свою многолетнюю творческую жизнь  Сергей Михалков удостоился большого количества государственных наград и премий нашей страны и других государств. В 1999 году одна из малых планет Солнечной системы была названа в честь писателя

Но самой дорогой наградой он считал для себя – Орден Улыбки. Эта награда уникальна тем, что ею награждаются люди, прославившиеся свои талантом, добротой и любовью к детям. Да, и инициатива о присуждении ордена также должна была исходить от детей. Впрочем, при получении Ордена необходимо было пройти одно испытание… выпить стакан лимонного сока, что Михалков с честью и улыбкой выдержал и при этом экспромтом выдал четверостишие:

Нет, вы не сделали ошибки,

Что присудили Орден мне.

Я буду с Орденом Улыбки

Трудиться для детей вдвойне

Сергей  Михалков работал  для детского и для взрослого театра. Всего им написано 36 пьес, по его пьесам снято 29 мультфильмов и 16 кинолент.

В Москве, напротив дома, где он жил установлен памятник писателю. Посмотрите, как необычен он.

Задумчивый писатель. Игрушки у лавки, на которой сидит Михалков,. А напротив него бронзовая девочка, которая несет цветы. Все это напоминает о том, что он - один из самых известных и любимых детских писателей.

Выступает 1 представитель от группы (находится соответствующая картинка на коллаже)

Рефлексия

VI. Домашнее задание

- Ребята, вспомните, что мы хотели узнать о С. Михалкове?

 (Секрет С. Михалкова)

- Как вы думаете, нам удалось раскрыть его секрет?

- Что нужно С. Михалкову, чтобы попасть в удивительную страну Фантазий, Проказ и Затей?

- А вам?  (Вам ничего не нужно, вы живёте в ней. Вам нужно только работать над собой. Бороться с плохими и вредными привычками. Только веселые, добрые люди могут стать жителями этой страны )

Вот какой секрет нам открыл  С.В. Михалков

Научиться читать стихотворения выразительно.

Нарисовать свою страну Фантазий и Проказ и озорных  Затей, не забудьте изобразить тех, кто живёт вместе с детьми в этой стране.

О Михалкове можно долго говорить,

Но невозможно все о нем сказать.

 Как можно Михалкова не любить,

Как можно Михалкова не читать.

Пройдут года, но детства чудный миг,

Нам невозможно будет повторить.

Но с нами будет Михалков всегда

В своих стихах по-детски говорить.

Спасибо всем за работу

Организует беседу.

проводят самооценку своей деятельности

Участвуют в беседе, высказывают своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...