Стратегии смыслового чтения в начальной школе
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Шаяхматова Анна Валерьевна

                                              Стратегия чтения

«…стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения…план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «чтец-текст», становятся стратегий чтения. (Сметанникова Н.Н., 2007)

Виды стратегий

  • Предтекстовые
  • Текстовые
  • Послетекстовые

Любая стратегия рассчитана на целостное восприятие текстовой информации и учитывает как особенности ее восприятия, так и процессыф понимания, рефлексии и т. д

Таблица «плюс-минус-интересно»

Перед началом чтения текста в первую и вторую колонки заносится известная школьникам информация по определенной проблеме, характеризующая рассматриваемое явление как с положительной, так и с отрицательной стороны. В третью колонку записываются вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы

По ходу чтения в соответствующие графы таблицы заносится новая информация, пошаговое знакомство с которой позволяет связать ее с уже имеющейся

Таблица «знаю-хочу знать- узнал

Данная стратегия предполагает выполнение следующих действий:

  • Мозговой штурм, результатом которого должно стать определение того, что школьники знают по теме;
  • Определение того, что они хотят узнать из текста
  • Знакомство с текстом с фиксацией того нового, что удалось узнать в соответствии с исходным запросом
  • Таблица «Верные –неверные утверждения»
  • Перед началом чтения текста учащимся предлагаются некоторые утверждения, справедливость которых школьники должны определить, обосновывая свой ответ. После чтения необходимо вернуться к этим утверждениям и вновь оценить их достоверность, используя полученную из текста информацию.

Стратегия SQ3R (обзор-вопрос-чтение-изложение):

  • S(Survey)-обзор
  • Q(Question)-вопрос
  • R(Read)-чтение
  • R(Recall)-повторение
  • R(Review)-вывод, резюме

Использование данного метода предполагает прохождение двух этапов: беглый взор(просмотровое чтение) и повторное(изучающее)чтение

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

На предтекстовом этапе формируются вопросы, на которые учащиеся хотят получить ответ, на текстовом-записываются вопросы, возникающие в процессе чтения; вопросы на послетекстовом этапе помогают осмыслить содержание в целом или важные для решения проблемы аспекты.

«Мозаика»

Каждый учащийся получает одну из частей текста, все обладатели одинаковых фрагментов собираются в отдельные группы и пытаются прогнозировать содержание и структуру текста по фрагменту, формулируя его тему. Затем школьники собирают из фрагментов общий текст, обсуждая его проблематику, композицию и обосновывая порядок следования частей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_chteniya_shayahmatova.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Стратегия чтения

«…стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения…план и программа действий и операций читателя, работающего с текстом, которые способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «чтец-текст», становятся стратегий чтения. (Сметанникова Н.Н., 2007)

Виды стратегий

  • Предтекстовые
  • Текстовые
  • Послетекстовые

Любая стратегия рассчитана на целостное восприятие текстовой информации и учитывает как особенности ее восприятия, так и процессыф понимания, рефлексии и т. д

Таблица «плюс-минус-интересно»

Перед началом чтения текста в первую и вторую колонки заносится известная школьникам информация по определенной проблеме, характеризующая рассматриваемое явление как с положительной, так и с отрицательной стороны. В третью колонку записываются вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы

По ходу чтения в соответствующие графы таблицы заносится новая информация, пошаговое знакомство с которой позволяет связать ее с уже имеющейся

Таблица «знаю-хочу знать- узнал

Данная стратегия предполагает выполнение следующих действий:

  • Мозговой штурм, результатом которого должно стать определение того, что школьники знают по теме;
  • Определение того, что они хотят узнать из текста
  • Знакомство с текстом с фиксацией того нового, что удалось узнать в соответствии с исходным запросом
  • Таблица «Верные –неверные утверждения»
  • Перед началом чтения текста учащимся предлагаются некоторые утверждения, справедливость которых школьники должны определить, обосновывая свой ответ. После чтения необходимо вернуться к этим утверждениям и вновь оценить их достоверность, используя полученную из текста информацию.

Стратегия SQ3R (обзор-вопрос-чтение-изложение):

  • S(Survey)-обзор
  • Q(Question)-вопрос
  • R(Read)-чтение
  • R(Recall)-повторение
  • R(Review)-вывод, резюме

Использование данного метода предполагает прохождение двух этапов: беглый взор(просмотровое чтение) и повторное(изучающее)чтение

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

На предтекстовом этапе формируются вопросы, на которые учащиеся хотят получить ответ, на текстовом-записываются вопросы, возникающие в процессе чтения; вопросы на послетекстовом этапе помогают осмыслить содержание в целом или важные для решения проблемы аспекты.

«Мозаика»

Каждый учащийся получает одну из частей текста, все обладатели одинаковых фрагментов собираются в отдельные группы и пытаются прогнозировать содержание и структуру текста по фрагменту, формулируя его тему. Затем школьники собирают из фрагментов общий текст, обсуждая его проблематику, композицию и обосновывая порядок следования частей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие смыслового чтения в начальной школе

В данном материале  вкраце дается понятие смыслового чтения и пприводится пример работы с текстом в первом классе....

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Литературный тренажёр.Сборник диагностических и оценочных материалов для развития метапредметного результата смысловое чтение в начальной школе.

В   сборнике представлены   диагностические и оценочные материалы для формирования  метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом учащихся начальных классов.Диагнос...

Организация смыслового чтения в начальной школе

Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла...

Доклад "Приемы смыслового чтения в начальной школе"

Доклад содержит информацию о видах и приемах смысловго чтения в начальных классах...