урок литературного чтения Сказочная страна
методическая разработка по чтению (2 класс)

Формировае умение работать со сказкой - делать выводы, видеть скрытый смысл, давать характеристику героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Ветошкина Татьяна Петровна

Класс – 2

Предмет – Литература.

Урок – урок  систематизации и обобщения знаний.

Тема урока: Сказочная страна.

Тип урока – комбинированный урок (с применением игровых технологий)

Цели: формирование умения работать со сказкой -  видеть скрытый смысл, делать выводы, давать характеристику героев и отстаивать свою точку зрения.

Образовательные: понимать содержание прочитанного, формировать умение пересказать текст и отвечать на вопросы по тексту, отстаивать свою точку зрения, умение выделять героев, персонажей и главной мысли произведения.

Развивающие: 

  1. расширить кругозор чтения учащихся, развить познавательный интерес;
  2. формировать связную устную речь учеников;
  3. способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности, логического мышления, воображения;
  4.  обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитание у учащихся умения работать парами, слушать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: конверты с заданиями, интерактивная доска, доска, памятки, нуммерация столов (класс разбит на 3 команды), карандаши.

Актуальность. Применение  системно – деятельностного подхода в обучении, ориентировано на развитие личности ребёнка. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Познавательные УУД:

Формирование  умения извлекать информацию из иллюстраций, схем, изученного ранее материала; обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа информации делать выводы;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать, понимать других и работать в группах; оформлять свои мысли в речевое высказывание

Регулятивные УУД:

Формирование умения планировать действия в соответствии с поставленной задачей,  высказывать своё предположение на основе работы с текстом; оценивать процесс и результат деятельности.

Личностные УУД:

Формирование мотивационной основы учебной деятельности, умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ход урока.

  1. Орг. Момент (2 минуты)

Учитель

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок!

Слушайте внимательно,

Трудитесь старательно.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели!

  1. Мотивация. (3-5 минут)

Речевая разминка

У пеньков опять пят опят.

Выделяем интонационно попеременно каждое слово в предложении. Произнесите  скороговорку восклицательно (радостно), грозно, жалостно. Следим за изменением смысла.

  1. Актуализация знаний. Постановка темы урока.(5-7 минут) 

На доске записаны слова: сказать, рассказать, сказочник, сказка, присказка, подсказка, пересказать, высказать.

У. - Какая у них общая часть? Что такое общая часть слова? (корень) Какой корень в этих словах? (сказ)

Какое слово не вписывается в урок? (подсказка) Можно ли подсказывать на уроке? (нет).

У. - А давайте вспомним правила поведения на уроке. Давайте введём правила работы в паре, группе. Вешаем на доску памятку:

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать 

Надо руку поднимать.

Запомни и соблюдай простые правила:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

У. –Как понимаем пословицу: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Дети обсуждают пословицу и приходят к выводу, что все сказки учат чему-либо. Формулирую тему урока. – Сказочная страна.

У. – А на какие три группы мы можем поделить сказки? Сказки, в которых главные действующие лица – звери – про животных, главные герои - простые люди их жизненный уклад – бытовые и сказки, в которых есть волшебные превращения, волшебные помощники – волшебные.

Выполняют работу с карточками – распредели сказки на 3 группы (бытовые, волшебные, о животных).

Итак, подведем итог сказки бывают…

Ученики – сказки бытовые, сказки о животных, волшебные.

  1. Открытие нового знания. (10 – 15 минут)

Слушая или читая сказку, вы постигаете её неповторимый волшебный мир. Сегодня мы познакомимся со сказкой «Самое дорогое». А что самое дорогое для каждого из вас? – ученики высказываются. Давайте сравним ваши ответы с тем, что самое дорогое для героев сказки. Учащиеся знакомятся со сказкой по отрывкам и высказывают своё предположение (первое прочтение учителем). Далее ребята зачитывают сказку самостоятельно.

Разбор слов, сложных для понимания.

Прялка – приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.

Ивовый прутик - тонкая отломанная, отломившаяся ивовая ветка без листьев.

Ткать – плести, делать что-нибудь  сетчатое. 

  1. Разминка(2-3 минуты). https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
  2. Первичное усвоение нового знания (5 минут)

Обсуждение сказки:

У. – Назовите главных героев сказки.

У. - Назовите персонажей, которых мы можем встретить в жизни. Чем они занимались? Может ли быть такая ситуация в жизни? Уч. – да.

У. – Назовите персонажа, который является вымышленный – сказочный элемент.

Уч. – Лесной Дед.

У. – Зачитайте, как выглядел Лесной Дед.

У. – Сразу старик со старухой определились с тем, что попросить у Лесного Деда? (нет). – еще один сказочный элемент – троекратный повтор.

У. – Найдите в тексте главную мысль и подчеркните её. Где мы будем искать в тексте главную мысль?

Уч. – в конце текста – это просьба старика.

У. – выделите в тексте ключевые слова сказки, по которым её можно распознать. Вспоминают определение ключевые (опорные слова) – это главные слова в произведении – главные герои, предметы, вокруг которых происходят и главные события. Для сказки «Самое дорогое» - старуха, старик, Лесной Дед, прялка, ножичек, просьба, здоровые руки, самое необходимое.

7. Первичная проверка понимания (3- 4 минуты)

Прежде чем запишем слова, давайте потренируемся.

  Игра - https://quizlet.com/569473008/match

Тест - https://quizlet.com/569473008/test

Работают по тексту сказки, в группе – характеризуют главных героев и выполняют рисунки своего героя (учатся распределять обязанности) и соотносят пословицу, соответствующую главной мысли произведения. Презентуют выполненную работу. Характеристика героев (слова для выбора), дополните своими словами.

Жадность

Доброта

Мудрость

Зависть

Трудолюбие

Грубость

Пословицы на выбор для учеников:

  1. Здоров будешь, всего добудешь.
  2. Доброе здоровье – дороже золота.
  3. Имею ремесло — и на камне хлеб достану.
  1. Первичная закрепление: (1-2 минуты)

У. – Можем ли мы сказку «Самое дорогое» отнести к бытовым сказкам?

Ученики выполняют тест по сказке «Самое дорогое».

Вывод – сказка учит нас быть трудолюбивым, рассчитывать на свои силы, стараться добиваться всего самому. А так же учит любви и уважению друг к другу.

У. - Все мы знакомы со сказками с раннего детства. Они нам очень полюбились, нам их читали на ночь, в течение дня, из них мы узнавали много нового и интересного. В сказках, как правило, есть две стороны – добро и зло, это две противоположности. Так давайте поиграем в игру противоположности: большой - маленький, светлый - темный, короткий - длинный, много-мало, избыток – самое необходимое, честный – лживый, чистый-грязный, умный-глупый, начало урока - конец урока.

У. – вот и подошёл наш урок к завершению. Давайте подведем итог урока:

1.  Что интересного вы узнали?

2. Что показалось самым сложным?

В начале урока я спрашивала о том, что для вас самое дорогое. Изменилось ли у кого-нибудь из вас понятие о самом дорогом в жизни.

      9. Домашнее задание: (1-2 минуты)

  1. Составьте план по сказке, разделив её на смысловые части.
  2. Подготовьте пересказ по плану.
  1. Рефлексия: (1-2 минуты)
  • Если вам урок понравился, у вас всё получилось и всё было понятно, то нарисуйте  весёлый смайлик Картинки по запросу "весёлый смайлик"
  • Если у вас возникли небольшие сложности, то нарисуйте нейтральный смайлик Нейтральный смайлик изолированный на белой предпосылке
  • Если вам было сложно и непонятно, то нарисуйте грустный смайлик Картинки по запросу "грустный  смайлик"

Русская народная сказка «Самое дорогое»

Жили-были в старой избушке старик со своей старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, а старуха лён ткёт. Тем и кормятся.

Вот сидят они, трудятся:

— Ох, дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась!

— Да-да, а у меня гляди-ка, ручка у ножа треснула, едва держится.

— Сходи-ка ты в лес, старик, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.

— И то верно, пойду.

Пошёл старик в лес. Приглядел он хорошее деревце. Только замахнулся он топором, а из чащи Лесной Дед выходит. В мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

— Не трогай, — говорит, — моих деревьев: ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, — всё дам.

Удивился старик, обрадовался. Пошёл домой со старухой посоветоваться. Сели они рядком перед избой на лавочку. Старик и спрашивает:

— Ну, старуха, чего мы у Лесного Деда просить будем? Хочешь — много-много денег попросим? Он даст.

— А на что нам, старик? Нам их и прятать негде. Нет, старик, не надо нам денег!

— Ну, хочешь, попросим большое-пребольшое стадо коров и овец?

— А на что нам, старик? Нам с ним и не управиться будет. Есть у нас коровушка — молоко даёт, есть шесть овечек — шерсть дают. На что нам больше? Не надо!

— А может быть, старуха, мы у Лесного Деда тысячу курочек попросим?

— Да что ты, старик, чего выдумал? Чем же мы их кормить станем? Что с ними делать будем? Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок — нам и довольно.

Думали, думали старик со старухой — ничего придумать не могут: всё, что нужно, у них есть, а чего нет, то они своими трудами всегда заработать могут. Встал старик с лавки и говорит:

— Я, старуха, придумал, чего у Лесного Деда просить надо!

Пошёл он в лес. А навстречу ему Лесной Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.

— Ну как, мужичок, надумал, чего тебе надобно?

— Надумал, — старик говорит. — Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем.

— Будь по-вашему, — Лесной Дед отвечает.

И живут-поживают с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет.

Тем и кормятся.

И хорошо живут, счастливо!

Картинки по запросу "весёлый смайлик"Нейтральный смайлик изолированный на белой предпосылке

Картинки по запросу "грустный  смайлик"

Картинки по запросу "прялка это"

Характеристика героев (слова для выбора), дополните своими словами.

Жадность

Доброта

Мудрость

Зависть

Трудолюбие

Грубость

Злость

Забота

Умелец

Рассуждение

Милосердие

Защитник

Ум

Смекалка

Пословицы на выбор для учеников:

1.        Здоров будешь, всего добудешь.

2.        Доброе здоровье – дороже золота.

3.        Имею ремесло — и на камне хлеб достану.

4.           Где труд, там и счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки».

Обобщающий урок по литературному чтению во 2 классе проводился как урок- КВН. В классе соревновались две команды "Буратино" и "Красная Шапочка", в конце подвели итог. Победила команда "Буратино". Ребя...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки» «Наши любимые герои – сказочные человечки»

Урок литературного чтения во 2   классеТема: Обобщение по разделу «Сказочные человечки»«Наши любимые герои – сказочные человечки»Задача: Обобщить знания учащихся о признаках повести-ск...

Урок литературного чтения "Сказочные человечки"

Урок-закрепление по литературному чтению, 3 класс по теме "Сказочные человечки"....

Урок литературного чтения. Тема урока "Фестиваль сказочных героев"

ЦЕЛИ: повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных            сказках...

Конспект урока литературного чтения. Тема"Страна Фантазия. Знакомство с названием раздела. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Страна Фантазия. Знакомство с названием раздела. Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»». Цели деятельности учителя: знакомс...

Методическая Разработка к уроку литературного чтения.Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концом Первый урок

Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концомПервый урок...