урок литературного чтения В гости к Ямалу
методическая разработка по чтению (3 класс)

Формирование смыслового чтения, умение понимать и анализировать прочитанное. Познакомить с бытом народов севера и особенностями жизни региона Ямал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Ветошкина Т.П.

Класс – 3

Предмет – литература.

Урок – урок открытия нового знания.

Тема урока: В гости к Ямалу.

Тип урока – комбинированный урок

Цели: закрепление работы с текстом по развитию смыслового чтения,  умения понимать и анализировать прочитанное. Формирование интереса к изучению быта народов севера и особенностями жизни региона Ямал.

Образовательные: обобщить знания о тексте, понимать содержание прочитанного, формировать умение пересказать текст и отвечать на вопросы по тексту, отстаивать свою точку зрения, умение выделять тему и главной мысли произведения, различать типы текстов.

Развивающие: 

  1. расширить кругозор чтения учащихся, развить познавательный интерес;
  2. развить умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;
  3. формировать связную устную речь учеников;
  4. способствовать развитию памяти, внимательности, наблюдательности, логического мышления, воображения;
  5.  обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитать у учащихся умения работать парами, слушать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: листы с заданиями, интерактивная доска, тетради для работы с текстом.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Познавательные УУД:

Формирование  умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, изученного ранее материала; обобщать и классифицировать по признакам; на основе анализа информации делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать, понимать других и дополнять ответ в случае необходимости; оформлять свои мысли в речевое высказывание, при необходимости доказывать, обосновывать свою точку зрения. Воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, коллективизма, самостоятельности и дисциплины.

Регулятивные УУД:

Формирование умения ставить цели, планировать действия в соответствии с поставленной задачей,  определять методы достижения цели, оценивать процесс и результат деятельности.

Личностные УУД:

Формирование мотивационной основы учебной деятельности, развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, воображения, внимания, обобщить жизненный опыт учеников.

Ход урока.

  1. Орг. Момент (2 минуты)

Учитель

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок!

Слушайте внимательно,

Трудитесь старательно.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись и присели!

Вы подарили друг другу улыбку, а с хорошим настроением даже самая тяжёлая работа делается легко и просто.

  1. Актуализация знаний. (5-7 минут)  

Учитель - Прочитайте текст на доске и определитесь о чём мы будем говорить на уроке. Вставьте пропущенные буквы. В первом предложении найдите грамматическую основу. Ученики знакомятся с текстом.

На Ямале дуют снежные в..тра.

На Ямале день к..роткий, ночь дл..нна.

Ханты, русский, ненец и селькуп –

На Ямале люди гордые ж..вут.

Ловят рыбу и п..сут ст..да,

Добывают газ и нефть и строят г..рода.

(К. Алеменкова)

Ученики примерный ответ: о жизни северных народов, о их быте.

  1. Мотивация и открытие темы урока.(5-7 минут)

У. – прежде, чем вы возьмёте листы с заданиями давайте вспомним, что такое текст. Работа в квизлет на соотношение понятий.

 https://quizlet.com/671237942/match

И какие типы текстов бывают. Работа в квизлет на соотношение понятий.

https://quizlet.com/671240312/test?answerTermSides=2&promptTermSides=6&questionCount=3&questionTypes=14&showImages=true

У. – а теперь возьмите на партах синие листы с заданиями и прочитайте две записи. Определитесь где текст. Ответ обоснуйте.

Первая запись:

Газовые месторождения Ямала отличаются большей глубиной залегания по сравнению с другими. Морошка — как хамелеон, три раза меняет цвет. Созревает морошка как бы «наоборот» — сначала краснеет, а потом желтеет. Оленеводы обнаружили воронки в земле.  Брендами Ямала по праву считают оленину и рыбу.

Вторая запись:

На языке коренного населения Ямал означает «конец земли» – от соединения слов «Я» (земля) и «мал» (конец). Полуостров, расположен близ Северного Полярного круга. Коренные жители сегодня, как и века назад, продолжают кочевать по тундре со стадами оленей. Это животное считается здесь священным, для коренного населения. Олени – это дом, пища, тепло и транспорт.

Ученики читают и делают вывод, что вторая запись является текстом, потому что все предложения объединены общей темой и связаны между собой по смыслу.

У. – сформулируйте тему урока.

Уч. – работа с текстом, изучение теста о жизни северных народов.

  1. Основная часть. (10 – 15 минут)

У. – возьмите белые листы с заданиями и прочитайте текст. Ученики читают текст вслух – 2-3 ученика.

Послышался шум, будто налетел ураган. А заснеженные кедры оставались неподвижными. И тут из-за холма на лёд реки выкатилось оленье стадо. Стоял гул копыт. Потрескивали рога, ударялись о рога соседа.
Позади стада понеслись пастухи на своих лёгких нартах, не давая оленям разбежаться в стороны. Никогда я не мог бы подумать, что на санках можно перелетать через кусты, камни и поваленные деревья.
Через два месяца мы научились ездить на оленях. Но ездили гораздо хуже наших хозяев. Научились чум разбирать и ставить. И ещё научились покрикивать. Но не было в моём крике удали. Но мой друг, пятилетний Лёнька, сказал:

- Ничего. Поживёшь ещё, научишься.


А. Старостин

У. – о чём этот текст? Что нового узнали? Определите тему текста.

Уч. – примерный ответ о кочевой жизни северных народов. Узнали новое, что они пасут оленье стадо на нартах, живут в переносных и разборных домах. Тема текста – это о ком или о чём говорится в тексте. Тема текста – пастухи.

У. – мы уже вспомнили, какие типы текстов бывают, давайте ещё раз напомним признаки каждого типа текста.

Уч. – повествование – рассказ о чём-либо или смена последовательных событий, можно сделать несколько кадров. Вопрос к тексту: что случилось, что произошло?

Описание – описание какого-либо предмета. Много прилагательных. Вопрос: какой, какие, какая? Как выглядит? В чём особенность?

Рассуждение – в тексте есть вопрос или утверждение. В основной части делается доказательство. Завершается текст выводом. Вопрос: Почему? Что из этого следует?

Тренируемся в определении типов текстов.

https://quizlet.com/671247197/test?answerTermSides=2&promptTermSides=6&questionCount=5&questionTypes=14&showImages=true

Уч. – как можно озаглавить текст? Что отражается в заглавии?

Уч. – в заглавии отражается либо тема текста, либо его главная мысль. Примерные варианты заголовков: пастухи, оленье стадо, жизнь оленеводов, жизнь кочевников, кочевые народы и т.д.

У. - Подбери к данным словам антонимы и синонимы. Прежде чем мы начнём выполнять задание давайте дадим определение антонимов и синонимов.

Уч. – антонимы – слова противоположные по значения. Например, большой – маленький; синонимы – слова близкие по значению – друг – товарищ.

Антонимы:

Лёгкие - тяжёлые

Поставить чум – убрать, разобрать

Разбить - собрать

Кричать - молчать

Синонимы:

Ураган – ветер

Холм – гора

Нарты – санки

Чум – дом

У. – восстановите последовательность пунктов плана. На сколько частей можно разделить текст?

Уч. – на три. Вступление, Основная часть и Заключительная часть или Концовка.

Мы кое-чему научились.

Олени разбежаться не смогут.

Появление оленьего стада.

Уч. -  3,2,1.

У. – Объясните, как вы понимаете выражения:

Выкатилось оленье стадо - _________________________

Научились чум разбирать и ставить - ____________________

Уч. – примерный ответ для первого предложения – появилось оленье стадо, для второго предложения – разбирать и собирать переносной дом кочевников.

5. Разминка.

У. – какие вы молодцы предлагаю отдохнуть и провести разминку.

6. Закрепление и проверка усвоения знания.

 У. – Вот мы и отдохнули, давайте проверим, насколько вы внимательно читали текст и ответим на тестовые вопросы:

Ученики выполняют тестирование. Приложение презентация к уроку.

6.Подведение итогов урока.

Что нового узнали для себя? Что показалось самым интересным? Что было сложно?

7.Рефлексия.

Возьмите из конверта руку https://ae01.alicdn.com/kf/U9c4940c39b164dbbaf24afcf9783975cu.jpgи покажите класс, если у вас всё получилось, и вам понравился урок. Если вам было сложно на уроке, и вы ничего не поняли, опускаем ручку вниз. https://ae01.alicdn.com/kf/U9c4940c39b164dbbaf24afcf9783975cu.jpg

Первая запись:

Газовые месторождения Ямала отличаются большей глубиной залегания по сравнению с другими. Морошка — как хамелеон, три раза меняет цвет. Созревает морошка как бы «наоборот» — сначала краснеет, а потом желтеет. Оленеводы обнаружили воронки в земле.  Брендами Ямала по праву считают оленину и рыбу.

Вторая запись:

На языке коренного населения Ямал означает «конец земли» – от соединения слов «Я» (земля) и «мал» (конец). Полуостров, расположен близ Северного Полярного круга. Коренные жители сегодня, как и века назад, продолжают кочевать по тундре со стадами оленей. Это животное считается здесь священным, для коренного населения. Олени – это дом, пища, тепло и транспорт.

Первая запись:

Газовые месторождения Ямала отличаются большей глубиной залегания по сравнению с другими. Морошка — как хамелеон, три раза меняет цвет. Созревает морошка как бы «наоборот» — сначала краснеет, а потом желтеет. Оленеводы обнаружили воронки в земле.  Брендами Ямала по праву считают оленину и рыбу.

Вторая запись:

На языке коренного населения Ямал означает «конец земли» – от соединения слов «Я» (земля) и «мал» (конец). Полуостров, расположен близ Северного Полярного круга. Коренные жители сегодня, как и века назад, продолжают кочевать по тундре со стадами оленей. Это животное считается здесь священным, для коренного населения. Олени – это дом, пища, тепло и транспорт.

Послышался шум, будто налетел ураган. А заснеженные кедры оставались неподвижными. И тут из-за холма на лёд реки выкатилось оленье стадо. Стоял гул копыт. Потрескивали рога, ударялись о рога соседа.
Позади стада понеслись пастухи на своих лёгких нартах, не давая оленям разбежаться в стороны. Никогда я не мог бы подумать, что на санках можно перелетать через кусты, камни и поваленные деревья.
Через два месяца мы научились ездить на оленях. Но ездили гораздо хуже наших хозяев. Научились чум разбирать и ставить. И ещё научились покрикивать. Но не было в моём крике удали. Но мой друг, пятилетний Лёнька, сказал:

- Ничего. Поживёшь ещё, научишься.


А. Старостин

Послышался шум, будто налетел ураган. А заснеженные кедры оставались неподвижными. И тут из-за холма на лёд реки выкатилось оленье стадо. Стоял гул копыт. Потрескивали рога, ударялись о рога соседа.
Позади стада понеслись пастухи на своих лёгких нартах, не давая оленям разбежаться в стороны. Никогда я не мог бы подумать, что на санках можно перелетать через кусты, камни и поваленные деревья.
Через два месяца мы научились ездить на оленях. Но ездили гораздо хуже наших хозяев. Научились чум разбирать и ставить. И ещё научились покрикивать. Но не было в моём крике удали. Но мой друг, пятилетний Лёнька, сказал:

- Ничего. Поживёшь ещё, научишься.


А. Старостин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"

Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова».  Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...

Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс

конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок литературного чтения . 4 класс . В гостях у сказки.

За что мы так любим сказки? Почему их читают люди разного возраста ? На какие вопросы могут дать ответы сказки?...

Проект урока литературного чтения "В гостях у сказки" (+ презентация)

Данный материал был использован мною для открытого урока во 2 классе...

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

Презентация к уроку литературное чтение «В гостях у сказки»

«В гостях у сказки»Цель:- знакомство с особенностями сказок....