Современная практика продвижения чтения в образовательных организациях
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Мушкет Ирина Владимировна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_praktika_prodvizheniya_chteniya.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление.

31  мая 2021  года  были  утверждены  Федеральные  государственные  стандарты  начального  общего  и  основного  общего  образования. Вопросы  повышения  функциональной  грамотности  будут для  нас  задачей  номер  один  на  ближайшие  несколько  лет. Одной  из  составляющих  является читательская грамотность — способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

    Формирование читательской  грамотности решает  практика  ведения  литературной  игры, которая направлена и  на решение задач эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка.

Работа  направлена  на развитие интереса к чтению и умения работать с текстом. Практика позволяет показать учащимся многообразие литературного мира.

Проводится  работа  на  всех  ступенях  обучения  школьников  с  1  -  4  класс,  с  5  -  9  класс,  10  -  11  класс. Знакомство  с  практикой  начинается  в  первом  классе,  сохраняется    преемственность  от  класса  к  классу.

Первая  игра  в  первом  классе  проходит  сразу  же  после  того,   как  дети  освоили  и  закончили  азбуку.

Литературная  игра  может  проходить как  на  базе  одного  класса,  так и  в  параллели.

От  каждого  класса  выбирается  команда,  но  и  зрители  не  являются  пассивными  созерцателями,  а  являются  активными  участниками  игры.

Этапы  проведения  литературной  игры.

  1. Подготовительный.

Дети  читают  произведение.

Как  дополнение может  быть  -  ПОСЕЩЕНИЕ  ТЕАТРА,  просмотр театральных  постановок  по  данному  произведению,  посещение  библиотеки.

Чтобы  подготовиться  к  литературной  игре,  детям  даётся  один  месяц.

Каждый  ученик  самостоятельно  готовит  индивидуальную  папку  к  игре  по  определённому  плану. План  может  варьироваться  от  игры  к  игре.

  1.  Слово  об  авторе  произведения.
  2. Оформление  эмблемы  (у  каждого  ученика  своя).
  3. Создание  иллюстраций.  В  первом  классе  предметный   рисунок,  как  правило  главный  герой.  По  мере  взросления  -  сюжетная  иллюстрация  к  прочитанному  произведению.
  4. Составление  вопросов  по  содержанию.  Как  правило  5  вопросов  с  ответами.  
  5. Составление  кроссвордов  (8  -  10  слов)  с  ответами  на  отдельном  листе.

Возможны  варианты.  Вместо  кроссворда  учитель  предлагает  подготовить  ребусы,  загадки,  связанные  с  содержанием  произведения.  Тоже  5.

По  мере  взросления  в  3  классе  добавляется  аннотация.  В  1 -  2  классе это  может  быть  изготовление  обложки  для  книги.

  1.  Каждый  ученик  готовит  к  литературной  игре  сюрприз,  за  который  команда  в  игре  получит  дополнительный  балл.  Это  могут  быть:  поделки  из  различных  материалов,  аппликации,  декоративно  -  прикладное  творчество,  любая  техника  изготовления   приветствуется,  изготовление  настольных  игр,  создание  презентаций.

  1.   В  подготовку  к  литературной  игре вовлекаются   и  родители.   Родители  становятся   союзниками,  помощниками.  Часть  родителей  не  только  оказывают  помощь  детям  в  подготовке  костюмов,  но  и  организовывают   спектакли  для  просмотра. Конечно  же,  оказывают  помощь  в  создании  таких  глобальных  предметов,  как  декорации,  костюмы,  а  иногда  и  сами  готовят  сладкие  сюрпризы  для  всего  класса  в  соответствии  с  тематикой  игры.  
  2.  За  две  недели  до  игры  происходит  деление  класса  на  команды.  Команды  сменного  состава.  

Варианты,  по  которым  происходит  деление  на  команды,   различны. 

  • Жребий
  • По  желанию
  • Назначает  учитель  (  равные  по  силам)
  • По  гендерному  признаку

Далее  участники  каждой  команды  готовятся  к  самой  игре  вместе,  сообща.

  • Обсуждают  командой  работы  друг  друга  и  выбирают  лучшие  варианты  выполненных  заданий
  • Совместно  выбирают  эпизод  для  постановки,  распределяют  роли  и  начинают  репетировать.  В  первом  классе  под  руководством  учителя.  Со 2  класса  пробуют  сами,  учитель  помогает.  В  4  классе,  как  правило,  это  полностью  самостоятельная  работа  учащихся.  

Итогом  такой  подготовки  является  сама    литературная  игра.  

Заранее  расставляется  мебель  в  классе,  дети  рассаживаются  по  командам.

Команды  обмениваются  заданиями  друг  с  другом  по  тому  плану,  по  которому  шла  подготовка  к  игре,  задают  вопросы,  обмениваются  кроссвордами,  показывают  подготовленные  театрализованные  постановки,  сюрпризы  и  т. д.

Учитель  руководит этим  процессом,  оценивает  работу  команд  и  даёт    своё  задание  командам.

  • Третий  лишний
  • Узнай  героя  по  описанию
  • Сканворды
  • Пазлы

Подводит  итог  всей  игры,  производит  награждение.  Сюрпризы  от  родителей  и  пятёрки  команде  победителя.  (До  игры  дети  знакомятся  с  критериями  оценивания  выполненного  задания)

По  итогам  игры  обязательно  организуется  выставка  лучших  работ

Преемственность  сохраняется  и  в  средней  школе.  Этапы  игры,  задания  усложняются.

Данная  технология  проста в  овладении тем,  что  дает  возможность  учителю  варьировать  задания,  что -  то  убрать,  что -  то  интересное  добавить.

Подача  литературной  игры   зависит  от  умения  учителя,  его  возможностей,  желания,  возможностей  и  желания  его  учеников.  Главное  -  все  умело  и  грамотно  организовать,  а  результат  не  заставит  себя  долго  ждать.

Литературные  игры  можно  проводить  и  в  рамках  внеурочной  деятельности,  и  во  внеклассной  работе,  и  на  уроке.

Можно  проводить  на  базе  класса,  а  можно  и  во  всей  параллели.  

Любой  педагог  может  взять  на  себя  подготовку  литературной  игры,  а  так же  библиотекарь,   воспитатель  группы  продлённого  дня.  И  даже  старшеклассники.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»

практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...

Проект по продвижению чтения среди учащихся начальных классов "Лучшее время для чтения"

Проект по продвижению чтения  среди учащихся начальных классов. Программа «Лучшее время для чтения» разработана в соответствии со стратегическими целями и задачами муниципального обще...

"Формирование инклюзивной культуры педагога как базовое условие становления инклюзивной практики в образовательной организации"

Текст и презентация к выступлению педагога-психолога на вебинаре "Необычный ребёнок в обычном классе" ИРО Кировской области 25.02.2020 по итогам работы РИП (региональной инновационной площад...

Выступление по теме: «Методология и критерии оценки качества начального общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследовании» (На августовском совещании педагогических работников.)

Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы ...

Выступление на практико-ориентировочном семинаре "Современные технологии работы с родителями детей с ОВЗ в условиях образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные прграммы"

Выступление учителя -дефектоолога "Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями как форма комплексного сопровождения обучающихся с ТМНР...

Современные модели и практики сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся в образовательной организации.

Психологическое здоровье школьника, это то, что позволяет личности быть самодостаточной. Оно помогает личности придерживаться своих внутренних ориентиров, оценивать в соответствии с установленными нор...