Литературное чтение. И. Пивоварова «Сочинение»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конпект урока. Литературное чтение. И. Пивоварова «Сочинение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie._i._pivovarova_sochinenie.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: знакомство с творчеством И. Пивоваровой и ее произведением «Сочинение»

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

совершенствовать навык выразительного чтения; развивать навык правильного и осознанного чтения; формировать умение говорить правильно и четко; воспитывать внимательное отношение к окружающим людям.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Регулятивные: целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий, саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

развивать познавательный интерес к литературному чтению, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний

Оборудование: меловая доска, раздаточный материал, учебник

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Садитесь на свои места. Настроились на продуктивную работу на уроке.

Настраиваются на работу

2.Актуализация знаний

Послушайте пословицу и скажите, что она означает: «Делай добро - и никого не бойся»?

Следующая пословица: «Кто добро творит, того Бог благословит»?

И последняя: «Не делай другому того, чего себе не желаешь»?

Прочитайте стихотворение Валентины Волиной и вставьте пропущенные слова:

Зевнул наборщик на работе

И вместо и поставил о.

Поймете вы, когда прочтете,

Что получилось из того.

В ведре не сурик, а …

В углу не веник, а …

Маляр повесил кисть на гвоздь,

Глядит, пред ним не кисть, а …

Чему учит это стихотворение?

Сейчас это стихотворение прочитают только девочки.

Теперь только мальчики.

Первый ряд прочитает выразительно.

Второй ряд прочитает так, как будто после каждой строчки стоит восклицательный знак.

Третий ряд прочитает стихотворение задом-наперед

А кто же такой наборщик? Что это за профессия?

Наборщик – работник типографии, в обязанности которого входил набор текста. Он переводил написанный текст в печатный. Как думаете, с помощью какого прибора он это делал?

Верно! В настоящее время такой профессии уже не существует.

Нужно совершать добрые дела и не бояться, и не стесняться

За хорошие поступки нам всегда отплачивают тем же

Совершая зло, мы в ответ получаем зло

Сурок

Венок

Кость

Во время работы нужно быть внимательным

Девочки читают стихотворение

Читают мальчики

Читает первый ряд

Читает второй ряд

Читает третий ряд

Ответ учащихся

Печатная машинка

Регулятивные: целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно

Личностные:

развивать познавательный интерес к литературному чтению, коммуникативную активность

3.Изучение нового материала

Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по разделу «Жизнь дана на добрые дела». И познакомимся с фамилией еще одного писателя.

Откройте учебник на 135 странице. Прочитайте фамилию писателя.

Ирина Михайловна Пивоварова - наш сегодняшний гость на уроке. Про писательницу нам расскажут … (два учащихся)

1 ученик:

Родилась 3 марта 1939 г. в Москве в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество, поэтому после окончания школы она поступила в Московский текстильный институт на факультет прикладного искусства.

2 ученик:

После института Ирина несколько лет работала на киностудии «Мосфильм» художником по костюмам, заработав себе репутацию замечательного художника. Там она познакомилась со своим будущим мужем — Виктором Пивоваровым.

1 ученик:

Семья Пивоваровых внесла огромный вклад в детскую литературу — Ирина неожиданно начала писать стихи и рассказы для маленьких читателей, а её муж создавал иллюстрации к её произведениям.

2 ученик:

Самыми популярными сборниками рассказов и повестей Ирины Пивоваровой стали «О чём думает моя голова», «Однажды Катя с Манечкой». Сборники «Жила-была собака», «Венок из колокольчиков», «Хочу летать» «Лесные разговоры», «Потерялась птица в небе», «Только для детей» составлены из стихотворений автора.

1 ученик:

Самые любимые и запоминающиеся детям повести писательницы — «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 „А“», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной». По стихотворениям Ирины Пивоваровой были сняты мультфильмы «Жирафа и очки», «Одна лошадка белая».

Большое спасибо ребятам за прочтение биографии.

Какие произведения Ирины Пивоваровой вы запомнили?

Может быть, кто-то читал ее рассказы?

Прочитайте в учебнике название произведения.

Что такое сочинение?

О чем может пойти речь в произведении с таким названием?

Чтобы проверить ваши догадки - прочитаем. Но для начала проведем небольшую словарную работу.

Прочитайте слова и определите их значение:

«Строчила в тетрадки»

«Занавески»

«Скатерть»

Ребята, а какую эмоцию нам передаёт автор через высказывание «я вытаращила глаза»? 

Что такое галоши?

Теперь мы готовы прочитать рассказ. В процессе чтения мы разделим рассказ на части и дадим каждой части название. Как по-другому это можно назвать?

У вас на столах лежат карточки с планом.

План:

1.____________________________________________

2.___________________________________________

3.____________________________________________

4.____________________________________________

 Сколько всего частей в рассказе? Каждой части мы дадим название.

Сели ровно. Слушаем и внимательно следим за текстом.

1 часть (до слов «наконец зазвенел звонок»)

Где и когда происходят события? 

С чего всё началось? 

Как развивается события?

Какой поступок она совершила? 

Как мы назовём первую часть? Записываем в карточки

Почему она так поступила?

2 часть (до слов «и ушла в школу»)

Что сказала учительница?

Почему девочка не хотела, чтобы мама шла на собрание?

Что придумала девочка?

Как отреагировала мама?

Как назовем эту часть? Записываем

Что будет дальше?

Немного отвлечемся. Встаньте изо своих парт.

Физминутка

Ча-ча-ча, (Три хлопка в ладоши.)

Печка очень горяча (Четыре полуприседа.)

Чи-чи-чй, (Три хлопка над головой.)

Печет печка калачи (Четыре прыжка на месте.)

Сели на свои места. Настроились на работу.

3 часть (до слов «отступать было поздно»)

Кто является действующими лицами?

Как поступила мама, узнав о таком поступке дочери, найдите предложение в тексте? 

Как отреагировал папа?

Как назовем эту часть рассказа? 

Какую характеристику можно дать девочке?

4 часть (до конца)

Найдите в тексте как девочка намыливала занавеску, как полоскала её, выжимала и вешала?

Какое чувство вы испытываете к этой девочке? 

Как можно озаглавим третью часть рассказа? 

Как мама отреагировала на работу девочки?

Какой урок усвоила героиня?

В какой часть встречается диалог? Прочитаем его по ролям.

Пивоварова

Ответ учащихся

Да/нет

Сочинение

Что-то придуманное

Ответ учащихся

Писала

Шторы

Атрибут стола

Удивление

Резиновая обувь

План

4

Однажды в классе

В классе писали сочинение «Я помогаю маме»

Девочка писала о то, как она помогает маме, но не могла ничего придумать

Стала врать

Сочинение. Обман в сочинении

Не хотела плохую оценку

Ей понравилось сочинение, она захотела прочитать его на родительском собрании

Потому что в сочинении была ложь

Сказала, что у нее болит горло

Велела папе напоить ее молоком с медом

Родительское собрание

Ответ учащихся

Девочка, мама, папа

Сегодня же постирай занавески

Сказал, что она всегда была выдумщицей

Наказание

Неискренняя, выдумщица

Жалость от нагруженной работы

Помощница, стирка

Ответ учащихся

Ответ учащихся.

Читают по ролям

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем

Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Личностные:

развивать познавательный интерес к литературному чтению, коммуникативную активность

Регулятивные: планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий, саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент

5.Домашнее задание

Откройте дневники. Запишите домашнее задание: страница 135-137 перечитать, подготовить пересказ по плану

Записывают задание

4.Итог урока с рефлексией

Сколько частей получилось?

Как мы их озаглавили?

На отдельных листах обведите вашу ладонь. На каждом пальце напишите те обязанности, которые вы обещаете выполнять по дому и помогать маме.

Прочитайте пословицы и объясните их. Подходят ли они для этого произведения?

Не спеши языком, торопись делом

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей

Переносим их на левую доску и, тем самым, пополняем запас наших пословиц.

Чему учит рассказ?

Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. Готовимся к следующему уроку.

4

Ответ учащихся

Выполняют задание

Да / нет

Нужно помогать маме, а не хвастаться и выдумывать перед другими

Личностные:

оценивать усваиваемое содержание знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Л. Каминский «Сочинение» 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: Л. Каминский «Сочинение»Цель урока: учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты его характера, обнаруживать причины смешного....

Конспект урока по литературному чтению И. Пивоварова «Сочинение» 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: И. Пивоварова «Сочинение»Цель урока: учить делить текст на смысловые части, находить в тексте строчки, которые вызывают смех; совершенствовать умение ...

Литературное чтение И.Пивоварова "Жила-была собака".

Литературное чтение  И.Пивоварова "Жила-была собака"....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс Сочинение по картине

Конспект урока по литературному чтению 3 класс Сочинение по картине...

План-конспект урока литературного чтения И. Пивоварова "Как провожают пароходы".

План-конспект урока литературного чтения И. Пивоварова "Как провожают пароходы"....

Конспект урока литературного чтения "Леонид Каминский Сочинение" (УМК ПНШ, 3 класс)

Цель деятельности учителя: познакомить с жизнью и творчеством Л. Каминского; учить анализу рассказа «Сочинение»; знакомить с новым литературным произведением, учить составлять личное мнени...