СБОРНИК тематических разделов по православной культуре в преподавании предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
учебно-методический материал по чтению (1 класс)

Володько Галина Николаевна

Сборник тематических разделов по православной культуре в преподавании предмета «Литературное чтение на родном языке» для 1 класса разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ р.п. Шемышейка и авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, примерной программы по учебному предмету (курсу) «Православная культура» (1-4) .

Актуальность

Бездуховность народа – это беда современного общества. В настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, обращение к опыту православной педагогики, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования, а именно – литературное чтение на родном (русском) языке с элементами православной культуры  способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка.

Цель

         Воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к истокам православной культуры средствами литературы

Задачи:

1. Понимание духовной сущности произведений, развитие этических качеств доброжелательности, отзывчивости, сочувствия через усвоение нравственных норм, принятых в православной культуре.

2. Воспитание у детей культуры поведения и общения со взрослыми и сверстниками;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_volodko_g.n.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА ШЕМЫШЕЙКА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

АЛЕКСАНДРА  ТИМОФЕЕВИЧА БОДРЯШОВА

СБОРНИК

тематических разделов по православной культуре в преподавании предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

1 КЛАСС

Автор-составитель: Володько Г.Н.,

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ р.п. Шемышейка

ШЕМЫШЕЙКА

2020 год

«Литературное чтение на родном языке (русском) в 1 классе  с элементами православной культуры»

Пояснительная записка

  Сборник тематических разделов по православной культуре в преподавании предмета «Литературное чтение на родном языке» для 1 класса разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ р.п. Шемышейка и авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, примерной программы по учебному предмету (курсу) «Православная культура» (1-4) .

Актуальность

Бездуховность народа – это беда современного общества. В настоящее время, когда идет поиск путей духовного возрождения России, обращение к опыту православной педагогики, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования, а именно – литературное чтение на родном (русском) языке с элементами православной культуры  способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка.

Цели  

         Воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к истокам православной культуры средствами литературы.

     Задачи:

1. Понимание духовной сущности произведений, развитие этических качеств доброжелательности, отзывчивости, сочувствия через усвоение нравственных норм, принятых в православной культуре.

2. Воспитание у детей культуры поведения и общения со взрослыми и сверстниками;

3. Формирование  чувства    достоинства    и самоуважения;

4. Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости и сочувствию, приучение детей к разрешению жизненных коллизий   с позиций представления о добре.

Тематические разделы Сборника обеспечивают:

1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

тематических разделов Сборника «Литературное чтение на родном языке с элементами православной культуры»

Личностными результатами изучения тематических разделов Сборника «Литературное чтение на родном языке с элементами православной культуры»

 являются следующие умения:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

  • соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами православной христианской морали;
  • побуждать  детей к эмоциональной отзывчивости и сочувствию;
  • приучать детей к разрешению жизненных коллизий   с позиций
    представления о добре
    .

Личностные результаты освоения учебного предмета (курса) должны отражать:

1) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов и религий; 

2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире с опорой на нравственное содержание православной культуры; 

3) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения с опорой на нравственное содержание православной культуры; 

4) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе нравственных норм православной христианской традиции; 

5) развитие этических качеств доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, знакомство с произведениями художественной литературы через усвоение нравственных норм, принятых в православной культуре.

Метапредметными результатами изучения тематических разделов Сборника «Литературное чтение на родном языке с элементами православной культуры» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказыватьсвоѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера с учетом специфики изучения религиозной культуры;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

–ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировать данные произведения.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-воспитание у детей культуры поведения и общения со взрослыми
и сверстниками;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения тематических разделов Сборника «Литературное чтение на родном языке с элементами православной культуры» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение, сказку литературную и народную;

 -устанавливать взаимосвязь между содержанием раздела православной культуры и поведением героев сказок, притч и других произведений;

- воспитывать способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию на основе культурных традиций православной

культуры;

-формировать      чувства    достоинства    и самоуважения.

Виды речевой и читательской деятельности, аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Работа с разными видами текста. Общее представление о художественных текстах. Определение целей создания этих видов текста. Особенности текста притчи, фольклорного текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Умение инсценировать произведения. Умение оценивать поведение героя произведения согласно нормам морали и нравственности.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества, притчи, библейские рассказы в картинках. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной литературы. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения  о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

1 полугодие - Энциклопедия маленького  христианина

1 класс, II полугодие

Планирование  тематических разделов Сборника

«Литературное чтение на родном языке»  с элементами православной культуры

№ п/п

     Название раздела

по «Литературному чтению на родном (русском) языке».

Тематические разделы по православной культуре

1

Книги – мои друзья. С. Маршак «Новому читателю»

Введение в христианскую традицию 

Колядки

2

Книги – мои друзья

С. Михалков «Как бы жили мы без книг?»

 Православная молитва . «Молитва Господня»

3

Книги – мои друзья.

В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу»

Детская Библия. «Библия- самая главная книга любого христианина»-

4

Устное народное творчество. Малые произведения устного народного творчества.

 Русские пословицы о и поговорки о вере и добрых делах.

5

Устное народное творчество.. Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».

Милосердие и  сострадание Притча «Волк и сорока.

6

Устное народное творчество. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Отношение к труду в православной традиции. Притча «Целебные грабли» 

7

Здравствуй, сказка!

 С. Маршак

«Курочка Ряба

и десять утят»

.Материнская любовь

8

Здравствуй, сказка!

Л. Пантелеев «Две лягушки»,

Любовь к жизни..Борьба за жизнь. Притча  «Жизнерадостный воробушек».

9

Здравствуй, сказка!

С. Михалков «Сами виноваты»,

 

Отношение к нерадивым и ленивым. Долг и ответственность. Притча «Белый мотылек»

10

О братьях наших меньших.

И. Токмакова. «Лягушки

Отношение христианина к природе. Праздник «Сороки». Д. Злобина «Жаваронки» 

11

О братьях наших меньших. Е. Благинина. «Котенок»

Отношение христианина к природе.

12

О братьях наших меньших.

И. Токмакова «Разговор синицы и дятла».

Отношение христианина к природе. Притча  «Упрямая лягушка».

13

Я и мои друзья.

А. Барто .«Сонечка»;

Э. Шим «Брат и младшая сестра»,

 Любовь к ближнему .

Притча «Самое надежное убежище».

14

Я и мои друзья.

Е. Пермяк «Самое страшное»;

В. Осеева «Хорошее».

Добро и зло в православной традиции. Золотое правило этики» 

15

Я и мои друзья.

Е. Благинина «Паровоз, паровоз…»,

М. Пляцковский . Сказка «Солнышко на память»

Любовь к жизни.

16

Край родной.

П. Воронько «Лучше нет родного края».

А. Плещеев «Весна». 

Пасхальные песенки.

17

Край родной

В. Берестов «Моя Родина».

Любовь и уважение к Отечеству. Л. Чудакова. «Какое сердце у России?»

.

. Содержание  курса «Литературное чтение на родном языке»  с элементами православной культуры (17 часов)

№ п/п

Тема урока

Цели

Основные виды

учебной

деятельности

Книги – мои друзья (3 часа)

1

С. Маршак «Новому читателю»

Совершенствовать уровень читательской компетентности. Познакомить со стихотворением С. Маршака «Новому читателю», «Энциклопедией маленького христианина»

. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены.

2

С. Михалков «Как бы жили мы без книг?»

Познакомить со стихотворением

С. Михалкова «Как бы жили мы без книг?»,

 Совершенствовать уровень читательской компетентности.

Отвечать на вопросы; рассматривать выставку книг (С. Михалкова; читать отрывок из стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг. Отвечать на вопрос «Что такое «молитва?»

3

В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу»

Познакомить с рассказом В. Осеевой «Мама принесла Тане новую книгу». с «Детской Библией».  Совершенствовать уровень читательской компетентности.

Читать  рассказ В. Осеевой «Мама принесла Тане новую книгу». Ответы на вопросы» Что такое « Библия»?

Устное народное творчество (3 часа)

4

Малые произведения устного народного творчества.

 

Познакомить с малым произведением устного народного творчества. Учить выразительно читать, понимать содержание пословиц о вере и добрых делах..

Ознакомятся с произведениями малых фольклорных жанров – пословицей, поговоркой, загадкой, считалкой; развивать интерес к произведениям народного творчества, отгадывать загадки о вере   и добрых делах.

5-

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».

Познакомить с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух», с притчей « Волк и сорока» Воспитывать  

милосердие и  сострадание

Читать сказку и притчу отвечать на вопросы, пересказывать ,инсценировать  сказку,

Читать сказку и притчу, отвечать на вопросы, пересказывать ,инсценировать  сказку и.

6

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Познакомить с русской народной сказкой «Пузырь, Соломинка и Лапоть»., притчей

«Целебные грабли»

 Учить выразительно читать, понимать содержание. Воспитывать правильное отношение к труду, к  родителям, к ближним.

Здравствуй, сказка! (3 часа)

7

С. Маршак

«Курочка Ряба

и десять утят» ,

Познакомить со сказкой стихотворением С.Маршака «Курочка Ряба и десять утят». Учить выразительно читать, понимать содержание. Воспитывать чувство любви к матери

Повторят термин «литературная сказка». Ознакомятся с  содержанием сказки ,.Читать выразительно, отвечать на вопросы. Рисовать курочку.

8

Л. Пантелеев «Две лягушки»,

Познакомить со сказкой Л.Пантелеева «Две лягушки». Учить выразительно читать, понимать содержание. Прививать любовь к жизни, умение бороться  за жизнь, приложив труд и усердие

Ознакомятся со сказкой. Читать выразительно, отвечать на вопросы. Находить непонятные и незнакомые слова в сказке.

9

С. Михалков «Сами виноваты»,

 

Познакомить со сказкой С. Михалкова «Сами виноваты». Учить выразительно читать, понимать содержание. Прививать любовь к труду, чувство  долга  и ответственности за начатое дело.

Отвечать на вопросы. Выразительно читать сказку
С. Михалкова «Сами виноваты». Инсценировать сказку.

Обмениваться  мнениями.

О братьях наших меньших (3 часа)

10

Стихотворение И. Токмаковой «Лягушки

Познакомить с произведением И.Токмаковой «Лягушки». Учить выразительно читать, понимать содержание. Воспитывать бережное отношение к природе

Читать произведение. Разыгрывать диалог по произведению И. Токмаковой «Лягушки». Отвечать на вопросы.

11

Стихотворение

Е. Благининой «Котенок» 

Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Котёнок». Учить выразительно читать, понимать содержание. Воспитывать бережное отношение к домашним питомцам .

Выразительно читать стихотворение. Составлять рассказ о котенке по произведению Е. Благининой «Котенок».

12

Стихотворение

И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла».

Познакомить со стихотворением И. Токмаковой «Разговор синицы и дятла». Учить выразительно читать, понимать содержание. Воспитывать бережное отношение к природе

Выразительно читать стихотворение. Отвечать на вопросы. Читать по ролям. Высказывать своё мнение.

Я и мои друзья ( 3часа)

13

А. Барто «Сонечка»;

Э. Шим «Брат и младшая сестра»,

Познакомить со стихотворением А. Барто «Сонечка» и рассказом Э. Шим «Брат и младшая сестра». Учить выразительно читать, понимать содержание. Прививать любовь к ближнему.

Обмениваться мнениями. Отвечать на вопросы; объяснять значений слов счастливый человек, дружба, друг. Читать стихотворение А. Барто «Сонечка», рассказ Э.Шима «Брат и младшая сестра».

14

Е. Пермяк «Самое страшное»;

В. Осеева «Хорошее» 

Познакомить с произведением Е. Пермяка «Самое страшное» и В. Осеевой «Хорошее». Учить выразительно читать, Объяснить ребятам Золотое правило этики «Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя».

Выразительно читать вслух и по слогам, целыми словами, обозначая интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание. Описывать характер героев. Сравнивать ситуации и поступки героев в текстах, давать оценку поступкам: хорошо, плохо, можно, нельзя.

15

Е. Благинина «Паровоз, паровоз…», М. Пляцковский «Солнышко на память» 

Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Паровоз, паровоз…», сказкой М. Пляцковского «Солнышко на память». Учить выразительно читать, Воспитывать в детях любовь к жизни, жизнерадостность.

Читать сказку М. Пляцковского «Солнышко на память»; объяснение смысла пословицы Доброе слово лучше мягкого пирога. Отвечать на вопросы;обмениваться мнениями.

Край родной (2часа)

16

П. Воронько «Лучше нет родного края».

А. Плещеев «Весна».

Познакомить с произведением П. Воронько «Лучше нет родного края», стихотворением А. Плещеева «Весна». Учить выразительно читать, понимать содержание. Воспитывать  уважение к пасхальным традициям .

 Рассказывать о своей малой Родине; рассматривать  иллюстрации.

17

Стихотворение
В. Берестова

«Моя Родина».

Познакомить со стихотворением
В. Берестова «Моя Родина».

Учить выразительно читать, понимать содержание. Воспитывать  чувство патриотизма, любовь к малой родине, понимание её значимости для каждого человека

Выразительно читать. Рассматривать иллюстрации

к произведениям о Родине. Отвечать на вопросы.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности..

Печатные пособия.

1.Александрова О.М., Кузнецова  М.И., Романова В.Ю, Рябинина Л.А., Соколова О.В. Литературное чтение на родном (русском)языке.1 класс. Учебное пособие ФГОС-М. «Просвещение»,2021.

2.Володько Г.Н., Черношейкина Н.П.,«Методические рекомендации к учебнику М.Л. Савиной, Т.Н. Козиной «Серебряный родник» по курсу «Литературное краеведение  в начальной школе».-Пенза:Издательство ИПК и ПРО,2002.

3.Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2 томах.М.,1984.

Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. -М: Издательство «Эксмо».

4. «Егорушка». Детский православный календарь на 2017 год.-СПб.:Издательство «Свет  Христов»,2016.

5.«Лесенка – чудесенка » : литературно-художественный православный календарь для детей и родителей на 2018год/Сост.С. Кожевникова , В Каткова.-Местная религиозная организация Православный приход храма Святого Духа на Лазоревском кладбище гор. Москвы Московской епархии Русской православной церкви (Издательство Сестричества  во имя святителя Игнатия Ставропольского),2018.

6.«Лесенка –чудесенка» : литературно-художественный православный календарь для детей и родителей на 2018год/Сост.С. Кожевникова , В Каткова. -Местная религиозная организация Православный приход храма Святого Духа на Лазоревском кладбище гор. Москвы Московской епархии Русской православной церкви (Издательство Сестричества  во имя святителя Игнатия Ставропольского),2019.

7.Клеманова Л.Ф., Горецкий В.Г. , Голованова М.Ф  и др.Рабочая  программа курса «Литературное чтение на родном (русском) языке в 1 классе»,линия УМК.-М.:Просвещение,2011.

8.Наборы сюжетных изображений, картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе.

9.Примерная программа по учебному предмету (курсу) «Православная культура» (Основы православной культуры) для 1-4 классов

10.Портреты  писателей ,  выдающихся деятелей православной культуры.

11.«Содружество муз»:альманах/сост.Г.Н. Володько, Л.В. Чудакова  и др-Шемышейка, ГУ «Редакция газеты « Новое время»,2008.

12.«Энциклопедия маленького  христианина» /для чтения взрослыми детям.-М:Издательство « Роосса»,2011.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска;
  • персональный компьютер с принтером;
  • CD -проигрыватель (по возможности);
  • мультимедийный проектор (по возможности), экспозиционный экран размером 150х150 см);
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Фе...

Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы

В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы)

Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы) cоставлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2)на основе Адаптированной основной о...

Рабочая программа и КТП по предмету Литературное чтение на родном (русском) языке

Рабочая программа и КТП по предмету Литературное чтение на родном (русском) языке...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке".

КТП  1 - 4 классы по литературному чтению на родном (русском языке) разработано для 5-дневного режима учебы....