Урок по литературному чтению на тему "Еще раз про Мальку"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Позднякова Алина Ивановна

Очень информативный конспект по литературному чтению с полным разбором персонажей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lch._eshche_pro_malku.docx42.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.02.2022

База практики: МБОУ СОШ №1

Класс: 3

Учитель: Булохова Наталья Николаевна

Студентка: Позднякова Алина Ивановна

Учебный предмет: Литературное чтение

Образовательная система: УМК «Школа России»

Тема: Знакомство с произведением В. И. Белова «Еще раз про Мальку»

Цель урока: 

Содержательная: продолжить изучение творчества В.И.Белова

Деятельностная: создание условий для понимания идеи произведения.

Задачи урока:

Образовательные

  1. Формировать умение работать с иллюстрациями.
  2. Учить предугадывать содержание произведения по фамилии автора, названию, иллюстрациям.
  3. Развивать умение анализировать текст.
  4. Развивать навыки выразительного чтения.
  5. Формировать умение характеризовать героев и их поступки.
  6. Формировать умение вести диалог с автором

Развивающие

  1. Развивать умение осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
  2. Учить вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.
  3. Развивать умение слушать и понимать речь других.
  4. Развивать умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.
  5. Формировать умение формулировать цель урока и учебные задачи.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать интерес и любовь к братьям нашим меньшим.
  2. Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

Планируемые результаты:

Предметные: 

  1. Умение работать с иллюстрациями.
  2. Умение предугадывать содержание произведения по фамилии автора, названию, иллюстрациям.
  3. Умение анализировать текст.
  4. Навыки выразительного чтения.
  5. Умение характеризовать героев и их поступки.
  6. Умение вести диалог с автором

Личностные:  

  1. Интерес и любовь к братьям нашим меньшим.
  2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей

Метапредметные:

Регулятивные: 

  1. Умение осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия
  2. Умение формулировать цель урока и учебные задачи.

Познавательные: 

  1. Умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий.
  2. Умение работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно.

Коммуникативные: 

  1. Умение слушать и понимать речь других.

Оборудование: учебник, выставка книг,

Образовательный ресурс: . Учебник: Литературное чтение. 3 класс.:  учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Климанова Л. Ф. – М. : Просвещение, 2018. (Школа России). – С. 70-72.


План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Дидактическая игра «Карточки» по биографии автора

2.2. Игра «Лови ошибку» по рассказу «Малька провинилась»

3. Этап выявления места и причины затруднения

3.1. Антиципация по названию и иллюстрации рассказа

3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Словарная работа

5.2. Первичное восприятие текста произведения. Чтение по цепочке.

5.3. Проверка первичного восприятия текста. Беседа по вопросам

6. Этап анализа произведения

6.1. Работа с «Волшебной книгой»

6.2. Характеристика авторского отношения

6.3. Работа с «Волшебной книгой»

6.4 Работа с иллюстрацией

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Обобщающая беседа

7.2. Озаглавливание текста

8. Этап рефлексии учебной деятельности


Ход урока (Сценарий урока)

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Ивановна, и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я.

  1.  Работа с пословицей

- Ребята посмотрите на доску. Здесь записано высказывание, прочитаем ее:

«Без матушки пропадут и ребятушки»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Ребята, а что же такое «материнская любовь»?

- Материнская любовь – это чувство глубокой привязанности, симпатии, которое испытывает мать к своему ребенку.

- Молодцы! Ребята, а как вы думаете, почему я начала наш урок именно с этой фразы?

- Что ж в конце урока, мы проверим, кто из вас был прав.

Дети высказывают свои предположения

Может быть мы поговорим сегодня о мамах

Фронт.

Индивид.Фронт.

Л2

Р2, К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Дидактическая игра «Карточки» по биографии автора

- Ребята, о каком авторе вы говорили на прошлом уроке?

- Давайте, проверим, что вы узнали о В. И. Белове. Для этого я предлагаю поиграть в игру. У меня на доске висят карточки. На них записаны ключевые слова-загадки, которые помогут нам актуализировать ваши знания. С обратной стороны записаны ответы. Если вы знаете это сведение об авторе, то поднимаете зеленый кружок, если не знаете, то красный. Давайте попробуем.

- 1 карточка называется «Полное имя автора». Ребята, кто знаем  полное имя автора?

- 2 карточка называется «Дата рождения». Ребята, когда же родился этот автор?

- 3 карточка называется «Место рождение». Ребята, где же родился автор?

- 4 карточка называется «Проза». Ребята, какую прозу создал В. И. Белов?

2.2. Игра «Лови ошибку» по рассказу «Малька провинилась»

- Ребята, а с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Сейчас мы опять поиграем и узнаем на сколько хорошо мы знаем это произведение, но в этот раз я читаю вам утверждение, а ваша задача поймать в нем ошибку и исправить. Начнем.

1) Лидия, хозяйка Мальки, ругала ее за то, что та принесла в дом двух щенков, после чего она их выбросила. (но щенков все же оставили)

2). Подросшие щенки Мальки остались дома с Малькой и Лидией. (Подросших щенков Мальки забрали, одного - проезжавший через деревню тракторист, а другого Лидия отдала в соседнюю деревню в обмен на кота)

4). Оказывается, что Малька бегала к своему щеночку, чтобы украсть его. (чтобы покормить его.)

4) Малька – оказалась верной мамашей.

А в чем заключалась ее верность?

2.3. Речевая разминка

- Ребята, сегодня мы с вами опять будем читать про Мальку и чтобы узнать что с ней случилось опять, предлагаю провести разминку нашему речевому аппарату. Я нашла хорошую скороговорку про щенков. Давайте же прочитаем ее медленно хором.

Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке

- Прочитайте скороговорку быстро. А кто сможет еще быстрее?

- Прочитайте весело.

- Прочитайте грустно.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Молодцы! Теперь наш речевой аппарат готов к дальнейшей работе.

Василий Иванович Белов

23 Октября 1932

в деревне Тимониха Вологодской области

«Деревенская проза»

Фронт.

Индивид.

Фронт.

Фронт.

К1,П2

ПР4, К1,П2, Л2

К1, ПР2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Антиципация по названию и иллюстрации произведения

- Прочитайте название рассказа.

- Какое интересное название. Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию на странице 71, кто на ней изображен?

- Какое настроение передает это иллюстрация?

3.2. Выявления проблемы урока

- Так, мы узнали автора, прочитали название произведения. Ребята, а чего мы не знаем?

- Как вы думаете, что могло случиться с Малькой на этот раз?

- Что ж вот и проблема, которую нам сегодня надо решить.

«Еще про Мальку»

Что случилось с Малькой

Фронт.

Фронт.

ПР2, Л2

К1,П1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Какая тема нашего урока?

-Какова цель нашего урока?

- Что мы должны сделать, что случилось с Малькой?

Рассказ «Еще про Мальку»

Понять главную мысль рассказа

Выразительно прочитать текст, проанализировать его

Р1,Р2, ПР2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Словарная работа

-  В тексте нам встретятся непонятные слова.  Давайте объясним их значение. В этом нам поможет толковый словарик.

- Как вы понимаете слово «лава»?

Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой.

- Как вы понимаете слово «плес»?

Водное плёсо (плёс) – участок реки, широкое водное пространство.

5.2. Первичное восприятие текста произведения. Чтение по цепочке.

- Попробуйте представить те события, о которых я буду читать.

- Малька вступила в воду И вдруг…. Как думаете что случилось дальше?

5.3. Проверка первичного восприятия текста. Беседа по вопросам

- Какие чувства у вас возникли, когда слушали?

- Какой момент вам показался самым волнующим, тревожным?

Почему?

Слушают выразительное чтение учителя

Предположения детей

Грустные, встревоженные, счастливые

Когда Малька упала в воду

Потому что она могла погибнуть

Фронт.

Индивид.

Индивид.

К1, ПР4, ПР5, П2, Л2

Л2, К1,Л1, ПР8

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Работа с «Волшебной книгой»

- Сегодня на уроке у нас присутствует «Волшебная книга», она поможет нам        анализировать данное произведение. Посмотрите, на обложке зеркало.

                                         Если взглянешь на меня,

                                         Не увидишь там себя.

                                         А увидишь отраженье

                                         Целого произведенья.

Открывается 1 страница: «Жанр произведения»

- К какому жанру относится это произведение? Почему?

Открывается 2 страница: « Авторское отношение»

- Обратите внимание на слова автора, выражающие его отношение к главному персонажу. Какие слова и выражения он использует?

6.2. Характеристика авторского отношения

 - Соотнесите авторские слова с его чувствами  (соединить линиями словосочетания из 1 и 2 столбиков):                                      

вдруг поплыла                                                             желание помочь

маленькая беспомощная собачка                               волнение

с волнением глядел                                                     неожиданность, удивление

бросил дощечку                                                           жалость

- Какой вывод мы можем сделать?

6.3. Работа с «Волшебной книгой»

Открывается  3 страница: «Мотивы поведения»

- Почему Малька сунулась в ледяную воду?

- Правильно ли поступила Малька? Ведь она могла погибнуть.

- А как поступили люди, увидев, что собака тонет?

- Почему они так поступили?

- О каких чертах характера говорит этот поступок?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Очень важно, в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если  кому-то рядом нужна и людям ваша помощь.   Эта страница помогла нам понять, что поведение персонажей зависит от их характера.

Открывается 5 страница: «Характеристика героя»

- Какой была Малька?  Подберите слова, которые подходят к ее характеру: (работа парами по карточкам)

(Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная).  

-  Какое чувство побуждало Мальку быть таковой?

-  Материнская любовь – очень сильное чувство. Оно присуще многим животным, так же как и  человеку. Ваши мамы так же с любовью заботятся о вас. Мама может много вынести, многим  пожертвовать, рисковать ради своего дитя. Давайте же беречь своих мам. Помните что вы самый ценный подарок для своей мамы

6.3 Работа с иллюстрацией

- Какой отрывок из текста соответствует картинке? (вернемся)

Рассматривают на слайде обложку книги

Рассказ, потому что предполагает повествование об одном или нескольких героях

Автор очень любил Мальку, ему была интересна эта маленькая отважная собачка

Может быть, её щенку грозила опасность? Или его не кормили, и он был голоден?

Да, так как для нее на первом месте был ее щенок

Они спасли ее

Потому что они неравнодушные, так как собака могла погибнуть

Доброта, любовь к животным, неравнодушие

Работа в парах

Материнская любовь

Фронт.

Фронт.

Фронт.

Фронт.

Индивид.

Л1, Л2, ПР3, ПР7, К1

ПР7, Л1, П2, К1

ПР1, П2, К1, Л1

ПР5, ПР6

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1. Обобщающая беседа

- Почему это произведение мы называем рассказом?

- Чему учит это произведение?

- Попадали вы в такие ситуации?

-Как бы вы вели себя в такой ситуации?

7.2. Озаглавливание рассказа

- Как можно назвать этот отрывок из повести?

Повествует нам о герое

Рассказ учит любить своих матерей, родителей. Учит тому, что любая мать отдаст за своего ребенка все что имеет и даже свою жизнь.

Жизненный опыт детей

Предположения детей

Фронт.

Фронт.

ПР6, ПР7, П2, П1

Л1, Л2, К1, П1, ПР3, Л1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Какую главную мысль хотел нам передать автор?

- Какими словами, прозвучавшими на уроке, можно выразить основную мысль рассказа?

- Ребята, поднимите красный квадрат кто доволен своей работай, желтый – кто старался, но у него не все получилось, и зеленый – если вы не довольны своей работой.

- Спасибо за урок. До свидание!

О смелой Мальке

Учит тому, что любая мать отдаст за своего ребенка все что имеет и даже свою жизнь.

Возвращаются к пословице

Индивид.

Фронт.

Л2, К1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация литературного чтения 3 класс Тема: В.И.Белов «Ещё про Мальку»

На уроке применены технология проблемного обучения и ИКТ технология. Учащиеся на уроке работают в группах....

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. В. Белов "Малька провинилась".

Кроме конспекта урока, есть биография писателя, тест, приложения...

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»

Конспект урока по литературному чтению на тему «В. Белов «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ещё про Мальку" Школа России

Технологическая карта урокаЦель урока: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; развивать воображение, связную речь, навыки вы...