Конспект урока Литературное чтение 3 класс М. Горький «Случай с Евсейкой»
презентация урока для интерактивной доски по чтению (3 класс)

Конспект и презентация к уроку литературного чтения,М горький "Случай с Евсейкой" 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._0.konspekt_uroka_gorkiy.docx27.69 КБ
Файл 4.1.literaturnoe_chtenie_gorkiy.pptx593.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Литературное чтение

3 класс

М. Горький  «Случай с Евсейкой»

Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством М. Горького; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания..

Задачи урока:

ознакомление с биографией М. Горького,

- продолжить изучение произведения М. Горького «Случай с Евсейкой.»

- развитие скорости чтения,

- развитие умения работать с текстом,

- тренировка умения пересказа, развитие внимания и памяти,

- поддерживать интерес к учебному предмету используя современные технические средства (ИКТ).

Планируемые результаты урока: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства; готовить творческий пересказ: сочинять продолжение сказки

Оборудование: учебник (2-я часть); компьютер с проектором для показа презентации.

                                                           ХОД УРОКА

I.Организация класса

Проверка готовности учащихся к уроку.

II Эмоциональный настрой  (слайд 3)                                                                                                           -Наш урок я хочу начать вот такими словами: Если вы ищете волшебства в своей жизни, откройте книгу.                                                                                                                                  III. Актуализация опорных знаний. Что такое….(слайд 4)                                                                                                          

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создается с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

Диалог — разговор двух героев.

Синонимы — слова одной части речи, близкие по значению.

 Вступительная  беседа  и постановка целей урока.    (слайд 5)                                                                                                                                                                                         -А теперь посмотрите на название и картинку произведения и предположите:

- На какую тему произведение?

- Герои произведения?

- К какому жанру относится данное произведение?

-  На уроке мы познакомимся с  автором  и  историей создания произведения,  как построен рассказ, научимся выделять основные события в рассказе,  сможем сочинить продолжение рассказа.

Новый материл (слайд 6)                                                                                                                                                                                         Максим Горький известный русский писатель. Жил он в конце 19 - начале 20 веков.  Максим Горький — это литературный псевдоним. Псевдоним — имя, которым человек заменяет настоящее. Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков.

Биография (слайд 7)                                                                                                                                                                                        

Детские годы писателя были очень тяжелыми. Он рано потерял родителей, воспитывался в семье дедушки. Немало лишений досталось и на юношество. Эти годы Максим Горький описал в своих рассказах «Детство», «В людях», «Мои университеты». Возможно, потому что сам узнал лишения и нищету, Горький, став известным писателем и публицистом, занимается благотворительностью, помогает бедным людям, беспризорным детям.

На своей родине — в городе Нижний Новгород — писатель способствовал открытию школы, книжного магазина, подарил около тысячи книг публичной библиотеке. Сейчас в городе открыт музей Максима Горького.

История написания рассказа  (слайд 8)    

Именно благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появился рассказ «Случай с Евсейкой».  Вот как это произошло.

15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи. Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».  Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.

 Чтение произведения. (слайд 9)          

  Прочитаем произведение, постараемся понять главную идею текста и то, каким способом писатель доносит ее до читателя.

Анализ произведения (слайд 10)

Что же мы прочитали, рассказ или сказку?                                                                                           Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.                                 Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.                                                                     Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.                                                                                                                                                         В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.

  • Кто главный герой? (слайд 11)  
  •  Что же мы прочитали, рассказ или сказку?
  •  Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.  
  •  Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.  
  • Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.    
  •  В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.

Домашнее задание.  (слайд 12)        

2-ой урок

  • Вопросы по прочитанному произведению: (слайд 15)                                                                             Какой случай произошел с главным героем - Евсейкой?
  • Что увидел мальчик на морском дне?
  • С чем сравниваются морские обитатели? Какие слова подбирает автор, чтобы передать, как выглядит и передвигается каждое животное?
  • Евсейка удивился тому, что рыба говорит и он ее понимает. А чему во внешности мальчика удивились рыбы?
  • Сложно найти общий язык собеседникам, так непохожим друг на друга. Нужно быть очень терпеливым и находчивым, чтобы продолжать разговор. Есть ли эти качества у Евсейки?
  • Евсейка оказался действительно терпеливым и вежливым. Старается найти подходящую тему для разговора и не об

  • Продолжение работы по теме (слайд 16)    
  • Так что же это сказка или рассказ?
  • Какие части рассказа вы знаете?
  • Завязка, основная часть, развязка)
  •  Как развивается сюжет так?
  • как это обычно бывает в рассказе
  • Завязка (Евсейка попадает в воду)
  • Основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)
  • Самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)
  • Развязка (Евсейка возвращается на берег).
  • Почему же всё таки это не сказка?(слайд 17)
  • Потому что  нет  признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.
  • В рассказе М. Горького описаны реальные события, но есть и вымышленные, сказочные. Возможны они становятся, потому что мальчик, сидя на берегу, заснул. Перечитаем начало и конец рассказа.
  • …А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать...
  • …Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
  • …Евсейка заснул, а всё, что с ним происходило, - только приснилось ему.
  • Итак, произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» - это рассказ.
  • Обратили ли вы внимание при чтении на то, как выразительно описаны морские обитатели? (слайд 18)
  • С помощью какого приема писатель добивается выразительности при описании?
  • Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создаётся с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

ТЕСТ  (слайд19)
М. Горький «Случай с Евсейкой»

1. Укажи автора произведения «Случай с Евсейкой» 

    А.  К. Паустовский     Б. А. Куприн     В. М. Горький

2. Назовите имя мальчика, который сидел на берегу моря и удил рыбу. 

А. Евгений     Б. Евсейка     В. Епистафий

3. Как мальчик оказался в подводном царстве? 

А. свалился в воду     Б. нырнул в воду    

4. О каком музыкальном инструменте упоминается в рассказе? 

А. о баяне     Б. о кларнете     В. о скрипке

5. Какое слово пропущено в предложении?  

«Немецкий я вовсе не понимаю, а _______ язык сразу понял»

А. рыбий     Б. морской     В. черепаший

6. «Серьёзный какой», - подумал Евсейка. О ком он так подумал? 

А. об усатом лангусте     Б. о большом раке     В. о крабе

7. Назови причину, по которой папа Евсейки не ест рыбу. 

А. предпочитает есть овощи Б. она имеет неприятный запах   В. костлявая очень 

8. Почему морские жители считали Евсейку чудищем? 

А. у него 2 хвоста     Б. у него 3 головы     В. у него 1 нога

9. Назови главную тему рассказа «Случай с Евсейкой» 

А. соблюдение правил дорожного движения

Б. путешествие по подводному миру

В. изучение состава воды

10. На кого была похожа голотурия, которая взбиралась на ногу Евсейки? 

А. на скользкую жабу   Б. на плохо нарисованного поросёнка  В. на длинного удава

11. На что была похожа мимо проплывавшая сепия? 

А. на мокрый носовой платок     Б. на цветную косынку     В. на тёплый шарфик

12. Что Евсейка предложил болтливой рыбе? 

А. поплавать наперегонки     Б. поискать червячков     В. Поиграть

Творческое домашнее задание (слайд21)

Устно. Представьте себе, что познакомились с Евсейкой. А я его не знаю.(Расскажите мне о нем. Какой он по-вашему? Как вы можете охарактеризовать Евсейку после прочтения рассказа?)

Итог урока (слайд 22)

Закончите одним словом:

Сегодняшний урок –это…

Сегодня на уроке я …

Рефлексия (слайд 23)

                                                                                                                                                                                                     

                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение 3 класс М . Горький «Случай с Евсейкой »

Слайд 2

1 урок

Слайд 3

Эмоциональный настрой Наш урок я хочу начать вот такими словами : Если вы ищете волшебства в своей жизни, откройте книгу.

Слайд 4

Актуализация опорных знаний. Что такое…. Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени. Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская. Диалог — разговор двух героев. Быль — это описание того, что было в действительности, происходило на самом деле. Небылицей -называют вымысел, то, что невозможно в жизни.

Слайд 5

Вступительная беседа и постановка целей урока. - А теперь посмотрите на название и картинку произведения и п редположите: - На какую тему произведение? - Герои произведения? - К какому жанру относится данное произведение? - На уроке мы познакомимся с автором и историей создания произведения. - Как построен рассказ, научимся выделять основные события в рассказе, сможем сочинить продолжение рассказа.

Слайд 6

Максим Горький 6 марта 1868 — 18 июня 1936 Максим Горький известный русский писатель. Жил он в конце 19 - начале 20 веков. Максим Горький — это литературный псевдоним. Псевдоним — имя, которым человек заменяет настоящее. Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков.

Слайд 7

БИОГРАФИЯ Детские годы писателя были очень тяжелыми. Он рано потерял родителей, воспитывался в семье дедушки. Немало лишений досталось и на юношество. Эти годы Максим Горький описал в своих рассказах «Детство», «В людях», «Мои университеты». Возможно, потому что сам узнал лишения и нищету, Горький, став известным писателем и публицистом, занимается благотворительностью, помогает бедным людям, беспризорным детям. На своей родине — в городе Нижний Новгород — писатель способствовал открытию школы, книжного магазина, подарил около тысячи книг публичной библиотеке. Сейчас в городе открыт музей Максима Горького.

Слайд 8

История написания рассказа Именно благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появился рассказ «Случай с Евсейкой ». Вот как это произошло. 15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи. Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу». Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “ Воробьишко ”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой ”, писатель создал по заказу маленьких читателей.

Слайд 9

Чтение произведения : Прочитаем произведение, постараемся понять главную идею текста и то, каким способом писатель доносит ее до читателя .

Слайд 10

Анализ произведения: Что же мы прочитали, рассказ или сказку? Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой. Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени. Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская. В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.

Слайд 11

Кто главный герой? Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Какой он? Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Что здесь сказочного? Т олько в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.

Слайд 12

домашнее задание: 1.Стр. 4- 11 читать. Отвечать на вопросы

Слайд 13

2 урок

Слайд 14

Проверка дз

Слайд 15

Вопросы по прочитанному произведению: Какой случай произошел с главным героем - Евсейкой ? Что увидел мальчик на морском дне? С чем сравниваются морские обитатели? Какие слова подбирает автор, чтобы передать, как выглядит и передвигается каждое животное? Евсейка удивился тому, что рыба говорит и он ее понимает. А чему во внешности мальчика удивились рыбы? Сложно найти общий язык собеседникам, так непохожим друг на друга. Нужно быть очень терпеливым и находчивым, чтобы продолжать разговор. Есть ли эти качества у Евсейки ? Евсейка оказался действительно терпеливым и вежливым. Старается найти подходящую тему для разговора и не обидеть болтливую рыбу. Но стерпит ли он насмешки?

Слайд 16

Продолжение работы по теме: Так что же это сказка или рассказ? Какие части рассказа вы знаете? Завязка, основная часть, развязка) Как развивается сюжет так? как это обычно бывает в рассказе: завязка ( Евсейка попадает в воду) основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями) самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы) развязка ( Евсейка возвращается на берег).

Слайд 17

Почему же всё таки это не сказка? Потому что нет признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты . В рассказе М. Горького описаны реальные события, но есть и вымышленные, сказочные. Возможны они становятся, потому что мальчик, сидя на берегу, заснул. Перечитаем начало и конец рассказа. …А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать... … Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой! … Евсейка заснул, а всё, что с ним происходило, - только приснилось ему. Итак, произведение М. Горького «Случай с Евсейкой » - это рассказ.

Слайд 18

Обратили ли вы внимание при чтении на то, как выразительно описаны морские обитатели? С помощью какого приема писатель добивается выразительности при описании? Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создаётся с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

Слайд 19

ТЕСТ М . Горький « Случай с Евсейкой » 1. Укажи автора произведения «Случай с Евсейкой » А. К. Паустовский Б. А. Куприн В . М. Горький 2 . Назовите имя мальчика, который сидел на берегу моря и удил рыбу . А . Евгений Б. Евсейка В . Епистафий 3 . Как мальчик оказался в подводном царстве? А. свалился в воду Б. нырнул в воду 4 . О каком музыкальном инструменте упоминается в рассказе? А . о баяне Б . о кларнете В . о скрипке 5 . Какое слово пропущено в предложении ? « Немецкий я вовсе не понимаю, а _______ язык сразу понял» А. рыбий Б. морской В . черепаший 6 . «Серьёзный какой», - подумал Евсейка . О ком он так подумал? А. об усатом лангусте Б. о большом раке В. о крабе

Слайд 20

7. Назови причину, по которой папа Евсейки не ест рыбу. А. предпочитает есть овощи Б . она имеет неприятный запах В. костлявая очень 8. Почему морские жители считали Евсейку чудищем? А. у него 2 хвоста Б. у него 3 головы В. у него 1 нога 9 . Назови главную тему рассказа «Случай с Евсейкой » А. соблюдение правил дорожного движения Б. путешествие по подводному миру В. изучение состава воды 10 . На кого была похожа голотурия, которая взбиралась на ногу Евсейки ? А . на скользкую жабу Б . на плохо нарисованного поросёнка В. на длинного удава 11 . На что была похожа мимо проплывавшая сепия? А. на мокрый носовой платок Б. на цветную косынку В. на тёплый шарфик 12 . Что Евсейка предложил болтливой рыбе? А. поплавать наперегонки Б. поискать червячков В . поиграть

Слайд 21

Творческое домашнее задание: 2. Устно. Представьте себе, что познакомились с Евсейкой . А я его не знаю.(Расскажите мне о нем. Какой он по-вашему? Как вы можете охарактеризовать Евсейку после прочтения рассказа?)

Слайд 22

ИТОГ УРОКА Закончите одним словом : Сегодняшний урок –это … Сегодня на уроке я …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Урок литературного чтения 3 класс "Случай с Евсейкой"

Презентация к уроку, конспект урока....

Урок по литературному чтению М.Горький "Случай с Евсейкой" презентация

Презентация к уроку по литературному чтению, по произведению М.Горького "Случай с Евсейкой". Урок-погружение, где учащиеся с помощью презентации погружаются на дно моря и знакомятся с его об...

Словарная работа на уроке литературного чтения М.Горький "Случай с Евсейкой"

Использовано методическое пособие С.В.Кутявиной "Поурочные разработки по литературному чтению к УМК "Школа России"...