Урок литературного чтения Б.Житков "Как я ловил человечков" герой произведения, его внутренний мир.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Надежда Владимировна Кузьмина

Технологическая карта урока литературное чтения в 4 классе. Тип урока систематизация знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению.

Ф.И.О. учителя: Кузьмина Надежда Владимировна

Класс: 4 А

Тип урока: Систематизация знаний (2 урок по теме)

Тема: Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Герой произведения, его внутренний мир.

Цель: формирование читательских компетенций: умение выделять главное, умение выдвигать гипотезу, подбирать необходимые образные средства для комментария, умение выделять причинно-следственные связи, делать вывод, аргументировать свою точку зрения

Предметные: умение работать с текстом (осуществлять поиск нужной информации, определять черты характера героя);

Метапредметные:

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

- осуществление поиска информации в толковом словаре;

- преобразование информации из одной формы в другую: составление модели.

- осуществление поиска информации из текста

Регулятивные:

- формулирование цели урока;

- определение последовательности действий и прогнозирование предстоящей работы (планирование);

- умение определять успешность выполнения своего задания (самооценка);

- умение сличать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений;

- умение вносить коррективы в случае расхождения эталона и его продукта.

Коммуникативные:

- осознанное выполнение правил учебного сотрудничества при работе в мини группах;

- умение слушать и понимать речь других;

- оформление своих мыслей в устной форме.

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Содержание заданий, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 этап.

Орг. Момент

Создает эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинаем наш урок.

Давайте с вами проверим готовность к нашему уроку: на партах лежат учебники, тетради, карточки. Все готовы?

Здороваются. Проверяют готовность к уроку.

2 этап.

Актуализация знаний

#1048;зучающее чтение.

Включает песню М. Магомаева «О море, море..»

Ребята, какую картину вы представляли, слушая эту песню? Как вы ли эту песню связать с жизнью самого Бориса Житкова? А чтобы узнать, правы или нет, я предлагаю вам поработать с текстом. Внимательно прочитайте тексты, выделите факты, подтверждающие или опровергающие связь писателя с морской тематикой.

Готовы ли сейчас ответить на вопрос, можно ли связать жизнь самого писателя с морской тематикой. Приведите факты из текста.

2. Введение новых слов: реликвия

(Берет рисунок пароходика, рассказывает его описание по тексту)

На полке стоял пароходик. Я такого никогда не видал. Он был совсем настоящий, только маленький. У него была труба желтая и на ней два черных пояса. И две мачты. А от мачт шли к бортам веревочные лесенки. На корме стояла будочка, как домик. Полированная, с окошечками и дверкой. А уж на корме – медное рулевое колесо. Снизу под кормой – руль. И блестел перед рулем винт, как медная розочка. На носу два якоря. Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня такой был! Я сразу запросил у бабушки, чтобы поиграть с пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась:

- Вот это уже не проси. Не то что играть – трогать не смей. Никогда! (делаю паузу)

Ребята, почему бабушка, которая позволяла все своему внуку, вдруг отказала поиграть с пароходиком?

Ребята, памятная старинная вещь называется реликвия. (слово с макетом кораблика прикрепляю на доску)

Ребята, от чьего имени идет повествование? Какие мысли, чувства у вас возникали при прочтение? А что является главным в тексте?

Опишите героя, его облик, внешний вид. Посмотрите, похож ли с мальчиком (на доске макет мальчика в цвете). Скажите, кроме внешнего вида, что есть у каждого человека, что за ним скрывается? Что мы можем отнести к внутреннему миру человека? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Ребята, посмотрите, почему внутренний мир Бори можно «разделить» на две половинки: белую и серую?

4. Планирование работы: формулирует задание, предлагает его выполнить.

Я предлагаю вам поработать с текстом в группах по 4 человека. Но сначала давайте вспомним, какие части мы выделили? Расставьте части текста в правильной последовательности.

(карточки на партах)

1. «Чего я наделал-то!»

2. Ночные наблюдения за пароходиком

3. Угощение исчезло

4. Тайный план

5. «Я больше не мог терпеть»

6. Охота на человечков

7. Маленькие жильцы пароходика

Слушают.

Описывают представленные картины

Высказывают свою точку зрения, делятся мыслями предположениями.

Читают тексты, выделяют нужную информацию.

Зачитывают примеры из текста.

Слушают.

Высказывают свое мнение

Отвечают на вопросы

Составляют описание героя

Высказывают свое мнение

Формулируют цель урока.

Работа с планом текста: восстановление последовательности событий в тексте

3 этап. Работа с текстом

Предлагает работу по группам, акцентирует внимание на план работы, проверяю.

Каждая группа работает со своей частью текста, внимательно перечитывает и определяет какие черты проявил мальчик: положительные или отрицательные, может быть и те, и другие. Ребята, на партах есть план работы с отрывком текста. Будьте внимательны при работе.(план работы на партах)

1. Прочитайте отрывок

2. Сформулируйте кратко, о чем говорится в данном эпизоде

3. Какие положительные и отрицательные черты характера проявились у мальчика в этом эпизоде? Подтвердите словами из текста.

Работают с текстами, осуществляют поиск точной информации: выделяют самое главное

4 этап.

Работа с текстом после чтения

Итак, давайте заслушаем ваши ответы. Кратко перескажите о чем у вас говориться, назовите черты положительные или отрицательные.

Ребята, посмотрите на две половинки нашего героя: внешний вид и внутренний мир. Какая из половинок больше может рассказать о нашем герое, помогает его лучше узнать и понять?

Представляют результаты своей работы по плану. На доске заполняется макет внутреннего мира героя.

Высказывают свое мнение.

#1048;тог урока. Рефлексия.

Предлагает работу по учебникам.

Я прошу вас открыть учебнике на стр.38. Прочитайте окончание произведения. Почему Боря заплакал? Какие качества проявил наш герой?

Скажите, какой же он, наш герой? Почему он совершил такой поступок? Посмотрите на завершение текста. Что вы заметили? Как вы думаете, почему писатель не закончил свое произведение? Как бы вы закончили?

- Как вы думаете, если бы можно было все вернуть назад, поступил бы Боря так второй раз, или повел бы себя по-другому?

Ребята, а мог ли сам писатель быть на месте этого мальчика? Для чего он рассказал нам эту историю? Чему учит нас? Почему

Посмотрите на две пословицы. Какая из них более близка к нашему тексту? (карточки на партах)

Не все сбывается, что желается.

Дал слово – держись, а не давши – крепись.

Почему вы так считаете?

Сегодня на уроке мы с вами во время чтения текста обращали внимание не только на действия и поступки героя, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героя. Я хотела бы, чтобы вы ответил на мой вопрос: что я на уроке понял для себя? Спасибо за урок.

Один ученик читает вслух, остальные следят по учебнику.

Высказывают свое мнение

Отвечают на вопросы

Работают в группах, выбирают пословицу. Зачитывают, объясняют свой выбор.

Отвечают на мой вопрос.

6. Домашнее задание

Объясняет выполнение домашних заданий.

Я предлагаю задание на выбор:

- приготовить пересказ эпизода;

-составить рассказ о семейной реликвии

Выбирают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения :"Образ крестьянских детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме:"Образ детей в эпическом произведении Н.А. Некрасова""Мужичок с ноготок" система Л.В. Занкова...

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению В.М.Гаршина "Сказка о жабе и розе" ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и групповой работы....

Урок литературного чтения в 4-м классе по произведению Николая Михайловича Рубцова «Сентябрь» ("Школа России")

Конспект урока, презентация к нему, приложения в виде карточек для парной и самостоятельной работы....

Конспект урока литературного чтения по теме: Писатели о детях. Произведение К.М. Станюковича "Максимка"

В разработке приводится материал по работе над прочитанным материалом....

Урок литературного чтения по теме: "Образ зимы в произведениях разных видов"

Урок литературного чтения по теме" Образ зимы в произведениях разных видов"...

урок литературного чтения "Влияние доброго поступка на героев произведений" 3 класс система Занкова

на примере изученного материала проследить за влиянием доброго поступка на  эволюцию развития образов героев рассказов В.П. Железникова, Ю.Я. Яковлева...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по летописному произведению "Деятельность Ярослава. Похвала книгам"

Методическая разработка урока литературного чтения в свете требований ФГОС. Она раскрывает опыт автора по использованию современных технологий (продуктивного чтения, проблемного диалога) и методически...