Мастер-класс. Формирование читательской грамотности младших школьников.
статья

Абрамова Марина Николаевна

В работе раскрываются приемы работы по формированию читательской грамотности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности младших школьников

в рамках требований ФГОС

Абрамова Марина Николаевна

МКОУ Никольская СОШ, Абанский район

       Свой мастер – класс я хочу начать с высказывания философа  Д.Дидро  «Люди перестают мыслить,    когда перестают читать».                                  

Мы с вами в большинстве работаем по Стандартам нового поколения, где отводится огромное  значение умению работать с текстами. В четвертом классе четвероклассники выполняют Краевую контрольную работу по читательской грамотности, где проверяются четыре группы умений учащихся работать с информацией. Поэтому цель мастер класса:

Цель: формирование читательской грамотности через умения работать с текстом

Задачи:

  • Познакомить с группами читательских умений учащихся;
  • Научить различать задания, формирующие  читательские умения, по  группам;
  • Познакомить с приемами формирования читательских умений

Что же мы понимаем под читательской грамотностью?  Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Различают четыре основные группы читательских умений.

I группа- поиск информации в явном виде;

II группа –поиск информации в неявном виде (формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте, нахождение соответствий);

III группа –интерпретация и обобщение информации; (применение – создать продукт)

IV группа-оценка содержания, языка и структуры текста (критическая оценка)

Практическая работа:

Перед вами текст «Что такое снег»  (раздаточный материал)  На основе данного текста научимся различать задания, формирующие различные  группы умений учащихся

Прочитайте  текст

Задания:

1. подчеркните в тексте ответ на вопрос:  что часто говорят о том, что такое снежинка? (1 гр. умений)

2. нарисуйте 3 снежинки  (3 гр.умений)

3.как ты думаешь, какой это текст? Правильный ответ обведи кружочком. (4 гр. умений)

А) научный     б) художественный       в) научно-познавательный

4.найди соответствие – соединить линией.        

Для формирования читательской грамотности применяю приемы технологии Критического мышления, остановимся на некоторых:

 «Верные и неверные утверждения»: по тексту « Про ежа»

          Задания группам (1.отметить верные + и неверные  -  утверждения до чтения текста

          2. после чтения текста   определить на какую  группу умений срабатывает прием.

1

2

3

4

5

6

7

до

после

 «Логические цепочки» ( перепутанные логические цепочки) ( Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить на всех этапах урока)

Задание группам:  Восстановить последовательность событий,  - II гр,  баз.ур

составить последовательность событий (Записать на какую группу умений срабатывает?)  III гр.- повыш. уровень

1. стал ужинать   2. Проснулся   3. разорвал    4. пошел искать   5.идет домой        6. Наступил вечер

«Прием составления, заполнения концептуальной таблицы»  Используется на всех этапах урока ( причем линий сравнения  может быть одна и более, а вот категорий (объектов) не менее двух)     Карточки раздаются группам

1 гр: Заполнить таблицу по сказке «Морозко»  и определить формируемую группу   умений

2 гр: составить таблицу по «Сказке о золотой рыбке» и определить формируемую группу   умений

Прием «Составление Кластера» (схема ) 

Используется на всех этапах урока, развивает память, мышление, речь.

Задания группам : 1 гр. составить кластер  по сказке «Красная Шапочка»,

                                2гр. составить кластер по теме «Существительное»

В каждой группе находится лист достижений по методике «Свидетельство», оцените работу группы по предложенным критериям

 баллы

 критерии

Максбалл

Само

оценка

оценка учителя

1.  знаю группы чит-х умений (по 1б за каждую)

2.различаю задания по 4 группам умений (по 1б)

4 б

 

 

3.Знаю приемы формирования читательских умений

 

 

Итого:

9 б

 

 

Заключение:   Применяя на уроках различные приемы работы с текстом у обучающихся  читательскую грамотность и все виды УУД и могу с уверенностью сказать, что мои ученики узнают новое не только от меня, но и умеют сами открывать новое, работая с текстами.

А в заключение проведем рефлексию мастер-класса по теме , используя прием «Синквейн»: (5-строчие)

  • на первой строке помещаем    одно  существительное, которое раскрывает тему мастер – класса,  
  • на второй строке -  два прилагательных
  • на третьей – три глагола, раскрывающих тему мастер-класса
  • на четвертой– афоризм (крылатое выражение) отношение к теме.
  • на пятой  - синоним к теме, показывающий  отношение автора к теме

        СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

                                                                             Приложение : 1

                «Синквейн»: (5-строчие)

  • 1 строка -   1  существительное, которое раскрывает тему мастер – класса,  
  • 2 строка  -  два прилагательных
  • 3 строка – три глагола, раскрывающих тему мастер-класса
  • 4 строка– афоризм (крылатое выражение) отношение к теме.
  • 5 строка  - синоним к теме, показывающий  отношение автора к теме

                «Синквейн»: (5-строчие)

  • 1 строка -   1  существительное, которое раскрывает тему мастер – класса,  
  • 2 строка  -  два прилагательных
  • 3 строка – три глагола, раскрывающих тему мастер-класса
  • 4 строка– афоризм (крылатое выражение) отношение к теме.
  • 5 строка  - синоним к теме, показывающий  отношение автора к теме

                «Синквейн»: (5-строчие)

  • 1 строка -   1  существительное, которое раскрывает тему мастер – класса,  
  • 2 строка  -  два прилагательных
  • 3 строка – три глагола, раскрывающих тему мастер-класса
  • 4 строка– афоризм (крылатое выражение) отношение к теме.
  • 5 строка  - синоним к теме, показывающий  отношение автора к теме

Приложение: 2

Что такое снег?

Часто говорят, что снежинка – замёрзшая капелька воды. Но это неверно. Такая капелька в форме непрозрачного льда называется градом. Снег же рождается иначе. Невидимые  пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики. Постепенно они превращаются в красивые снежинки, становятся достаточно тяжёлыми и падают вниз. В том числе и на вашу варежку. Но сколько бы вы не ловили самых разных снежинок, у каждой из них будет ровно шесть лучиков. От вашего дыхания снежинки тают и превращаются в мельчайшие капельки воды. Это доказывает, что снежинки – вода в твердом состоянии. Вы когда-нибудь задумывались, почему в морозный день снег скрипит у вас под ногами? Это ломаются хрупкие лучики миллиардов снежинок.

        Что такое снег?

Часто говорят, что снежинка – замёрзшая капелька воды. Но это неверно. Такая капелька в форме непрозрачного льда называется градом. Снег же рождается иначе. Невидимые  пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики. Постепенно они превращаются в красивые снежинки, становятся достаточно тяжёлыми и падают вниз. В том числе и на вашу варежку. Но сколько бы вы не ловили самых разных снежинок, у каждой из них будет ровно шесть лучиков. От вашего дыхания снежинки тают и превращаются в мельчайшие капельки воды. Это доказывает, что снежинки – вода в твердом состоянии. Вы когда-нибудь задумывались, почему в морозный день снег скрипит у вас под ногами? Это ломаются хрупкие лучики миллиардов снежинок.

        Что такое снег?

Часто говорят, что снежинка – замёрзшая капелька воды. Но это неверно. Такая капелька в форме непрозрачного льда называется градом. Снег же рождается иначе. Невидимые  пары поднимаются высоко в небо, где царит сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда. Льдинки растут, увеличиваются их лучики. Постепенно они превращаются в красивые снежинки, становятся достаточно тяжёлыми и падают вниз. В том числе и на вашу варежку. Но сколько бы вы не ловили самых разных снежинок, у каждой из них будет ровно шесть лучиков. От вашего дыхания снежинки тают и превращаются в мельчайшие капельки воды. Это доказывает, что снежинки – вода в твердом состоянии. Вы когда-нибудь задумывались, почему в морозный день снег скрипит у вас под ногами? Это ломаются хрупкие лучики миллиардов снежинок.

Приложение: 3

Про ежа

Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал маленькую берлогу. Ёж натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.

Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг ёж увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Ёж разорвал змею и стал ужинать.

Ежи не только загрызают ядовитых змей, но и уничтожают вредных насекомых, крыс и  мышей.

        Про ежа

Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал маленькую берлогу. Ёж натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.

Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг ёж увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Ёж разорвал змею и стал ужинать.

Ежи не только загрызают ядовитых змей, но и уничтожают вредных насекомых, крыс и  мышей.

        Про ежа

Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал маленькую берлогу. Ёж натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.

Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг ёж увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Ёж разорвал змею и стал ужинать.

Ежи не только загрызают ядовитых змей, но и уничтожают вредных насекомых, крыс и  мышей.

        Про ежа

Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал маленькую берлогу. Ёж натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.

Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг ёж увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Ёж разорвал змею и стал ужинать.

Ежи не только загрызают ядовитых змей, но и уничтожают вредных насекомых, крыс и  мышей.

        Про ежа

Был в лесу старый пень. Тут в дупле ёж сделал маленькую берлогу. Ёж натаскал травы. Стало тепло и мягко. Днём ёж спал, а вечером выходил на охоту.

Вот наступил вечер. Ёж проснулся и пошёл искать пищу. Не нашёл ничего и идёт домой. Вдруг ёж увидел змею. Ёж бросился на неё. Змея зашипела и бросилась на ежа. Ёж не боится змей. Ёж разорвал змею и стал ужинать.

Ежи не только загрызают ядовитых змей, но и уничтожают вредных насекомых, крыс и  мышей.

Приложение: 4

Верные и неверные утверждения. По тексту «Про ежа»

Отметить верные утверждения   +,  неверные  -

1

2

3

4

5

6

7

до чтения

после чтения

Верные и неверные утверждения. По тексту «Про ежа»

Отметить верные утверждения   +,  неверные  -

1

2

3

4

5

6

7

до чтения

после чтения

Верные и неверные утверждения. По тексту «Про ежа»

Отметить верные утверждения   +,  неверные  -

1

2

3

4

5

6

7

до чтения

после чтения

Верные и неверные утверждения. По тексту «Про ежа»

Отметить верные утверждения   +,  неверные  -

1

2

3

4

5

6

7

до чтения

после чтения

Приложение: 5

Восстановить последовательность

событий (начало указано- 1)

        стал ужинать  

         проснулся  

           разорвал    

           пошел искать  

          идет домой        

        наступил вечер

Восстановить последовательность

событий (начало указано- 1)

        стал ужинать  

         проснулся  

           разорвал    

           пошел искать  

          идет домой        

        наступил вечер

Восстановить последовательность

событий (начало указано- 1)

        стал ужинать  

         проснулся  

           разорвал    

           пошел искать  

          идет домой        

        наступил вечер

Восстановить последовательность

событий (начало указано- 1)

        стал ужинать  

         проснулся  

           разорвал    

           пошел искать  

          идет домой        

        наступил вечер

Восстановить последовательность

событий (начало указано- 1)

        стал ужинать  

         проснулся  

           разорвал    

           пошел искать  

          идет домой        

        наступил вечер

Восстановить последовательность

событий (начало указано- 1)

        стал ужинать  

         проснулся  

           разорвал    

           пошел искать  

          идет домой        

        наступил вечер

Приложение : 6

Группы читательских умений.

I группа- поиск информации в явном виде;

- найти конкретные сведения:

  • значение слова, фразы;
  • определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде
  • определить время и место действия рассказа

II группа –поиск информации в неявном виде (формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте, нахождение соответствий);

  • Установить связь между событиями;
  • Понимать какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
  • Выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов;

III группа –интерпретация и обобщение информации; (применение – создать продукт)

  • распознавать общую идею или тему текста;
  • описывать отношения между героями;
  • сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
  • понимать настроение и общий тон рассказа;
  • находить практическое применение информации из текста;
  • создание нового продукта.

IV группа-оценка содержания, языка и структуры текста (критическая оценка)

  • оценивать правдоподобность описанных событий;
  • описывать какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
  • оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
  • определять отношение автора к основной теме текста.
  • Определить жанр произведения;
  • Определить тип текста

Приложение 7

К тексту «Что такое снег?»

3.как ты думаешь, какой это текст? Правильный ответ обведи кружочком. (4 гр. умений)

А) научный     б) художественный       в) научно-познавательный

4.найди соответствие – соединить линией.

К тексту «Что такое снег?»

3.как ты думаешь, какой это текст? Правильный ответ обведи кружочком. (4 гр. умений)

А) научный     б) художественный       в) научно-познавательный

4.найди соответствие – соединить линией.

        Приложение 8

СВИДЕТЕЛЬСТВО (лист  оценивания)

 баллы

 критерии

Максбалл

Само

оценка

оценка учителя

1.  знаю группы чит-х умений (по 1б за каждую)

2.различаю задания по 4 группам умений (по 1б)

4 б

 

 

3.Знаю приемы формирования читательских умений

 

 

Итого:

9 б

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО (лист  оценивания)

 баллы

 критерии

Максбалл

Само

оценка

оценка учителя

1.  знаю группы чит-х умений (по 1б за каждую)

2.различаю задания по 4 группам умений (по 1б)

4 б

 

 

3.Знаю приемы формирования читательских умений

 

 

Итого:

9 б

 

 

СВИДЕТЕЛЬСТВО (лист  оценивания)

 баллы

 критерии

Максбалл

Само

оценка

оценка учителя

1.  знаю группы чит-х умений (по 1б за каждую)

2.различаю задания по 4 группам умений (по 1б)

4 б

 

 

3.Знаю приемы формирования читательских умений

 

 

Итого:

9 б

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Формирование читательской грамотности-актуальная проблема современного образования.     На мастер-классе я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я...

Презентация "Формирование читательской грамотности младших школьников"

Презентация содержит материал, помогающий учителю начальных классов  работать по теме "Формирование читательской грамотности младших школьников"....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Роль уроков русского языка в формировании читательской грамотности младшего школьника

Грамотность чтения - способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них....

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности младших школьников»

Мастер-класс  «Формирование читательской грамотности младших школьников»Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образован...

Мастер -класс" Средства формирования функциональной грамотности младших школьников"

Автор на мастер-классе раскрывает практические  приемы формирования функциональной грамотности,  вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности  использования приемов примен...