Конспект по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Данный конспект поможет учителю при подготовке к уроку по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО

УМК

Школа России

Тема

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель

Ученик научится характеризовать главного героя

Ученик получит возможность научиться составлять план произведения

Ожидаемые результаты

Личностные:

1) Развивается навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

2) Формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

3) Формируется способность к оценке своей учебной деятельности;

Метапредметные:

1) Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)  Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

Предметные:

1)Умение работать с текстом

2)Умение составлять план, словесный портрет героя

Оборудование

Учебник УМК "Школа России" литературное чтение 4 класс 2 часть Л.Ф. Климанова; портрет автора; презентация; рабочий лист по произведению

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовка к восприятию

Задача этапа:

Подготовить к эмоциональному восприятию текста, создать необходимый эмоциональный настрой.

Методы:

Словесный: беседа, уточняющие вопросы

Наглядные: портрет, презентация

- Ребята, посмотрите на портрет, кто на нем изображен?

- Хорошо. Сейчас я вам расскажу о Е.Л. Шварце.

Шварц Евгений Львович – русский прозаик и драматург, поэт, журналист и сценарист. Первая детская книга называлась «Рассказы старой балалайки». И она имела большой успех. Работал в детских журналах «Ёж» и «Чиж». На их страницах появились его пьесы-сказки «Новые приключения Кота в сапогах» и «Красная Шапочка». Затем он издал свое знаменитое произведение «Обыкновенное чудо» над которым трудился целых 10 лет.

- Сегодня мы будем знакомиться с творчеством Е.Л.Шварца. Для того, чтобы догадаться, о чем будет новый рассказ, рассмотрим иллюстрацию к этому произведению.( иллюстрация к произведению "Сказка о потерянном времени")

-Кого вы видите на переднем плане?

-Что еще можно увидеть на картинке?

-Можете ли вы на основании иллюстрации предположить, о чем это произведение?

-Откройте учебник на странице 4. Прочитайте название произведения.

-О чем пойдет речь в сказке?

- Перед тем, как приступить к прочтению сказки, давайте сделаем предположение о сказке, в этом нам с вами поможет рабочий лист. Найдите задание, если вы верите в утверждение – напишите +, не верите – отметьте -.

-А чтобы проверить наши с вами предположения, давайте начнем читать сказку, но перед этим обратим внимание на некоторые слова, которые нам могут встретиться в тексте и запишем их определения в рабочем листе.

  • Окладистая (борода) – широкая и густая.
    Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
    Ходики – 
    небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями
  • Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды. (например, полы пальто или пиджака).
  • Ситный с изюмом - хлеб высокого качества, испечённый из муки, просеянной через сито.
  • Окованные медью счеты - приспособление, состоящее из прямоугольной рамки, нанизанных на прутья костяшек и помещенных в рамку, является очень давним родственником калькулятора. Счеты раньше использовались везде, где нужно было производить математические вычисления.

(Также данные слова изображены на слайдах)

Начинается чтение сказки.

- Мы еще не читали произведения этого автора.

- Дети слушают биографию, рассказанную учителем.

-Рассматривают иллюстрацию

- Двух детей, дедушку и собаку

- Часы, которые переводят все персонажи.

- О времени

- О жизни персонажей с иллюстрации

-Открывают страницу 4 учебника. «Сказка о потерянном времени»

- О ком-то, кто потерял время

- Ребята выполняют задание.

- Учащиеся работают вместе с учителем.

Первичное восприятие

Задача этапа:

Знакомство с текстом произведения

Методы:

Словесные

- Комбинированное чтение.

Выявление специфики восприятия

Задача этапа:

Определение того, как эмоционально дети откликнулись на произведение, что именно им понравилось, запомнилось, что они увидели в тексте, что и как поняли.

Методы:

Словесный: беседа

- Ребята, какой момент вам запомнился больше всего?

- Переживали ли вы за Петю? В какой момент?

- Хорошо, а как вы думаете, как по-другому могла закончиться сказка?

-Да.

- Так почему автор назвал сказку именно "Сказка о потерянном времени"? В чем основная мысль?

-Молодцы, вы все правы.

- Как Петя стал стариком.

- Мне понравилось, что добро победило зло.

-Мне понравился смешной момент, когда Петя пришел в школу,  его не узнали там.

- Да, переживали

- Когда он превратился в старика, мы волновались, что он может остаться навсегда им и не вернуться назад.

- Дети так могли и остаться в телах стариков.

- Нужно радоваться каждому моменту жизни

-Не нужно терять времени зря.

Постановка уч. задачи

Задача этапа:

Постановка цели урока, к которой учащийся должен прийти к концу урока

Методы:

Словесный: беседа

- Посмотрите на произведение, как вы думаете, какой вид работы мы можем сделать с ним?

- А что нам нужно для этого?

-Правильно, молодцы.

- Пересказ

- Нам нужно разделить произведение на части, дать название каждой части, составить план рассказа.

Перечитывание и анализ

Задача этапа:

Учащиеся обращаются к тексту произведения, чтобы решить поставленную перед ними проблему и выполнить творческую работу.

Методы:

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

- Хорошо, а для того чтобы нам разделить текст на части нам что нужно?

- В составлении плана нам с вами поможет рабочий лист, нам нужно расставить пункты плана в правильном порядке.

- Назовите части плана в правильном порядке (см. рабочий лист).

- Кто был героями сказки?  .

-Какое несчастье их объединило? Найдите в тексте.

- Нам нужно понимать какие события происходят в произведении

-Нам нужно знать последовательность событий, героев

- Учащиеся работают с планом.

- Учащиеся говорят пункты плана.

- Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев

- Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми  стариками.

Обобщение

Задача этапа:

Осмысление результатов совместной деятельности учителя и учащихся

Методы:

Словесный: беседа, пересказ

- Теперь мы с вами знаем сказку. Какие он оставил у вас чувства?

- Давайте проверим совпадает ли у нас наше первое впечатления до прочтения и после.

- А кто теперь попробует по нашему плану пересказать сказку.

- Умнички. Вашим дом. заданием будет – подготовить пересказ произведения по плану и заполнить рабочий лист до конца.

-Учащиеся высказывают свое мнение

-Возвращаются к пункту по утверждениям «Верно-неверно» и проверяют.

- 1 - 2 человека пробует пересказать рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Сказка о потерянном времени»

Знакомство с личностью и творчеством Е. Шварца...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по произведению Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»

Интегрированный урок литературного чтения, «построенный» в соответствии с требованиями ФГОС. Интересен сменой видов деятельности, насыщенностью многообразных методических приёмов....

Творческая тетрадь по внеклассному чтению по произведению Е. Шварца "Сказка о потерянном времени"

Эта творческая тетрадь вручается учащимся на зимние или осенние каникулы. В тетради - задание по внеклассному чтению. Учащийся не только читает книгу, рекомендованную педагогом, но и выполняет задания...

Проектно-исследовательская работа "В поисках времени" по произведению Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Тема проекта: "В поисках времени", выполнили ученики 4 класса. Цель: создать лэпбук о понятии времени через чтение и анализ произведения Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"1. Вх...

Проектная работа по произведению Е. Шварца "Сказка ог потерянном времени"

В данном материале описана программа внеурочной деятельности пректа, его цели, задачи и этапы в рамках школьно-музейного конкурса "Литературный багаж"....

Тест-викторина по произведению Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Тест-викторина по произведению Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"...

презентация к конспекту произведения Е.Л.Шварца "Сказка о потерянном времени"

Данная презентация поможет учителю при подготовке к уроку по произведению Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"...