Технологическая карта урока по литературе по теме «К.Д Ушинский «Слепая лошадь» (4 класс) , УМК Школа России
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Жанабаева Индира Маратовна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формированиечитательской компетенции: понимание информации, самоконтроль

Задачи урока

Дидактические:

1)Познакомить с творчеством К.Д Ушинского

2) Познакомить с произведением «Слепая лошадь»

Развивающие:

1) развивать логические мышление: умение рассуждать, анализировать делать выводы в ходе чтения и анализа

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к чтению

2)  воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы

Планируемые результаты

Предметные: научатся:

1) анализировать основную тему произведения и его главных героев

2) выразительно читать рассказы.

Личностные:

1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

2)формировать способность к оценке своих действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 28.04.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 4 «Б»

Урок: 2

Время:14:00-14:40          Кабинет: 222

Студент: Жанабаева Индира Маратовна

Группа: 35

Учитель:  Трашкова Елена Викторовна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока: «К.Д Ушинский «Слепая лошадь»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формированиечитательской компетенции: понимание информации, самоконтроль

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)Познакомить с творчеством К.Д Ушинского

2) Познакомить с произведением «Слепая лошадь»

Предметные: научатся:

1) анализировать основную тему произведения и его главных героев

2) выразительно читать рассказы.

Развивающие:

1) развивать логические мышление: умение рассуждать, анализировать делать выводы в ходе чтения и анализа

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы

Личностные:

1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

2)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать интерес к чтению

2)  воспитывать уважение друг к другу в процессе парной и групповой работы

УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная презентация

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Дарья Ивановна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

-У вас на столах лежат листочки, это лестница успеха. Нарисуйте человека на той ступеньке, на которой вы себя видите.

- Начнем урок с высказывания. Посмотрите на слайд и прочитайте его:

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело.»Ушинский

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Раздатка

Учебная презентация: слайд 1

Актуализация знаний и  мотивации

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1.Организует актуализацию знаний через подводящий диалог

-Но перед тем как начать наш урок, ребята, отгадайте загадку :

« Есть листок, есть корешок, а не куст и не цветок,

Нету лап, нету рук, а приходит в дом как друг.

На колени к маме ляжет, обо всем тебе расскажет.

- верно, это книга

- А где живут книги?

- Кто пишет книги?

-верно, вы молодцы! Начнем наш урок.

2. Отвечают на вопросы учителя

книга

в библиотеке, на полке, в магазине

писатели

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Учебная презентация: слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

Посмотрите на слайд. Вы видите портреты нескольких авторов. Назовите их.

Молодцы, а кто изображён на 4 портрете?

На 4 портрете изображен Ушинский Константин Дмитриевич, русский писатель.

-Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Что вы можете сказать о нём?

Слова – подсказки

1.Прочитать…

2.Узнать….

3. Поразмышлять…

1.Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

А.С Пушкин, К.И Чуковский, ХансКристиан Андерсен.

Не знаем.

О К.Д Ушинском

Предположения детей.

1.Прочитать произведение К.Д Ушинского

2. Узнать историческое прошлое нашей страны

3. Поразмышлять над произведением

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Учебная презентация: слайд 5

Слайд 6

«Открытие детьми нового знания»

(10 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по открытиюновогознания.

- Скажите, а встречались ли мы сегодня с этим автором?

- Верно, сегодня мы обсуждали его высказывание. Давайте посмотрим на портрет этого писателя. Взгляните на него и попробуйте предположить, каким он был человеком, на какие темы он писал.

Константин Дмитриевич Ушинский  родился в городе Тула. Ушинский учился на юридическом факультете.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось зазубривать их наизусть.Писатель посвятил много времени составлению детских книг «Детский мир», учебник русского языка «Родное слово».

«Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было все понятно и очень интересно. Уж их-то начнешь читать и не оторвешься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх.

Здесь собрана небольшая литературная выставка произведений Ушинского. Посмотрите на иллюстрацию. Предположите о чём может быть эта книга? («Ласточка», «Дедушка» «Дети в роще»)

Одним из произведений К.Д Ушинского был рассказ «Слепая лошадь». Посмотрите на иллюстрацию к произведению и предположите, о чём будет этот рассказ?

Тогда давайте узнаем. Но для этого нам необходимо поговорить о некоторых словах.

Посмотрите на экран. Кто может объяснитть мне значение этих слов.

Хворать

Князь

Единодушно

(Картинный словарь)

Рогатина – славянское тяжёлое копьё для охоты или рукопашного боя

Узда – упряжь, предназначенная для управления лошадью.

Стряха – свисающий край крыши деревянной избы.

Порча - тяжёлая ткань из шёлка с узором.

Молодцы, теперь мы можем начать читать. Давайте прослушаем рассказ. «Слепая лошадь»

Да, вначале урока, мы встречались с его высказыванием.

Предположения детей.

Предположения детей.

Предположения.

Болеть

Правитель территории

Единогласно, все согласны

УУПД:

Формулировать выводы и  подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Ученая презентация

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует первичное закрепление.

- Итак, кто были главными героями рассказа и кем они были?

Объясните имена персонажей.

- Правильно. Кем был для Уседома  Догони – Ветер?

Что однажды приключилось купцом? Найдите строчки в тексте.

- Кто спас Уседома?  И как?

- Что обещал хозяин своему коню?

- Сдержал Уседом свое слово?

- Как получилось, что Догони - Ветер остался слепой?

Как вы думаете, какая главная мысль этого рассказа, чем он нас учит?

Верно, молодцы.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

Уседом богатый, но жадный купец

Догони-Ветер лошадь.

Любимым конём.


Уседома так зовут, потому что он богатый и его имя от «всё дома»
А Догони Ветер очень быстрый.

На него напали разбойники. «Вдруг из-за кустов, будто из-под земли, выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, в мохнатых шапках, с рогатинами, топорами и ножами в руках; трое были на лошадях, трое пешком, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.»
Его конь Догони Ветер.
«Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, своею широкою, сильною грудью опрокинул на землю двух дерзких злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего, который, махая рогатиной, забегал вперед и хотел было преградить ему дорогу, и помчался как вихрь»

«Что бы с ним ни случилось, никогда не продавать и не дарить никому своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.»


Нет. Он выгнал своего коня.

Из-за ленивого работника, который раньше времени напоил коня . Он заболел, ослаб и ослеп.

Никогда нельзя предавать и забывать тех, кто помог вам в трудную минуту, и слово свое надо всегда держать

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностьюУУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Учебная презентация

Слайд 11

Динамическая пауза

Снижение эмоционального и физического напряжения

Практический: выполнение динамической паузы

1.Организует динамическую паузу.

- Сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест.

Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот,

На ветру играет гривой,

Пышной, сказочно красивой.

Быстро я в седло вскачу,

Не поеду - полечу!

Цок - цок, цок - цок, цок - цок.

Там за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой.

- Хорошо, присаживайтесь на свои места.

1.Выполняют динамическую паузу.

Повторяют движения за учителем

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление  ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов: беседа

Внешний контроль

Прослушав рассказ, скажите, что вы узнали об истории нашего народа?

Какой народный закон существовал в городе Винета?

Когда и как созывалось это собрание?

Кто имел право звонить в колокол?

Рассказывают.

Вече.

Собиралось собрание, для решения важных вопросов. Созывалось звоном в колокол.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа с учебником

Учебная презентация: слайд 13, 14

Самостоятельная работа с самопроверкой

(15-20 минут)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

1.Организует самостоятельную работу.

Сопоставь героев и их характеры:

Хозяин был:

Конь был:

Работник был:

Добрый,заботливый,внимательный,благодарный,чуткий, щедрый, верный,молодой,сильный,смелый,решительный,

сытый,худой,красивый,ленивый,невнимательный,безразличный

- обменяйтесь листами со своим соседом по парте и проверьте по критериям на слайде (ответы на слайде)

0 ошибок – оценка 5

1-3 ошибки – оценка 4

4-6 ошибок – оценка 3

1.Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют задание

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Рефлексия деятельности

(по продукту)

( 2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

- Давайте вспомним, какая была тема нашего урока?

- Какие цели на урок мы ставили?

- Сейчас с помощью лесенки успеха оцените свою работу на уроке:

- Если вы поняли смысл и идею произведения , выразительно читали, то рисуете себя на самой верхней ступени.

- Если работали не очень активно, остались вопрос по содержанию произведения, не очень выразительно читали, то на средней ступени

- И если на уроке вы не работали, произведение не поняли, то нарисуйте себя на самой нижней ступени.

Спасибо за урок, до свидания!

1.Анализируютсвоюработунауроке,уровеньусвоенияучебногоматериала.

Константин Дмитриевич Ушинский»

1.Узнаем об авторе К.Д Ушинском

2. Прочитаем его произведение.

3. Проанализируем произведение.

Оценивают свою работу

УУРД:

Оценивать свою работу

Учебная презентация: слайд 15 с темой урока

Раздаточный материал «Лесенка успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Энни Хогарт. "Мафин и паук". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: В.В. Бианки "Мышонок Пик". 3 класс, УМК "Школа России", ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударение. Ударный и безударный слог" 2 класс УМК "Школа России" . Урок составлен в соответствии с ФГОС НОО....

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Все народы воспевают мудрость старости", 4 класс УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАДата: 28.05.2022Школа: №3Класс: 4Урок: ИЗОВремя: 12:40   Кабинет: 102Студент: Илларионов ГригорийГруппа: 43Учитель:  Солдаткина Яна Алек...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н Носов «Телефон» для 3 класса УМК "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Н.Н Носов «Телефон» для 3 класса УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Чтение слов с буквой Е" - 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: обобщить и систематизировать знания о гласных звуках [й’э], [э] и навыка письма буквы Е, е; совершенствование умения читать слоги, слова предложения с ...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Чтение слов с буквой Ё" - 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: закрепление и коррекция знаний о гласных звуках [й’о], [’о] и навыка письма буквы Ё, ё; совершенствование умения читать слоги, слова предложения ...