Выступление на МО учителей начальной школы. Доклад на тему «Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы»
статья по чтению (4 класс)

Татьяна Александровна Кочегура

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы»

Добрый день!

Упражнение «Поздоровайся глазами»

- Уважаемые коллеги, давайте мы начнём наш мастер-класс с   упражнения «Поздоровайся глазами».

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь взглядом создать позитивное настроение.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Все эти умения помогут обучающемуся успешно справиться и с комплексной работой, которая является одним из видов итогового контроля. Мы, учителя, пока боимся этих инноваций. Но могу вас уверить, что бояться абсолютно нечего. Самое главное – это научить обучающегося работать с тестом. Именно этим мы и займемся на нашем мастер-классе.

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

-Для выяснения образовательных целей, ваших ожиданий и опасений от мастер-класса используем следующий Методический прием «Фруктовый сад»

  Этот прием целесообразно использовать в работе с обучающимися. Учителю он позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий).

  Ученикам данный прием поможет более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию). Спасибо!

У каждого учителя возникает вопрос как же помочь читателям - школьникам установить правильные взаимоотношения с сигналами текста?

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что дети испытывают затруднения в понимании слов, словосочетаний, фразеологизмов, в прогнозировании, в выделении главной мысли текста, в ведении диалога с автором. 

Постановка задач мастер-класса       

Сегодня мы рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом. К концу мастер-класса мы попытаемся сформировать  «банк» методических приемов, которые, я надеюсь, пригодятся Вам в работе, при подготовке к комплексное контрольной работе.

Первой ступенью работы с текстом является понимание каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, входящего в текст. Потому что не зная отдельных слов, обучающийся может либо совсем не понять текст, либо понять недостаточно полно, либо исказить его смысл.

Поэтому работу с текстом начинаем именно с нахождения непонятных слов, слов, употребленных в переносном значении. Можно также предложить следующее задание:

  • Найдите знакомые слова в новом, непривычном употреблении.

В лесу раздавался топор дровосека. Н.А. Некрасов

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат. С. Орлов

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя. А.С. Пушкин

         Беря в руки любой текст, зрелый читатель ставит пред собой задачу выделить главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.

  • Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий заголовок.  Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте.

           «В лесу»

Большое значение в работе с текстом имеет прогнозирование. Даже читая заголовок, читатель в общих чертах предугадывает, о чем пойдет речь дальше.

  • Предположите, о чем пойдет дальше речь в тексте, который начинается с предложения:

Соболь – небольшой, меньше кошки зверек.

Не менее важно уметь находить в тексте главную мысль. Обучающимся, особенно на первых порах, трудно выполнить данное задание. Здесь можно использовать задания на восстановление рассыпанных текстов. Такая работа требует и схватывания главной мысли, и вычерпывания смыслов из каждого слова, и прогнозирования предстоящего текста. И самое главное, эта работа должна вестись постоянно, а не эпизодически.

На начальном этапе можно дать следующие задания:

  • Соберите рассыпанный текст так, чтобы получилось осмысленное предложение.

Потому, у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него, песенку, был.

  • Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы».

Зеленые снежинки распускаются в весеннем лесу.

Деревня пошла продавать далеко.

Старушка от рынка была молоко.

Обучающимся начальных классов трудно понять что такое «главное» и «неглавное» в тексте, т.е. выделить главную мысль. Мой опыт показывает, что лучше всего учить ребенка выделять основную мысль на стихотворных текстах и произведениях фольклора.

  • Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их значение.

Закатилось солнце за лесок,

Стал лесок и темен и высок.

Кто-то притаился за сосной,

Что-то прошуршало за спиной,

Загорелись в елках огоньки…

Ой! –

Глаза у страха велики!  (В. Левановский)

В работе с текстом не мене важно понимание – это выделение в тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Работа с вопросами может быть разной. Я использую следующие методические приемы:

  • Ответы на готовые вопросы.
  • Самостоятельная постановка вопросов к тексту.
  • Смешанная: постановка вопросов к тексту и ответы на заданные вопросы. Мне кажется самый интересный прием.
  • Читайте текст и отвечайте на предлагаемые вопросы.

Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принес черную грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на землю. Но не только струи дождя лились на людей, а какие-то блестящие продолговатые предметы сыпались сверху.

У вас возникают догадки о дальнейшем рассказе?

Вместе с дождем с неба падали рыбы, и люди, которые видели это чудо, опускались на колени. Они поднимали руки к небу и благодарили богов.

Американские ученые заинтересовались этим сказочным происшествием и выяснили, что это не единичный случай.

        Какие вопросы у вас возникли? Сверьте их с дальнейшим текстом.

Какие силы поднимают рыб в воздух? Почему потом водяные жители падают на землю?

Сформулируйте свои догадки и сверьте с дальнейшим текстом.

Сильные ураганы, которые проносятся над океаном, поднимают рыб вместе с водой. Когда ураган преодолевает огромные пространства, его сила ослабевает, и поднятые ими предметы падают на землю. Именно тогда из грозовых туч низвергается на землю рыбный дождь.

Не возникают ли у вас еще какие-то предположения?

         В разных местах земного шара выпадали дожди из водорослей, лягушек, мелких камешков, а в Горьковской области однажды выпал дождь из старинных монет.

После того как у школьников сформированы отдельные приемы внимательного чтения, можно переходить к выработке у них умения беседовать с текстом, т.е. с автором. Давайте побеседуем с автором. После прочтения каждой фразы вы должны задать вопрос автору или прокомментировать прочитанное.

Три маленькие хрюшки

Отчаянно кричат.

Пора помыть им ушки,

А хрюшки не хотят.

Напрасно мы купали

В корыте поросят.

Они от нас сбежали

И в лужице лежат.

Но нельзя забывать о воображении. Ведь для детей воображение – естественная форма их мысли. Оно помогает им освоиться в еще не совсем понятном им окружающем мире.

  • На что похож кленовый листок?
  • Какое сравнение может быть в тексте?

Летняя ночь была теплая, как ...

  • Допишем стихотворение по двум первым строчкам:

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа,  и вот…

Он глотает фталазол

И на всех ужасно зол. (мрачно)

Поднял он ужасный крик:

К острой пище не привык. (каламбур)

Две недели сторожа

Ищут бедного ежа. (сочувствие)

Бегемот во всю хохочет:

Еж ему нутро щекочет. (весело)

Обучающиеся часто испытывают трудности в составлении плана. Чем же важен план текста? Во-первых, план помогает понять текст, лучше запомнить материал, а также является средством самоконтроля и самооценки. Чтобы составить план, нужно понять текст. А чтобы понять текст, нужно уметь выделить в нем существенное, разделить на части. Здесь можно использовать методику восстановления текста.

  • Прочитайте заголовок:
  •  

Предположите, о чем будет говориться в тексте.

  • Восстановите текст.

Мимо ехал колхозник Егор. Под деревом он заметил мальчика. Мальчик был еще жив. Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в деревню.

Стояла холодная зима. Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами.

Вдруг началась метель. Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Дорогу замело. Мальчик долго бродил по лесу. Он устал, сел под ель и заснул.

  • Проведем диалог с текстом.

«Заблудился - возникают вопросы: кто заблудился? Где заблудился? Почему заблудился? Кто заблудился, предположить очень трудно. Где заблудился? Чаще всего это бывает в лесу или на каких-то просторах в непогоду. Почему заблудился? Плохо ориентировался в этой местности или была непогода.

Стояла холодная зима. Наверное, заблудился из-за метели или пурги.

Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами. Значит, заблудился мальчик в лесу. Наверное, началась метель, и он потерял дорогу.

Вдруг началась метель. Значит, правильно наше предположение.

Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Все подтверждается.

Дорогу замело. Еще одно подтверждение.

Мальчик долго бродил по лесу. То же самое.

Он устал, сел под ель и заснул. Известно, что в таких случаях люди замерзают. Но Ваня, наверное, не погиб; рассказ называется «Заблудился», если бы он погиб в лесу, рассказ назывался бы как-то иначе. Наверное, его кто-то спасет. Но кто?

Мимо ехал колхозник Егор. Вот он и спасет Ваню.

Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в деревню. Все правильно».

После такого диалога ребенок должен выделить главную мысль рассказа, а для этого перечислить, о ком или о чем говорится в рассказе и что об этом говорится: «Здесь говорится о времени года, о Ване, о метели и о дяде Егоре. О Ване говорится, что он пошел в лес и заблудился. О дяде Егоре, что он нашел Ваню и спас. О погоде говорится, что была суровая зима и, когда Ваня пошел в лес, началась метель.

Теперь можно выделить главную мысль рассказа: Ваня заблудился, и его спас дядя Егор».

После этого текст нужно разбить на части, сгруппировав возле каждой существенной мысли относящийся к ней материал. Наконец, каждую часть нужно озаглавить.

Вначале с вопросами, о ком или о чем говорится в тексте и что об этом говорится, к ребенку обращается учитель. Однако после непродолжительной тренировки дети должны сами задавать себе вопросы.

Такая работа с текстом и составленный план помогает готовить различные виды пересказов и успешно справиться с комплексной контрольной работой.

         Итак, давайте ответим на вопрос: что же такое умение работать с текстом?

Я думаю, что работа с текстом заключается в следующем:

  • Сначала нужно понять материал;
  • Затем выделить в нем наиболее существенную информацию;
  • Запомнить информацию.

Памятка-инструкция

по самостоятельной работе с текстом

Работайте с заголовком!

Прочитав заголовок, остановитесь!

  1. Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  2. Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
  3. Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.
  4. Попытайтесь, насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
  5. После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.

Работайте с текстом!

Обращайте внимание на непонятное в тексте.

  1. Читая, следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с вопросом к тем, кто это знает.
  2. Непонятным может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретно примеры.

Ведите диалог с автором!

  1. По ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании.
  2. Проверяйте свои предположения в процессе чтения.

Если вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть. В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.

Выделяйте главное!

  1. Читая текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет.
  2. По ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.
  3. Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
  4. В случае необходимости делайте выписки.
  5. Рассматривайте все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.

     На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!

     Запоминайте материал!

  1. Объясните себе, в чем связь мыслей – пунктов вашего плана.
  2. Перескажите текст по плану.
  3. Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.

Проверяйте себя!

  1. Ответьте на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.
  2. После пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом ошибок.

Итак, подводя итоги нашего мастер-класса, можно сделать вывод, что совсем не нужно бояться комплексной контрольной работы, а нужно планомерно, постоянно, на всех уроках работать с текстом. Давайте вспомним, какие методы и приемы можно использовать для работы с текстом.

  • Работа со словом, словосочетанием, предложением.
  • Прогнозирование.
  • Работа с рассыпанным текстом.
  • Использование стихотворений, произведений фольклора.
  • Работа с вопросами.
  • Беседа с автором.
  • Развитие воображения.

      В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание –  составить Синквейн на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна  Вам всем знакомы.

Работа с текстом

Интересная, нужная.

Понимать, составлять, прогнозировать.

Работать с текстом нужно на всех уроках.

Идеальный читатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальной школы и воспитателей гпд "Педагогическая диагностика успешности младших школьников как средство повышения эффективности образовательного процесса".

В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целепола...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Часто  дети,  читая тексты, воспринимают их  неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет....

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексной контрольной работы

laquo;Формирование умения работать с текстом как шагк успешному выполнению комплексной контрольной работы»...

Выступление на ШМО учителей начальной школы МКОУ Джогинской СОШ . Доклад

ДОКЛАД на ШМО учителей начальных классов «Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС. Типы уроков по ФГОС.»Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди...

Выступление на ШМО учителей начальной школы МКОУ Джогинской СОШ . Доклад

Доклад на тему: «Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся начальной школы» Как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активи...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...