Технологическая карта урока литературного чтения «Александр Сергеевич Пушкин «Цветок»» (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Нагорнова Милена Ивановна

Тема урока: «А. С. Пушкин «Цветок» »

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление обучающихся со стихотворением А.С. Пушкина «Цветок».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  познакомить с лирическим стихотворением «Цветок» А.С.Пушкина;

2) учить находить в стихотворении слова, указывающие на настроение автора, его настроения;

3) отрабатывать умения  выразительного чтения  лирического стихотворения.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,

использовать разные виды чтения;

2) различать прозаическую и стихотворную речь: называть

особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

3) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;

4) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного

произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста.

Развивающие:

1) развивать память, образное мышление, воссоздающее творческое воображение, внимание;

2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы;

3) развивать творческие способности обучающихся.

Личностные:

1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2) стремление к самовыражению в искусстве слова и творчества;

3)  осознание важности русской литературы  как средства общения и самовыражения, пронизывающее связь между прошлым и настоящим.

 

Воспитательные:

1) воспитывать любовь к природе в различных ее проявлениях ;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

3) привит интерес к поэзии.

УМК: «Перспектива», учебник литературного чтения 3 кл.: Учебник в 2ч./ Н.А. Чуракова. Ч.2, презентация, раздаточный материал, лист формата А3, канцелярские принадлежности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 25.04.2023

Школа: Академический лицей №95

Класс: 3-7

Урок: 3

Время:09:50-10:30          Кабинет: 310

Студент: Нагорнова Милена

Группа: 31

Учитель: Кирчевская Елена Юрьевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «А. С. Пушкин «Цветок» »

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: ознакомление обучающихся со стихотворением А.С. Пушкина «Цветок».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)  познакомить с лирическим стихотворением «Цветок» А.С.Пушкина;

2) учить находить в стихотворении слова, указывающие на настроение автора, его настроения;

3) отрабатывать умения  выразительного чтения  лирического стихотворения.

Предметные: обучающиеся научатся:

1) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей,

использовать разные виды чтения;

2) различать прозаическую и стихотворную речь: называть

особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

3) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;

4) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного

произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста.

Развивающие:

1) развивать память, образное мышление, воссоздающее творческое воображение, внимание;

2) развивать умение обучающихся анализировать свои ответы, делать выводы;

3) развивать творческие способности обучающихся.

Личностные:

1). явление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

2) стремление к самовыражению в искусстве слова и творчества;

3)  осознание важности русской литературы  как средства общения и самовыражения, пронизывающее связь между прошлым и настоящим.

Воспитательные:

1) воспитывать любовь к природе в различных ее проявлениях ;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

3) привит интерес к поэзии.

УМК: «Перспектива», учебник литературного чтения 3 кл.: Учебник в 2ч./ Н.А. Чуракова. Ч.2, презентация, раздаточный материал, лист формата А3, канцелярские принадлежности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное обрудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных  методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милена Ивановна, и сегодня урок литературного чтения, проведу у вас. Рада вас видеть.

- Подарите друг другу свои добрые и лучезарные улыбки. И давайте зарядимся энергией, для этого посмотрите на каждого члена вашей команды и поочередно соединяйте ладошки, чтобы получился круг, проговаривая:

-Желаю, чтобы наш урок прошел отлично. Занимайте свои места.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат учебники, рабочие тетради, пенал с канцелярскими принадлежностями.

- Верно, начнем работать, скорее, но еще я хотела бы чтобы вы узнали, что если я захочу узнать, согласны ли вы с каким-либо ответом или высказыванием, то поднимите большой палец вверх, если же вы не согласны, то палец вниз. Потренируемся.

- Вы самые умные и красивые ребята?

- Завтра будет +27С.

- Теперь можем идти дальше.

Приветствуют учителя.

Проверяют свою готовность к уроку

Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

Большой палец - желаю

Указательный - успеха

Средний - большого

Безымянный - во всем

Мизинец - везде

Палец вверх

Палец вниз

УУЛД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация.

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Актуализирует знания по пройденным темам.

- Как вы поняли, сегодня весь урок мы проведем в форме «Аля-мозговой штурм». То есть работая в группах, назовите мне правила работы в группе.

- Отлично! Ну а раз у нас урок литературного чтения, и вам предстоит размышлять и много говорить, то необходимо провести речевую разминку, для этого смотрим на слайд и команда, на которую я показываю начинает чтение.

- Молодцы, мне кажется вы хорошо разогрели речевой аппарат, а теперь разогреем знания по литературному чтению, для этого откройте конверт и выполните карточку№1. На задание 2 минуты.

- Для проверки, слушаем команду №3.

- Хорошо, а какое слово из тех, что вы вычеркнули начинается на твердый шипящий звук?

- А вот проблема, которая перед нами стоит:

Может ли «Цветок» ассоциироваться со словом стихотворение?

- Ну кто же сможет нам помочь разобраться с этим вопросом?

- Да, верно, всё это поможет нам, но главное это ваше желание и интерес, а они у вас есть?

- Тогда я дам вам подсказку, чей портрет появился у нас перед глазами?

- Именно он будет для нас неким проводником.

Отвечают на вопросы учителя.

Правила работы в группе.

1.Говори тихо и спокойно.

2.К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.

3.Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.

4.Делай замечания тактично, не груби.

5.В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

  1. Стихотворение – это небольшое по объему произведение, в котором есть рифма.
  2. Проза, художник, музей, цветок.

- Цветок.

- Мы не знаем, наверное учитель, книга, известные писатели.

- Да!

- А.С. Пушкина.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Постановка учебной задачи

(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- Предлагаю сформулировать тему урока. Какие у вас есть предположения?

- Отлично, а чтобы поставить цели урока, используйте опоры:

Узнать…

Учиться…

- Но вторую цель мы пока не может поставить, помним об этом и вернемся к ней. Если есть тема и цель, то не хватает плана. У нас также есть опора, но нужно дополнить ее.

1. Повторим … об … Сергеевиче … .

2. Узнаем про … .

3. Выполним … с  … знаниями.

4. … .

5. Подведем …  … .

(цветок, Александре, урока, Пушкине, итоги.)

- Здорово у вас получилось. Но из-за того, что мы не знаем 2ую цель не можем построить полный план.  Приступаем к работе.

Формулируют тему и цели урока.

- «А.С.Пушкин и «Цветок»».

Узнать как связан «Цветок» и стихотворения.

Учиться … .

- 1. Повторим  об А.С. Пушкине.

2. Узнаем про «Цветок»

3. Выполним задания с новыми знаниями.

4. … .

5. Подведем итоги урока.

УУПД: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

УУРД: Научатся составлять план и последовательность действий

УУРД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация.

«Открытие» нового знания

(5 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Наглядный: демонстрация

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа, учебный диалог, объяснение

Открытие детьми нового знания.

- Кто мне может рассказать, про биографию или может какие-то интересные факты об А.С. Пушкине? Чтобы дать более качественный ответ, совещайтесь в парах и ориентируйтесь на алгоритм:

1. В каком веке жил.

2. Детство, учеба, семья.

3. История  творчества.

4. Известные вам произведения.

5. Последние годы жизни.

- Вы посовещались в парах, теперь совещайтесь в группах и объединяйте свои ответы, на это у вас есть 2 минуты.

- Время вышло, слушаем команду №2.

- Отлично, есть ли кому, что дополнить, мы готовы вас выслушать.

- Мы вспомнили о биографии А.С. теперь он хотел бы, чтобы мы все-таки ответили на главный вопрос урока, а для этого вам необходимо сейчас меня очень внимательно слушать.

Выразительное чтение учителя.

- Ну и как вы думаете, что я только что прочитала?

- Верно, предположите его название.

- Значит мы ответили на главный вопрос урока?

- А теперь мы это докажем, что необходимо, для того чтобы запомнить это стихотворение?

- Какие правила чтения мы знаем?

- Хорошо, а был ли у этого стихотворения сюжет?

- Что же является содержанием этого стихотворения?

- Он начинает думать, представлять и размышлять, воображать какие-то картины из прошлого, через которые прошел цветок. Как называют такого героя?

- Тогда какой мы сделаем вывод, какого жанра это стих-е?

- Теперь дополним наши цели и план, чему будем учиться…

- Открываем учебники на стр. 159, и сейчас читаем все, то есть хором, я прохожу и слушаю каждого.

Работают в парах, затем обобщают ответы в группах.

  1. Дата рождения 26 мая (6 июня) 1799. Место рождения Москва, Российская империя.
  2. В детстве Александр был скромным, тихим, предпочитал спокойные игры. Любовь к чтению и поэзии появилась у него благодаря няни Арины Родионовны. Пушкин поступил в царско-сельский лицей, там и обрел своих друзей.
  3. Первые рифмовки были написаны на французском языке. С 15 лет Александр начал получать популярность, вступив в литературный кружок "Арзамас".
  4. Стихотворения: «Зимний вечер», сказки: «О царе Салтане», «о рыбаке и рыбке», капитанская дочка и т.д.
  5. Подал в отставку и издал свой журнал «Современник», скончался на дуэли с Дантесом из-за супруги.

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

- Стихотворение А.С.

- «Цветок».

- Да.

- Прочитать его, провести устную работу с вопросами.

- Правильно, без ошибок, четко, громко и выразительно читать.

- Нет.

- Размышления и раздумья героя. Мы понимаем, что герой стих-я – человек, который очень впечатлен видом цветка и поэтому рассказывает про него.

- Лирический, а стихотворение лирического жанра.

Учиться понимать лирическое стихотворение и выразительно читать.

1. Повторим  об А.С. Пушкине.

2. Узнаем про лирическое стихотворение  «Цветок»

3. Выполним задания с новыми знаниями.

4. Будем учиться правильно читать стихотворение.

5. Подведем итоги урока.

Читают вслух.

УУКД: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

УУПД: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Презентация,

Динамическая пауза

Снижение эмоц. и физ. напряжения

Практ.: выполнение динамической паузы

Организация проведения динамической паузы.

- Предлагаю вам поиграть, для этого вспомните, как перемещались люди, до того, как появились автомобили?

- Тогда давайте представим, что каждый из вас это красивая и сильная лошадка.  

- На лошадях.

Выполняют движения соответственно командам.

Песок – трем ладоши; галька – два пальца о ладошку; болото – цокаем; препятствие – хлопки. Отлично а теперь играем на выбывание, кто сбивается садится.

Первичное закрепление

(7 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

Организует первичное закрепление.

- Вам понравилось стихотворение? О чем оно?

- Как выглядел этот цветок? Что значит «безуханный»?

- Эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. А у нас это стихотворение вызывает еще один вопрос урока, для того чтобы на него ответить, возьмите карточку №2, и ответьте на него, сообща в группе, у вас есть 2 минуты.

- Время вышло, приступим к проверке, отвечать будет команда №1. Остальные внимательно слушают сверяют со своими ответами и по поднятой руке дополняют ответы.

2. Героя волнует жизнь человека, который сорвал этот цветок и положил его в книгу; герою интересно, что стало с этим человеком, с каким событием в его жизни связан цветок; герой хочет узнать о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его прошлом, настоящем и будущем.

- Отличная работа!

  • - Как выглядел этот цветок? Что значит «безуханны

- Да, оно о цветке, чья жизнь прошла так быстро.

- Значит он потерял свои краски, усох.

Ответы детей:

1. «Где цвел? Когда ? какой весною ?/ И долго ль цвел ? и сорван кем, / Чужой, знакомой ли рукою ?/ И положен сюда зачем ?»

3.И жив ли тот, и ты жива ли?

И нынче где их уголок.

Или уже они увели,

Как сей неведомый цветок.

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Презентация, учебник.

Самостоятельная работа

(3-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: раздаточный материал

Внешний контроль

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Сейчас вам предстоит поработать самостоятельно, ваша задача, аккуратненько в учебнике, карандашом расставить партитуру, кто мне скажет, что это такое  какие условные обозначения вы используете?

- Стихотворение у вас перед глазами, мы его прочитали, вспомнили про партитуру, и теперь у вас есть 2 минуты на работу, я уверенна, что вы верно справитесь.

- Время вышло, сейчас на отметку выступит один участник команды №6. Пока он выходит вспомним критерии оценивания.

- Давайте вместе оценим, понравилось ли вам прочтение, правильно ли проставлены паузы и выразительно ли прочитал?

Партитура – интонация и выразительность в стихотворении. Есть короткая пауза, длинная, логическое ударение, повышение и понижение интонации.

Работают со стихотворением.

- Правильность, выразительность, тембр, темп, скорость.

Выразительное чтение одного ученика у доски.

Оценивают одноклассника.

УУПД: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: развитие навыков сотрудничества и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация, раздаточный материал.

Включение в систему знаний

(8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Групповая

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самоконтроль

Организует связь между новой темой и прошлого урока.

- Мне очень нравится, как вы работаете, мы уже сделали много выводов и хорошо проанализировали. Сейчас я предлагаю, сделать одну большую и творческую работу. В конверте у вас осталась последний листок, на нем написано, что ваша группа должна сделать для общего результата.

- Все вспомним, что такое синквейн?

- Хорошо, приступайте к выполнению на отдельном чистом листочке. Те кому, выпал рисунок, значит  от команды мы ждем 4 рисунка отражающих смысл, содержание стихотворения.

У кого ассоциации, значит вам надо подобрать 5 слов, которые всплывают у вас на уме, после прочтения стихотворения, это может быть чувства и эмоции, которые вызвал стих.

Еще есть задание, с пословицами и поговорками, вам нужно вырезать только те, которые по смыслу подходят к нашему стихотворению.

- Желаю вам продуктивной работы!

Вызывает по одному для представления работы.

- Время вышло, 3 человека пока красиво оформляют ваши ответы, а для всех остальных последний вопрос, который мы решим нашим мозговым штурмом. Как называется раздел учебника, в котором мы работаем?

- Почему это стихотворение попало именно в этот раздел?

- Японское стихотворение из 5 строк.

1 - ставят одно существительное, обозначающее понятие или тему.

2 - 2 прилагательных, описывающих основное понятие.

3 - размещают 3 глагола, раскрывающих действие.

4 - содержит афоризм (фразу или предложение), показывающее отношение к теме.

5 - синоним к основной теме.

- Сравниваем прошлое и настоящее.

- В нем рассказывается о жизни цветка, внимание уделено тому, чем этот цветок и для кого стал, через чьи руки прошел.

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи

УУКД: формирование уважительного отношения к иному мнению

Учебник, презентация, рабочая тетрадь.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

- Вспомните тему  и цели урока, мы добились их?

- А все ли пункты плана мы выполнили?

- О чем мы сегодня говорили?

- Ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос?

- Какая идея создания преследовала Пушкина для создания этого стихотворения?

Всё быстро забывается, подобно аромату и красоте сорванного цветка. Пушкин утверждает, что жизнь человека – это короткий миг в сравнении с вечностью мироздания. Следует трепетно относиться к каждому дню своей «хрупкой» жизни, уважать не только свои, но и чужие чувства.

- Я надеюсь, что вы запомнили это стихотворение, а главное его смысл.

Проводит работу по самооценке.

- Подумайте, как вы сегодня поработали, все ли сделали, успевали, понравился ли вам урок, тогда этот цветок ваш. Если вам трудно, но интересно и вы очень старались и сами понимаете, что способны на лучшее, то этот цветок ваш. Если вам не понравилось и было не интересно, то тогда этот ваш, подходите командами к первой парте выбирайте цветок и приклеивайте его к нашей общей работе.

- Отлично. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

- Да, мы все выполнили.

- О стихотворении «Цветок».

- Да, мы доказали, что «цветок» А.С. Пушкина имеет прямое значение к стихотворениям.

- Основная идея в том, что всё земное проходит слишком быстро.

Оценивают свою деятельность и дополняют плакат цветами.

УУРД: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

УУЛД: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

УУПД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация, грамоты.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Знакомство с произведением" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П.Платонов "Цветок на земле". Анализ произведения" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении А.П.Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаДидактические:учить детей анализировать литературное произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )

Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" 2 час (УМК "Школа России", 3 класс )

Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»»Тип урока: урок рефлексииЦель урока: формирование знаний представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока: «А.П.Платонов «Цветок на земле»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении ...

Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...