Разработка урока литературного чтения
методическая разработка по чтению (4 класс)

Машанова Надежда Алексеевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_chteniya.docx43.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Удинская средняя общеобразовательная школа»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА:

«Обобщающий урок-игра

по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

(учебник  Л.Ф. Климанова,  В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, М.В. Бойкина

 «Литературное чтение» 1 часть)

Учитель:
Машанова Надежда Алексеевна

2024 год

Тема: Обобщающий урок – игра по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

Цель: обобщить знания детей по данному разделу; развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей; формировать умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Предметные: оценивать результаты своей читательской деятельности, умения выбирать книгу для самостоятельного чтения;

Метапредметные: 

Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определение наиболее эффективных способов достижения результата

оценивания своей работы на уроке.

Познавательные: анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли. 

Коммуникативные: ответы на вопросы, на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, оформление своей мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Личностные: развивать умение высказывать своё мнение, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, проявление интереса и желания читать,

терпимое отношение к мнению других читателей.

Оборудование:  сборники стихотворений поэтов ХIХ века,  презентация, портреты  писателей: Ф.И. Тютчева, А.А. Фета,  А.Н. Плещеева, И.А. Бунина, Н.А. Некрасова, Е.А. Баратынского, И.С. Никитина,  рисунки, карточки,   жетоны, медали для награждения.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация  учебной деятельности учащихся.

Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем,  друг другу хорошего настроения и начнем урок.

        Итак, в путь.

Мы начать урок готовы

Будем думать, рассуждать

и друг другу помогать.

2. Актуализация знаний

-Как называется раздел, над произведениями которого мы работали?

-Рассмотрите внимательно ряд портретов поэтов и скажите, с какими поэтами мы познакомились?

- Давайте подумаем, что объединяет представленных поэтов?  

-О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

Сформулируем тему урока.

                 

         

 

 - Чему будем учиться сегодня?

«Поэтическая тетрадь 1»

- Ф.И.Тютчев,   Н.А.Некрасов,  А.А.Фет,   Е.А.Баратынский, А.Н.Плещеев,  И.С.Никитин,  И.А.Бунин,

 

-Это поэты  ХIХ века, писали о природе, о жизни людей.

Обобщать знания по разделу «Поэтическая тетрадь - 1»

 

Повторим пройденные стихи будем наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

Представление команд

3  Обобщение и систематизация знаний

       Чтобы урок прошёл интереснее, проведём его в виде игры-соревнования. Класс разделим на две команды. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны. В конце урока мы подведем итоги и посчитаем жетоны. У кого их будет больше, та команда будет считаться победителем.

Команда «Тёплый вечер»

Наш девиз:

«Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души»

(И.С. Никитин)

Команда «Славный путь»

Наш девиз:

«Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, Родная Русь»                  

 (Н.А. Некрасов)

Конкурс «Узнай поэта»

Отвечаем быстро, за правильный ответ получаем жетон

Узнай, о ком из поэтов идёт речь?

На доске портреты поэтов. Обратить внимание после каждого ответа на портрет.

1). В 12 лет этот поэт свободно переводил оды Горация.

Фёдор Иванович Тютчев

(1803 -1873), в Орловской губернии

2). Однажды он решил оставить литературу и заняться сельским хозяйством. За 17 лет хутор Степановка он превратил в образцовое  доходное хозяйство.

Афанасий Афанасьевич Фет      (1820 -1892), в Орловской губернии

3). А.С. Пушкин сказал о нём: «оригинален – ибо мыслит».

Евгений Абрамович Баратынский                                                      (1800 -1844), в Тамбовской губернии

4). Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь».

Алексей Николаевич Плещеев  (1825 – 1893), в Костроме

5). Он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города.

Иван Саввич Никитин                       (1824 -1861), в Воронеже

6). От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

Николай Алексеевич Некрасов

(1821 – 1878), в Подольской губернии

7). Последние годы он провёл в бедности, работал над книгой о своём литературном учителе  А.П. Чехове

Бунин Иван Алексеевич              (1870 – 1953), в Воронеже

Конкурс «Продолжи стихотворение»

1. Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве

2. Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

3. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

4. «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь… Подожди!»

5. «Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?

6. В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

7. Ноги босы, грязно тело

И едва прикрыта грудь…

8. Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

9. В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

«Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

«Я с запасом новых песен

К вам вернусь, когда с полей

Снег сойдет, когда в овраге

Зажурчит, блестя ручей.

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно - румян.

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славных путь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной

   Конкурс «Литературные исследователи»

 Работа по карточкам

Капитаны вытягивают по одной карточке. Даётся время на подготовку.

Найти в прочитанных стихотворениях олицетворения, сравнения, рифмы, эпитеты.

  1. Олицетворение – наделение предметов, явлений природы чувствами, настроением, способностями, характером человека.

Ещё природа не проснулась …

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.  

 (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»)

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла. 

 (Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»)

Осень тихою вдовой 

Вступает в пёстрый терем свой.  

 (И.А. Бунин «Листопад»)

  1. Эпитеты – художественное образное определение.

Лес, точно терем  расписной,

Лиловый, золотой, багряный…     

(И.А. Бунин «Листопад»)

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!      

(Н.А. Некрасов «Школьник»)

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями…     

(И.С. Никитин «В синем небе…»)

3.Рифма – созвучие концов стихотворных строк.                                            

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся,  трепещет.    

  (А.А. Фет «Весенний дождь»)

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.  

    (Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»)

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями…

Чуть заметен над лесом туман,

Тёплый вечер прозрачно-румян.    

 (И.С. Никитин «В синем небе…»)

4.Сравнение  - сопоставление предметов.

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.  

 (И.С. Никитин «В синем небе…»)

        

Лес, точно терем  расписной…

(И.А. Бунин «Листопад»)

Как вышки, ёлочки темнеют…  

  (И.А. Бунин «Листопад»)

   

ФИЗМИНУТКА «Танцуют все»

 Конкурс «Вспомни стихотворение»

Ребята, вы иллюстрировали стихи к нашим урокам. Ваши иллюстрации перед нами, на доске. Предлагаю вспомнить эти замечательные произведения. Приготовьтесь читать выразительно, показав свою иллюстрацию. Участвуют по 5 человек от каждой команды.

Дети читают стихи по 5 человек от команды и показывают свой рисунок.

Конкурс «Акростих»

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Акростих – это стихотворение, в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Это любимая игра в России в 19 веке. Составь стихотворение со словами  снег, клад.

Конкурс капитанов «Не ошибись»

Даются карточки с отрывками из стихотворений. Нужно назвать автора и название стихотворения.

1)Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

2).Выбьются косы, растреплется шубка

3)Кротко звёзд золотое сиянье,

В чистом поле покой и молчанье;

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

4).Еще земли печален вид…..

СНЕГ

 Алёша

С неба падает снежок            

Новый и красивый!                

Едет Дедушка Мороз,            

Год будет счастливый!

 Тимур

Солнце ярко светит

Небо голубое

Ёжик весело бежит

Гриб на нём лежит

 Никита

Свежий снег идёт

Новый год оденет

Ели и берёзки в

голубые блёстки.

 Андрей

Солнце нынче золотое

Небо ярко-голубое

Ель зелёная придёт

Год нам новый принесёт.

Евгений Абрамович Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист!»

Н.А. Некрасов  «В зимние сумерки»

Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут над полями»

Ф.И. Тютчев  «Еще земли печален вид…»

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.Самостоятельная работа

Тест

 Самопроверка

- У кого есть ошибки?  Над чем предстоит работать?

ОЦЕНКИ ЗА УРОК!!!

2.Домашнее задание

Обратите внимание на выставку книг. Как вы думаете, что будете делать дома?

Внеклассное чтение «Родные поэты»

Самопроверка по образцу.

Ответы:

Вариант 1             Вариант 2

1)а                            1)в

2)в                             2)б

3)б                             3)а

4)в                             4)а

5)а                             5)в

   ( ответы на слайде)

6.Рефлексия учебной деятельности

Оцените свою работу на уроке.

Что было трудным?

Что легко удавалось выполнять?

У каждого на парте есть лучики и тучки.  

Если вам было интересно на уроке - выберите лучик, а если нет – тучку. Прикрепите лучик или тучку на доску.

Дети прикрепляют лучики и тучки на доску.

Награждение

- Подведите общий итог (Сосчитать жетоны)

- Наградить медалями «Победителю игры», «Участнику игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...