Характеристика произносительных и акцентологических ошибок при чтении у младших школьников
статья по чтению (3 класс)
В данной статье даётся характеристика акцентологических и произносительных ошибоку младших школьников при чтении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика произносительных и акцентологических ошибок
при чтении у младших школьников
Автор: Герасимович Наталья Владимировна
ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга
На современном этапе обучение русскому языку характеризуется направленностью на развитие младшего школьника как личности, полноценно владеющей речью во всех её формах. Этот критерий является одним из главных показателей эффективности развивающего обучения. Русский язык является одним из самых сложных в мире. Его трудность заключается не только в грамматике, но и в орфоэпии, частности, в акцентологии.
Русский лингвист Н.А. Федянина писала: «Русское ударение – поистине душа слова. Отнимите у слова ударение – и его не станет. Поставьте неправильно ударение – и разрушится всё слово» [4].
Нормированность речи — это ее соответствие литературно-языковому идеалу. Указанное свойство нормы было отмечено профессором А.М. Пешковским, который писал: "Существование языкового идеала у говорящих, - вот главная отличительная черта литературного наречия с самого первого момента его возникновения, черта, в значительной мере создающая самое это наречие и поддерживающая его во все время его существования"[2].
У детей 6-8 лет часто возникает проблема в правильном произношении слов и в постановке ударения. Очевидно, что речь, которую слышат дети младшего школьного возраста, не всегда бывает правильной и нормативной. Поэтому одним из важнейших компонентов процесса развития языковой культуры личности в начальной школе является овладение произносительными и акцентологическими нормами. С поступлением в школу произносительные умения учащихся начальных классов складываются и развиваются под неослабевающим влиянием графической формы слова, с чем нельзя не считаться при организации орфоэпической работы в начальных классах.
Для определения основных направлений работы по формированию произносительных и акцентологических умений, учащихся необходимо было выяснить уровень владения учащимися 2 класса общеобразовательной школы умением соблюдать произносительные и акцентологические нормы при чтении, а также выявить наиболее частотные ошибки. С этой целью было проведено исследование. Раскроем ход экспериментального исследования и его результаты.
Учащимся было предложено четыре задания. Время выполнения каждого задания было не ограничено. Каждый ученик выполнял предложенные задания самостоятельно.
Задание №1 направлено на выявление типичных произносительных и акцентологических ошибок второклассников при чтении текста.
Школьникам предлагалось прочитать незнакомый текст из учебника окружающего мира.
Как ориентироваться по местным природным признакам?
Местные природные признаки не всегда бывают надёжными. Чтобы правильно определить направление, нужно одновременно использовать несколько признаков.
В незнакомой местности важно запоминать приметные предметы (ориентиры), которые облегчат поиск обратной дороги. Необходимо также запоминать направление пути (например, на юг, на запад). Возвращаться придётся в противоположном направлении.
К примеру, если вы шли на юг, возвращаться нужно будет в северном направлении.
(Текст взят из учебника «Окружающий мир», 2 класс, 2 часть, стр. 77 УМК «Школа России». Автор: А.А.Плешаков) [4].
Для данного задания был выбран текст, позволяющий проверить произносительные и акцентологические умения младших школьников, поскольку в нём представлены слова с орфоэпическими трудностями различного характера.
При выполнении этого задания не допустили произносительных и акцентологических ошибок 5 человек, что составляет 19 % от общего числа испытуемых. 71% второклассников (21 человек) допустили произносительные и акцентологические ошибки.
Наибольшее количество произносительных ошибок при чтении было связано с нередуцированным произношением безударных гласных. 19 человек (из 21) допустили такие ошибки, что составляет 90%. Наибольшее количество ошибок, связанных с нередуцированным произношением безударных гласных, второклассники допустили в словах, состоящих из трёх и более слогов.
На втором месте – ошибки при произношении парных звонких согласных вместо глухих на конце слов и перед шумными глухими, а также ошибки в глаголах на –ться и –тся, которые дети читают в соответствии с написанием. По 11 человек допустили такие ошибки в каждом виде, что составляет 52%. 4 человека (19 %) допустили ошибку при чтении слова «юг», произнеся на конце звонкий согласный звук [г], 4 человека (19 %) произнесли в слове «облегчат» звук [г] вместо правильного в норме согласного звука [х] и 3 человека (14 %) допустили ошибку в слове «запад», прочитав слово орфографически: запа[д]. Ошибки при чтении слов с сочетаниями -ться и -тся были допущены в глаголах «возвращаться» (8чел.) и «придётся» (3чел.).
На третьем месте – ошибки в словах с непроизносимыми согласными. 9 человек (43 %) прочитали однокоренные слова «местные» и «местности», произнеся в середине этих слов звук [т].
Можно сделать вывод, что произносительные ошибки в словах с сочетаниями -ться и -тся, в словах с непроизносимыми согласными и парными звонкими согласными на конце слов и перед шумными глухими согласными ученики 2 класса допустили вследствие небольшого читательского опыта - дети читают слова в соответствии с написанием без соблюдения орфоэпических норм. Следовательно, необходима специальная работа по обучению школьников орфоэпическому чтению слов.
Рассмотрим акцентологические ошибки, допущенные учениками 2 класса при чтении данного текста. Следует отметить, что из числа второклассников, допустивших ошибки при выполнении этого задания (21 чел.), 15 учеников (71 %) не допустили акцентологических ошибок при чтении данного текста. Акцентологические ошибки допущены в малоупотребительных словах, имеющих непонятное для второклассников лексическое значение и состоящих из трёх и более слогов.
Задание №2 направлено на выявление умения соблюдать произносительные нормы при чтении общеупотребительных слов. Необходимо отметить, что бо́льшая часть предложенных слов внесена в орфоэпический словарь в учебнике «Русский язык» (авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий) [1]. Второклассникам было дано задание прочитать слова так, как мы их произносим, и вписать звуки, которые обозначены выделенными буквами.
Музей, лёгкий, чтобы, конечно, сливочный, кофе, кафе, помощник, теннис.
Безошибочно с выполнением задания №2 справились 12 человек, что составляет 46% от общего количества.
По одной ошибке при выполнении этого задания допустили 7 второклассников. Больше всего ошибок учащиеся допустили в словах «лёгкий» (9 чел.), «помощник» (7чел.), «чтобы» (6 чел.), «конечно» (5чел.). Два второклассника допустили ошибку в слове «теннис» при определении звукового значения буквы т. Отметим, что второклассники не допустили ошибок в словах «музей», «сливочный», «кафе» и «кофе».
После письменного выполнения этого задания на карточках детям было предложено прочитать эти слова учителю. Все учащиеся, допустившие одну ошибку при выполнении задания на карточке, допустили те же ошибки при чтении этих слов вслух.
Следует отметить, что 6 учеников из 7, допустивших от 2 до 4 ошибок при выполнении этого задания на карточке, прочитали эти слова вслух орфоэпически правильно. Один второклассник, допустивший 2 ошибки при выполнении письменного задания, допустил эти же ошибки при чтении.
Таким образом, можно сказать, что в устной речи учащиеся допустили гораздо меньше ошибок, нежели при определении звукового значения выделенных букв в словах, что говорит о практическом уровне усвоения орфоэпических норм и трудностях в их теоретическом представлении.
Задание № 3 направлено на выявление умения определять ударный слог в соответствии с литературной нормой при чтении отдельных слов. Учащиеся должны были прочитать слова и поставить в них знак ударения.
Для данного задания были отобраны слова различной слоговой структуры: 1 четырёхсложное, 4 трёхсложных и 5 двусложных слов, в которых достаточно часто допускаются акцентологические ошибки.
Банты, звонит, километр, столяр, портфель, поняла, щавель, красивее, магазин, инструмент.
При выполнении этого задания не допустили ошибок 2 человека, что составляет 8% от общего количества испытуемых второклассников. Соответственно, 92 % второклассников допустили ошибки при выделении ударного слога в данных словах.
После выполнения задания в письменной форме дети читали вслух эти же слова учителю. Наибольшее количество акцентологических ошибок при чтении вслух сохранилось в словах «банты» и «красивее» (по 16 чел.). Это позволяет сделать вывод о том, что в речевой практике эти слова часто произносятся неправильно, и у второклассников, проходящих испытание, сформировалось неверное представление о норме произношения этих слов.
Задание №4 было направлено на выявление умения определять ударный слог в словах - омо́графах, различающихся только ударением. Учащиеся должны были прочитать словосочетания и поставить знак ударения в выделенных словах в соответствии с их значением.
Спортивные кружки, весенняя капель, солнце село, чайные кружки, несколько капель, бабушкино село.
При выполнении этого задания в письменной форме не допустили ни одной ошибки 14 человек, что составляет 54 % от общего количества учащихся. Наибольшую трудность при выделении ударного слога вызвало словосочетание «солнце село», в котором учащиеся выделили в слове «село» ударным второй слог. При этом только один ученик допустил акцентологическую ошибку в словосочетании «бабушкино село», выделив ударным первый слог.
Анализируя результаты выполнения задания №4, можно сделать вывод о том, что некоторые второклассники при выполнении письменного задания, связанного с постановкой знака ударения, не учитывают контекст при выделении ударного слога в словах-омографах, а также, что наличие акцентологических ошибок не всегда зависит от умения обозначать ударный слог в слове.
Результаты исследования показали, что у учеников 2 класса недостаточно сформированы произносительные и акцентологические умения. Однако, возникающее при чтении «орфографическое» произношение вовсе не объясняется тем, что младшие школьники не умеют произносить слова правильно: ведь в обычной речи дети произносят эти и подобные им слова в соответствии с орфоэпической нормой русского языка. Неграмотное произношение вызывается влиянием напечатанного или написанного слова и – что не менее важно – поддерживается недостаточной сформированностью навыка беглого чтения учащихся начальных классов.
Отклонения от норм литературного ударения у младших школьников в большей степени связано с влиянием речевой практики и с недостаточным умением учитывать при чтении контекст слов.
Литература:
- В.Н.Канакина, В.Г.Горецкий Русский язык. Учебник для 2 класса. Часть 1. М.: Просвещение, 2012. С. 134
- А.М.Пешковский Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. С. 54
- А.А.Плешаков Окружающий мир. Учебник для 2 класса. Часть 2. М.: Просвещение, 2012. С. 77
- Н.А.Федянина Ударение в современном русском языке. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук, М., 1989, С. 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении
В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>
В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников.
По мнению психологов - на успеваемость влияют более 200 факторов, отобрали более 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость - после тестирования и анкетирования учащихся, оказалось, что существует ф...

Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.
Формирование интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием и способами деятельности; формирование цен...
Повышение интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.
Предложение некоторых форм работы с учащимися начальных классов на уроках литературного чтения для повышения читательского интереса....


