Открытый урок литературного чтения в 1 классе " Буквы Яя. Функции буквы я"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)
Урок литературного чтения для знакомства с буквами и звуками русской азбуки. Функции буквы я.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Костинская ООШ
Открытый урок по литературному чтению
«Буквы Яя. Функции буквы я»
Подготовила и провела :
Учитель начальных классов
Дмитренко Людмила Константиновна
декабрь 2024г
Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"
Цель урока: подвести детей к открытию знаний о букве Я и её звуках.
Задачи урока:
- создать условия для осознания детьми того, что гласная буква я обозначает два звука [йа] в начале слова и после гласного и звук [а] в слиянии с мягким согласным; формировать навык чтения слов с буквой я;
- развивать фонематический слух: упражнять в слого-звуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
Ход урока.
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
- Что это за сестрички? (буквы)Сколько букв в алфавите ? (33).Буквы мы пишем, а что произносим ? На какие 2 группы делятся звуки (на гласные и согласные)
-Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (гласные – красным).
- Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? (синим или зеленым).
- От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (от того, какая гласная стоит после согласного).
- Значит, какие бывают согласные? (твердые или мягкие, звонкие или глухие).
- Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного?
--мягкость?
Все ли буквы дают звуки ? (нет «ъ» и «ь» не дают звуков )
- Зачем мы изучаем буквы? (чтобы научиться читать )
Послушаем стихотворение « Как хорошо уметь читать»
. Постановка учебной задачи
1.-Ребята, вчера после уроков мне дежурные принесли телеграмму. Кто поможет её прочитать? ( Ученики 1 класса! К вам обращаются буквы. Помогите нам, пожалуйста! Нас заколдовала злая волшебница. Если вы назовёте наши имена, то мы можем снова вернуться в Страну Знаний.
На доске написаны буквы .Давайте назовем их. (Д С т к н Я Р в)
Какая буква здесь лишняя? (Я). Как вы догадались?. (все согласные кроме Я)
Кто мне скажет тему сегодняшнего урока . С какой буквой мы будем знакомиться ? (С гласной буквой Я,я).
Да, сегодня мы познакомимся с буквой «Я» , продолжим узнавать новое, читать рассказы, работать с интересными заданиями)
2. Ребята, сегодня у буквы Я день рождения! Она вас всех приглашает в гости. Принимаете приглашение?
-А с чем ходят на день рождения? ( с подарками,).
-Но где же именинница?
-Вот и она! Показываю на доску. На день рождения к ней пришли гласные буквы Назовите какие гласные пришли к ней (А,И,О,У,Ы,Ю.) и решили ей спеть песенку на мотив «В лесу родилась елочка «. Ведь скоро Новый год. Давайте дружно поддержим их.
-Интересно, а почему у буквы Я разная обувь на ножках? Послушайте историю .Когда буквы пели ,мимо их домика проходила буква (Й) услышала, как поют буквы и ей тоже захотелось научиться петь. Научите меня петь, сказала буква (Й). Хорошо сказали буквы. Вставай к нам. И к букве (Й) встала (А) и стали они петь ЙА---Я; ЙА---Я. . Что вы слышите ,ребята?, Какие звуки спрятала в себе буква (Я). Правильно, буква Я спрятала в себе целых два звука . (Й) и (А). Вот почему назвала её хитрой. Эту букву можно петь, значит буква (Я) гласная. Буква «я» [йа] - имеет двойной звук. Буква одна, а звуков два: [й], [а].
А с какой хитрой буквой мы уже знакомились? (С буквой Е. Она дает два звука когда стоит в начале слова ,после гласной ,после ъ и ь знаков .А когда стоит после согласной ,то только смягчает ее ) Откройте тетради и напишите печатную букву «Я».
3.-Давайте поздравим именинницу стихотворением?
Буква эта ясная, яркая, прекраснаЯ.
Любит буковка моЯ
Все слова, где буква Я.
И в начале, и в конце:
И на Яхте, и в Яйце.
На полЯх — тут в середине.
Есть у Али, нет у Нины.
Посмотри внимательно —
Буква занимательна!
Откройте тетради и запишите печатную букву Я .
Буква Я, буква Я
С виду очень важная –
Толстый выпучит живот,
Ногу выставит вперёд.
-Наша именинница приготовила для вас много интересных конкурсов, игр.
4. Игра «Слоговое лото». В каждом слове буква « Я» хочет себя видеть .
а) Составление слов из слоговых карточек: ях , зем , яр ,та ,ля, мар, я, ка, корь (яхта, земля ,ярмарка, якорь.).
Ярмарка - это мероприятие, на котором продавцы и покупатели собираются для того, чтобы торговать товарами и покупать.
Произнесите про себя свое имя и встаньте у кого в имени пишется буква «Я» ПОЛЯ (краткая форма имени ,полное имя Полина).
б) Составление имен со слогами: я, ся, ля, то, ра, ва, ря, ва, ва, на, ня, ва, ля, я, ка, тя, ня, та. (Яна, Вася, Валя, Ваня, Варя, Толя, Рая, Катя, Таня). Зачеркиваю названные слоги. С какой буквы мы будем писать имена людей?
5.Физкультминутка .На дне рождения не только поют ,но и проводят подвижные игры . Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.)
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)
6. Пока мы веселились буква –именинница решила поиграть с нами в прятки .
Игра «Буква потерялась»
-Догадаться, какое слово записано.
Слова :-ма, зме-, -блоко, реб-та, ма-к
Посмотрите внимательно и разделите слова на группы (работа в парах)
-Что получилось?
Яма змея
Яблоко маяк
-Почему так разделили? Какое слово лишнее?( ребята)Почему?
-Какие знания о букве «Я» нам помогли выполнить это задание?
Запишите слово «ребята» в тетрадь.
-Сколько слогов в слове? Какой слог ударный? Сколько всего звуков в слове?
.Составление схемы слова ребята на доске.
-Каким другим словом можно заменить слово ребята? (дети, школьники, ученики)
Слова, которые произносятся по-разному, а похожи по смыслу, называются синонимами.
7. Отгадайте загадку .
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Едят меня взрослые,
Едят меня детки.(яблоко)
-Что такое яблоко?
-Какие ещё фрукты растут в саду?
8.-Именинница устала играть в прятки и хочет послушать, как вы научились читать в 1 классе
Работа с тексом «Сад»(Азбука, с.111)
С.111, текст по 1 предложению.
-Какое хорошее дело сделали ребята?
-Как работали ребята? –ДРУЖНО. Говорят « Берись дружно — не будет грузно». Объясните смысл этой пословицы.
Загадка.
9. СИЖУ МЕЖ ТРАВЫ ,ЯРКАЯ,СЛАДКАЯ.НАГНИСЬ И СОРВИ . ЧТО ЭТО ? (Ягодка)
Все любят ягодки ,а какую больше любите вы мне скажите, если отгадаете ФИЛВОРД (на карточках название ягод)
Работа над многозначностью слова
#1054;тгадайте загадку буквы Я:
Если б не было его,
Не сказали б ничего. (язык)
-Сколько букв в этом слове? А звуков?
-О каком языке говорится в загадке?( который во рту)
-Какие еще могут быть языки?( иностранные, язык колокола, язык пламени)
-Как называется слово язык? (Многозначное слово)
Учитель выясняет, как поняли ученики различные значения слова язык.
Иностранный язык – на нем говорят люди других стран;
Язык пламени – пламя – похоже, как будто лижет языком дрова.
Язык колокола – молоточек, который ударяется о края колокола.
#1056;абота с фразеологизмами.
#1041;уква Я вам предлагает игру «Самый умный».
На карточках записаны выражения. Вам нужно прочитать и объяснить, почему или когда так говорят .
Учись держать язык за зубами ( молчать)
Длинный язык у тебя ( очень болтливый человек)
Что на уме, то на языке (говорит всё подряд)
Злые языки ( недобрые сплетники)
Сорвалось с языка (не сдержался)
Вывод: прежде чем сказать, нужно подумать. Говорить всегда нужно только хорошие, добрые слова.
12.. Работа с пословицами . ДАТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Кто из вас нашел пословицы и поговорки с буквой Я? Прочитайте и объясните их смысл. Вы хотите их подарить букве я? ( выходят и прикрепляют на доску)
13. Отгадайте ребусы.. 7Я
-Что такое СЕМЬЯ? (группа родственников, имеющая общую фамилию, общий дом, общие интересы)
-Ребята, а кто вы сейчас? (ученики)
_-А что у нас есть общее? (название класса-1-а, общий дом- вот эта классная комната и общие интересы-учеба, внеклассные мероприятия) Значит , мы тоже семья, только классная, семья 1 « класса».И мы учимся в классе жить как одна большая семья- быть дружными, заботливыми V. Рефлексивно-оценочный этап
Быстро пролетел урок,
Подведём быстрей итог!
Чем сегодня занимались,
В чём с охотой упражнялись?
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали!?
Что вам особенно понравилось на уроке ? Что нового и интересного вы узнали ?
На столах перед учениками карточка со словами.
Земляника ----- яблоко
Земля ---------- дятел
маяк ----------- язык
- Подчеркните красным карандашом слова, в которых я обозначает один звук, синим - 2 звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения. 1 класс "Звуки [т]. [т’]. Буквы Т, т."
Вид урока: изучение нового материалаЦели урока: 1. Учить выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы; формировать навык чтения сочетаний бук...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс "Повторение и закрепление. Буква е."
Конспект урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классепо учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. ПронинойОбразовательная система «Школа 2100»Учитель: Коваленко Е.В.Тема: «Повторение и за...

Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса по теме "Функция буквы А в слоге-слиянии"
Для 1 класса по программе "Школа России"...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (2 класс)Тема: «Дифференциация гласных букв Ι и ΙΙ ряда. Звуки и буквы Ы–И»
Цели: Коррекционно-обучающие:Формировать у учащихся умение дифференцировать гласные Ы-И в устной и письменной речи, различать согласные звуки, стоящие перед гласными Ы-И. Закреплять св...


