Урок литературного чтения "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Материал для урока литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится". Разработка содержит конспект урока и презентацию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.72 КБ | |
| 764.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «А»
Тема урока: «В.Ю. Драгунский Он живой и светится»
Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;
- учить видеть и понимать поступки героев;
- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;
- прививать интерес к чтению, любовь к природе;
Планируемые результаты:
- личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга; учить выделять главное в рассказе «Он живой и светится»;
- предметные: учащиеся должны научиться прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, используя слова – определения из произведения; пересказывать произведение на основе плана;
Оборудование урока: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвящение», 2024, проектор, презентация к уроку.
№ | Этапы, методы и приёмы | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||
1. | Организационный Момент. | - Доброе утро, ребята. Сегодня на уроке, мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой друг друга, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты. | Приветствовать; Слушать; | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. | ||||||||||||||||||||
2. 3. | Речевая разминка Актуализация знаний. Введение в тему. Беседа о светлячках Работа в парах. | - Ребята, а сейчас проведём речевую разминку. Прочитайте и отгадайте загадки. (слайд 1) 1. Не солнце, не огонь, а светит? (светлячок). 2. То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонёк, Угадай, как он зовётся? Золотистый… (светлячок). - Присядьте и прочитайте загадку шепотом. - Встаньте и прочитайте громко. - Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в ладоши. - Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки. - Ребята, вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби всё живое") (На доске записано) – О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.) – Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Ещё про Мальку”). - Кто его автор? (Василий Иванович Белов). -Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке? - Как вы думаете, почему я начала с беседы о светлячках? Что вы о них знаете? Случалось ли вам летним вечером, когда стемнеет увидеть где-нибудь в траве, в кустах, крохотный фонарик, который горит зеленоватым цветом? Он может гореть долго, ровно, ярко иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже рассмотреть в темноте цифры на часах. - Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светлячок – жук. В его теле есть особые клеточки с веществом, которое светиться, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек, когда светлячок открывает их, то светиться как фонарик. Жуки с крыльями этот самцы их лампочки загораются очень редко и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго, освещая ими темноту летних ночей. На свете существует много видов светящихся жуков. (слайд 2) - Вот такая небольшая информация. У вас на столах карточки с кроссвордом, зачеркните буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя.
Слайд 3 - Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке. - Ребята, откройте учебники и посмотрите какова тема нашего урока? (В. Драгунский, «Он живой и светится»). | Читать и отгадывать загадки; Читать с определённой интонацией и темпом; Отвечать на вопросы; Слушать; Воспринимать новую информацию; Читать и узнавать автора произведения; Сообщение ученика | П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; П: анализировать; Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; | ||||||||||||||||||||
Знакомство с жизнью и творчеством автора. | - Ребята, а вы слышали о таком писателе? Знакомились с его произведениями? - Послушайте немного о его жизни и творчестве. Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится:", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга "Денискины рассказы", которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого. Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти. -Обратите внимание на книги В.Драгунского. | Слушать о жизни и творчестве автора произведения; | Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; П: расширение общего кругозора учащихся; | |||||||||||||||||||||
Физминутка | Прежде чем приступить к чтению, немного прогоним усталость | Выполнять разминку; | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. | |||||||||||||||||||||
4. | Работа по теме урока Чтение по цепочке. | - Познакомились с жизнью и творчеством писателя, настало время познакомиться с рассказом. - Читаем по цепочке, внимательно слушаем, друг друга и следим. | Читать по цепочке; Слушать и следить; | П: осуществляют поиск необходимой информации. К: строить речевые высказывания; | ||||||||||||||||||||
Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Словарная работа Чтение по ролям | - Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел на песке и ждал маму? - Расскажите, почему мальчик поменял самосвал на светлячка? - Назовите главных героев рассказа? - Кто из них вам больше понравился? Почему? - Почему рассказ так называется? - Понятен ли вам поступок мальчиков? Вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка? Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые? - Как вы выяснили их значение? (Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью токового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов). Брынза - сыр из овечьего молока. Моментально - мгновенно, очень быстро. Доблесть - мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами. - Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать их чувства. - Прочитайте конец рассказа разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства мальчика. - Молодцы. | Отвечать на вопросы; Анализировать рассказ; Объяснять значение слов; Читать по ролям; | П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; | |||||||||||||||||||||
4. 5. 6 | Подведение итогов. Рефлексия Домашнее задание | - Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Понравился ли вам рассказ? -Как вы расцениваете поступок Дениски? -Почему авторы учебника поместили это произведение в раздел «Люби живое»? Чему научили нас авторы этих произведений? #1055;овторить произведения В. Драгунского. #1055;ринести книги В. Драгунского. | Подводить итог урока; | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату |
Брынза - сыр из овечьего молока.
Моментально - мгновенно, очень быстро.
Доблесть - мужество, отвага, храбрость.
Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Брынза - сыр из овечьего молока. Моментально - мгновенно, очень быстро. Доблесть - мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
Как вы расцениваете поступок Дениски? Почему авторы учебника поместили это произведение в раздел «Люби всё живое»? Чему научили нас авторы этих произведений?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России
Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией....

Статья "Постановка целей урока литературного чтения в первом классе в свете требований стандарта нового поколения»
Требования к постановке цели урока для учителя, механизм формирования целеполагания у обучающихся - вопросы, которые раскрываются в данной статье на конкретных примерах из опыта работы....
Конспект к уроку литературного чтения «Обобщение. Люби живое.»
Тема: «Обобщение. Люби живое.»Цель: обобщение по разделу «Люби живое»...

Конспект урока литературное чтение. Драгунский. Он живой и светится. 3 класс . УМК "Школа России"
Конспект урока литературное чтение....
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...

Презентация к уроку литературного чтения "Люблю все живое"
Иллюстрация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Перспектива"...

