Урок литературного чтения "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мишина Наталья Николаевна 68

Материал для урока литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ю. Драгунский "Он живой и светится". Разработка содержит конспект урока и презентацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._chteniya_vyudragunskiy.docx23.72 КБ
Файл on_zhivoy_i_svetitsya.pptx764.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение
Класс:
3 «А»

Тема урока: «В.Ю. Драгунский Он живой и светится»
Цели урока: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского;

- учить видеть и понимать поступки героев;

- развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения;

- прививать интерес к чтению, любовь к природе;

Планируемые результаты:

  • личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, участвовать в работе группы, воспитывать доброту, умение слушать и слышать друг друга; учить выделять главное в рассказе «Он живой и светится»;
  • предметные: учащиеся должны научиться прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, используя слова – определения из произведения; пересказывать произведение на основе плана;

Оборудование урока: Литературное чтение 3 кл. 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий 2-е изд. – «Просвящение», 2024, проектор, презентация к уроку.

Этапы, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организационный

Момент.

- Доброе утро, ребята. Сегодня на уроке, мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуйте улыбкой друг друга, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.

Приветствовать;

Слушать;

Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

2.

3.

Речевая разминка

Актуализация знаний. Введение в

тему.

Беседа о светлячках

Работа в парах.

- Ребята, а сейчас проведём речевую разминку. Прочитайте и отгадайте загадки. (слайд 1)

1. Не солнце, не огонь, а светит? (светлячок).

2. То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонёк,

Угадай, как он зовётся?

Золотистый… (светлячок).

- Присядьте и прочитайте загадку шепотом.

- Встаньте и прочитайте громко.

- Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в ладоши.

- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки.

- Ребята, вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби всё живое") (На доске записано)

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.)

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Ещё про Мальку”).

- Кто его автор? (Василий Иванович Белов).

-Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?

- Как вы думаете, почему я начала с беседы о светлячках? Что вы о них знаете?

Случалось ли вам летним вечером, когда стемнеет увидеть где-нибудь в траве, в кустах, крохотный фонарик, который горит зеленоватым цветом? Он может гореть долго, ровно, ярко иногда несколько вечеров подряд в одном и том же месте. При его свете можно даже рассмотреть в темноте цифры на часах.

- Кто же зажигает этот таинственный фонарик? Это светлячок – жук. В его теле есть особые клеточки с веществом, которое светиться, соединяясь с кислородом. К клеточкам подведено множество трубочек, когда светлячок открывает их, то светиться как фонарик.

Жуки с крыльями этот самцы их лампочки загораются очень редко и ненадолго. Бескрылые самки зажигают огоньки надолго, освещая ими темноту летних ночей.

На свете существует много видов светящихся жуков. (слайд 2)

- Вот такая небольшая информация.

У вас на столах карточки с кроссвордом, зачеркните буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя.

Д

Б

Р

А

В

Г

Е

У

Н

С

К

Ж

Е

И

В

Й

Ж

З

Б

З

Слайд 3

- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке.

- Ребята, откройте учебники и посмотрите какова тема нашего урока?

(В. Драгунский, «Он живой и светится»).

Читать и отгадывать загадки;

Читать с определённой интонацией и темпом;

Отвечать на вопросы;

Слушать;

Воспринимать новую информацию;

Читать и узнавать автора произведения;

Сообщение ученика

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

П: анализировать;

Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Знакомство с жизнью и творчеством автора.

- Ребята, а вы слышали о таком писателе? Знакомились с его произведениями?

- Послушайте немного о его жизни и творчестве.

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.

Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы".

Первая книга вышла в 1961 году под названием "Он живой и светится:", куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга "Денискины рассказы", которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.

Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.

-Обратите внимание на книги В.Драгунского.

Слушать о жизни и творчестве автора произведения;

Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров;

П: расширение общего кругозора учащихся;

Физминутка

Прежде чем приступить к чтению, немного прогоним усталость

Выполнять разминку;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

4.

Работа по теме урока

Чтение по цепочке.

- Познакомились с жизнью и творчеством писателя, настало время познакомиться с рассказом.

- Читаем по цепочке, внимательно слушаем, друг друга и следим.

Читать по цепочке;

Слушать и следить;

П: осуществляют поиск необходимой информации.

К: строить речевые высказывания;

Ответы на вопросы по содержанию рассказа.

Словарная работа

Чтение по ролям

- Ребята, расскажите о чувствах мальчика, который сидел на песке и ждал маму?

- Расскажите, почему мальчик поменял самосвал на светлячка?

- Назовите главных героев рассказа?

- Кто из них вам больше понравился? Почему?

- Почему рассказ так называется?

- Понятен ли вам поступок мальчиков? Вы бы поменяли дорогой самосвал на светлячка?

Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые?

- Как вы выяснили их значение?

(Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью токового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов).

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

- Прочитайте разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать их чувства.

- Прочитайте конец рассказа разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства мальчика.

- Молодцы.

Отвечать на вопросы;

Анализировать рассказ;

Объяснять значение слов;

Читать по ролям;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

4.

5.

6

Подведение итогов.

Рефлексия

Домашнее задание

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Понравился ли вам рассказ?

-Как вы расцениваете поступок Дениски?

-Почему авторы учебника поместили это произведение в раздел «Люби живое»?

Чему научили нас авторы этих произведений?

#1055;овторить произведения В. Драгунского.

#1055;ринести книги В. Драгунского.

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не солнце, не огонь, а светит? То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонёк, Угадай как он зовётся? Золотистый …………

Слайд 5

Брынза - сыр из овечьего молока. Моментально - мгновенно, очень быстро. Доблесть - мужество, отвага, храбрость. Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

Слайд 6

Как вы расцениваете поступок Дениски? Почему авторы учебника поместили это произведение в раздел «Люби всё живое»? Чему научили нас авторы этих произведений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России

Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией....

Статья "Постановка целей урока литературного чтения в первом классе в свете требований стандарта нового поколения»

Требования к постановке цели урока для учителя, механизм формирования целеполагания у обучающихся  - вопросы, которые раскрываются в данной статье на конкретных примерах  из опыта работы....

Конспект к уроку литературного чтения «Обобщение. Люби живое.»

Тема: «Обобщение. Люби живое.»Цель: обобщение по разделу «Люби живое»...

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"

Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...

Презентация к уроку литературного чтения "Люблю все живое"

Иллюстрация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Перспектива"...