Технологическая карта урока литературного чтения "В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел», умение определять основную мысль произведения, выразительно читать.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: УМК «Школа России», учебник литературного чтения 4 кл.: Учебник в 2 ч./Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. М.: «Просвещение», 2021.-Ч.2
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 23.01.2024 Школа: №152 Класс: 4В Урок: 2 Время: 14:50– 15:30 Кабинет: 214 | Студент: Лопаткина А.Ю. Группа: 35 Учитель: Ходыкина М.Ю. Методист: Кошкарова Л.С. |
Тема урока В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел», умение определять основную мысль произведения, выразительно читать.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: УМК «Школа России», учебник литературного чтения 4 кл.: Учебник в 2 ч./Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. М.: «Просвещение», 2021.-Ч.2
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование | |||||||||||||||||||||
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа): слово учителя Наглядные методы: показ презентации | 1. Приветствует обучающихся. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Громко прозвенел звонок- Начинается урок Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. Обратите внимание, на ваших партах у каждого лежит листок, на нём вы будете оценивать свою работу в течении урока, после каждого задания, вам нужно обвести смайл, весёлый, грустный и задумчивый, обводите тот смайл, который соответствует выполнению вашего задания. Весёлый-выполнили отлично и всё поняли. Задумчивый- не всё понятно, нужно ещё поработать. Грустный-ничего не понятно.
В конце урока мы посчитаем сколько, каких смайликов у каждого. -Посмотрите, пожалуйста на экран, написана пословица. Мир освещается солнцем, а человек знанием. -Кто прочитает пословицу? -Как вы её понимаете? -Эта пословица будет нашим девизом на урок. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место, эмоционально настраиваются на урок. -Если мы будем учиться, получать знания, усваивать темы, то мы будем «светиться» как солнце. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | 1-2 слайд презентации | |||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Наглядные методы: показ презентации. Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. 2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». -Какой раздел вы изучаете? -Произведения каких авторов вы уже читали? -А какое произведение написал В.Драгунский? Давайте проведём небольшую викторину по произведению «Главные реки». На экране будет вопрос, вам нужно выбрать правильный ответ, работаем по рядам, если какой-то ряд не дал ответ, вопрос переходит к следующему ряду. -Как зовут главного героя? (Дениска, Вовка, Иван) -Какую оценку получил Дениска? (пятёрку, четвёрку, двойку) -Как зовут учительницу Дениски?( Мария Ивановна, Раиса Ивановна, Татьяна Васильевна) -Кто подсказывал Дениске?( Мишка, Ваня, Дима) -Что делал Дениска, вместо того, чтобы учить уроки?( играл в футбол, запускал воздушного змея, гулял) -Какую клятву после всего произошедшего дал себе Дениска? (что будет всегда учить уроки, что будет всегда ходить в школу) -Какой вывод вы сделали по рассказу «Главные реки?» -Давайте обведём смайл, который соответствует вашему выполнению задания. -Ребята, а читали ли вы какие-нибудь произведения В.В.Голявкина? -Если да, то какие? | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения. -Делу время-потехе час. -В.Драгунского, Е.Шварца. -«Главные реки» -Дениска; -Двойку; -Раиса Ивановна; -Мишка; -Запускал воздушного змея; -Будет всегда учить уроки; -Что нужно всегда учить уроки. | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | 3-4-5 слайд. | |||||||||||||||||||||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф,Г Словесные методы: учебный диалог Наглядные методы: показ презентации. Внешний контроль | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. -Ребята, а как вы думаете с произведением какого автора мы будем сегодня работать? Я не зря задала вам вопрос про этого автора. -Всё верно! Мы будем работать с произведением В.В.Голявкина. -Обратите внимание на слайд, портрет В.В.Голявкина. -Читать мы будем рассказ «Никакой я горчицы не ел» Сформулируйте тему. Верно! Наша тема В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Определим цели урока, используя опорные слова на экране. На экране слова: Познакомиться… Учиться… Высказывать…. -Сегодня на уроке мы будем учиться правильному и выразительному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией Виктора Владимировича Голявкина. -Обведите смайл на ваших листочках. – На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышлен | 1. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. 2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме. 3. Разрабатывают план учебных действий по достижению цели урока. Познакомиться с произведением В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел» -Будем учиться выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы. -Высказывать свою точку зрения. | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | 6-7 слайд. | |||||||||||||||||||||
«Открытие» детьми нового знания (7-8 « «Открытие нового знания» (5 мин) | Построение детьми нового Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Наглядные методы: показ презентации. Внешний контроль | 1. Организовывает работу обучающихся. 2. Организует комментированное письмо и письмо «в воздухе». -Что мы должны обязательно сделать перед тем, 1.Организует работу учащихся -Сейчас мы с вами узнаем о Викторе Голявкине. -Ваша задача- познакомиться со сведениями из биографии В.В.Голявкина. Виктор Голявкин – талантливый русский автор, известный своими произведениями для детей и взрослых. Он не только писатель, но и художник, создавший яркие и интересные иллюстрации для своих книг. Родился Виктор 31 августа в 1929 году в Баку, где его отец был преподавателем музыки. Виктор Голявкин закончил Академию Художеств. После окончания Академии художеств, Виктор Владимирович Голявкин понял, что его истинный талант кроется в литературе. Он начал писать рассказы для детей, несмотря на то, что они не соответствовали стандартам советской литературы. Тем не менее, они были хорошо приняты и опубликованы в журналах "Мурзилка" и "Костер".В 1959 году вышла его первая книга "Тетрадки под дождем", которая была адресована детям и подросткам. «Потом неизвестно откуда реализовался он сам собственной персоной. Физически мощный — и тут же выяснилось, что был чемпионом Баку по боксу. Не проверяли, сразу поверили. Говорящий короткими, неожиданными, вроде бы нескладными, хотя досконально понятными фразами»-Говорил Виктор Найман. -Что вы узнали о Викторе Голявкине? -В каких журналах были напечатаны рассказы для детей? -Как называлась первая книга Виктора Голявкина? | 1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения,
-«Мурзилка», «Костёр» -«Тетрадки под дождём»
| Р: умение осуществлять действие по образцу и Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | 6-8 слайды | |||||||||||||||||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | П Словесные методы( беседа) Наглядные методы: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | -Ребята, а как вы думаете почему произведение «Никакой я горчицы не ел» так названо? -Подумайте, кто мог сказать такую фразу? -Когда мы будем читать произведение, нам встретятся незнакомые слова. У вас на партах лежит листок с заданием, вам нужно в паре догадаться, какое значение имеет каждое слово, в левом столбце написано слово, а справа значение, вам нужно соотнести, слово и его значение.
В тексте нам встретится слово кондукторша, но правильно говорить кондуктор. Оцените себя на листочке. |
-Мальчик Патент- документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Горчица- Травянистое растение с жёлтыми цветками, семена которого используются в пищевой промышленности, в медицине. Экскаватор- машина для копания грунта. Экскаваторщик- специалист, который умеет работать с экскаватором. Кондуктор- человек, который работает на транспорте и отвечает за рассчет стоимости проезда, а также за взаимодействие с пассажирами. | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности | 9-10 слайды | |||||||||||||||||||||
Физкультминутка | |||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | Ф Словесные методы (инструктаж) Внешний контроль | -Ребята, откройте страницу 23. -Сейчас мы с вами будем читать рассказ «Никакой я горчицы не ел» -Я начну читать, а вы будете продолжать, будем читать по цепочке, правильно и выразительно, следите за текстом. Оцените свою работу. | Р: выполнение контроля и оценки работы. | |||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | - Кто автор рассказа? (Голявкин). -От чьего лица ведется рассказ? (От лица мальчика). -Почему мальчик не пошел в школу? (Ему надоело учиться и он решил прогулять уроки). -Кого первым увидел мальчик? (Шофера, тот ремонтировал машину). -О чем разговаривали два молодых мужчины? (О патентах). -Что хотел дворник от мальчика? (Чтобы тот не трогал метлу). -На чем катался мальчик? (На трамвае). -Кто сказал мальчику, что он как будто горчицы объелся? (Кондуктор). Какой вопрос себе задает мальчик в конце рассказа? (Почему ему так скучно). Чему учит рассказ? (Учит тому, что уроки прогуливать плохо, что нужно трудиться и получать знания.) -Откройте страницу 27, давайте ответим на первый и четвёртый вопрос. -Молодцы! -Обведите смайл, который соответствует вашему выполнению задания. -А теперь давайте прочитаем по ролям. -Нам нужен мальчик, шофёр, двое разговаривающих, дворник, рабочий, кондуктор, экскаваторщик. -Следите за чтением друг друга. -Оцените себя. | -В.В.Голявкин; -ему надоело учиться; -шофёра; -о патентах; -чтобы мальчик не трогал метлу; -на трамвае; -кондуктор; -почему ему скучно; -этот рассказ учит, что не нужно прогуливать уроки, надо много трудиться, чтобы получать знания. 1-автор назвал так свой рассказ, потому что так сказал мальчик в нём. -Автор хотел сказать, что прогуливать уроки очень плохо. 4-поступки мальчика характеризуют его с плохой стороны, потому что он прогуливает уроки и не хочет получать знания. -Окружающие шутят над ним и смеются. Автор хочет показать мальчику, что уроки прогуливать плохо. -Можно использовать такие слова, как : скучающий, разговорчивый. | К: построение монологической и диалогических высказываний; Р: корректировать свои учебные действия. | ||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. -Итак, ребята, назовите тему нашего урока. -Достигли ли мы цель урока? -Что особенно вас заинтересовало во время урока? -С каким произведением мы сегодня познакомились? -Понравилось ли оно вам? О чём заставляет задуматься? -Посчитайте, сколько у вас каких смайликов. | В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел» -Да, достигли. -«Никакой я горчицы не ел» | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; | ||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )
Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Товарищам детям». (УМК "Школа России 2 класс")
Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворением Б. Заходера «Товарищам детям»; совершенствование...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Телефон"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)
Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Телефон...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока: «А.П.Платонов «Цветок на земле»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении ...
Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...
Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть.
Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;Планируемые результаты:Предметные:1) учиться анализа и определять те...




