Технологическая карта урока литературного чтения "В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел», умение определять основную мысль произведения, выразительно читать.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать понятие о рассказе как литературном жанре;
  2. познакомить учащихся с писателем В.В.Голявкиным и его произведением «Никакой я горчицы не ел»
  3. формировать навык выразительного чтения.

Предметные:

  1. 1)учиться анализировать рассказ и формулировать выводы;
  2. учиться определять основную мысль рассказа;
  3. учиться выразительно читать.

 

Развивающие:

  1. развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей;
  2. развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки, делать выводы.

 

Личностные:

  1. проявлять интерес к чтению произведений В.В.Голявкина;
  2. осознавать необходимость новых знаний и урок, извлечённый из рассказа.

Воспитательные:

  1. воспитывать навык самоконтроля и взаимоконтроля;
  2. воспитывать такое качество, как ответственность.

 

УМК: УМК «Школа России», учебник литературного чтения 4 кл.: Учебник в 2 ч./Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. М.: «Просвещение», 2021.-Ч.2

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 23.01.2024

Школа: №152

Класс:

Урок: 2

Время: 14:50– 15:30   Кабинет: 214

Студент: Лопаткина А.Ю.

Группа: 35

Учитель: Ходыкина М.Ю.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел», умение определять основную мысль произведения, выразительно читать.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. формировать понятие о рассказе как литературном жанре;
  2. познакомить учащихся с писателем В.В.Голявкиным и его произведением «Никакой я горчицы не ел»
  3. формировать навык выразительного чтения.

Предметные:

  1. 1)учиться анализировать рассказ и формулировать выводы;
  2. учиться определять основную мысль рассказа;
  3. учиться выразительно читать.

Развивающие:

  1. развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей;
  2. развивать умение анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки, делать выводы.

Личностные:

  1. проявлять интерес к чтению произведений В.В.Голявкина;
  2. осознавать необходимость новых знаний и урок, извлечённый из рассказа.

Воспитательные:

  1. воспитывать навык самоконтроля и взаимоконтроля;
  2. воспитывать такое качество, как ответственность.

УМК: УМК «Школа России», учебник литературного чтения 4 кл.: Учебник в 2 ч./Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. М.: «Просвещение», 2021.-Ч.2

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа): слово учителя

Наглядные методы: показ презентации

 1. Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Юрьевна.

Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

Обратите внимание, на ваших партах у каждого лежит листок, на нём вы будете оценивать свою работу в течении урока, после каждого задания,  вам нужно обвести смайл, весёлый, грустный и задумчивый, обводите тот смайл, который соответствует выполнению вашего задания.

Весёлый-выполнили отлично и всё поняли.

Задумчивый- не всё понятно, нужно ещё поработать.

Грустный-ничего  не понятно.

Виктоина по произведению «Главные реки»

Постановка цели,планирование.

Словарная работа

Чтение/чтение по ролям

Ответы на вопросы по тексту.

В конце урока мы посчитаем сколько, каких смайликов у каждого.

-Посмотрите, пожалуйста на экран, написана пословица.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

-Кто прочитает пословицу?

-Как вы её понимаете?

-Эта пословица будет нашим девизом на урок.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место, эмоционально настраиваются на урок.

-Если мы будем учиться, получать знания, усваивать темы, то мы будем «светиться» как солнце.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

1-2 слайд презентации

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Наглядные методы: показ презентации.

Внешний контроль

1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

2. Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

-Какой раздел вы изучаете?

-Произведения каких авторов вы уже читали?

-А какое произведение написал В.Драгунский?

Давайте проведём небольшую викторину по произведению «Главные реки».

На экране будет вопрос, вам нужно выбрать правильный ответ, работаем по рядам, если какой-то ряд не дал ответ, вопрос переходит к следующему ряду.

-Как зовут главного героя? (Дениска, Вовка, Иван)

-Какую оценку получил Дениска? (пятёрку, четвёрку, двойку)

-Как зовут учительницу Дениски?( Мария Ивановна, Раиса Ивановна, Татьяна Васильевна)

-Кто подсказывал Дениске?( Мишка, Ваня, Дима)

-Что делал Дениска, вместо того, чтобы учить уроки?( играл в футбол, запускал воздушного змея, гулял)

-Какую клятву после всего произошедшего дал себе Дениска? (что будет всегда учить уроки, что будет всегда ходить в школу)

-Какой вывод вы сделали по рассказу «Главные реки?»

-Давайте обведём смайл, который соответствует вашему выполнению задания.

-Ребята, а читали ли вы какие-нибудь произведения В.В.Голявкина?

-Если да, то какие?

 Высказывают предположения и доказывают свою  точку зрения.

-Делу время-потехе час.

-В.Драгунского,

Е.Шварца.

-«Главные реки»

-Дениска;

-Двойку;

-Раиса Ивановна;

-Мишка;

-Запускал воздушного змея;

-Будет всегда учить уроки;

-Что нужно всегда учить уроки.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

3-4-5 слайд.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф,Г

Словесные методы: учебный диалог

Наглядные методы: показ презентации.

Внешний контроль

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока  обучающимися  через создание проблемной ситуации.

-Ребята, а как вы думаете с произведением какого автора мы будем сегодня работать?

Я не зря задала вам вопрос про этого автора.

-Всё верно! Мы будем работать с произведением В.В.Голявкина.

-Обратите внимание на слайд, портрет В.В.Голявкина.

-Читать мы будем рассказ «Никакой я горчицы не ел»

Сформулируйте тему.

Верно!

Наша тема В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Определим цели урока, используя опорные слова на экране.

На экране слова:

Познакомиться…

Учиться…

Высказывать….

-Сегодня на уроке  мы будем учиться правильному и выразительному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией Виктора Владимировича Голявкина.

-Обведите смайл на ваших листочках.

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос:  Какая бывает  промышлен

 1. Выдвигают        варианты        формулировок цели,                       участвуют в их обсуждении.

2. Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме.

3. Разрабатывают план учебных действий по                                               достижению цели урока.

Познакомиться с произведением В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

-Будем учиться выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы.

-Высказывать свою точку зрения.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

6-7 слайд.

«Открытие» детьми нового знания (7-8 « «Открытие нового знания» (5 мин)

Построение детьми нового Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Наглядные методы: показ презентации.

Внешний контроль

1. Организовывает работу обучающихся.

2. Организует        комментированное письмо и письмо «в воздухе». 

-Что мы должны обязательно сделать перед тем,

1.Организует работу учащихся

-Сейчас мы с вами узнаем о Викторе Голявкине.

-Ваша задача- познакомиться со сведениями из биографии В.В.Голявкина.

Виктор Голявкин – талантливый русский автор, известный своими произведениями для детей и взрослых. Он не только писатель, но и художник, создавший яркие и интересные иллюстрации для своих книг.

Родился Виктор 31 августа в 1929 году в Баку, где его отец был преподавателем музыки.

Виктор Голявкин закончил Академию Художеств. После окончания Академии художеств, Виктор Владимирович Голявкин понял, что его истинный талант кроется в литературе. Он начал писать рассказы для детей, несмотря на то, что они не соответствовали стандартам советской литературы. Тем не менее, они были хорошо приняты и опубликованы в журналах "Мурзилка" и "Костер".В 1959 году вышла его первая книга "Тетрадки под дождем", которая была адресована детям и подросткам.

«Потом неизвестно откуда реализовался он сам собственной персоной. Физически мощный — и тут же выяснилось, что был чемпионом Баку по боксу. Не проверяли, сразу поверили. Говорящий короткими, неожиданными, вроде бы нескладными, хотя досконально понятными фразами»-Говорил Виктор Найман.

-Что вы узнали о Викторе Голявкине?

-В каких журналах были напечатаны рассказы для детей?

-Как называлась первая книга Виктора Голявкина?

1.Анализируют учебный материал, организуют поиск решения,

 

-«Мурзилка», «Костёр»

-«Тетрадки под дождём»

 

Р: умение осуществлять действие по образцу и

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

6-8 слайды

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 П

Словесные методы( беседа)

Наглядные методы: показ презентации, раздаточный материал

Внешний контроль

-Ребята, а как вы думаете почему произведение «Никакой я горчицы не ел» так названо?

-Подумайте, кто мог сказать такую фразу?

-Когда мы будем  читать произведение, нам встретятся незнакомые слова.

У вас на партах лежит листок с заданием, вам нужно в паре догадаться, какое значение имеет каждое слово, в левом столбце написано слово, а справа значение, вам нужно соотнести, слово и его значение.

Патент

машина для копания грунта.

Горчица

специалист, который умеет работать с экскаватором.

Экскаватор

документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Экскаваторщик

человек, который работает на транспорте и отвечает за рассчет стоимости проезда, а также за взаимодействие с пассажирами.

Кондуктор

Травянистое растение с жёлтыми цветками, семена которого используются в пищевой промышленности, в медицине.

  В тексте нам встретится слово кондукторша, но правильно говорить кондуктор.

Оцените себя на листочке.

  1. Отвечают на вопросы учителя.

-Мальчик

Патент- документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение.

Горчица- Травянистое растение с жёлтыми цветками, семена которого используются в пищевой промышленности, в медицине.

Экскаватор- машина для копания грунта.

Экскаваторщик- специалист, который умеет работать с экскаватором.

Кондуктор- человек, который работает на транспорте и отвечает за рассчет стоимости проезда, а также за взаимодействие с пассажирами.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

9-10 слайды

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

Ф

Словесные методы (инструктаж)

Внешний контроль

-Ребята, откройте страницу 23.

-Сейчас мы с вами будем читать рассказ «Никакой я горчицы не ел»

-Я начну читать, а вы будете продолжать, будем читать по цепочке, правильно и выразительно, следите за текстом.

Оцените свою работу.

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

- Кто автор рассказа? (Голявкин).

-От чьего лица ведется рассказ? (От лица мальчика).

-Почему мальчик не пошел в школу? (Ему надоело учиться и он решил прогулять уроки).

-Кого первым увидел мальчик? (Шофера, тот ремонтировал машину).

-О чем разговаривали два молодых мужчины? (О патентах).

-Что хотел дворник от мальчика? (Чтобы тот не трогал метлу).

-На чем катался мальчик? (На трамвае).

-Кто сказал мальчику, что он как будто горчицы объелся? (Кондуктор).

Какой вопрос себе задает мальчик в конце рассказа? (Почему ему так скучно).

Чему учит рассказ? (Учит тому, что уроки прогуливать плохо, что нужно трудиться и получать знания.)

-Откройте страницу 27, давайте ответим на первый и четвёртый вопрос.

-Молодцы!

-Обведите смайл, который соответствует вашему выполнению задания.

-А теперь давайте прочитаем по ролям.

-Нам нужен мальчик, шофёр, двое разговаривающих, дворник, рабочий, кондуктор, экскаваторщик.

-Следите за чтением друг друга.

-Оцените себя.

-В.В.Голявкин;

-ему надоело учиться;

-шофёра;

-о патентах;

-чтобы мальчик не трогал метлу;

-на трамвае;

-кондуктор;

-почему ему скучно;

-этот рассказ учит, что не нужно прогуливать уроки, надо много трудиться, чтобы получать знания.

1-автор назвал так свой рассказ, потому что так сказал мальчик в нём.

-Автор хотел сказать, что прогуливать уроки очень плохо.

4-поступки мальчика характеризуют его с плохой стороны, потому что он прогуливает уроки и не хочет получать знания.

-Окружающие шутят над ним и смеются.

Автор хочет показать мальчику, что уроки прогуливать плохо.

-Можно использовать такие слова, как : скучающий, разговорчивый.

К: построение монологической  и диалогических высказываний;

Р: корректировать свои учебные действия.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся.

-Итак, ребята, назовите тему нашего урока.

-Достигли ли мы цель урока?

-Что особенно вас заинтересовало во время урока?

-С каким произведением мы сегодня познакомились?

-Понравилось ли оно вам? О чём заставляет задуматься?

-Посчитайте, сколько у вас каких смайликов.

В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

-Да, достигли.

-«Никакой я горчицы не ел»

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Петух и собака» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя:  формирование читательского интереса к устному народному творчеству; развитие умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества....

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )

Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Товарищам детям». (УМК "Школа России 2 класс")

Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  стихотворением Б. Заходера «Товарищам детям»; совершенствование...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему "Н.Н Носов "Телефон"" (УМК "Школа России" Климанова Л.Ф, 3 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова.Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчестве Н. Н. Носова, знать содержание произведения «Телефон...

Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока: «А.П.Платонов «Цветок на земле»»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении ...

Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...

Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Житков Как я ловил человечков" УМК: «Школа России» учебник литературное чтение 4 класс 2 часть.

Цель урока: формирование читательской компетенции: анализ природоведческого рассказа, умение определять основную мысль произведения;Планируемые результаты:Предметные:1) учиться анализа и определять те...