Открытый урок по литературному чтению "Аленький цветочек" С.Т.Аксаков
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Конспект и презентация.Урок закрепления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.2 КБ | |
| 940.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения
Тема урока «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Класс: 4
Цели урока:
- продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек;
- отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
- давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
- обогащать словарный запас детей;
- закреплять умения работать над деформированным текстом;
Задачи педагога:
- Формировать новые способы действий.
- Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
- Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
- Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
- Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.
Планируемый результат(предметные):
Знать:
- понятие «литературная сказка»
Уметь:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;
- анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
- осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;
проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова
Личностные УУД:
- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
УУД (метапредметные):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД:
- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
- строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других
- совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Форма урока: Урок - размышление
Техническое оснащение урока:
- Портрет писателя Аксакова;
- Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка
. Учебно-методическое обеспечение: учебник « литературное чтение» 4кл. 1 часть.
Методы, применяемые на уроке:
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
- Наглядный ( наблюдения обучающихся)
- Проблемно- диалогическая технология
- Исследование
Формы организации работы на уроке:
- Парная
- Групповая
- Индивидуальная
Ход урока:
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
2.Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы, постановка целей урока.
- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. (на фоне музыки)
Проверка дом.зад
- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем, закончите фразу? (Сказка –ложь…..) –
Прочитайте выразительно и хором эту пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку
(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-На урок я пришла не с пустыми руками.
- У меня сюрприз! Вот эта шкатулочка(венец, зеркало, аленький цветочек)
- Почему в шкатулке эти вещи?
- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке)
-С этим произведением мы знакомились на прошлом уроке.
-Кто автор этого произведения?
-Что вы о нем знаете?
-О чём эта сказка?
-Назовите главных героев сказки.
- Какую роль сыграли родители и ключница Пелагея в жизни писателя?
-Сегодня продолжаем работу над содержанием этой сказки.
Используя слова-помощники, определите задачи урока:
-Заглянем в творческую лабораторию…… (писателя С.Т. Аксакова)
-Исследуем…. (содержание сказки, художественные особенности сказки)
-Раскроем…. (авторский замысел)
- Сегодня на уроке мы должны решить проблему: «Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»
- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест)
Вопросы: (тест -у каждого учащегося)
(Проверка – фронтальный опрос)
- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.
3. Работа в парах.(Как мы работаем в паре, вспомнили и преступаем к работе)
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
- Нашел купец подарки для старших сестер.
- Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
- Жил купец и было у него три дочери.
- Младшая дочь у зверя лесного.
- Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
- Встреча купца с чудищем лесным
- Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.
- Превращение чудища в принца
Проверка по образцу.
1.Жил-был купец, и было у него три дочери.
2.Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки
3.Нашел купец подарки для старших дочерей.
4.Встреча купца с чудищем лесным.
5.Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надобно.
6.Младшая дочь у чудища лесного.
7.Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.
8.Превращение чудища в принца.
- Поднимите руку, кто выполнил так, как я?
4. Физминутка.
5. Работа в группах.
- Давайте вернемся к нашему проблеме урока
Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.
-Повторим правила работы в группе!
1.Распределите роли в группе.
2.Внимательно прочитайте задание.
3.При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4.Не перебивай говорящего.
1 группа. Задание:
- Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
- любовь
- зависть
- самопожертвование
- коварство
- доброта
- честность
2. Выберите пословицы о честности.
Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
Доброе дело без награды не остаётся.
Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
- «Лучше не обещать, чем слово не сдержать»
- «Береги платье снову, а честь смолоду»
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 203) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.204 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
- Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
- зависть
- самопожертвование
- коварство
- доброта
- честность
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться? Стр.207
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация. (прочитайте)
2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему?
(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Любят не за красоту, а за душу. Скромность всякому к лицу.)
6. Выступление групп (составляем кластер на доске)
1 группа (на доске запись - честность)
- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?
2 группа (на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.
- А вы могли бы так поступить?
Самопожертвование- Жертвование своими личными интересами ради других.
3 группа (на доске запись - доброта)
- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.
4 группа (на доске запись – любовь)
-За что полюбила младшая дочь зверя лесного, чуда морского?
(Любят не за красоту, а за душу.)
7. Подведение итогов.
- Хорошо поработали в группах
- Давайте вспомним проблему
- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?
На доске запись
Какие уроки мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”
Честность
Самопожертвование
Доброта
Любовь
9. Рефлексия. Итог урока.
- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.
Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?
Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?
- Прочитайте пословицы. Какая из них отражает сказку? (Ответы детей)
У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них, чему вас научила сказка.
- Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.
- Ой, какой красивый аленький цветочек получился, да еще и мудрый!
( Читаю надписи)
Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.
А я вам хочу подарить частичку доброты(конфеты)
Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.
Домашнее задание: . Я предлагаю вам написать свою волшебную сказку или историю.
Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке!
3. Работа в парах
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
- Нашел купец подарки для старших сестер.
- Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
- Жил купец и было у него три дочери.
- Младшая дочь у зверя лесного.
- Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
- Встреча купца с чудищем лесным
- Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.
- Превращение чудища в принца
3. Работа в парах
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
- Нашел купец подарки для старших сестер.
- Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
- Жил купец и было у него три дочери.
- Младшая дочь у зверя лесного.
- Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
- Встреча купца с чудищем лесным
- Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.
- Превращение чудища в принца
1 группа. Задание:
- Назовите главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
- любовь
- зависть
- самопожертвование
- коварство
- доброта
- честность
2. Выберите пословицы о честности.
- Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
- Доброе дело без награды не остаётся.
- Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.
- Лучше не обещать, чем слово не сдержать
- Береги платье снову, а честь смолоду
2 группа. Задание:
1. Чтение по ролям
(С. 202) Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец…. До слов с.203 …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»
- Легко ли младшей дочери было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?
- зависть
- самопожертвование
- коварство
- доброта
- честность
3 группа. Задание:
1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка
2. Какими положительными качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?
- зависть
- самопожертвование
- коварство
- доброта
- честность
- вежливость
- жадность
- воспитанность
- внимательность
4 группа. Задание:
1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация. (прочитайте)
- любовь
- зависть
- самопожертвование
- коварство
- доброта
- честность
2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому эпизоду сказки? Почему?
Любовь не знает мести, а дружба лести.
Доброта
Честность
Любовь
Самопожертвование
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"
Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".
В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»
Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья". В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...
Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».
Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...

