Открытый урок по литературному чтению "Аленький цветочек" С.Т.Аксаков
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Рюмина Татьяна Валерьевна

Конспект и презентация.Урок закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alenkiy_tsvetochek.docx67.2 КБ
PDF icon alenkiy_tsvetok.pdf940.57 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения

Тема урока «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Класс: 4

Цели урока:

  • продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек;
  • отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
  • давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
  • обогащать словарный запас детей;  
  • закреплять умения работать над деформированным текстом;

Задачи педагога:

  • Формировать новые способы действий.
  • Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
  • Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
  • Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
  • Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.

Планируемый результат(предметные):

Знать:

  • понятие «литературная сказка»

Уметь:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;
  • анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
  • осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;

проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова 

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

УУД (метапредметные):

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других
  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Форма урока: Урок - размышление

Техническое оснащение урока:

  • Портрет писателя Аксакова;
  • Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец,  аленький цветочек, шкатулка

. Учебно-методическое обеспечение: учебник « литературное чтение» 4кл. 1 часть.

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
  • Наглядный ( наблюдения обучающихся)
  • Проблемно- диалогическая технология
  • Исследование

Формы организации работы на уроке:

  • Парная
  • Групповая
  • Индивидуальная

Ход урока:

  1. Организационный  момент. Психологический настрой учащихся. 

2.Актуализация знаний учащихся.  Сообщение темы, постановка целей урока.

- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. (на фоне музыки)

Проверка дом.зад

- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем, закончите фразу? (Сказка –ложь…..) –

Прочитайте выразительно и хором эту пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку

(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-На урок я пришла не с пустыми руками.

- У меня сюрприз! Вот эта шкатулочка(венец, зеркало, аленький цветочек)  

- Почему в шкатулке эти вещи?

- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке) 
-С этим  произведением мы знакомились на прошлом уроке.

-Кто автор этого произведения?

-Что вы о нем знаете?

-О чём эта сказка?

-Назовите главных героев сказки.

- Какую роль сыграли родители и ключница Пелагея в жизни писателя?

-Сегодня продолжаем работу над  содержанием этой сказки.

Используя слова-помощники, определите задачи урока:

-Заглянем в творческую лабораторию…… (писателя С.Т. Аксакова)

-Исследуем…. (содержание  сказки, художественные  особенности сказки)

 -Раскроем….    (авторский замысел)


- Сегодня на уроке мы должны решить проблему:
«Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»

- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест)

Вопросы: (тест -у каждого учащегося)

(Проверка – фронтальный опрос)

- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.

3. Работа в парах.(Как мы работаем в паре, вспомнили и преступаем к работе)

-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
  • Встреча купца  с чудищем  лесным
  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.
  • Превращение чудища в принца

Проверка по образцу.

1.Жил-был  купец, и было у него три дочери.

2.Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки

3.Нашел купец подарки для старших дочерей.

4.Встреча купца  с чудищем  лесным.

5.Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надобно.

6.Младшая дочь у чудища лесного.

7.Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.

8.Превращение чудища в принца.

- Поднимите руку,  кто выполнил так, как я?

4. Физминутка.

5. Работа в группах.

- Давайте  вернемся к нашему проблеме урока 

 Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа, выполняя задания,  сделает вывод:  Какой урок мудрости  преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

 

-Повторим правила работы в группе!

     1.Распределите  роли в группе.

2.Внимательно   прочитайте задание.

3.При  обсуждении задания  выслушивайте   мнение  каждого.

4.Не перебивай говорящего.

1 группа. Задание:

  1. Назовите  главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
  • любовь        
  • зависть
  • самопожертвование        
  • коварство
  • доброта
  • честность        

2. Выберите  пословицы о честности.

Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.

Доброе дело без награды не остаётся.

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. 

  • «Лучше не обещать, чем слово не сдержать»
  • «Береги платье снову, а честь смолоду»

2 группа. Задание:

     1. Чтение по ролям

(С. 203)  Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец….      До слов с.204       …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

  1. Легко ли младшей дочери  было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?  
  •  зависть
  • самопожертвование        
  • коварство
  • доброта
  • честность        

 3 группа. Задание:

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными  качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?  Стр.207

   4 группа.  Задание:

  1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация.   (прочитайте)

   2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому  эпизоду сказки? Почему?

(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает! Любят не за красоту, а за душу. Скромность  всякому к лицу.)

Picture background

6. Выступление групп (составляем кластер на доске)

1 группа (на доске запись - честность)

- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?

2 группа  (на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.

- А вы могли бы так поступить?

Самопожертвование- Жертвование своими личными интересами ради других.

3 группа (на доске запись - доброта)

- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.

4 группа (на доске запись – любовь)

-За что полюбила младшая дочь зверя лесного, чуда морского?        

(Любят не за красоту, а за душу.)

 7. Подведение итогов.

- Хорошо поработали в группах

- Давайте вспомним проблему

- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?

На доске запись

Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

Честность

Самопожертвование

 Доброта

Любовь

9. Рефлексия.  Итог урока.

- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

 Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?

 Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?

- Прочитайте пословицы. Какая из них отражает  сказку? (Ответы детей)

 У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них,  чему вас научила сказка.

-  Прикрепите   свои лепестки к стебельку на доске.

- Ой,  какой красивый аленький  цветочек  получился, да еще и мудрый!

( Читаю надписи)

       Аленький цветочек – символ настоящей любви.  Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

      Я желаю, чтобы   вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.

А я вам хочу подарить частичку доброты(конфеты)

Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.

Домашнее задание: . Я предлагаю вам написать свою волшебную сказку или историю.

Выставление оценок. Спасибо за  работу на уроке!

3. Работа в парах

-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
  • Встреча купца  с чудищем  лесным
  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.
  • Превращение чудища в принца

3. Работа в парах

-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • Нашел купец подарки для старших сестер.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
  • Встреча купца  с чудищем  лесным
  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.
  • Превращение чудища в принца

1 группа. Задание:

  1. Назовите  главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.
  • любовь        
  • зависть
  • самопожертвование        
  • коварство
  • доброта
  • честность        

2. Выберите  пословицы о честности.

  • Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
  • Доброе дело без награды не остаётся.
  • Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. 
  • Лучше не обещать, чем слово не сдержать
  • Береги платье снову, а честь смолоду

2 группа. Задание:

     1. Чтение по ролям

(С. 202)  Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец….      До слов с.203       …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

  1. Легко ли младшей дочери  было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?  
  •  зависть
  • самопожертвование        
  • коварство
  • доброта
  • честность        

 3 группа. Задание:

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными  качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?  

  • зависть
  • самопожертвование        
  • коварство
  • доброта
  • честность
  • вежливость
  • жадность        
  • воспитанность
  • внимательность

   4 группа.  Задание:

  1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация.   (прочитайте)

  • любовь        
  • зависть
  • самопожертвование        
  • коварство
  • доброта
  • честность        

   2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому  эпизоду сказки? Почему?

Любовь не знает мести, а дружба лести.

Доброта

Честность

Любовь        

Самопожертвование


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

открытый урок по литературному чтению на региональном уровне на тему "Урок-обобщение по разделу "В семейном кругу мы с вами растём"

Здесь дан конспект урока по проведению урока-обобщения по литературному чтению во 2 классе. Авторы учебника С.Д.Корген-оол, О.О.Иргит.Разработка урока в соответствии по фгос....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...