Конспект урока по литературе "Люблю берёзку русскую" А.Прокофьев
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект урока по литературе "Люблю берёзку русскую" А.Прокофьев
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
Урок: литературное чтение
Класс: 4
Тема: А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую»
Цель: ознакомление обучающихся с биографией А. Прокофьева и произведением «Люблю берёзку русскую»
Задачи:
- Изучить биографию А. Прокофьева.
- Развивать умение рассуждать по прочитанному произведению.
- Воспитывать любовь к чтению.
Планируемые результаты:
Регулятивные: умеет принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные: способен структурировать полученные знания;
Коммуникативные: умеет определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Личностные: проявляет интерес к изучению русской литературы.
Предметные: умеет определять тему и главную мысль стихотворения.
Оборудование: учебник, проектор, компьютер, раздаточные карточки
Список использованной литературы: Интернет-источники
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Орг. момент | -Проверьте, у вас на партах должны быть пенал, дневник и распечатки с текстом. Остальное уберите и застегните портфели. Портфели повесьте на крючки. Садитесь. -В этот зимний морозный день я предлагаю всем вместе совершить путешествие в увлекательный мир природы, заглянуть в её интересные и прекрасные уголки, полюбоваться её красотой | Здороваются, садятся, убираются | |
Актуализация знаний | -Сейчас проверим, как хорошо вы помните средства художественной выразительности. Кто напомнит мне, для чего нужны средства художественной выразительности? Как называется приём сопоставления одного предмета с другим? Как называется приём, где неодушевлённый предмет наделяется признаками живого существа? Что такое эпитет? А знает кто-нибудь метафору? Что это такое? | Сравнение Олицетворение Выделение свойства, качества предмета Переносное значение слова | |
Речевая разминка | -Чтобы наша речь на уроке была четкой и красивой, проведём небольшую речевую разминку. Немного поиграем. Вдали показался лес. Давайте отгадаем загадку и узнаем, какие деревца растут в том лесу. Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой. – По каким признакам узнали, что это берёзка? | Делают речевую разминку. Дети читают загадку в полголоса, называют ответ. Предположительные ответы | |
Вступительная беседа + Определение темы | - Берёза – самое красивое дерево русского леса. Берёзу любят не только за красоту. Давно, когда люди не умели делать бумагу, на берёсте писали. Из древесины берёзы изготавливают мебель, деревянную посуду. Из веток плетут корзины, делают веники и мётлы. Берёзовый веник в бане все хвори (болезни) выгоняет из больного человека. А какой у берёзы вкусный и полезный сок. А сколько грибов растёт в берёзовом лесу! Берёза людей и кормит, и поит, и лечит, и обогревает, и радует красотой. Берёза – символ России, любимое дерево русского народа. Ни об одном из деревьев не сложено столько песен и стихов. Сколько о берёзе. -Исходя из моего рассказа, как вы думаете, с чем будет связана тема нашего урока? Верно, с берёзами. А чтобы узнать с каким автором мы будем работать на уроке, вам необходимо выписать буквы русского языка из этой строчки: SDhАQRПdsJрHGоHYкitоNZфSQьеLNbв Хорошо, теперь мы знаем автора и то о чем будем говорить на уроке. Обратите внимание на экран. Кто хочет прочитать тему? | Слушают рассказ С берёзами А. Прокофьев А. Прокофьев «Люблю русскую берёзку» | |
Определение цели и задач | -Если тема нам уже известна, то как вы думаете, какой будет наша цель? Что мы будем изучать на уроке? Верно, молодцы! Мы будем изучать стихотворение «Люблю берёзку русскую». -Давайте посмотрим на экран. Это план сегодняшнего урока. Кто хочет его прочитать?
| Познакомиться со стихотворением А. Прокофьев «Люблю русскую берёзку» Читают план | |
Практическая работа | Давайте же скорее познакомимся с нашим писателем. Прокофьев Александр Андреевич родился в семье крестьянина — рыбака и землепашца. Несмотря на крестьянское происхождение, родители поэта были образованными. В свободное время отец Александра любил читать и петь народные песни, к пению присоединялась и его мать. Стихи Прокофьева не отличались ничем особенным и не публиковались при жизни поэта. На раннем этапе творчества Прокофьев берет себе различные псевдонимы, демонстрирующие его отождествление с рабочим классом и соц.строем: Александр Рабочий, Красный рыбак, Мобилизованный новоладожец А. Прокофьев, Дед Ермил. Стихи 1919 г. будут публиковаться под этими псевдонимами. С началом Великой Отечественной войны поэт-патриот вновь отправился на фронт в качестве военного корреспондента. Прокофьев был рядом с защитниками блокадного Ленинграда и подбадривал их своими стихами прямо в окопах. Может кто-нибудь уже знаком с его произведениями? (Показываю на экране детские книжки) Кто прочитает, как называются эти книжки. | Ответы детей Читают в слух | |
Физминутка | Давайте немного отдохнем. Встаньте на расстоянии вытянутых вперед рук, чтобы друг другу не мешать. Выйдите из-за парт. Смотрим на экран и повторяем движения. | Разминаются | |
Практическая работа | Мы с вами познакомились с писателем, теперь пришло время познакомиться с его произведением. Кто напомнит, как называется стихотворение? Прежде, чем мы сами его прочитаем, давайте прослушаем как правильно и с выражением это следует делать. (Включаю клип с диктором) Как звучало это стихотворение? Какие чувство вызвало у вас это стихотворение? От чьего имени написано стихотворение? Понравилось ли вам стихотворение? У вас на столах лежат листочки с текстом стихотворения, прочитайте его в пол голоса про себя. (Прошу учеников по выбору прочитать стихотворение) Выберите слова из текста, которыми поэт описывает русскую березку. С чем в стихотворении сравнивается березка? Что имеет в виду поэт говоря о «белом сарафанчике», «платочки в карманчиках», «красивые застежки», «зеленые сережки». Давайте найдем эпитеты: светлую, грустную, белёном, нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, грустную, плакучую. олицетворение: Русская берёзка сравнивается Прокофьевым с девушкой: Она в сарафанчике, у неё платочки, застёжки, серёжки. Она идёт, хороводится, поёт и даже целуется. У берёзки в стихотворении, как и у любой девушки, есть подружки. Мы понимаем, что поэт говорит о других берёзках, так как берёза довольно редко растёт в естественных условиях одна. Но Прокофьев говорит "она с подружками". Какое слово повторяется в стихотворении несколько раз? Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему автор пишет «Березка», а не «Береза»? Какие два состояния березки наблюдается в стихотворении? Докажите это из текста. Что нужно делать чтобы березка была веселая и радовала нас своей красотой? | «Люблю березку русскую» Слушают Отвечают. Читают Выбирают слова из текста Люблю Любовью, лаской Ласковее звучит грустная и веселая Читают Оберегать ее, не ломать ветки и т.д. | |
Осуществление контроля | Чтобы проверить как хорошо вы работали во время урока, выполним самостоятельную работу на карточках.
| Выполняют работу на карточках | |
Подведение итогов | Итак ребята, наш урок подходит к концу. О каком стихотворении сегодня шла речь? Какое это стихотворение? Простое или юмористическое? Какие строчки стихотворения показались вам особенно смешными? Прочитайте строчки из стиха которые несли в себе юмористический характер. Поднимите правую руку, если вам было интересно и легко работать на уроке. Поднимите левую руку, если вам было неинтересно и сложно. | Отвечают на вопросы. | |
Домашнее задание | -Вашим домашним заданием будет нарисовать рисунок к этому стихотворению, на доп. оценку вы можете выучить отрывок из этого стихотворения | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...