Защита методической разработки урока литературного чтения М. Горький "Воробьишко" 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс)

Ляпина Елена Викторовна

Работа является защитой на конкурс методических разработок для учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Защита методической разработки1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе Тема: М. Горький «Воробьишко» Нижегородская область Вознесенский район Районный конкурс методических разработок Автор разработки: Ляпина Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Криушинская СОШ» 2021г.

Слайд 2

Педагогические задачи, тип урока, методы и формы обучения, наглядно-демонстративный материал, планируемые образовательные результаты Педагогические задачи : познакомить детей с произведением М. Горького «Воробьишко»; создать условия для совершенствования смыслового выразительного чтения (а также чтения по ролям), ориентировки в жанрах художественной литературы; научить работать с содержанием и определением главной мысли произведения; создать условия для формирования отношения к персонажам и событиям художественного произведения; способствовать развитию речи, мышления, воображения, творческих способностей, умения давать характеристику героям и делать выводы; содействовать воспитанию нравственных качеств. Тип урока : урок открытия новых знаний Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический методы; индивидуальная, фронтальная формы работы Наглядно-демонстративный материал: портрет М. Горького, мультимедийная презентация по теме, слайд-фильм, вопросы в «волшебный» мешочек, части пословиц для работы в парах.

Слайд 3

Планируемые образовательные результаты : Предметные: контролируют свое чтение; знакомятся с творчеством писателя; сравнивают различные литературные жанры; анализируют художественный текст; составляют характеристику главных героев; определяют главную мысль произведения; пользуются средствами речевой выразительности. Метапредметные: Познавательные: свободно ориентируются и воспринимают текст литературного произведения; овладевают техникой чтения; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте; строят речевые высказывания; строят логические рассуждения, делают выводы; самостоятельно создают способы решения проблемы творческого характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятное для окружающих высказывания; умеют задавать вопросы и работать в группе; Регулятивные : формулируют тему и цели урока; принимают и сохраняют учебную задачу, планируют и контролируют свои действия. Личностные: проявляют интерес к творчеству писателя; имеют чувство ответственности за свои поступки.

Слайд 4

План урока: 1) Чтение по ролям 2) Работа в парах 3) Синквейн

Слайд 5

УУД: регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие Деятельность учителя: Приветствие учащихся, проверка их рабочих мест. УУД: познавательные : умеют оформлять свою мысль в устной речи, осуществляют осознанное построение речевого высказывания, извлечение необходимой информации; регулятивные : ориентируются в своей системе знаний; коммуникативные: строят понятное для окружающих высказывания, формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой теме . Деятельность учителя: Гостем нашего урока будет представитель пернатых. Отгадайте, кто это? Чик-чирик! Клюй, не робей! К зернышкам прыг! Это кто? (Воробей) 2) Артикуляционная разминка. Прочитайте скороговорку, четко проговаривая слова. Прочитайте с вопросительной интонацией. Прочитайте с ускорением. Молодцы! 3) О ком пойдет речь на уроке? Подберите родственные слова к слову воробей .

Слайд 6

УУД: регулятивные : формулируют тему и цели урока. Деятельность учителя: - Предположите, какова может быть цель нашего урока? (Прочитать произведение о воробье, понять его смысл) - Как мы можем достигнуть эту цель? (Будем выразительно читать, характеризовать героев, делать выводы) - Сегодня мы познакомимся с произведением М. Горького «Воробьишко». УУД: Предметные: контролируют свое чтение; знакомятся с творчеством писателя; сравнивают различные литературные жанры; познавательные : свободно ориентируются и воспринимают текст литературного произведения; овладевают техникой чтения; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; регулятивные : ориентируются в своей системе знаний; коммуникативные: формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой теме . Деятельность учителя: 1) Информация о М. Горьком. Кто из вас может рассказать факты из биографии М. Горького? ( Алексей Пешков, настоящее имя писателя, – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. У него было тяжёлое детство. Воспитывал его суровый дедушка. Он работал грузчиком, мыл посуду на пароходе, работал пекарем в булочной. Учиться не пришлось. Он рано испытал тяготы жизни, много странствовал по Руси, узнал жизнь безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету. От всей этой бренности и появился псевдоним - Максим Горький)

Слайд 7

2) Первичное восприятие. - Посмотрите внимательно слайд-фильм «Воробьишко» - Понравилось ли вам произведение? Что вы почувствовали? - Почему было смешно? - Назовите жанр этого произведения. Почему? - Прочитаем сказку «Воробьишко» по цепочке, следим за выразительностью, отмечаем непонятные слова. 3) Словарная работа. Назовите трудные слова, которые встретились в тексте. На слайде некоторые из них, значение остальных найдем в толковом словаре в конце учебника. Встал воробышек на лапки, Приготовился к зарядке. Крылышки свои расправил, Перышки свои поправил. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно. Наклонился, приподнялся, Звонко-звонко рассмеялся.

Слайд 8

УУД: предметные: пользуются средствами речевой выразительности; контролируют свое чтение; личностные: имеют представление о нравственных ценностях; познавательные : умеют оформлять свою мысль в устной речи, осуществляют извлечение необходимой информации, овладевают приемами понимания произведения; осуществляют анализ произведения; регулятивные : осуществляют оценку и контроль учебной деятельности; коммуникативные: строят понятное для окружающих высказывания. Деятельность учителя: Беседа по содержанию. Коллективное обсуждение поступков главных героев. «Волшебный мешочек» (дети достают из мешочка пронумерованные вопросы, зачитывают по порядку): Кто главный герой нашего произведения? Почему автор назвал сказку «Воробьишко», а не «Воробей»? Найдите в сказке слова, подтверждающие, что Пудик маленький. Каким вы его представили? Докажите словами из текста. Почему он критиковал все, что его окружало? - Судя по вопросам Пудика, каким он был? - Найдите слова родителей Пудика. Он им верил? - Прочитайте, как Пудик вывалился из гнезда. - Для чего нужен хвост? Он у воробьихи отрастет? - На что была готова воробьиха ради сына? - Исправится ли пудик? Почему?

Слайд 9

1) Чтение по ролям. Рассмотрите иллюстрацию и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует. Читаем его по ролям. 2) Работа в парах. «Пословицы рассыпались» (Каждая пара получает конверт с разрезанными пословицами) Соберите правильно пословицу, прикрепите на доску, объясните её смысл. Подходит ли эта пословица к нашей сказке? Объясните. - Сам с воробья, а сердце с кошку. - Отвага – половина спасения. - Кто смерти не боится – невелика птица, а кто жизнь полюбил – тот страх погубил. - Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. - Ради ребенка мать и в огонь бросится. - Кто хвалится, тот с горы свалится. - Отца с матерью почитать – горя не знать. УУД: предметные: контролируют смысловое чтение; личностные: имеют представление о нравственных ценностях; познавательные : умеют оформлять свою мысль в устной речи, владеют навыками выразительного чтения по ролям; овладевают приемами понимания произведения; осуществляют анализ произведения; самостоятельно создают способы решения проблемы творческого характера; регулятивные : осуществляют оценку и контроль учебной деятельности; коммуникативные: умеют задавать вопросы и работать в группе; строят понятное для окружающих высказывания.

Слайд 10

3) Синквейн. (Напомнить о правилах составления синквейна) - Выбираем из предложенных слов самые точные и составляем синквейн. - Итоговую фразу составляем сами. Какие варианты есть? - Можно ли сказать, что синквейн – это самое краткое изложение произведения? - Получилось ли у нас передать основной смысл сказки? Стр. 37 – 40 подготовить выразительное чтение по ролям понравившегося отрывка.

Слайд 11

УУД: Предметные: анализируют художественный текст; определяют главную мысль произведения; познавательные : строят логические рассуждения, делают выводы; коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; 1) Итоги урока: - Какое произведение мы с вами прочитали? Кто его автор? Как зовут главного героя сказки? Что хорошего можно сказать о Пудике? Что плохого? Хотите быть таким же, как он? Почему? Чему учит это произведение? 2) Рефлексия: Глядя на слайд, продолжите фразу….. - Если вы довольны своей работой на уроке – улыбнитесь! - Кто не улыбнулся? Почему? - Сегодня получили оценки: - Спасибо за урок. Молодцы!

Слайд 12

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения

Данная разработка поможет интересно провести урок  по теме  рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....