Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
статья по чтению (3 класс)

Чтение – это основной и ничем незаменимый  источник социального опыта прошлого и  настоящего, важнейший  способ освоения  базовой социально -значимой  информации.

Чтение и работа с текстом, а не слово учителя –

основа  современных образовательных технологий.

  Грамотно читать – это значит понимать текст,  размышлять над его содержанием, оценивать  его  смысл и значение, фиксировать и  использовать  полученную информацию,  излагать свои мысли о gрочитанном. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарицина Юлия Александровна: учитель начальных классов. МАОУ СОШ №27 г. Балаково

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Люди перестают мыслить,
когда перестают читать.

(Дени Дидро)

Чтение – это основной и ничем незаменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально -значимой информации.

Чтение и работа с текстом, а не слово учителя –

основа современных образовательных технологий.

Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о

Прочитанном. Также самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературного чтения и организацию внеклассной деятельности;

Показатели читательской грамотности:

  • Высокий уровень говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени.
  • Низкий уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения .
  • Для этого надо развивать навык чтения, который имеет 2 стороны

Смысловая сторона:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая сторона:
способ чтения,
темп чтения,
правильность чтения,
выразительность.

Технологии читательской грамотности.
1. Технология критического мышления

  • 1. Приём – «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

  • 2. Приём «Синквейн».

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

  • 3. Приём «Работа с вопросником»

применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример опросника к тексту Л.Н. Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

ВОПРОСНИК

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

  • 1. Назовите главных героев произведения.
  • 2. Где происходят события?
  • 3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
  • 4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
  • 5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
  • 6. Что однажды произошло?
  • 7. Что случилось с собачкой через год?
  • 8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
  • 9. Чем заканчивается быль?

10 Каково ваше впечатление от рассказа

  • 4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

  • •5.Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
  • 6. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

  • 7. Приём «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

  • 8. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

  • Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы

  • Дайте несколько объяснений, почему...?
  • Почему Вы считаете (думаете) …?
  • В чем различие…?
  • Предположите, что будет, если…?
  • Что, если…?

2) Тонкие вопросы

  • Кто…? Что…?
  • Когда…? Может…?
  • Будет…? Мог ли …?
  • Верно ли …? Было ли …?
  • Как звали …?
  • Согласны ли Вы…?
  • Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
  • 3 Личностно-ориентированная технология

На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Особенностями этой технологии являются:

Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников; предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

Организация обмена мыслями, мнениями, оценками; стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.

Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку.

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

4. Технология проблемного обучения.

5. Проектная технология.

6. Информационно-коммуникационная технология.

7. Здоровьесберегающая технология.

Практический приём

Оценка уровня сформированности читательской грамотности

Читательская грамотность - текст - задания

Читательские умения 4 группы:

  • 1) поиск информации, заданной в явном виде;
  • 2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте;
  • 3) интерпретация и обобщение информации;
  • 4) оценка содержания, языка и структуры текста.
  • У развитого читателя должны
  • быть сформированы группы умений:
  • умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
  • – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
  • – найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • – основываясь на тексте, сделать простые выводы;

Заключение: При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Список литературы

  1. Аналитический отчет «Основные результаты международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текста» PIRLS-2006». / http://
  2. Кузнецова М.И. Сильные и слабые стороны читательской деятельности выпускников российской начальной школы по результатам PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009. – № 1 – с. 107-136.
  3. Пинская М.А., Тимкова Т.В., Обухова О.Л. Может ли школа влиять на уровень читательской грамотности младших школьников? По материалам анализа результатов PIRLS-2006 // Вопросы образования. – 2009.
  4. Цукерман Г.А., Ковалёва Г.С., Кузнецова М.И. Хорошо ли читают российские школьники? // Вопросы образования. 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

Приемы читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

laquo;Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширят...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...

Мастер класс «Формирование читательской грамотности на уроке литературного чтения в начальной школе»

В данной статье рассматривается актуальная тема развития читательской грамотности среди учащихся разных возрастов. Автор акцентирует внимание на том, что умение не только читать, но и осознавать смысл...

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

laquo;Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые ...