Методическая разработка. Урок чтения 2 класс «Храбрый утёнок»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Роенко Ольга Николаевна

Методическая разработка

 

 

                           Урок чтения 2 класс  «Храбрый утёнок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Урок чтения 2 класс «Храбрый утёнок»

Разработала: Роенко Ольга Николаевна

учитель начальных классов

г. Купино

2025 год

Тема урока: Б. Житков «Храбрый утенок»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением Б. С. Житкова; способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность обучающихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста.

Развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, осознанно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

Воспитательные: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них; способствовать сплочению классного коллектива. Воспитание бережного отношения к животным, чувства смелости, взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Предметные:

научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, составлять план по иллюстрациям, подробно пересказывать по иллюстрациям произведение;

получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Метапредметные:

познавательные УУД: овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;

коммуникативные УУД: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве;

регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.

Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор, презентация об авторе, картинки: стрекозы, утенка, слова: ХВАСТУН, ХРАБРЫЙ, ГЛУПЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, иллюстрации к каждой части текста, компьютер, учебник чтение 2 класс, ч. 1 / авт.сост. С.Ю. Ильина, презентация к уроку, выставка книг Б. Житкова.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Физкультминутка №1

  1. Первичное закрепление
  2. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Физкультминутка №2

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.

Давайте улыбнемся друг другу. Садитесь на свои места.

Разминка.

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос». Описание: Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.

- Ребята, давайте разбудим свой мозг и заставим его хорошо работать.

Артикуляционная гимнастика

«Хоботок». Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 10.

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

«Покусаем язычок». Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та».

Выдвигаю свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

1Слайд

Речевая разминка.

На птичьем дворе.

Наша уточка с утра – кря, кря, кря

Наши гуси у пруда – га, га, га

Наши курочки в окно – ко, ко, ко

А как Петя – петушок

Рано-рано поутру

Нам споет – Ку-ка-ре-ку!

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

2 Слайд

- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? (Животные рядом с нами.)

Почему этот раздел так называется? (читаем про животных.

- О каких животных мы узнали в этом разделе? (Умная собака, Я домой пришла (корова), Лошадка, Кролики, Баран.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, подумайте и скажите, чем мы продолжим заниматься на уроке чтения, чему будем учиться? (Узнаем новые имена писателей и их произведения, будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы, готовиться к пересказу.)

- А сейчас, если вы отгадаете загадки, то узнаете героев, которые встретятся в произведении, с которым будем сегодня работать на уроке.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза

Кто же это? …(стрекоза)

- Что вы знаете о стрекозе?

Стрекоза – хорошо летающее насекомое с подвижной головой, большими глазами и удлинённым брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают в стоячих водоемах. Питаются насекомыми, сбивая добычу на ходу, истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых и этим приносят пользу.

Итак, Стрекоза - это первый герой нашего произведения. (На доске - иллюстрация стрекозы)

Физкультминутка № 1.

Утром стрекоза проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась-

Над водою закружилась.

Закружилась, закружилась

На травинку приземлилась.

- Ребята, слушайте вторую загадку.

Мамы уточки ребенок.

Как зовут его ..?(утенок)

- Как кричат Утята? Ребята, утки бывают дикие, они живут самостоятельно и домашние, которым необходим уход человека.

- А чем кормят утят дома, когда они маленькие? (Яйцом, отрубями)

- Ребята утенок – это второй герой, о котором мы с вами сегодня прочитаем. (На доске - иллюстрация утенка)

На доске мы видим картинки стрекоза, утёнок. Итак, наши сегодняшние гости – стрекоза и утёнок. Они готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. А записал её для нас известный писатель Борис Степанович Житков. (на доске – портрет Б.С.Житкова)

3 Слайд Рассказ об авторе (презентация).

Сейчас давайте откроем учебники на странице 66

Рассмотрите внимательно картинку. Кто здесь изображен? Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

Давайте прочитаем название произведения.

Сегодня мы познакомимся с произведением Б. С. Житкова «Храбрый утёнок».

Сейчас я вам прочитаю, а внимательно слушайте, и мы узнаем, правильно ли мы думали, рассмотрев картинку.

Первичное чтение произведения целиком. (Читает учитель)

4. Первичное закрепление

Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.

- Понравилось произведение?

- О чём оно?

- Это сказка или рассказ? Почему?

- Кто кормил утят?

- Кого они боялись?

- Кто пришёл в гости к утятам?

- Что он им пообещал?

- Сдержал ли своё обещание Алёша?

- Прилетела ли стрекоза ещё раз?

- Каким был утёнок Алёша?

(ХВАСТУН, ХРАБРЫЙ, ГЛУПЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ) (на доске)

- Стоило ли утятам бояться стрекозу? (нет, ведь стрекоза не ест утят)

- На кого из героев вы хотели бы быть похожи? Почему?

Физминутка 2

Уточка – вертихвостка

Ныряла, да выныривала,

Выныривала, да ныряла.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

- Прочитайте сначала по слогам, а потом целыми словами (работа в парах с карточками). Словарная работа.

#1061;о-зяй-ка, Стре-ко-за, Храб-ре-цы

- Значение каких слов вам не понятно?

1 ч.

С чего начинается рассказ? Какая иллюстрация нам подойдет?

2 ч.

Кто прилетал к утятам? Какую иллюстрацию мы возьмем?

3 ч.

Кто приходил в гости к утятам? Что происходило между ними?

Какую иллюстрацию вы подбираете?

4 ч.

Удалось ли утенку Алеше прогнать стрекозу? Какую иллюстрацию подбираем?

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сейчас откройте дневники, запишите домашнее задание.

Выразительное чтение рассказа стр. 66. Подготовить пересказ по иллюстрациям.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- С какой сказкой мы сегодня познакомились? (Храбрый утёнок)

- Почему он храбрый?

- Стоило ли утятам бояться стрекозу?

- Почему?

- Кто автор? (Б. Житков)

- Ребята, обратите внимание на книжную выставку Б. Житкова. Эти книги находятся в нашей школьной библиотеке, я думаю, мы с вами обязательно их прочитаем.

- У вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их) :

- Красный квадрат, я активно работал на уроке!

- Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!

- Ребята, вы, молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока чтения во 2-м классе по теме "Н.Носов "На горке"

Цели урока:1.     Познакомить учащихся с рассказом Н.Носова “На горке”.2.     Формировать и совершенствовать технику чтения, развивать речь, мышление, пам...

Методическая разработка урока чтения "Три поросенка"

Программа «Начальная школа XXI»Сказки народов мира. Английская народная сказа «Сказка про трех поросят»Цель: формирование умения анализировать литературное произведение.Задачи:·...

Методическая разработка урока чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе Тема:А....

Методическая разработка урока чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме «Особенности поэтического текста. Стихотворения  Даниила Хармса «Я проснусь…»,  Корнея Чуковского «Да зд...

Евгений Чарушин "Страшный рассказ" . Методическая разработка урока чтения во 2 классе

Цель: Ознакомить с творчеством Е.Чарушина; развивать навыки выразительного чтения, беглого чтения; Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать; способствовать воспитанию любви к природ...

Методическая разработка урока чтения с использованием технологий РКМ по теме : В.Бианки . Рассказ "Музыкант" 2 класс , "Школа России\'\'.

Основная задача , которая стоит перед учителем , решившем использовать прием " чтение с остановками " - это развитие творческого мышления и воображения учащихся ,а также развитие их речи . Суть данног...