Учим дистанционно: как подготовиться к дистанционному уроку?
статья

Дистанционное обучение - новая форма организации образовательного процесса, основанная на самостоятельной работе учащихся. Основу такого  обучения составляют дистанционные уроки. Дистанционный урок − это форма организации дистанционногозанятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_distantsionno.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение уже несколько лет широко применяется в высшей школе при получении второго образования или при заочных формах обучения, а в учебном процессе среднего образования оно до последнего времени не находило  широкого применения.

Дистанционное обучение  -  это организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном удалены от учителя  в пространстве и иногда во времени.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Основу дистанционного обучения составляют дистанционные уроки. Определимся, что такое «дистанционный урок».

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.

В настоящее время существует три типа дистанционных уроков.

Первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель, и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете.

Второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены.

Третий тип дистанционных уроков – это размещение учебной информации на учебном сайте.

Дистанционный урок может проводиться как с одним учеником, так и с группой учащихся.

 Дистанционный учитель является автором дистанционного  урока. Он проводит большую подготовительную работу по созданию учебного ресурса, который является основой всего занятия.

Образовательный ресурс содержит:

  • инструкцию для учащегося по работе с представленным ресурсом;
  • методически грамотно структурированный учебный материал, снабженный иллюстрациями;
  • задания для проверки усвоения с возможностью самоконтроля;
  • возможность выбора индивидуальной траектории учения
  • задания творческого содержания по созданию учащимся образовательного продукта;
  • средства связи с учителем (электронная почта, форум, чат), обеспечивающие возможность задать вопрос учителю, получать от него указания, оперативно выполнить самопроверку.

Модель структуры дистанционного урока 

  • Мотивационный блок.
  • Инструктивный блок.
  • Информационный блок.
  • Контрольный блок.
  • Коммуникативный и консультативный блок.

Мотивационный блок.

Задача учителя на этом этапе  организовать  познавательную деятельность ученика, настроить его на самостоятельную работу по усвоению знаний.   Для этого в каждом материале дистанционного урока перед учениками должна быть четко определена цель, которую они должны достичь.

Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний. Вследствие этого включение такого ребенка в виртуальное сообщество способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала.

Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации)

Необходимо составлять четкий план урока, с описанием этапов урока, последовательностью действий для учащегося, комментариями к упражнениям, тестам, практическим и пр.)

Информационный блок (система информационного наполнения).

При создании урока необходимо учитывать некоторые особенности: информация к учащимся поступает через экран компьютера, т.е. основным каналом информации является визуальный. Поэтому материал должен выглядеть привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз. Вместе с тем нужны и игровые, и занимательные моменты, позволяющие разнообразить характер деятельности ученика.

Контрольный блок (система тестирования и контроля).

При планировании дистанционного урока следует учитывать, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. должно происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и "обученности". Если этим пренебречь, то произойдет естественное усреднение знаний и развития учеников, для сильных учащихся участие в уроке может быть бесполезным. В связи с этим, при планировании урока, важно предусмотреть различные варианты контроля полученных знаний обучаемыми: письменного опроса, решения задач, контрольных и самостоятельных работ разноуровневого подхода.

Коммуникативный и консультативный блок.

С одной стороны, нужно очень подробно прописать ход урока в ресурсе, учесть все вопросы, которые могут возникнуть у дистанционных учеников, предусмотреть и ответы на них. Иначе у удаленного ученика возникнут трудности организационном порядке.

С другой стороны, одного ресурса для аккумулирования знаний удаленным учеником мало, ему необходимо непосредственное общение с учителем.

Важно продумать, какие коммуникации будут использоваться в процессе обучения. В каждом уроке они могут быть различны, хотя в арсенале их не так уж и много. Однако, если использовать их дифференцированно, то эффект качества урока достигается.

Предлагаемая мной методика построения дистанционного урока с применением ресурсов сети Интернет заключается в следующем:

1. Учитель определяет тему предполагаемого урока, при изучении материала которого Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.

2. Учитель планирует урок с применением интернет технологий и ресурсов.

3. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.

4. Список ссылок располагается в соответствии с планом изучения учебного материала и выполнения домашнего задания. Так, могут быть созданы карты урока, благодаря которым изучение учебного материала будет проходить последовательно.

5.  В конце урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.

8. Домашнее задание здесь носит творческий характер (главное – продуктивная деятельность учащихся).

Требования к дистанционному уроку:

1. При подготовке дистанционного урока необходимо предусмотреть его форму проведения - в режиме off-line или в режиме on-line. 
2. В зависимости от выбранного режима предусмотреть все способы взаимодействия с обучаемыми:

  • Доставку учебного материала обучаемым (HTML-страница с  URL-адресом, отправка письма в любом формате по E-mail, используя технологию гостевой книги или др.),
  • Непосредственное общение с обучаемыми во время выполнения практических и зачетных заданий (по E-mail, используя технологию гостевой книги, беседу (чат) и др.),
  • Способ приема контрольных работ.

3. При планировании дистанционного урока необходимо предусмотреть включение эвристических методов в ход урока. 

4. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:

  • 1-х классов - 10 мин,
  • 2-5-х классов - 15 мин,
  • 6-7-х классов - 20 мин,
  • 8-9-х классов - 25 мин,
  • 10-11-х классов - 30 мин.

Распределение времени урока (для он-лайн режима):

  • Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
  • Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
  • Выполнение индивидуальных заданий  – 10 минут;
  • Обсуждение результатов урока – 10 минут.

Учебные средства дистанционного урока

К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:

  • учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
  • сетевые учебно-методические пособия;
  • компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
  • аудио учебно-информационные материалы;
  • видео учебно-информационные материалы;
  • лабораторные дистанционные практикумы;
  • учебные тренажеры с удаленным доступом;
  • базы данных и знаний с удаленным доступом; 
  • электронные библиотеки с удаленным доступом.

Алгоритм разработки дистанционного урока

  1. Определить тему и цель дистанционного урока. Выделить основные учебные элементы.
  2. Определить форму проведения дистанционного урока.
  3. Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.
  4. Подбор учебного материала из сети Интернет или разработка их учителем.
  5. Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
  6. Создание карты урока с включением гиперссылок на ресурсы Интернет
  1. Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся.
  2. Подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
  3.  Программирование учебных элементов урока для представления в Интернете, в случае размещения урока на веб-сайте.
  4.  Тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
  5.  Опытная эксплуатация урока.
  6.  Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.
  7.  Проведение урока.
  8.  Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников,  так и дистанционного учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дистанционного обучения "Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования"

Материал для работы МО по теме:"Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения  эффективности и доступности образования". В работе представлены материалы, которы...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Опыт работы творческой группы учителей начальной школы кировского района над проектом «популяризация дистанционного обучения на базе городского портала дистанционного обучения do2.rcokoit.ru с использованием видеоуроков»

ВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №221 Кировского района Санкт-...

Рекомендации для родителей 2Б класса « Как помочь учиться дистанционно»

Рекомендации для родителей 2Б класса «  Как помочь учиться дистанционно»  были предложены родителям моего класса...

Всероссийский конкурс «Дистанционный урок», статья «Дистанционное обучение – это реальность»

Весной прошлого 2020 года мы: учителя, ученики и их родители столкнулись с дистанционным обучением. У многих началась паника, так как не во всех семьях были компьютеры, учебные платформы, на которых н...