Учим дистанционно: как подготовиться к дистанционному уроку?
статья
Дистанционное обучение - новая форма организации образовательного процесса, основанная на самостоятельной работе учащихся. Основу такого обучения составляют дистанционные уроки. Дистанционный урок − это форма организации дистанционногозанятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение уже несколько лет широко применяется в высшей школе при получении второго образования или при заочных формах обучения, а в учебном процессе среднего образования оно до последнего времени не находило широкого применения.
Дистанционное обучение - это организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном удалены от учителя в пространстве и иногда во времени.
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
Основу дистанционного обучения составляют дистанционные уроки. Определимся, что такое «дистанционный урок».
Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей.
В настоящее время существует три типа дистанционных уроков.
Первый тип дистанционных уроков заключается в том, что и учитель, и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете.
Второй тип дистанционных уроков заключается в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены.
Третий тип дистанционных уроков – это размещение учебной информации на учебном сайте.
Дистанционный урок может проводиться как с одним учеником, так и с группой учащихся.
Дистанционный учитель является автором дистанционного урока. Он проводит большую подготовительную работу по созданию учебного ресурса, который является основой всего занятия.
Образовательный ресурс содержит:
- инструкцию для учащегося по работе с представленным ресурсом;
- методически грамотно структурированный учебный материал, снабженный иллюстрациями;
- задания для проверки усвоения с возможностью самоконтроля;
- возможность выбора индивидуальной траектории учения
- задания творческого содержания по созданию учащимся образовательного продукта;
- средства связи с учителем (электронная почта, форум, чат), обеспечивающие возможность задать вопрос учителю, получать от него указания, оперативно выполнить самопроверку.
Модель структуры дистанционного урока
- Мотивационный блок.
- Инструктивный блок.
- Информационный блок.
- Контрольный блок.
- Коммуникативный и консультативный блок.
Мотивационный блок.
Задача учителя на этом этапе организовать познавательную деятельность ученика, настроить его на самостоятельную работу по усвоению знаний. Для этого в каждом материале дистанционного урока перед учениками должна быть четко определена цель, которую они должны достичь.
Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний. Вследствие этого включение такого ребенка в виртуальное сообщество способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала.
Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации)
Необходимо составлять четкий план урока, с описанием этапов урока, последовательностью действий для учащегося, комментариями к упражнениям, тестам, практическим и пр.)
Информационный блок (система информационного наполнения).
При создании урока необходимо учитывать некоторые особенности: информация к учащимся поступает через экран компьютера, т.е. основным каналом информации является визуальный. Поэтому материал должен выглядеть привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз. Вместе с тем нужны и игровые, и занимательные моменты, позволяющие разнообразить характер деятельности ученика.
Контрольный блок (система тестирования и контроля).
При планировании дистанционного урока следует учитывать, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. должно происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и "обученности". Если этим пренебречь, то произойдет естественное усреднение знаний и развития учеников, для сильных учащихся участие в уроке может быть бесполезным. В связи с этим, при планировании урока, важно предусмотреть различные варианты контроля полученных знаний обучаемыми: письменного опроса, решения задач, контрольных и самостоятельных работ разноуровневого подхода.
Коммуникативный и консультативный блок.
С одной стороны, нужно очень подробно прописать ход урока в ресурсе, учесть все вопросы, которые могут возникнуть у дистанционных учеников, предусмотреть и ответы на них. Иначе у удаленного ученика возникнут трудности организационном порядке.
С другой стороны, одного ресурса для аккумулирования знаний удаленным учеником мало, ему необходимо непосредственное общение с учителем.
Важно продумать, какие коммуникации будут использоваться в процессе обучения. В каждом уроке они могут быть различны, хотя в арсенале их не так уж и много. Однако, если использовать их дифференцированно, то эффект качества урока достигается.
Предлагаемая мной методика построения дистанционного урока с применением ресурсов сети Интернет заключается в следующем:
1. Учитель определяет тему предполагаемого урока, при изучении материала которого Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.
2. Учитель планирует урок с применением интернет технологий и ресурсов.
3. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.
4. Список ссылок располагается в соответствии с планом изучения учебного материала и выполнения домашнего задания. Так, могут быть созданы карты урока, благодаря которым изучение учебного материала будет проходить последовательно.
5. В конце урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.
8. Домашнее задание здесь носит творческий характер (главное – продуктивная деятельность учащихся).
Требования к дистанционному уроку:
1. При подготовке дистанционного урока необходимо предусмотреть его форму проведения - в режиме off-line или в режиме on-line.
2. В зависимости от выбранного режима предусмотреть все способы взаимодействия с обучаемыми:
- Доставку учебного материала обучаемым (HTML-страница с URL-адресом, отправка письма в любом формате по E-mail, используя технологию гостевой книги или др.),
- Непосредственное общение с обучаемыми во время выполнения практических и зачетных заданий (по E-mail, используя технологию гостевой книги, беседу (чат) и др.),
- Способ приема контрольных работ.
3. При планировании дистанционного урока необходимо предусмотреть включение эвристических методов в ход урока.
4. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
- 1-х классов - 10 мин,
- 2-5-х классов - 15 мин,
- 6-7-х классов - 20 мин,
- 8-9-х классов - 25 мин,
- 10-11-х классов - 30 мин.
Распределение времени урока (для он-лайн режима):
- Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
- Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
- Выполнение индивидуальных заданий – 10 минут;
- Обсуждение результатов урока – 10 минут.
Учебные средства дистанционного урока
К учебным средствам в рамках дистанционного урока относятся:
- учебные книги (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
- сетевые учебно-методические пособия;
- компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;
- аудио учебно-информационные материалы;
- видео учебно-информационные материалы;
- лабораторные дистанционные практикумы;
- учебные тренажеры с удаленным доступом;
- базы данных и знаний с удаленным доступом;
- электронные библиотеки с удаленным доступом.
Алгоритм разработки дистанционного урока
- Определить тему и цель дистанционного урока. Выделить основные учебные элементы.
- Определить форму проведения дистанционного урока.
- Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.
- Подбор учебного материала из сети Интернет или разработка их учителем.
- Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента урока. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
- Создание карты урока с включением гиперссылок на ресурсы Интернет
- Определение времени и длительности дистанционного урока, исходя из возрастной категории обучающихся.
- Подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
- Программирование учебных элементов урока для представления в Интернете, в случае размещения урока на веб-сайте.
- Тестирование урока, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
- Опытная эксплуатация урока.
- Модернизация урока по результатам опытной эксплуатации.
- Проведение урока.
- Анализ урока. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников, так и дистанционного учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология дистанционного обучения "Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования"
Материал для работы МО по теме:"Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования". В работе представлены материалы, которы...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/29/picture-596743-1627560520.jpg)
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Презентации к дистанционным урокам 2 класс.
Презентации к дистанционным урокам....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-260813-1369901168.jpg)
ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»
ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-260813-1369901168.jpg)
Опыт работы творческой группы учителей начальной школы кировского района над проектом «популяризация дистанционного обучения на базе городского портала дистанционного обучения do2.rcokoit.ru с использованием видеоуроков»
ВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАГосударственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №221 Кировского района Санкт-...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/29/picture-1131634-1553821793.jpg)
Рекомендации для родителей 2Б класса « Как помочь учиться дистанционно»
Рекомендации для родителей 2Б класса « Как помочь учиться дистанционно» были предложены родителям моего класса...