«Мнемотехника как средство развития связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

Иванова-Пляскина Светлана Алексеевна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Республиканский центр образования»

Мастер-класс по теме:

«Мнемотехника как средство развития связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Подготовила:

Пляскина С. А.,

учитель начальных классов ГБОУ «РЦО»

Улан-Удэ

2020 год

Тема: «Мнемотехника как средство развития связной устной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Цель:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями по развитию мыслительных процессов с помощью использования метода мнемотехники.

Задачи:

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

-расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи  у обучающихся с нарушением интеллекта с помощью мнемотехники.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, листы бумаги, карандаши.

Ожидаемые результаты:

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития мыслительных процессов у обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Форма проведения: мастер-класс.

Этапы мастер-класса

1. Организационный момент.

Приветствие участников мастер-класса.

Психологический настрой на работу.

2. Основная часть.

Вводная часть

- Сегодня мне хотелось бы не только рассказать, но и показать с практической стороны некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

- Основной коррекционно-педагогической целью обучения детей интеллектуальными нарушениями является коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Данная задача реализуется благодаря использованию в работе с детьми с ОВЗ соответствующих специальных образовательных технологий, методов обучения и методов учения.

- Рассмотрим метод мнемотехники.  Данный метод широко использую при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

- Мнемотехника представляет собой систему (технологию) различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

- Педагог создает систему специальных упражнений необходимых для работы над словом. Данная система дает возможность педагогу формировать у ребенка ряд мыслительных операций над словом, словосочетанием и предложением.

- В условиях дистанционного домашнего обучения применение данного метода позволяет достичь определенных результатов по формированию как устной, так и письменной речи.

Практическая часть

- Мнемотехнику применяю на уроках русского языка и развитии речи, чтении, математики и окружающем мире.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
  3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п
  4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
  5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме.

Как заниматься.

- Мною составлена методическая разработка для обучения детей с интеллектуальными нарушениями (сайт arshaloeva.ru). В данной работе приводятся упражнения для детей младших классов и для тех обучающихся, которые осваивают минимальный уровень программного материала.

- В качестве материала взяты небольшие тексты.

Схема работы над текстом:

1. Педагог знакомит обучающегося с текстом.

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!»Новый 1:Users:mac:Desktop:тех1.jpeg

Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!

1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы:

Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?

Ты запомнил, снег где?

А какой он (снег)?

 А погода, какая?

 Как оделись дети?

Чем они занимались на улице?

 По их мнению, зимой хорошо или плохо?

4. Потом читаем рассказ еще один раз .

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Составляем рассказ описание.

- Молодцы, вы справились.

- На уроках чтения детям предлагаю самим рисовать мнемотаблицы. Дети рисуют схематично, при чем им это очень нравится рисовать.  Затем по собственным рисункам они воспроизводят текст.

Итог. Рефлексия.

Обмен мнениями.

- Спасибо за совместную работу. Я думаю, то что мы сегодня с вами выполняли на мастер-классе, вы с удовольствием будете использовать в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стенды по развитию связной устной речи "Времена года".

Материал "Времена года" предназначен для оформления стендов по развитию устной связной речи в кабинете логопеда. Стенды мобильные, предполагают дополнение наглядным материалом. Серия включае...

Развитие связной устной речи на уроках обучения грамоте

Речевая деятельность - это активный, целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств, процесс взаимодействия людей в различных ситуациях общения....

Статья: "Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения в 1 классе специальной коррекционной школы".

Статья раскрывает аспекты работы с детьми с ОВЗ по формированию процессов письма и чтения, а также по развитию связной речи"....

Развитие связной устной речи у младших школьников с нарушением интеллекта

Методическое пособие для  учителей-логопедов, работаюших с младшими школьниками  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями....

Фольклор как средство развития связной устной речи детей на уроках литературного чтения.

В статье рассматривается Фольклор как средство развития устной связной речи детей на уроках литературного чтения...

Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс

Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...

Развитие речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством применения информационно - коммуникационных технологий.

Одним из важнейших направлений образования в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами является создание условий для всестороннего, полноценного развития каждого ребёнк...