Комплект заданий для развития мышления и речи младших школьников
методическая разработка

Елкина Надежда Викторовна

В период дистанционного обучения для проведения занятия с обучающими по ДОП "Психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в развитии, освоении общеобразовательных программ" мной составлены комплекты заданий - упражнения на развитие мышления и речи младших школьников. Предлагаю Вам ознакомиться с одним из вариантов подобных комплектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие мышления-практика20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие мышления младших школьников

1. Составление предложений

А) Машина, река, рыба

_________________________________________________________________________

Б) Озеро, карандаш, медведь

_______________________________________________________________________

В) Елка, мяч, шишка

_________________________________________________________________________

Г) Цветы, зима, мама

_________________________________________________________________________

Д) Сад, ваза, яблоки

________________________________________________________________________

2. Исключение лишнего

  1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  3. Собака, лошадь, корова, лось.
  4. Стол, стул, пол, кровать.
  5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
  6. Очки, глаза, нос, уши.
  7. Трактор, комбайн, машина, сани.
  8. Гурьевск, Калининград, Преголя, Светлогорск.
  9. Шум, свист, гром, град.
  10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
  11. Береза, сосна, дуб, роза.
  12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Дополнительно:

Собака, помидор, солнце.

Карандаш, скамейка, свечка.

Солнце, лампа, цветок.

3. Поиск аналогов

Вертолет

Признаки:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аналоги:____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стул

Признаки:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аналоги:____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тетраль

Признаки:___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аналоги:____________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Способы применения предмета

Книга, ложка, футболка.

5. Придумывание недостающих частей рассказа

Ёжик

Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ребята аккуратно поставили корзинку на землю. Ежик быстрыми мелкими шажками побежал обратно в лес.

Летние каникулы

Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали на Черное море в Крым.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы.

6. Придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву «а»:_______________________________________________

__________________________________________________________________________

б) оканчивающиеся на букву «т»:_____________________________________________

__________________________________________________________________________

в) в которых в середине есть буква «с»:_________________________________________

__________________________________________________________________________

7. Перечислить объекты с заданным признаком:

а) красного  цвета:__________________________________________________________

б) круглой формы:__________________________________________________________

в) «пушистые» предметы:____________________________________________________

г) «быстрве» предметы:_____________________________________________________

7. Составь предложение по начальным буквам

А) М__________        е________       т_________     -        Мама  ела  торт

Б) К___________      б_________       д____________

В) П___________      с_________       т_____________

Г) Т___________     л____________   г_____________

Д) С___________     ч___________    к_____________

8. Установление причинно-следственных связей

Сегодня я очень замерз, потому что____________________________________________

Целый день шел дождь, поэтому ______________________________________________

Завтра воскресенье значит ___________________________________________________

Я сегодня гулять не пойду  из-за того  что______________________________________

У мамы хорошее настроение, потому что _______________________________________

9. Угадать предмет или животное по его признакам.

Красное, круглое, сочное, сладкое __________________

Желтый, кислый, овальный __________________

Маленький, колючий, серый ________________

Желтое, теплое, круглое ___________________

Резиновый, легкий, цветной _________________

Холодное, белое, в вафельном рожке ___________________

Ароматное, пенится, квадратное _____________________


Теперь придумай сам _______________________________________________________

10.  Подбери  слово-признак и запомнить его.

Роза –                                                        кит –

Конфета –                                                 ручка –        

Пальто –                                                    павлин –

Банан –                                                      шкаф –

Диван –                                                     машина –

11. Подобрать слова-действия, запомнить их.

Ножницы –                                        трава –

Цыпленок –                                       снег –

Птица –                                              фонарь –

Облака –                                             мяч –

Топор –                                               кисточка –

12. Подобрать к каждой паре  по смыслу третье слово и записать его.

яйцо –курица _________________

лес – дерево __________________

дом – город __________________

река –озеро ________________

шуба – холод ________________

птица – полёт _______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....

Развитие коммуникативных качеств речи младших школьников

Работа с фразеологизмами в начальных классах. В работе указаны виды работ с фразеологизмами....

«Развитие связной письменной речи младших школьников средствами УМК «Планета знаний»

Теоретические основы работы над развитием связной письменной речи учащихся в начальной школе. Методики, задания, формы работы....

Фразеологические обороты как средство развития выразительности письменной речи младших школьников

ВведениеВ современной речи подросткового поколения  появилось неоправданно  большое количество заимствованных слов, жаргонизмов и просторечной лексики, которые пагубно влияют на культуру род...

Статья "Роль словарного запаса и наглядно-образного мышления в речи младших школьников"

В статье представлены мысли по возникшей проблеме у школьников представить и изобразить текстовый материал в виде рисунка и пересказать его....

Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)

Статья на тему : "Влияние языковых игр на развитие письменной монологической речи младших школьников (на примере изучения имени прилагательного)"....