Главные вкладки

    Интегрированный урок: (литературное чтение,русский язык, музыка)
    план-конспект занятия на тему

    Губанова Надежда Петровна

    Тема:" В чём красота русской осени?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prilozhenie_1t.a.docx8.15 КБ

    Предварительный просмотр:

       Интегрированный урок: (литературное чтение,русский язык, музыка)

    Тема:" В чём красота русской осени?"

    Цели: показать роль прилагательных в художественном восприятии текста, развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, формировать навыки правописаний падежных окончаний, систематизировать собранный к высказыванию материал, продолжить формирование навыков самоконтроля, совершенствовать навыки чтения, прививать любовь к природе.

    Оборудование: иллюстрации на тему осени (на доске); альбом П.Чайковского «Времена года», пьеса «Октябрь».

    Рабочий материал (запись на доске):

    Небо – серое, низкое, голубое прозрачное.

    Листья – разноцветные, золотистые, шуршащие.

    Ветер – порывистый, холодный, легкий, свежий.

    Воздух – свежий, обжигающий, бодрит.

    Дождь -  мелкий, моросящий, частый.

    Ход урока.

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный.

    I. Организационный момент.

    - Улыбнемся друг другу. Располагайтесь удобно, начинаем урок.

    II. Целевая установка. Сообщение темы урока.

    Слово учителя.

    - отгадайте загадку и попытайтесь определить, о чем будем говорить на уроке. (Открыть запись на доске после того, как дети назовут отгадку.)

    Прошла по лугам, по лесам и полям.

    Припасы она заготовила нам.

    Упрятала их в погреба, в закрома.

    Сказала: «За мною нагрянет зима».

                                              (осень)

    III. Наблюдение за ролью прилагательных в тексте.

    Слово учителя.

    - Да, дети, мы поговорим об осени. И понаблюдаем за очень важной ролью прилагательных в описании природы. Эта часть речи не только обозначает признаки предметов. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Вам предстоит написать сочинение-описание «В чем красота золотой осени». Чтобы успешно справиться с работой, необходимо подготовиться.

    - Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

    - Прочитайте предложения, записанные на доске:

        На дворе стоит сень. Льют дожди. Подули ветры. Тропинки в лесу укрыл ковер из листьев. Ветер срывает листья с деревьев.

    - Удачные ли  предложения записаны на доске?

    -  Слова какой части речи необходимо добавить, чтобы получилось описание?

    -  Составьте и запишите текст. Работать будем в парах. Постарайтесь, чтобы определения у вас не повторялись. Можете использовать рабочие материалы к сочинению.

    - Какой текст получился у вас? Зачитайте. (2-3 пары.)

    - У кого интереснее и почему?

    Вывод: Благодаря именам прилагательным возможны различные варианты предложений.

    - Ребята, вспомните: какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные в предложении?

    - Запишите предложения и разберите по членам предложения и по частям речи (работа учащихся у доски).

    Русский лес осенью сияет яркими красками.

    С берез падают легкие золотые листья.

    Осень красива.

    Вывод: имена прилагательные в предложении могут быть и определениями, и сказуемыми.

    - Прочитайте предложения еще раз.

    - Можно ли сказать, что это текст? Докажите.

    IV. Работа на содержанием стихотворения Б.Л. Пастернака «Золотая осень».

    Богатство и разнообразие прилагательных помогли писателям-пейзажистам создать яркие поэтические картины природы. Мастерство Б. Пастернака, чутко воспринимающего красоту, завораживает читателя. И в стихотворении «Золотая осень» поэт делится своими впечатлениями. (Иллюстрация). Я бы хотела, чтобы вы вспомнили о личных впечатлениях об осени и отразили их в своих сочинениях.

    Чтение стихотворения «Золотая осень» учителем (с. 62 учебника).

    - Понравилось ли вам это стихотворение?

    Словарная работа.

    - Как вы понимаете слова и выражения: чертог, флигель, каталог, «зари вишневый клей», «сокровищ каталог»?

    -  О чем рассказал Пастернак в своем произведении?

    - Что так сильно поразило поэта?

    - А у вас было такое ощущение?

    Физкультминутка

    Выборочное чтение.

    - Прочитайте, как изменились деревья с наступлением осени.

    - Как преобразился этот уголок природы, описанный поэтом? Прочитайте.

    - Какую словесную картину можно нарисовать?

    - Как вы думаете, нравится ли Пастернаку осень?

    - Найдите и прочитайте имена прилагательные, которые употребил поэт для описания осени?

    Беседа о золотой осени.

    - Золотая осень воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Живописцы изображают картины родной природы, осенние пейзажи. Мы любим осень. Нигде в мире нет такой осени, как у нас, в России. В песнях, былинах, сказках осень названа золотой.

    - Давайте вспомним поэтические зарисовки, содержащиеся в стихах великих поэтов, воспевающих прелесть осеннего пейзажа. (Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень».)

    - Я знаю, что ребята из нашего класса пытаются писать стихи. Предоставим им слово.

    - Какие еще замечательные слова об осени вы выписали?

    - Какой частью речи они являются?

    - На что вы должны будете обратить внимание при написании сочинения?  

    Прослушивание и обсуждение пьесы П.И. Чайковского «Октябрь».

    - Прослушайте запись и попытайтесь назвать автора и произведения. (Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Октябрь».)

    - Какие картины предстали перед вами во время прослушивания пьесы?

    V. Работа над текстом сочинения.

    Слово учителя.

    - Закройте глаза и попытайтесь представить себе картину золотой осени.

    - Запишите тему сочинения.

    - Перед нами стоит задача – описать красоту русской осени. О чем вы должны написать в своем сочинении?

    Что можно сказать:

    а) об осени;

    б) о небе;

    в) о листьях;

    г) о ветре, о воздухе,  о дожде?

    - Что вам нравится в ясную погоду?

    - Чем удивила вас осень в пасмурную, ветреную погоду?

    - Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение.)

    - О чем вы напишите в 1-й части? Как можно ее назвать?

    - О чем вы напишите во 2-й части? Как ее озаглавить?

    - Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как можно закончить сочинение.

    Физкультминутка

    - Основную мысль сочинения можно выразить эпиграфом. (Зачитать.) Обратите внимание на место и запись эпиграфа.

    - Я вас рекомендую свой план, но вы его можете изменить.

    План

    • Наступление осени.

    2. Осенняя фантазия.

         а) Небо          

         б) Ковер земли

         в) Деревья осенью

    3. За что я люблю осень.

    VI. Итог урока.

    Слово учителя.

    - Так в чем же красота золотой осени? Прочтите сочинение.

    -  Слова какой части речи помогли Пастернаку и вам выразить эту красоту?

    - Завтра мы подведем итоги написания ваших сочинений.

    Распределим роли следующим образом:

    1-й ряд – редакторы журналов, отбирают работы для печати.

    2-й ряд – писатели, представляют свои работы.

    3-й ряд – критики, высказываю свое мнение о работе писателей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"

    Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся,  развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...

    интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки

    Тема урока:БабочкиЦели урока:                        Для ученика...

    Открытый интегрированный урок литературного чтения, русского языка и окружающего мира (экологии) в 4-А классе, Сидоренко Ольга Федоровна, учитель МБОУ гимназия №1 города Туапсе МО Туапсинский район Краснодарского края

    Тема: Экология в литературе и русском языке.Цель: научить ценить и беречь красоту природы через воспитание чувств, использовать на практике художественного и научного слово, развивать устную и письмен...

    Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе

    Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе по программе "Школа России"...

    "Осень- славная пора!" ( интегрированный урок: литературное чтение, технология, ИЗО, музыка)

    Урок интегрированный. Обощает знания учащихся  учащихся по теме: " Осень". Содержит много развивающего и познавательного материала. Способствует эстетическому развитию учащихся, направлен на восп...