Организация внеурочной исследовательской деятельности младших школьников в образовательной области "Технология" (основные содержательные линии программы"Исследуем и преобразуем мир вокруг")
методическая разработка по теме

Поляк Наталья Сергеевна

   Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой могут осуществляется разные виды деятельности, в том числе и  исследовательская. 

  Мною была разработана и реализована  программа внеурочной  исследовательской  деятельности для младших школьников в ОО «Технология»  «Исследуем и преобразуем мир вокруг» и  учащиеся с удовольствием ее посещали. По данной теме была защищена магистерская диссертация (2013 год). Магистерская диссертация была отправлена  на конкурс научно-исследовательских работ студентов по педагогике и методике преподавания дисциплин на базе РГПУ им. А.И. Герцена в рамках Программы стратегического развития университета, была награждена Дипломом ΙΙΙ степени (2013 год). 

Мною были разработаны и прописаны методические рекомендации основных содержательных линий комплекса занятий во внеурочное время с включением исследовательской деятельности в образовательной области «Технология» по программе «Исследуем и преобразуем мир вокруг»  и представлен  на выставке «Внеурочная деятельность как ресурс развития основного и дополнительного образования» в рамках X регионального Фестиваля педагогических идей и инновационных разработок (2014 год.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные содержательные линии комплекса занятий во внеурочное время с включением исследовательской деятельности в образовательной области «Технология»

по программе «Исследуем и преобразуем мир вокруг»

1. Работа с бумагой и картоном

 1.Учащиеся самостоятельно находят общие сведения о целлюлозно- бумажной промышленности (производство бумаги и картона). На уроке обсуждается вместе с учителем. Благодаря такому исследованию  дети учатся искать информацию, обрабатывать ее и рассказывать классу.

2.Учащиеся на своих рабочих местах  рассматривают бумагу и картон, рвут, режут, опускают в воду, приклеивают, сминают, сгибают, складывают и т.д., а потом сравнивают. Самостоятельно дети открывают свойства, знакомятся со строением бумаги. Данное исследование направлено на выявление свойств изучаемых объектов. При данном исследование задействованы все виды анализаторов (слух, зрение, обоняние, тактильные), что позволяет описать явные свойства бумаги и картона.

 3. Учащиеся самостоятельно ищут различные кусочки бумаги и картона разных видов. Оформляют в  папку, в которую приклеивают различные виды бумаги и картона и подписывают (Рис. 1). На уроке обсуждается и выбираются лучшие папки.

Изделия, которые можно изготавливать из бумаги и картона: аппликации (плоские, объемные, мозаика), объемные игрушки из бумаги и картона (работа с чертежами и выкройками, изучается техника соединения деталей), плести изделия из бумаги, изготовление елочных игрушек и украшений и т.д.

2. Работа с нитками и  текстильным материалом

1.   Информация об общих сведениях о текстильной промышленности даются учителем, после этого проводится исследование. Учащиеся рассматривают кусочки ткани с разными переплетениями и сами приходят к выводу, что бывают разные виды переплетения. Кусочки ткани рассматривают, режут, клеят, мнут, опускают в воду (Рис. 2) и т.д., - определяют свойства ткани.

 2.Дети делятся  на группы, каждой группе выдаются кусочки ткани разного вида и  информация о ткани данного вида. Дети самостоятельно исследуют ткань, из текста выделяют нужную информацию. В конце урока каждая группа знакомит класс с данным видом ткани. Все это фиксируется на ватмане (записывается вид ткани, приклеивается рядом кусочек ткани).

  С нитками проводится коллективное исследование. Нитки рассматривают, режут на мелкие кусочки.

  Изделия, которые можно изготавливать из текстильного материала: аппликации из ниток, марионетки (Рис. 3), помпоны и изделия из них, шитье мягкой игрушки и т.д.

3. Работа с разным материалом (крупой, яичной скорлупой и т.д.)

 1. Дома окрашивают крупу, яичную скорлупу, а на уроке изготавливают мозаику. Знакомятся с различными видами работы с данными материалам.

4. Работа с пластилином (тестом, глиной)

    При лепке дети сами определяют приемы лепки, соединение деталей.

Изделия: изготовление объемных фигур из пластилина, теста (Рис. 4), глины.

5. Работа с природным материалом

Учащиеся собирают различный природный материал (например, листья). Листья кладут в книгу и через некоторое время смотрят, что с ними произошло. Приходят к выводу, что листья засыхают.

Изделия: аппликация из листьев (Рис. 5) и т.д.

6. Сельскохозяйственный труд. 

Дети ухаживают за комнатными растениями, садят растения черенками, семенами, проращивают семена.

  В результате исследовательской деятельности ученики  должны овладеть:

- элементарными навыками исследовательской деятельности;

- уметь работать с различными источниками информации, обобщать полученную информацию, делать выводы по собранному материалу;

- уметь оформлять и представлять свою работу.

        Нужно отметить, что в начальной школе дети лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед, поэтому оно должно быть оценено позитивно.

    На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что применение  исследования на уроках технологии  делает учебно-трудовую деятельность не только интересной, но и  позволяет детям лучше усвоить материал и почувствовать себя настоящими исследователями.

Фрагменты  внеурочных занятий в образовательной области «Технология»  с элементами исследования

Фрагмент  занятия 1.

Тема: Бумажные и картонные фантазии.

Цель: создать условия для организации исследовательской деятельности.

Задачи: расширить знания о картоне и о бумаге, познакомились с ее историей возникновения; формировать исследовательские умения (самостоятельно открывать знания и делать выводы); способствовать развитию мышления, анализировать, делать выводы,; формировать умения сотрудничества, умения работать в парах, воспитывать положительные взаимоотношения   между обучающимися и учителем,  создавать  эмоциональный настрой.      

Планируемые результаты:

1) предметные: дать понятие, что такое бумага и картон,  а так же познакомить с ее историей возникновения, оформление результатов в папки;

2) метапредметные УУД:

а) личностные УУД: проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

б) регулятивные УУД: умение прогнозировать предстоящую работу, составлять план;

в) познавательные УУД:  осуществлять познавательную и личностную рефлексию,  умение оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

г) коммуникативные УУД: учиться сотрудничать друг с другом, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

3) формируются следующие исследовательские умения:

- умение ставить задачи исследования (Что я должен сделать, чтоб достичь цели?);

- умение выделять главное в воспринимаемом тексте;

- умение работать с понятиями;

- умения устанавливать логику изложения (умения выделять главное из текста);

- умение кратко излагать;

- умения, связанные с составление выступления; формулированием вывода;

- умение организовать свое рабочее место;

- умение планировать работу;

- умения оценивать работу, представленную другим исследователем.

Виды  исследования:

а) по содержанию: комплексное исследование, которое включает предшествующий вид исследовательского поведения;

б) по количеству участников: групповое;

в) по месту проведения: урочное и внеурочное;

г) по времени: кратковременное – долговременное.

Оборудование: кусочки образцов бумаги и картона,  листочки с информацией о бумаги и картоне, стаканчик с водой, ножницы.

Изделие -  папки с видами бумаги и картона.

Ход занятия (фрагмент исследования):

У: Вы провели исследование на прошлом занятии, рассмотрели бумагу и картон, что  интересного заметили? Чем бумага отличается от картона?

Д: Картон твердый, а бумага мягкая; бумагу легко смять и порвать, а картон тяжелее.

У: Как вы думаете, чем еще бумага отличается от картона?

Д: Предположение детей

У: Вот на этот вопрос мы попробуем ответить после исследования, которое будем проводить сегодня на занятии. Сегодня вы самостоятельно будете работать, будете учиться выбирать информацию. У вас было задание найти и принести различные виды бумаги и картона, а также у вас на столе лежат их образцы. По плану вы будете рассказывать:

1.Название

2.История возникновения

3.Свойства

4.Где применяется

Дети разделяются по группам, каждая из которых изучает отдельные виды бумаги или картона:

1 гр. копировательную бумагу

2 гр. бытовую

3 гр. оберточную

4 гр. коробочную

Вы работаете и внимательно  изучаете тот материал, который у вас на столах (кусочек бумаги или картона и читаете информацию о данном материале). Сегодня вы будете настоящими исследователями, рассмотрев и изучив бумагу и картон. После этого мы подведем итог (итог подводится в виде оформления папки с разными видами бумаги и картона).

После изучения каждая группа рассказывает о том материале, который лежал на парте, который они изучали.

У: Дома тоже будите исследовать, вы должны дополнить ваши папки разными видами бумаги и картона и найти о них информацию. Как вы думаете, где можно найти информацию?

Д: В книжках, в сети Интернет, спросить у кого-нибудь спросить и т.д.

Комментарии к занятию: дети,  работая в группах, знакомятся с различными видами бумаги и картона, учатся различать виды и выделять главную информацию из текста. Дома  дети самостоятельно ищут различные кусочки бумаги и картона разных видов. Оформляют в  папку, в которую приклеивают различные виды бумаги и картона и подписывают, а на следующем занятии обсуждаются и выбираются лучшие папки.

Фрагмент занятия 2.

Тема: Загадочные тайны текстильного материала.

Цель: создать условия для организации исследовательской деятельности.

Задачи: познакомить с видами тканей;   формировать умения работать  в группах с текстом, учить выделять главную  информацию о тканях, исследовать разные кусочки ткани,  учить самостоятельно делать выводы; способствовать развитию мышления, анализировать, делать выводы, формировать умение сотрудничества, воспитывать положительные взаимоотношения   между учащимися,  создавать   эмоциональный настрой.

 Планируемые результаты:

1) предметные: дать понятие, что такое ткань,  а так же познакомить с ее историей возникновения;

2) метапредметные УУД и формирование исследовательских умений (см. в фрагменте занятия 1).

Виды  исследования:

а) по содержанию: комплексное исследование, которое включает предшествующий вид исследовательского поведения;

б) по количеству участников: групповое;

в) по месту проведения: урочное;

г) по времени: кратковременное;

    Оборудование: кусочки с разными видами ткани, информация на листочках о тканях.

Ход занятия (фрагмент исследования):

У: Вы провели исследование на прошлом занятии, рассмотрели ткань, что  интересного заметили? Как расположены нити?

Д: Нити последовательно переплетаются друг с другом в определенном порядке.

У: Как вы думаете, чем ткани могут отличаться друг от друга?

Д: Предположение детей

У: Вот на этот вопрос мы попробуем ответить после исследования, которое будем проводить сегодня на занятии.

Вы самостоятельно будете работать,  учиться выбирать информацию. У вас на столе лежат образцы тканей и листочки с информацией об этой ткани.

По плану вы будете рассказывать:

1.Название ткани

2.Откуда берут волокна

3.Свойства ткани

4.Где применяется

Дети разделяются по группам, каждая из которых изучает отдельные кусочки ткани:

1 гр. Изучает лен

2 гр. Изучает шерсть

3 гр. Изучает хлопок

4 гр. Изучает шелк

Вы работаете и внимательно  изучаете тот материал, который у вас на столах (кусочек ткани и читаете информацию о данной ткани).

Сегодня вы будете настоящими исследователями, рассмотрев и изучив ткань. После этого мы подведем итог (итог подводится в виде оформления таблицы на ватмане).

После изучения каждая группа рассказывает о той ткани, о которой они читали и  приклеивают на ватман кусочек ткани.

У: Дома тоже будите исследовать, вы должны найти информацию о натуральном шелке и кусочек ткани натурального шелка. Как вы думаете, где можно найти информацию?

Д: В книжках, в сети Интернет, спросить у кого-нибудь спросить и т.д.

Комментарии к занятию: таким образом, дети,  работая в группах, знакомятся с различными видами ткани и учатся различать виды ткани и выделять главную информацию из текста.

Фрагмент занятия  3.

Тема: Работа с тканью. Аппликация из ткани.

Цель: создать условия для организации исследовательской деятельности.

Задачи: дать понятие «аппликация»; провести исследовательский опыт; познакомится со свойством ткани (если ткань опустить в воду, то она станет мокрой); способствовать развитию моторики рук, художественного вкуса; способствовать развитию глазомера; воспитывать аккуратность; воспитывать усидчивость; формировать культуру труда, старательность, бережливость.

Планируемые результаты:

1)предметные: дать понятие «аппликация»; познакомится со свойством ткани.

2)метапредметные УУД (см. в фрагменте занятия 1);

3) формируются следующие исследовательские умения:

1. умение составлять доказательство, использовать аргументы, факты;

2. умение, связанные с составлением формулирования вывода;

3. умение организовать свое рабочее место.

Виды  исследования:

а)  по содержанию: исследование направлено на выявление свойств изучаемого объекта. При данном исследовании задействованы следующие  виды анализаторов (зрение, тактильные), что позволяет рассмотреть увидеть, что если ткань намочить она станет мокрой;

б) по количеству участников: индивидуальное;

в) по месту проведения: внеурочное;

г) по времени: кратковременное.

Ход занятия (фрагмент исследования):

У: О какой ткани, дома вы должны были найти материал?

Д: О натуральном  шелке (дети рассказывают о натуральном шелке).

У: Почему ткани назвали натуральными?

Д: Ткань является натуральной, так как изготавливают ее из животных и растений.

У: Расскажите об искусственной ткани (ученики рассказывают об искусственной ткани).

У: Сегодня мы снова будем исследовать ткань.

У вас на столах стоят стаканчики с водой. Возьмите кусочек ткани и опустите в воду, что вы видите?

Д: Ткань стала мокрой

У: Ткань стала мокрой, значит, каким свойством она обладает?

Д: Если ткань намочить, она станет мокрой

У: Ребята, а кто из вас запомнил, какая ткань при намокании (при стирке) садится?

Д: Хлопок….

У: Дома вы опять будите исследовать, найдите материал о нитях мулине, письменно несколько предложений.

Комментарии к занятию: дети проводили исследование в классе, опускали ткань в воду и смотрели, что же с тканью происходи. Самостоятельно пришли к выводу, что ткань намокает, если ее намочить. Изготавливали  изделие – аппликация из ткани.

Фрагмент занятия 4.

Тема: Работа с нитками мулине.

Цель: создать условия для организации исследовательской деятельности.

Задачи: провести исследовательский опыт; рассмотреть нити мулине и расширить знания о них; дать понятие «плетение»; научить плести косичкой;

научить закреплять концы закладки; закрепить делать разметку по шаблону;

способствовать развитию моторики рук, художественного вкуса; способствовать развитию глазомера, логики, мышления; воспитывать аккуратность; воспитывать усидчивость; формировать культуру труда, старательность, бережливость.

Планируемые результаты:

1)предметные: рассмотреть нити мулине и расширить знания о них; дать понятие «плетение»; научить плести косичкой; научить закреплять концы закладки; закрепить делать разметку по шаблону;

2) метапредметные УУД и формирование исследовательских умений (см. в фрагменте занятия 1).

Виды  исследования:

а) по содержанию: вербальное, сущность которого заключается в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них.

б) по количеству участников: индивидуальное;

в) по месту проведения: внеурочное;

г) по времени: кратковременное;

Ход занятия (фрагмент исследования):

У: Дома вы исследовали, искали материал про нити мулине, читаем свои сообщения и дополняете  друг друга (сообщения потом сдаются учителю).

Д: Мулине - пряжа, полученная заводским способом или ручной выделкой, произведенное специально для вышивания или других видов рукоделия. В конце 19 столетия во Франции появились нитки мулине, не выгорают. Они различаются между собой по составу, есть нити из 100% хлопка, а так же с добавлением шелка и шерсти. Каждому оттенку соответствует определенный номер ниток.

У: Как вы думаете, что можно делать из мулине?

Д: Вышивать…

У: Правильно, но, а мы на уроке будем делать закладку из мулине.

Комментарии к занятию: дети проводили внеурочное исследование, искали материал про нити мулине, а на занятии расширяли знания о мулине; изготавливали изделие – закладку, учились плести в три пряди.

Фрагмент занятия 5.

Тема: Вышивание. Знакомство с разными видами швами.

Цель: создать условия для организации исследовательской деятельности.

Задачи: учить проводить исследовательские умения, формировать умения работать самостоятельно; познакомить с историей возникновения вышивания, с нитками для вышивания; познакомить с разными видами швов для вышивания; способствовать развитию мышления; умение работать в парах; воспитывать аккуратность; воспитывать усидчивость; формировать культуру труда, старательность, бережливость.

Планируемые результаты:

1) предметные: познакомить с историей возникновения вышивания, с нитками для вышивания; познакомить с разными видами швов для вышивания;

2) метапредметные УУД (см. в фрагменте занятия 1);

3) формируются следующие исследовательские умения:

1. умение  увидеть проблему и поставить цель исследования (для чего мне будут нужны полученные знания);

2. умение, связанные с составлением выступления; формулированием вывода;

3. умение организовывать свое рабочее место;

Виды исследования:

а) по содержанию: вербальное исследование, постановка детьми вопросов и нахождение на них;

б) по количеству участников: групповое;

в) по месту проведения: внеурочное;

г) по времени: кратковременное

Ход занятия (фрагмент исследования):

У: Дома вы работали в парах. Давайте послушаем, первая пара нашла материал про историю возникновения вышивания.

Д: Вышивание — один из самых распространенных видов народного искусства. Вышивка – способ украшения одежды и предметов интерьера с помощью узора из цветных нитей – существует уже давно. В основном она символизировала определенные верования того или иного народа, являлась своеобразным талисманом от темных сил и злых духов. В Древнем Египте, определенная вышивка означала социальное положение человека: самая красивая, разноцветная, богатая вышивка делалась на одежде только у людей царского рода; у бедных она была намного скромнее или вообще отсутствовала. Позднее вышивку стали использовать не только как символы божества, но и как украшение одежды предметов – скатертей, постельного белья, головных уборов, рубах, полотенец и так далее.

Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Действие, первоначально предназначавшееся только для пошива одежды, постепенно приобрело дополнительное применение, как украшение. Женщины не хотели ходить в одинаковых нарядах, а поскольку разнообразие материала было мало, они начали украшать свою одежду при помощи вышивки.

Вышивка  выполнялась вручную (или машинным способом) при помощи иглы цветными нитями, бисером и т. д.

У: Вторая группа познакомит нас с видами вышивания.

Д: (рассказывают о вышивки крестиком, гладью).

У: Третья группа расскажет, какими нитками можно вышивать.

Д: Нитки для вышивания:

Крученая хлопковая нить - Чаще всего состоит из шести сложений, которые легко разделяются. Подходят для большинства видов вышивок, кроме грубых по канве.

Крученая шелковая нить - Обычно всего состоит из шести сложений, которые легко разделяются. В основном используется  хлопковая нить, но имеет больший блеск.

Ирис, жемчужный хлопок - Крученая блестящая нить, подходящая для многих видов вышивки.

Мягкая хлопчатобумажная нить для вышивки - Матовая мягкая нить для работы по канве и плотной ткани.

Металлическая нить - В продаже имеется большой выбор металлических нитей, разных по весу и фактуре.

Тонкая шерстяная нить - В два сложения годится для деликатной вышивки по ткани и канве.

Гобеленовая шерсть - Прочная крученая шерстяная нить, похожая на вязальную пряжу. В основном ее используют для вышивки по канве.

Пряжа для вязания - Некоторые виды вязальной пряжи подходят для вышивания больших вещей и для работы по канве.

Ковровая шерсть - Тяжелая шерстяная пряжа, которую используют для изготовления ковров. Ее можно применять для вышивания по канве.

Мы с вами познакомились с историей возникновения и  видами вышивки и узнали, какие нитки нужно для вышивания.

У: В разное время вышивальщицы использовали для работы льняные, конопляные и хлопковые нити, шерсть, щелк, волос, бисер, драгоценные камни, ракушки и даже монеты. Орудием вышивания  в древнее время были каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. Какие инструменты нам понадобятся для вышивки?

Д: Иглы, пяльцы, ножницы, наперсток.

У: Для различных видов вышивания используются различные иглы. Ушко иглы должно быть достаточно большим, чтобы нить легко проходила сквозь него. На сегодняшнем уроке, мы с вами познакомимся с несколькими видами вышивания и попробуем их  вышить.

Комментарии к занятию:дети, работая в парах дома, искали информацию о истории возникновения вышивания, какими нитками лучше вышивать, познакомились с некоторыми видами вышивания. Дети знакомились с историей возникновения вышивания и их видами; нитками для вышивания; работали в парах, дома искали материал про вышивание;  изготавливали изделие – салфетку, с разными видами швами.

Фрагмент занятия 6.

Тема: Работа со швейными нитками. Изделие – рукавичка.

Цель: создать условия для организации исследовательской деятельности.

Задачи: провести исследовательский  опыт; учить завязывать узелок на швейных нитках; научить пришивать пуговицы; способствовать развитию моторики рук, художественного вкуса; способствовать развитию глазомера; воспитывать аккуратность; воспитывать усидчивость; формировать культуру труда, старательность, бережливость.

Планируемые результаты:

1)предметные: учить завязывать узелок на швейных нитках; научить пришивать пуговицы;

2) метапредметные УУД (см. в фрагменте занятия 1);

3) формируются следующие исследовательские умения:

а) умение составлять доказательства;

б) умения, связанные с составлением формулирования вывода;

в) умение организовать свое рабочее место.

Виды  исследования:

а) по содержанию: комплексное исследование, которое включает в себя предшествующие виды;

б) по количеству участников: коллективное.

в) по месту проведения: урочное;

г) по времени: кратковременное;

Ход занятия (фрагмент исследования):

У: Вы, разделились на три группы, и будем опять исследовать. Какие нитки у вас лежат на столах, вы уже с ними знакомились?

Д: Нити мулине, шерстяные и швейные нитки.

У: Вам необходимо рассмотреть и сравнить нитки на толщину, плотность и результаты зафиксировать в таблицу.

Д: (учащиеся проводят исследование).

У: Что вы можете сказать про нитки?

Д: Шерстяные нитки по толщине толстые, по плотности рыхлые.

У: Что можно сказать про нити мулине?

Д: Нити мулине по толщине средние, по плотности средние.

У: А что можно сказать о швейных нитках?

Д: Швейные нитки тонкие по толщине, по плотности  плотные.

Результаты фиксируются в таблицу (см. таблица 9).

Таблица 9.

Виды нитей        толщина        плотность

Шерстяные нити        толстые        рыхлые

мулине        средние        средние

Швейные нити        тонкие        плотные

У: Какими нитками мы пользуемся, когда вяжем?

Д: Шерстяными нитками.

У: При вышивании, какие нитки используем?

Д: Нити мулине.

У: А когда мы используем швейные нитки?

Д: При шитье мы пользуемся швейными нитками.

У: Сегодня мы с вами будем учиться завязывать узелок на швейных нитках и пришивать пуговицы.

Комментарии к занятию: дети проводили исследование в классе в группах, сравнивали нити мулине, шерстяные и швейные нити. Знакомятся со швейными нитками, работали в группах с шерстяными нитками, мулине и швейными нитками, исследовали,  выявляли свойства, изготавливали изделие – рукавичка.

Фрагмент занятия  7.

Тема: «При помощи чего люди делают вещи?»

Цель: создать условия для организации исследовательской деятельности.

Задачи: вспомнить, какие инструменты необходимы для изготовления изделия; изготовить инструкции.

Планируемые результаты:

1) предметные: дать понятие, что такое инструменты;

2) метапредметные УУД и формирование исследовательских умений  (см. в фрагменте занятия 1);

          Виды  исследования (см. фрагмент занятия 2).

Ход занятия (фрагмент исследования):

У: Какие инструменты необходимые для изготовления изделия?

Д: Ножницы, линейка, клей и т.д.

У: Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

Д: (предположение)

У: Нам необходимо разделиться на подгруппы по 5 человек (дети разделились  на группы по 5 человек, в одной группе 4 человека -  5 групп). На столах у вас лежат картинки с изображениями инструментов, при помощи которых мы изготавливаем какие-либо изделия (ножницы, канцелярский нож, клей, швейная игла, шило). У каждой группы разные картинки, ваша задача, самостоятельно в группах составить инструкции по технике безопасности на уроках технологии с данными инструментами.

После того, как дети составили инструкции и зачитали, что получилось, вывешиваются готовые инструкции, сверяются и дополняются с инструкциями детей.

Инструкция 1 «Правила безопасной работы с ножницами»

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.  Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированны ми и заточенными ножницами.

5.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8.  Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Инструкция 2 «Правила безопасной работы с канцелярским ножом»

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3.  Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

4.  В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Инструкция 3 «Правила безопасной работы с клеем»

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.  Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Инструкция 4 «Правила безопасной работы со швейной иглой»

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2.  Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3.  Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

6. До и после работы проверь количество игл.

7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой.

Инструкция 5 «Правила безопасной работы с шилом»

1. Храни инструмент в безопасном месте.

2.  Работай шилом только на подкладной доске.

3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.

4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.

5. После работы убери шило в коробку.

Домашнее задание: данные инструкции печатаются, и получается памятка по технике безопасности при работе с инструментами.

 Комментарии к занятию: дети, работая в группах, учились сотрудничать между собой,  искать информацию и составляли совместно инструкции, которые можно применять на уроках технологии в учебном процессе всем обучающимся.

Фрагмент занятия 8.

Тема:  «Страна инструментов.   Линейка».

Цель: создать условия для организации исследовательской деятельности.

Задачи: познакомить детей с историей возникновения линейки.

Планируемые результаты:

1) предметные: познакомить детей с историей возникновения линейки.

 2) метапредметные УУД (см. в фрагменте занятия 1);

            3) формируются следующие исследовательские умения: умения искать информацию в книге, работать с текстом (выделить главное, кратко изложить).

Виды  исследования (см. фрагмент занятия 2).

Ход занятия (фрагмент исследования):

Дети разделились  на группы по 7 человек, 4 группы. На столах у детей лежит толковый словарь Дмитриева.

У: Первое задание: в словаре необходимо найти слово «линейка» и ознакомиться со значением самостоятельно (дети знакомятся с разными формулировками слова «линейка» и обсуждается классом).

1. Линейкой называют прямую черту на бумаге, доске и т. п., помогающую писать ровными строками, делать нужный наклон букв.

Писать по линейкам. | Тетрадь в линейку.

2. Линейкой называют прямую планку для вычерчивания прямых линий.

Деревянная линейка. | Чертить по линейке.

3. Линейкой называют вычислительный, измерительный инструмент такой формы.

Масштабная линейка. | Логарифмическая линейка.

4. Линейкой называют прямую, ровную дорожку на территории какого-либо лагеря (военного и т. п.) обычно разделяющую её на прямоугольные участки.

Рота выстроилась на линейке. |

5. Линейкой называют строй в одну шеренгу.

Выстроиться в линейку. | Вся линейка сделала шаг вперёд.

6. Линейкой называют сбор (военных, учащихся и т. п.), на котором участники выстроены в шеренги.

Вечерняя линейка. | Утром собрали всех на линейку.

Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.

Дети знакомятся с разными формулировками слова «линейка» и обсуждается классом. Приходим к выводу, что нас интересует следующее  значение «линейки»: Линейкой называют прямую планку для вычерчивания прямых линий. /Деревянная линейка.                        

(показывается рис. деревянной линейки).

У: Для чего нужна линейка?

Д: ответы детей

У: Сегодня для нас линейка – это обычная вещь. Ее используют во многих сферах жизни. Линейка просто незаменима для школьников, студентов, для работников сфер, где часто нужно делать чертежи, для бухгалтеров, строителей и многих других.      

Линейки бывают разные по форме, величине, отметкам и многих других признакам. Но, кто-нибудь задумывался, откуда она появилась, какая история ее происхождения?

У каждой группы находится листочек с историей возникновения линейки, ваша задача, самостоятельно выбрать  нужную информацию, а потом представляют друг другу.

Ι. Доказательством существования линейки еще в древние времена, стало ее нахождение на раскопках на территории древней Помпеи. Она представляла собой тщательно отструганную дощечку, которая помогала архитекторам в планировании сооружений.

Есть факты, что в средние века немецкими монахами  также были изобретены своего рода линейки. Они были в виде разметок линий и колонок на листах, которые делались при помощи специальных свинцовых пластинок. Во многих странах Европы линейки имели несколько иной вид. Это были железные прутья – «шильца». В русских писцов также существовал свой вид линеек, который они назвали «правильца».

ΙΙ. Линейка, которой сейчас широко пользуемся мы, появилась в послереволюционной Франции. Тогда лучшим академикам было поставлено задание разработать новый улучшенный вид линейки с новой системой мер.

Как же была придумана такая система мер? Оказалось все очень просто. Лучшие умы подсчитали и поделили ее на сантиметры и миллиметры. Сантиметр – это сорокамиллионная часть географического меридиана, который проходит через Париж, а миллиметр – это десятая часть сантиметра.

ΙΙΙ. Сначала французскими академиками было изготовлено две линейки. Они были сделаны из платины и имели длину 1 метр, а ширину 25 миллиметров. Такое размеры сразу же получили название «республиканский метр».

Дальше началось изготовление линеек из дерева, но они были доступны только ученым. Постепенно они стали доступны и широким массам. Линейки начали производить для студентов. Только с начала XIX века эта полезная вещь начала входить в обиход школ.

ΙV. В 1812 году такие «республиканские» линейки попали в Россию. Но, их производство в нашей стране было налажено только начиная с 1899 года. Инициатором такого хода стал Дмитрий Иванович Менделеев. Именно этот великий химик посодействовал тому, чтобы в России была внедрена метрическая система мер, а с нею и линейка. Вот с этого времени линейка и вошла в широкий обиход многих в нашей стране и по всему миру.

После обсуждения и подведение итога, задается домашнее задание: «Найти информацию, для чего нужна линейка.

Комментирование к занятию: дети учились работать со словарем, находить нужную информацию, доказывать свою точку зрения и принимать чужую, а так же знакомились с историей возникновения линейки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Организация внеурочной исследовательской деятельности младших школьников в образовательной области "Технология" (презентация)

Организация внеурочной исследовательской деятельности младших школьников в образовательной области "Технология" : результаты исследования....

Организация проектно - исследовательской деятельности младших школьников во внеурочной деятельности

Данное выступление было представлено на городском семинаре по теме: "Формирование исследовательских умений младших школьников на осове проектной деятельности"...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Публикация "Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"

Участие в публикации материала,во Всероссийской научно-практической конференции....