Главные вкладки

    План-конспект занятия на тему:
    КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

    Анашкина Мария Владимировна

    В материале представлены несколько нароботок по обучению грамоте. С использованием простых моделей. Как показала практика материал для детей доступен и сложности в обучении не вызывал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gramota-podgotovishki.doc261 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    КОНСПЕКТЫ  ЗАНЯТИЙ

    В

    ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

    ДЕТСКОГО САДА

     «ОБУЧЕНИЕ  ГРАМОТЕ»

    Занятие 1.

    ТЕМА: «СЛОВА И ВЕЩИ».

    Программные  задачи:  Учить детей умению разграничения слова и вещи, выделения номинальной  функции слова (главное назначение — служит наименованием окружающих нас предметов).

    Ход занятия:

    1. Предложить детям рассказать и показать, что можно сделать с вещью (мячом). Затем прячу вещь и называю слово МЯЧ.  Можно ли слово мяч бросать или катить по полу? А что можно сделать со словом? (аналогично:  вещь—книга и слово—книга, велосипед).

                   Так дети делают совместный вывод:  Слова и предметы (вещи) — это не одно и то же. Слова можно говорить, писать, слушать, а вещи можно прятать, отдавать, играть.

    Игра:  «Соберем в коробку слова» — дать задание все окружающие вещи назвать словами (каждый кладет фишки-слова в мою коробку).

    2. А сейчас поиграем.  Показать вещи — предметы‚ пенал, тетрадь, иголку с ниткой, ножницы. Укладываю вещи в коробку. Вызываю ребенка и прошу достать задуманный предмет (не называя его).  Ребенок растеряется. Тогда уточняю: например, рукой воспроизвожу движение шьющего человека. А следующий предмет пусть ребенок отгадает, посмотрев, что я рисую на доске. Оказывается, предмет можно показать жестами, а можно и нарисовать. Но жестами не всегда можно показать предмет, да и рисунком тоже.

    Как можно сообщить о предмете, если нельзя воспользоваться жестами или рисунком?  (Назвать предмет). 

    Что помогло узнать предмет? (Название).

    - Чем пришлось воспользоваться, чтобы назвать предмет? (словом)

    - Для чего нужны слова? (чтобы называть) (показать вещь, дети ее называют словом).

    Показываю шариковую ручку.

    - Каким словом назван предмет? (словом ручка).

    Показываю дверную ручку.

    - Каким словом назван предмет? (тоже словом ручка). Оказывается бывает так, что разные предметы называются одним и те же словом.

    Р У Ч К А

        Шариковая ручка

            Дверная ручка

    Показываю термометр.

    - Как словом называется этот предмет? (термометр, градусник). Выходит бывает и так: вещь одна, а названии у нее несколько.

      ТЕРМОМЕТР

            

                  Термометр

                   Градусник

    - Сколько  прямоугольников вы нарисовали в тетради? Записывая слово ручка (под их рисунками), а сколько прямоугольников под рисунком термометра предметы могут называться одинаково, и что у одного предмета могут быть разные названия.

    Шарада:

    Словесная загадка:          Я — сборник карт;

    От ударения зависят два  моих значенья:

    Захочешь – превращусь в название

    Блестящей, шелковистой ткани я (а'тлас  -  атла'с).

    Ключ:

    Много разных есть ключей:

    Ключ — родник среди камней.

    Ключ — скрипичный, завитой

    И обычный ключ дверной.

    Скажи наоборот:                        зима – лето,

                                             горький – сладкий,

                                            длинный – короткий,

                                            свет – тьма,

                                            опускать – поднимать,

                                            ночь – день,

    большой – маленький.

    Я называю слова, а вы изображаете:

    прыгаем,

    рвём цветы,

    бегаем,

    смеёмся,

    гуляем,

    спим.

    “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести». Как понимаете?

    Звуковой анализ слова “СЛОВА”.

    Сколько звуков? Гласных? Согласных? Какой 1, 2. 3, 4. 5.

    Ребус:

                                     .                          .                            .

                                 

                                  коро                   сло                       дро                   

                                                                           

                            корова                 слово                    дрова

    Занятие № 2.

    ТЕМА: «СЛОВО».

    Программные  задачи: Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы. Развивать зрительное и слуховое сосредоточение, внимание. Учить графически изображать слова, обозначающие предметы.

    Ход занятия:

          Указываю на предметы и задаю вопрос: Что это? (дети отвечают)

          Кто спрашивал? (Вы)

          Кто отвечал? (Мы)

          Как я спрашивала? (Что это?)

          Что это — вопрос. Како вопрос я задавала? (Что это?)

          Вопрос — что это? ставим к словам, которые обозначают предметы. 

          Выставляю на доску в 1-й ряд картинки, изображающие неживые предметы;

    во 2-й ряд - картинки, изображающие живые предметы. 3адаю вопрос:

    Что это? (дети отвечают)

    Затем, кто это? (коза, собака, кошка...)

    Какой вопрос я задала сначала? (Что это?)

    Какой вопрос я задала потом? (Кто это?)

          Почему к одним предметам я поставила вопрос что? А к другим кто? (потому что одни предметы неживые, а другие - живые).

          К как предметам ставили вопрос: Что? (неживым). К каким предметам ставили вопрос: Кто? (живым).

         (У детей на столах картинки с живыми и неживыми предметами)

         Поднять картинку изображающую живые предметы и поставить вопрос.

         Затем неживые.

         Затем предложить ребенку собрать картинки:

         А) живых предметов

         Б) неживых предметов  (2-е детей)

    Задание: 

          А) Прослушать слова, назвать те, которые обозначают неживые предметы

    медведь, лягушка,  диван, певец, скрипка, ветка

          Б) Из того же ряда слов назвать только те, которые обозначают живые предметы.

          Так, какие предметы обозначают слова? (живые, неживые)

          Какие вопросы научились ставить к словам  -  предметам? (Кто?, Что?)

          К каким словам-предметам ставим вопрос Кто?

          К каким  - Что?

    Графическое изображение слов, обозначающих предметы.

           Слова-предметы обозначаются одной прямой линией (чертой)  _________ .

           После каждого слова надо поставить запятую.

           Затем называю слова-предметы:

    рыба, сапог, стул, карандаш, ручка, птица, берег, река.

                            ____,  _____, ____, ________,  _____, _____,  _____, ____.

          Дети в тетрадях делают графическое изображение этих слов, после этого подсчитывается количество слов (черточек)  — 8.

          Как Вы изображали  слова, которые обозначают предметы?

          Что обозначают слова, которые вы изображали одной прямой чертой?

    Задание на дом: Нарисовать З предмета и обозначить их графически.

    ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ АЛФАВИТА:

    Загадки:

    Со мной в поход легко идти, со мною весело в пути.

    Я и крикун. я и буян, я звонкий, круглый …….     (барабан)

    На ветке н птичка - верек невеличка,

    Мех тёплый, как грелка, кто же это …   (белка)

    Она весну встречает

    Серёжки надевает.

    Накинута на спинку

    Зеленая косынка.

    А платьице — в полоску.

    Ты узнаешь …      (березку)

                                    У маленькой Катюшки

                                         Уселся на макушке

                                          Не мотылёк, не птичка –

                                          Держит две косички                      (БАНТ)

    Работящие зверьки

    Строят дом среди реки.

    Если в гости кто придёт,

    Знайте, что из речки вход         (БОБРЫ)

    Вопрос к загадкам:  Кто догадался, на какую букву начинаются эти слова? ( Б )

    Поговорка:  

    Если бы, да кабы,

    Во рту бы росли бобы,

    Был бы тогда не рот,

    А целый огород.

    Крылатые слова:  

    Бить баклуши – бездельничать, праздно проводить время, делать очень несложное дело.

    Занятие № 3.

    ТЕМА: «СЛОВО».

    Программные  задачи:  Учить различать слова, обозначающие действия предмета. Развивать слуховое внимание и память.  

    Материалы к занятию: картинки на каждого, пеналы, тетради, карандаши.

    Ход занятия:

    Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают: “На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и все … (слышат), голова хорошо … (думает).

    Задание: Придумать по 2 слова, обозначающие живой и неживой предметы, изобразить их графически и к каждому слову поставить вопрос. Выставляю на доску картинки, изображающие предметы в действии.

                            Кто это?

                            Что он делает?

    Слова, отвечающие на вопрос что делает? обозначают действия.

    Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делает?

    Какой вопрос будем ставить к словам, обозначающим действия?

    Какие действия производит пчела, корова, собака?

    Что обозначают эти слова?

    На какой вопрос они отвечают?

    Придумайте свои слова,  обозначающие действия предмета и поставьте к ним вопросы.

    Показать графическое изображение слов, обозначающих действия предмета.

    Слова, обозначающие действия предмета изображаются двумя прямыми черточками - ______________  .

    Предлагаю изобразить самим:  летает, жужжит, рычит, ходит.

    Как вы изобразили слова-действия? (какие слова будем изображать 2-мя черточками?).

    На столах картинки: слова-предметы, слова-действия.

    Воспитатель называет вперемежку слова-предметы, слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку.

              Похлопать в ладоши:  2 раза – слова-действия; 1 раз -  слова-предметы:

    Танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра.

    Что обозначают слова с 2-мя хлопками?

    На какой вопрос они отвечают?

    Игры:

    1.  Назвать предмет по его действию, сказать на какой вопрос они отвечают:

    мычит      хрюкает       мяукает      лает      ржёт      кудахчет    

     шипит       чирикает       кукует      квакает     рычит

    2. Как кто передвигается?

    корова     белка     заяц     змея     лягушка     человек

    На какой вопрос отвечают названные слова?    ( Кто? )

    Дописать буквы.

    Ребус и звуковой анализ слов.

    Занятие № 4.

    ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ».

    Программные  задачи: Учить детей различать слова, обозначающие действия предмета и обозначающие предмет. Развивать слуховое внимание и память.

    Ход занятия:

    Упражнение:

    Из ряда слов назвать только те, которые обозначают предметы:

    свистит, соловей,  крутит,  идет,  ручка,  сумка, несёт,  лодка

    Из того же ряда назвать только те слова, которые обозначают действия:

    свистит, соловей,  крутит,  идет,  ручка,  сумка, несёт,  лодка

    (У каждого ребёнка имеются карточки с изображением слов-предметов и слов-действий).

    А) Поднять соответствующую карточку.

    Б) Сказать, какие действия могут производить :

    портниха (шить, метать, подшивать);

    повар (варить, солить, мешать, жарить);        

    столяр (строгать, прибивать, забивать, сколачивать);

    уборщица (подметать, протирать, мыть, убирать, вытирать).

    В) Записать слова графически в 2 колонки:

    слова — предметы

    слова — действия

    ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ  Г

    Перед нами буква Г, стоит подобно кочерге.

    И подобно кочерге, горбит спину буква Г.

    Назови слова наоборот: тихо - громко, веселый – грустный, сытый – голодный, мелкий – глубокий, редкий – частый, густой,  чистый – грязный, шершавый – гладкий.

    Буква потерялась: (Г)                           о р а  ,     к н и  а  .

    Слепи из пластилина букву Г и придумай на эту букву слово.

    Отгадать ребус по первым буквам.

    Разобрать это слово, сделать звуковой анализ слова.

    Занятие № 5.

    ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ».

    Программные  задачи:  Закрепить понятие о словах. обозначающих предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения. Развивать слуховое внимание и память.

    Ход занятия:

    1. Предложить назвать 2 слова, из которых первое обозначает предмет, второе – действие предмета и к каждому поставить вопрос, после чего дети занимают свои места.

    2. Дать задание: поднять соответствующую карточку (даются слова, обозначающие предмет и действие предмета вперемешку, дети поднимают карточку с их графическими изображениями [ _______ - предмет, ________  - действие]):

    дождь   уходит   гремит   вода   приближается   умывается

    З. Записать слова графически в 2 колонки:

    в 1-ую – слова-предметы:  окно,   кошка,   тетрадь,   ручка.

    во 2ую – слова-действия:  смеется,   думает,   идет,   чистит.

    4.  Выделение слов из предложения.

    Прочитать предложение. К каждому слову в предложении дети ставят вопрос и объясняют, что означает каждое слово.

    Рыба плавает.     Солнце светит.     Ветер свищет.

    5. Знакомство с буквой Д.

                                               Вот стоит, дымок пуская

                                                               Буква Д — труба печная.

    6. Звук заблудился:

    … Мама с бочками (дочками) пошла

                              По дороге вдоль села ...

    … На поляне весной

         Рос зуб (дуб) молодой.

    … Сели в ложку (лодку) и - айда! -

         По реке туда-сюда.

    7. Отгадайте кроссворд:

    О

    М

    В

    Е

    Р

    Ь

    Е

    Р

    Е

    В

    О

    Е

    В

    О

    Ч

    К

    А

                 Д
    Звуковой анализ слова:

    топор рубит                мальчик стоит                     кошка мурлычет

    Занятие № 6.

    ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА».

    Программные  задачи:  Познакомить со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие  признаки, по родам. Развивать слуховое внимание и память.

    Ход занятия:

    1. Предлагаю назвать слова-предметы, затем слова-действия. Поставить к ним вопрос.

    2. Загадки. Поставь вопрос к отгадкам и словам в загадках:

    летит,  жужжит,  мычит,  жуёт,  скачет,  ржёт,  лакает,  мяукает,  сторожит,

    лает,  плавает, молчит, блеет, жуёт, хрюкает, чавкает

    3. Рассматривание рисунков: огурец, репа, яблоко.

    Какой по форме, цвету, вкусу? (Овальный, зеленый, вкусный – огурец). (Круглая, желтая, вкусная – репа). (Круглое, красное, вкусное  - яблоко).

    Вы назвали много слов и все они обозначают признак предмета. Повторите эти слова признаки. Какой я ставила вопрос к словам круглая, желтая, овальная, зеленая.

    1. Поставьте вопрос к словам:

    зеленый (какой?)      свежий (какой?)      жёлтая (какая?)

    хрустящая (какая?)      ароматное (какое?)

    2. Придумайте и назовите слово, обозначающее признак предмета.

    3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос:

    какой?  какая?  какое?

    4. Вспомните, как изображали слова-предметы, слова-действия. Слова-признаки обозначаются одной волнистой чертой  

    Изобразите:

    новый,   большой,   смелый,   железный,   любимое,   голубое

    5. Из услышанного ряда выбрать слова-признаки:

    смелый,   трава,   добрый,   радуга,   красивый,   карандаш,

    вышивает,   помогает,   послушный,   младший

    ДОМ   ВЫСОКИЙ   СТОИТ

    Занятие № 7.

    ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА».

    Программные  задачи:  Закрепить понятие о словах, обозначающих признак предметов, предмет, действие предмета.

    Ход занятия:

    1. Придумать и назвать по одному слову, обозначающему признак предмета.

    2. Придумайте и назовите слово, которое обозначает признак предмета и отвечало на вопрос:   а) какая?   б) какой?    в) какое?

    З. К словам-предметам  ландыш, березка, настроение  - подобрать слова-приз-наки.

    4. Рассмотрите предмет, дайте описание по плану:

    а) форма,    б) цвет,    в) на вкус,    г) на ощупь

    Слова для описания:     помидор,    яблоко,    груша.

    Образец:              помидор  -  круглый, красный, сладкий, мягкий.

    5. Из данных слов-признаков назовите слова, обозначающие:

    а) форму,   б) цвет,   в) на ощупь‚   г) на вкус,  

    д) материал, из которого сделан предмет

    горький, круглый, треугольный, твёрдый, оранжевый, скользский, кожаный,

    кружевной, холодный, железный, овальный, кислый, капроновый, лиловый,

    пресный, свинцовый, квадратный, медный, шелковый

    6. Подберите к словам-предметам по 2 слова-признака, одно из которых обозначает цвет,  другое - материал, из которого сделан предмет.

    Образец:                Платье — голубое, ситцевое.

    шапка    ботинки    чашка    кастрюля    ткань .

    7. Стихотворение В. Берестова. Назвать слова-признаки, говорящие о характере человека. Скажите, положительные или отрицательные черты характер.

    … Жить без шуток плохо,

         Если ты обидчивый,

         Вспыльчивый, забывчивый

         Хмурый неуживчивый,

         Берегись подвоха.

    Объяснить выражение: берегись подвоха.

    Кроссворды.

    Звуковой анализ слова:   ПИЛА.

    Занятие № 8.

    ТЕМА: «СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА».

    Программные  задачи:  Закрепить знания о словах, обозначающих признак предмета.

    Ход занятия:

    1. Предложить назвать слова, обозначающие предмет, действие, признак предмета и к каждому из них поставить вопрос.

    2. Подберите слова, близкие по значению данным:

    аккуратный         (чистый, опрятный),

    робкий                 (трусливый, боязливый, пугливый),

    грустный                 (печальный, скучный, невесёлый),

    душистый                 (ароматный пахучий),

    жестокий                 (безжалостный, бессердечный, свирепый, злой, сердитый),

    интересный         (занятный, увлекательный),

    красивый                 (прекрасный, очаровательный, прелестный),

    красный                 (румяный алый),

    смелый                 (храбрый, отважный, бесстрашный).

    3. К словам-признакам подобрать слова-признаки, противоположные по значению:

    Образец:              добрый - злой ......

    умный, смелый, ленивый, маленький, грязный, лживый,

    холодный, узкий, близкий, высокий, большой

    4. Отгадайте загадки. Найдите в загадках слова-признаки, поставьте к ним вопрос.

    а/ Игривый, шаловливый, болтливый, говорливый,

        В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка.          (РУЧЕЙ)

                         

                         б/ Я – длинный и зелёный,

        Вкусный и соленый,

        Вкусный и сырой,

        Кто же я такой?                                                              (ОГУРЕЦ)

    в/  Щёки красные, нос белый,

         В темноте сижу день целый,

         А рубашка зелена,

         Вся на солнышке она                                                   (РЕДИСКА)

                       

                          г/ Круглая, а не луна,

                             Жёлтая, а не солнце                                                            (РЕПА)

    5. Послушать стихотворение.

    Ответьте на  вопрос  какие облака?

    ОБЛАКА

    Облака, облака –

    Кучерявые бока.

    Облака кудрявые,

    Целые, дырявые,

    Легкие, воздушные,

    Ветерку послушные.

                                                         / С.Михалков /.

    Повторение букв алфавита.

    Кроссворды:

       СНА                РА                  ЛЯ

    Занятие № 9.

    ТЕМА: «СЛОВА – ПРЕДМЕТЫ, ДЕЙСТВИЯ, ПРИЗНАКИ».

    Программные  задачи:  Закрепить понятие о словах, обозначающих предмет, действие предмета, признак предмета.

    Ход занятия:

    Занятие проходит в виде игры «Поле чудес»

    Бросаю кубик: выпадает задание 1:

    Назвать:   слова-предметы,  слова-действия,   слова-признаки.

    (дети — победители отмечаются призами – фишками)

    3адание 2: Назвать действия, которые могут производить предметы (показ: самолет, птица, солнце). Например: Самолет летит, гудит...

    Задание 3: Назвать профессию людей по их действиям.

    Строгает, пилит (столяр).

    Варит, жарит, месит, печёт (повар).

    Учит, воспитывает (воспитатель, учитель).

    Кроит, шьёт (портниха).

    Задание 4: Кто больше подберёт слов-предметов к словам-действиям.

    Летит (стрела, самолёт, парашют, пух, жук. стрекоза, бабочка)

    Плывёт (пароход, лодка, рыба, пловец, бревно, щепка, утка)

    Поёт (соловей, певец, скрипка, хор, жаворонок)

    Пищит (мышка, щенок, игрушка, комар)

    Скрипит (дверь, снег, телега, дерево)

    Хрустит (снег, морковка, сахар, сухарь, огурец, капуста)

    Задание 5: Отгадать загадки. На какие вопросы отвечают слова-отгадки?

    Не лает, не кусает, а в дом не пускает.         (ЗАМОК)

    Стучит, гремит весь век, а не человек.         (ГРОМ)

    Задание 6: Назвать предмет по признакам:

    Прыгучая, пушистая, рыженькая         (белка).

    Маленький круглый, колючий                 (ёж)

    Большой, старый, развесистый         (дуб).

    Красная, пятиконечная                         (звезда).

    Стройная, зеленая, колючая                 (ёлка).

    Чистый, свежий, морозный                 (воздух).

    Теплый, мелкий, моросящий                 (дождь).

    Наоборот:                   Ветер

    Друг

    Настроение                 какие?

    Поведение

    Погода

    Задание 7:        Игра “Будь  внимателен”.

    На слух определить слова и поднять соответствую карточку:

    слова-предметы   -   _______________

    слова-действия    -   _______________

    слова-признаки    -    

    Звуковой анализ слова: МЯЧИК.

    Занятие № 10.

    ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Программные  задачи:  Повторение предыдущего материала. Учить различать понятия “слово” и “предложение”. Правильно согласовывать в числе глаголы с именем существительным. Знакомство с буквой Ж. Звуковой анализ слова

    Ход занятия:

    1. Придумать и назвать два слова: 1-е – предмет, 2-е – действие. Составить предложение из этих слов.

    2. Дифференциация понятий “слово” - “предложение”.

    Называю слова: пчела, жужжать.  Что я назвала?

    Затем называю предложение: Пчела жужжит.  Что я назвала? Как вы догадались? Показываю схему:

                     _________ ,   _________    схема слов.

                     |_________           __________ пояснить схему предложения.

                     |                       __________ пояснить.

    3. Прослушайте слова и предложения, как услышите предложение, хлопните в ладоши.

               Куры,  клевать, молоко кипит,  птицы улетают,  поезд,  приближаться, тучи, надвигаться,  солнце светит,   конь  скачет, желтеть,   листья,   поднялась пыль.

         Какая буква алфавита, если ее поделить, образует 2 буквы К.   (буква Ж)  

         Это -  Ж, а это — К, целый жук, и пол жука.

    Выложи из палочек букву Ж.

    Найдите среди букв алфавита букву Ж.

    Доскажи словечко:

    Лежебока рыжий кот, отлежал себе …       (живот).

    Вяжет мама длинный шарф, потому что сын …       (жираф).

    Лейся дождь веселей, мы с тобою дружим.

                                     Весело нам бегать босиком …      (по лужам). 

    Придумайте слова со звуком Ж:

          -- в начале слова:                 жук,  журавль,  жиры,  железо.

          -- в середине слова:                 лужи,  ножи,  лыжи,  чижи.

    Передай по телефону:

    Хорош пирожок, внутри - творожок.

    Заржавел  железный замок.

    Пословицы:

    Жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами? (жираф)

    Что у человека дороже всего? (жизнь) 

    Какие животные носят еду на спине? (ежи)

    Зимний вид спорта и любимое развлечение детей? (лыжи)

    Угадайте, как зовут животных которые изображены на рисунках. Впиши их название в клеточки.

    Б

    Е

    Г

    Е

    М

    О

    Т

    Е

    У

    Е

    И

    Л

    С

    Д

    Г

    К

    Ь

    В

    Р

    А

    Е

    Д

    Ь

    Придумайте пословицу по двум словам:           ЖИЗНЬ,    ДЕЛА

    Жизнь  дана  на  добрые  дела.

    Звуковой анализ слова: ЛИСА.   (Показать картинку с изображением лисы)

    Занятие № 11.

    ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Программные  задачи:  продолжение предыдущего занятия.

    Ход занятия:

    1. Прослушать слова и предложения, как услышите предложение хлопнуть в ладоши.

               Куры,  клевать, молоко кипит,  птицы улетают,  поезд,  приближаться, тучи, надвигаться,  солнце светит,   конь скачет, желтеть,   листья,   поднялась пыль.

    Как узнали? /слова дружат/

    2. Узнать предложение по схеме:

    2 схемы:  схема слов                 -   _________ ,  ____________  . .   

                                          схема предложения         -   |__________ _____________  .

    З. По данным схемам придумать предложение:

    -   |__________ _____________  .

      -   |                     ______________  .

    4. Выложить схему моего предложения: солнце светит.

    5. Знакомство с буквой  З.

    Какая буква похожа на цифру З?

    З - не просто завитушка,

    З - пружинка, крендель, стружка.

    6. Доскажи словечко:

    …  Крыша в шапке меховой, белый дым над головой,

                    Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла … (зима).

                                       … В коридоре топот ног, то зовет всех в класс ... (звонок).

    7. Придумать слова со слогом    ЗА.

    8. Слово рассыпалось       А  В  З  А  Р  Т      ( ЗАВТРА )

    9.  Игра “Телефон”

    Знайка все с полуслова понимает,

    А незнайка на все только рот разевает.

    РЕБУСЫ:

    _ЗА_                         _ЗИ_                          _З__

                    ВЕС                           ИДА                          НИЕ

    фартук, шарф, девочка, мальчик, сумка, стол, ваза, замок. нож, ящик, вилы, лук,  топор, лейка, шар, чайник, вишня, свекла, молоток, самовар, капуста, ножницы, барабан, лопата.

    кушает, читает, пишет, танцует, болеет, копает, шьет, едет, собирает, поливает, играет, идет, одевает, несет, лежит, катается

    Физкультминутка:

    Ну-ка, делайте со мною

    Упражнение такое:

    Вверх, низ, потянись.

    Сбрось с себя ночную лень –

    Впереди рабочий день.

    Надо к вечеру успеть –

    Все на свете посмотреть.

    Поиграть, познать, суметь.

    На качелях посидеть,

    Надо к ужину поспеть.

    Занятие № 12.

    ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Программные  задачи: продолжение.  

    Ход занятия:

    1. Составить предложения по картинкам. (Даю картинки).

     Запишите предложения графически.

    2. Составьте предложения из данных слов:

    ветер    дуть    трава    желтеть    дождь    идти    солнце    светить

    Заранее прочитать сказку про  Й.

    3. Узнайте звук: хлопните в ладоши, если услышите й:

    лиса   лайка   игрок   лицо   соловей   троллейбус   машина   змей   имя   чай

    4. Придумать слова со звуком й:

    --   в начале слова         ( йод )

    --   в середине слова         ( майка )

    --   в конце слова                 ( май )

    5. В слове-ответе должно быть й:

    а) Какой вы знаете полезный напиток?                         ( чай )

    б) Как называется красивая водоплавающая птица?          ( чайка )

    в) Необходимая принадлежность для игры в хоккей?         (шайба)

             6. Измените слово так, чтобы в нём было й:

                            строитель  -  стройка

                            зима  -  зимой

                            лить  -  лейка

                            читатель  -  читайте

    Ребусы:

                                         100'й             СТОЙ

    Загадка:

    Скажи, кто дела так боится,

    Как палки - пес,

    Как камня - птица.                              (ЛЕНТЯЙ)

    Занятие № 13.

    ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Программные  задачи:  Закрепить у детей понятия об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

    Ход занятия:

    На доске схемы предложения:    

       |__________   _____________  .

         |                       ______________  .

    1. Дети составляют по схемам предложения из 2-х слов.

    Как вы узнали, что предложение закончилось?

    Что вы поставите в конце предложения?

    За чем надо следить? /за интонационной законченностью/

    Что обозначает точка в конце предложения?

    2. Прослушайте предложения. Составьте его схему. 

    -- Надвинулись тучи.

    -- Солнце скрылось.

    -- Подул ветер.

    -- Сверкнула молния.

    -- Загремел гром.

    -- Дождь начался.

    Попробуем записать в тетрадь. Сколько предложений? Что помогло определить количество предложений?

    3. Графический диктант.

    Трава желтеет.     Опадают листья.     Дует ветер.    Идёт дождь.

    Букву Й зовут « И кратким»

    И как И в твоей тетрадке,

    Чтобы Й не путать с И,

    Сверху палочку пиши.

    4. Узнайте букву Й (хлопните в ладоши):

    лиса   лайка   игрок   лицо   соловей   троллейбус   машина   змей   имя   чай

    5. Придумать слова со звуком Й:

    --   в начале слова         ( йод,  йогурт )

    --   в середине слова         ( майка,  чайка, лайка, зайка, шайба )

    --   в конце слова                 ( май, чай, лай )

    В слове-ответе детей должно быть Й.

    а) Какой вы знаете полезный напиток?                         ( чай )

    б) Как называется красивая водоплавающая птица?          ( чайка )

    в) Необходимая принадлежность для игры в хоккей?         (шайба)

    6. Измените слово так, чтобы в нём было й:

                            строитель  -  стройка

                            зима  -  зимой

                            лить  -  лейка

                            читатель  -  читайте

    Ребусы:

                                         100'й             СТОЙ

    Буква потерялась:

    ша__ба     геро__    трамва__   изуча__те

    Загадка:

    Скажи, кто дела так боится,

    Как палки - пес,

    Как камня - птица.                              (ЛЕНТЯЙ)

    Раздать карточки и звуковой анализ слов: (гр.18)

    Вырезаются слова:       лист      з, к, с, с            (4)

                                            лодка   с, к, с, с, к          (5)

    Занятие № 14.

    ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Программные  задачи:  Закрепить у детей понятия об интонационной законченности предложения; навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

    Ход занятия:

    1.   На доске расположены две схемы:  схема слов, схема предложений.

          - а. найдите схему предложения;

          - б. найдите схему слов;

          - в. придумайте предложение по схеме:

       |__________   _____________  .

         |                       ______________  .

    2.   Графический диктант:

    Трава желтеет.

    Опадают листья.

    Дует ветер.

    Идёт дождь.  

          О каком времени года говорится. Как узнали?

          Сколько предложений?  Что у Вас получилось?   (РАССКАЗ)

          Как узнали?

    3.    Знакомство с буквой  К.

    Сигнальщик держит два флажка.

    С флажками он, как буква К.

           а. Сделать букву К из 2 спичек и придумать своё слово.

           б. В адресе на посылке найти букву К.

                                                                            город ИРКУТСК

                                                                            улица Кирова

                                                                            Аникиной Кате.  

           в. В посылке находятся персонажи сказок, имена которых начинаются со звука К, буквы К.   (Красная Шапочка, Кот в сапогах, Колобок, Карлсон)

           г. Игра Деда-Буквоеда:

    Заклеили клеем прочно

    И ко мне прислали срочно.

    Я его не пожалею,

    Получу – в миг расклею.                    (КОНВЕРТ)

     о м п о т         а р т а         н и т  к и          р о  о д и л

             д. Слово рассыпалось:

                  Н  К  И  А  Г   -    К  Н  И  Г  А      В какой пословице встречается это слово?

    «Испокон века книга растит человека».

             е.  Ребусы:

                  КА            __КА__                КОМ

                  ВА             РЕЙКА                 ТА    

            ЗАГАДКА

    С К  я в школе на стене –

    Горы, реки есть на мне.        (КАРТА)

    С П – от вас не утаю –

    Тоже в школе я стою             (ПАРТА)

    Упрямые слова на К:

                                    КОФЕ            КАКАО            КИНО

    «Крокодиловы слёзы»   -  что это значит?     ( ПРИТВОРНЫЕ  СЛЁЗЫ )

     Звуковой анализ слова:     К И Н О.

    Занятие № 15.

    ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Программные  задачи:  Учить детей составлять предложения из трёх слов.

    Ход занятия:

    1. Придумать предложение из двух слов: а) предмет, б) действие.

    2. Графический диктант:                        Солнце скрылось.

                                                    Надвинулись тучи.

                                                    Подул ветер.

                                                    Гром загремел.

    3. Мы работали с предложениями, состоящими из двух слов. Сегодня будем учиться составлять предложения из трёх слов.

    Выставляю на доску картинку:

    Предлагаю составить предложение из трёх слов.

    Кто?      Что делает?      Что несёт,  берёт и т. д.?

    Девочка несёт цветок.

    Какое слово прибавилось в предложении? (цветок)

    Сколько слов стало в предложении? (три)

    Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем (аналогично с другой картинкой).

    4. Дать задание: на доске две предметные картинки.

    Например:  Девочка поймала стрекозу.

                        Девочка нарисовала ____________ .

                        __________ видела ______________ .

    (У детей сюжетные картинки у каждого и дети самостоятельно придумывают предложения из трёх слов).

    5. Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш.

    а) назовите игрушку, в которой есть звук Л.

    б) Слова рассыпалось:    М  А  А  Л  П        ( Л А М П А )

    в) Доскажи словечко:                Молодчина эта Лина,

                                                         Лепит всё из ….. (пластилина).

                                                                             У себя в саду Андрейка

                                                            Поливал цветы из ….. (лейки).

    г) Дед съел букву:    (Л)            

                           к у к  а               с т о                  о с  и к

    ШАРАДЫ:                    

    С Л я слёзы вызываю,

    С Ж по воздуху летаю.             ( ЛУК  -  ЖУК )

    С буквой Н я по ночам

    В небесах гуляю.

    С буквой П частенько вам

    Видеть помогаю                        ( ЛУНА  -  ЛУПА )

    ЗАГАДКИ:                    

                       Падают с ветки золотые монетки            

                                                                                     ( ЛИСТЬЯ )

                                              Над домами у дорожки

                                              Висит кусок лепёшки

                                                                                    ( ЛУНА )  

    Лебедь рвётся в облака,

    Рак пятится назад,

    А Щука тянет в воду.                              Разброд, отсутствие согласованности.

    Кто в лес, кто по дрова.

    СКОРОГОВОРКА:

    А)       На мели мы налима нашли.

    Б)       Лена искала булавку,

    А булавка попала под лавку.

    Под лавку залесть было лень –

    Искала булавку весь день.

    Звуковой анализ слова:  _____________________

    Занятие № 16.

    ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Программные  задачи:  Закрепить у детей умение работать с предложением, состоящим из трёх слов.

    Ход занятия:

    1. Придумать предложение, состоящее из трёх слов.

        Придумать предложение по схеме:  __________ ____________  

    2. Составить предложение из трёх слов по картинкам и вопросу:

                           Что дают домашние животные человеку?

        (Корова, коза …… )      Корова даёт молоко.

    3. Вставь в предложение пропущенное слово:

        - а.  ………. вьют гнёзда.

                Птицы ….… гнёзда.

                Птицы вьют ……… .

        - б. Рыбаки ……… рыбу.

               ………  ловят рыбу.

               Рыбаки ловят ……..

        - в.  Кролик ……… морковку.

               ……….. грызёт морковку.

               Кролик грызёт …………..

         - г. Гусеницы поедают ………..

               Гусеницы ………… капусту.

               ………….. поедают капусту.

    4. Поднимите точку, если предложение закончено.

                Привезли кирпич.    Рабочие разгрузили машины.   Приготовили раствор.

                Каменщики кладут  кирпичи.   Рабочие подносят раствор.

               Началось строительство.

        Что вам помогло определить конец предложения?

        Где производят такие работы?             ( НА СТРОЙКЕ )

        Как можно озаглавить рассказ?

    5. Знакомство с буквой М.

                                    Хорошо известно всем,

                                    Где метро, там буква …… ( М )

         Кто больше?

         А) Вспомните, какая ягода начинается со звука М и заканчивается на А (малина).

         Б) Назовите цветы, в названии которых есть звук М:

              Мак,   ромашка,   мальва,   маргаритка,   хризантема. 

    Твердый – мягкий:

        Поднимите синюю фишку, если услышите в словах стихотворения твёрдый согласны М; зелёную фишку, если услышите мягкий звук М.

    На полу скребётся мышка,

    Спит в берлоге бурый мишка.

    Этот мишка очень мил,

    Только лапы он не мыл.

                     Убежала в норку мышка,

    Спать залёг в берлогу мишка.

    Мальчик мал, но очень мил,

    Он водичкой руки мыл.

    Наоборот:

    Назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы):

                                     война …………..  мир.

                                                ссориться  …….  мириться

                                                быстро …………  медленно

                                                твёрдый ……….  мягкий

                                                 глупый ………..  мудрый

                                                 большой ……..  маленький

    Ребусы:  

    - а. прочитать слово     М  А  Т  Е  М  А  Т  И  К  А .

    - б. Вписать в клетки названия предметов, из которых состоит снеговик.

    - в. Какое слово спряталось?   (МИР)

    - г.  Слово рассыпалось:

    М  А  К    +    Ш А Р    =   известный детский писатель   (МАРШАК)

    Занятие № 17.

    ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Программные  задачи:  Познакомиться с главными членами предложения. Тренировать слуховое внимание и память.

    Ход занятия:

    1. Придумать предложение из трёх слов.

    2. Составить предложение по картинке из двух слов.

        Например:   Художник рисует.

        - а. Что вы составили?

              Про кого вы узнали?

              Что вы узнали про художника?

              Что рисует художник?      (картину)

              Сколько слов стало в предложении?   (три)      Художник рисует картину.

         Произнесите предложение полностью.

    3. Представьте, что из предложения выпало одно слово.

                 Что получилось?     ……………  рисует картину. 

                 Что мы узнали, не узнали?    (Не узнали кто рисует.)

                 Рисует картину.   – Это предложение? (нет)

         Верно, предложение не получилось.

         А теперь выпадает второе слово.

                  Что получилось?      Художник ……………  картину.

                  Что мы узнали, не узнали?    (Не узнали что делает художник.)

                   Художник картину.     – Это предложение? (нет)

         Верно, предложение также не получилось.

         А теперь выпадает третье слово.

                  Что получилось?      Художник рисует ……………  .

                  Что мы узнали, не узнали?    (Узнали что делает художник.)

                   Художник рисует.     – Это предложение? (да)

         Вот эти слова и есть главные в предложении. Без них предложение не получится.

    4. Задание: Послушать предложения, определить количество слов в предложении и найти главные слова.

    Мама несёт сумку.                                Бабушка печёт пироги.

    Маляр красит крышу.                        Дедушка читает газету.

    Зритель смотрят фильм.                        Поезд отправляется утром.

    Солнышко всходит рано.

    Одежду шьёт портниха.                        Улицы подметает дворник.

    Кирпичи кладёт каменщик.                Сети тянут рыбаки.

    Тихо шелестели листья.                        Раскатисто гремел гром.

    Непрерывно звучала музыка.                Вдалеке показался автобус.

    Плавно кружились снежинки.        

    5. Рассмотреть картинки и придумать своё предложение из трёх слов, найти главные слова.

    6. Знакомство с буквой Н.

    На букве Н я, как не лесенке,

    Сижу и распеваю песенки.

    Твердый – мягкий:

    Поднять фишки: синяя фишка – твёрдый Н,  зелёная фишка – мягкий Н.

    Сон,   линь,   сосна,   снег,   встань,  лень,   Наташа,   Нина.

    Наоборот:

    Назвать слова, противоположные по смыслу (антонимы):

    налево…………….. направо

    высоко ……………. низко

    верхний…………… нижний

    высушить…………. намочить

    под ………………... над

    Буква потерялась:   ( Н )

      и   а (Нина)          И    а  (Инна)         о с и   а  (осина)          о  и  (они)  

    Слово рассыпалось  =  известный русский поэт, описывающий тяжёлую долю крестьян.

                               Н  Е  К  Р  О  В  С  А         ( Н Е К Р А С О В )

    Ребусы:

                    ША                Е  +  ЖДА              КА__

                     ТА                 Д                            ХОД

                        (НАТАША)                  (НАДЕЖДА )                      (НАХОДКА)

    Шарада:

    С буквы Н, мои друзья,

    Ничего не значу я,

    Н на С перемените –

    Смело в суп меня кладите.

    Не берите с буквы М –

    Я пальто у вас проем.          ( НОЛЬ – СОЛЬ – МОЛЬ )                    

    Улица волшебных звуков:

    Я                Б                Б

    Б                О                А

    Л                Ч                Н

    О                К                Т

    К                А

    О

    Считалка-хваталка:

    Раз – копыто,

    Два – копыто,

    Три – копыта у коня?

    А четвертое копыто

    Ускакало от меня.

    Крылатые слова:

    Вешать нос.

    Задирать нос.

    Водить за нос.

    Под нос (говорить).

    Нос не дорос).

    Загадки:

    1. На пальце одном ведёрко вверх дном.          (Наперсток).

    2. Между двумя светил посередине один.         (Нос).

    3. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут.         (Ноги).

    Занятие № 18.

    ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Программные  задачи:  Продолжать знакомиться с главными членами предложения. Тренировать слуховое внимание и память.

    Ход занятия:

    1. Составить предложения из двух слов по схемам:

       |__________   _____________  .

         |                       ______________  .

    2. К словам-предметам подобрать слова, обозначающие действия. Произнести получившиеся предложения.

    Почки ……………… (распустились).

    Травка …………….. (зеленеет).

    Ручеёк …………….. (журчит).

    Снег ……………….. (идёт).

    Подснежник ……… (цветёт).

         К словам-действиям подобрать слова-предметы. Произнести получившиеся предложения.

    Моросит …………….. (дождь).

    Жухнет ……………… (трава).

    Желтеют ……………  (листья).

    Пронизывает ………  (ветер).

    3. Закончи предложения, изменяя по смыслу слово (дано в скобках).

    Кот (кошка, котята) спал.

    Лук (дерево, овощи) рос.

    Заяц (белка, мыши) бежал.

    Ручей (река, море, листья) шумел.

    Крыжовник (малина, яблоки) зрел.

    4. Вставь пропущенное слово:

    Вчера  …………….  солнышко.     (светило)

    Всю неделю  ………….  дождь.     (шёл)

    Ночью на небе ………….  луна.    (светила)

    Рита  ……….  по тропинке.            (шла)

    Долго не было дождя.

    Трава ………. (пожухла). Дерево ……….. (завяло).  Листья ……………. (пожелтели).

    Последняя ласточка …………… (улетела). Журавли …………….. (улетели).

    5. Знакомство с буквой П.  (сложить из бумаги)

    Подходящие ворота – проходи, кому охота.

    - а. придумать слово со звуком П.

    - б. Доскажи словечко:

    И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет,

    А как спать в ней сладко. Что это? …………..  ( ПАЛАТКА )

    Он на вокзале есть всегда,

    К нему подходят поезда.

    Двойное Р содержит он

    И называется  ………… ( ПЕРРОН )

    Вперевалку шёл со льдин

    К на на утренник …………..   ( ПИНГВИН )

    - в. Угадай слово:

    Человек, который варит пищу?                          ( ПОВАР )

    Дневной приём пищи?                                         ( ОБЕД )

    =   (  ПОБЕДА  )

                         Синоним к слову несчастье?                                ( БЕДА)

                         Приём пищи?                                                         ( ЕДА )

    Слово рассыпалось:          Б   П   И   О   У   А   М   Л

    ( лупа, пума, пол, мало, пила, липа, опал )

    - г. Прочитай слово:

          Прочитай буквы на больших книгах, потом на маленьких.

    - д. Отгадай ребусы: 

                  ПЕ                  _А _                      _У_

                    Л                   РОК                     ШКА

                     (ПЕНАЛ)                (ПОДАРОК)                      (ПОДУШКА)

    - е. Как понимаете?

    Правда глаза колет?

    - ж. Звуковой анализ слова  ПИРОГ.

    - з.  Загадка:                В печь сперва его сажают.

                                      А как выйдет он оттуда,

                                    То кладут его на блюдо.

                                    Ну, теперь зови ребят!

                                    По кусочку все съедят.               ( ПИРОГ )                                  

    Занятие № 19.

    ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».

    Программные  задачи:  Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда

    (А, О, У, Э, Ы)

    Ход занятия:

    1. Дети стоят. Сядет тот ребёнок, который назовет гласный звук.

        Существует два ряда гласных звуков. Вывешиваю на доску гласные первого ряда и знакомимся с ними:                              А       О       У       Э       Ы

    2. Выделение гласных первого ряда из ряда других звуков. Произношу гласные и согласные звуки вперемежку на гласный звук первого ряда. Дети поднимают красный кружок (букву).

    А   М   П   У   С   Т   Ы   Р   Л   Э   О   К   Т   У   А   Л   Э   П   О

    3. Выделение гласных первого ряда из слогов:

    - а. назвать гласные первого ряда.

    - б. показать букву, обозначающую звук первого ряда.

    - в.                                                 ам,   ум,   ым,   ус,   оп,   ыр,   ал,   ыс;

                                                                       ма,   му,   мы,   су,   по,   ры,   ла,   сы. 

    4. Выделите начальную гласную из слов, запишите соответствующую букву.

    Аня,      Оля,      Эля,      утка,      Ася,      оса.

    5. Выделите гласную из середины слов и запишите её:

    лак,          дым,          суп,          сок,          мак.

    6. Назовите картинки, выделите гласный звук в названии этих картинок, назовите.

    Физкультминутка.

    Закончи предложение:

    Почтальон приносит  (что?) ……………….  письмо

    Парикмахер стрижёт (что?)  ………………   волосы

    Машинист ведёт (что?) …………………….  поезд

    Художник рисует (что?) ………………….…  картину

    Часовщик чинит (что?) …………………….   часы

    Ткач ткёт (что?) ……………………………..   ткань

    Врач лечит (кого?) ………………………….   больного

    Ветеринар лечит (кого?) …………………..   животных

    Птичница кормит (кого?) …………………..   уток, кур, гусей

    Доярка доит (кого?) …………………………   коров

    Конюх кормит (кого?) ………………………    лошадей

    Продавец обслуживает (кого?) …………….  покупателей

    Артисты приветствуют (кого?) ……………..  зрителей

    Послушайте рассказ, найдите ошибки, исправьте их.

    Ёжик.

          Тимоша и Гриша были в лесу. Тимоша ловил жуки (жуков) Гриша нашёл ёжик  (ёжика). Гриша принёс ёжик (ёжика) домой. В доме были мыши. Гриша пустил ёжик (ёжика) в дом. Ёжик ловил мыши (мышей).

    Составьте предложения:

    дети   найти   маленький   зайчонок                    ( Дети нашли маленького зайчонка.)

    Вова   собирать  спелая   малина                    ( Вова собирал спелую малину. )

    мама   варить   молочный   суп                        ( Мама варит молочный суп. )          

    мы   читать   интересный  книга                 ( Мы читаем интересную книгу. )

    рыбаки   поймать   огромный   сом                ( Рыбаки поймали огромного сома. )

    7. Знакомство с буквой Р.

    Какая буква является второй половинкой буквы Ф?  ( Р )

    - а. Кто больше?    Игра «НОВАЯ КВАРТИРА».

           Отправляемся в магазин за вещами, в названии которых есть звук Р, для новой квартиры.        

    Кровать, кресло, сервант, ковёр, журнальный столик,

    картина, телевизор, штора, плейер.

    - б. Доскажи словечко:

    В реке большая драка:                                Где обедал воробей?

    Поссорились два ……  (рака).                        В зоопарке у ………  (зверей).

    Отгадай пословицу по словам:     века,    человека.

    Рассыпалось слово:                  П   Р   У   Т        =            Т  Р У Д  

    Ребусы:                        а.   ребусы

                                    б.   рыбак

                                    в.   радуга

                                    г.   рис

                                               д.  рот                         ( РАДИО )

    Звуковой анализ слова    Р А Д И О   (отгадка на загадку-ребус).

    Загадка:                         По волне, по волне,

                                               Плывёт музыка ко мне.          ( РАДИО )

    Крылатые выражения:                  

    - а.   Держать себя в руках. (Сдерживать порывы своих чувств, подчинять своей воле, сохранять самообладание).

    - б.   Золотые руки.  (Мастер своего дела, очень искусный).

    - в.   Опускать руки.  (Утрачивать способность или желание действовать или делать что-либо).  

    Занятие № 20.

    ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».

    Программные  задачи:  закрепить гласные первого ряда (а, о, у, э, ы), познакомить с гласными второго ряда (я, е, ю, е, и).

    Ход занятия:

    1. Предложить детям назвать гласные первого ряда. (При затруднении вывешиваю таблицу).

    2. Рассказ-сказка о буквах И, Й. (Об образовании гласных второго ряда).

    Жили-были две сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й сверху был беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И - протяжно, а Й - коротко, отрывисто. Их часто путали. Букве Й было очень неприятно. Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А - подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я. Тогда остальные Буквы О, У, Э тоже стали петь вместе  с буквой Й. Стали получаться новые звуки Й – О = Ё,   Й – У = Ю,    Й – Э = Е. Новые буквы заняли место во втором ряду, к ним присоединилась и буква И. Так и получились гласные второго ряда:

    Я     Е     Ю     Ё     И

    3. Послушайте слова, найдите начальную гласную второго ряда, покажите букву:

    яма   езда   юркий   ястреб   ель   игла   еда   Яша   Юля

    4. Послушайте слова, найдите  гласную второго ряда в конце слова, запишите соответствующую букву:                  Зоя     рою     себе     спи     старьё

    5. Я показываю картинки молча, вы молча находите гласную второго ряда, и записываете её в тетрадь:                 яблоко     ёжик     ёлка     юла     иголка

    6. Назовите слова-действия:

    К каждому слову-действию придумать слова-предметы, отвечающие на слова-вопросы  кого? что? 

    жду ……………….. (друга)                читаю …………..  (книгу)

    встречаю ………... (поезд)                рисую …………..  (картину)

    догоняю …………. (автобус)                варю ……………  (компот)

    спрашиваю ……… (время)                поливаю ……….  (клумбу)  

    7. 3акончи предложения, отвечая на вопрос, что делают люди названных профессий.

    Образец:        Землекоп копает землю.

    Врач ……………………………..                (Врач лечит людей).

    Учитель …………………………                (Учитель учит детей).

    Сталевар  ………………………                (Сталевар варит сталь).

    Цветовод ………………………                (Цветовод растит цветы).

    Пчеловод ………………………                (Пчеловод разводит пчёл).

    Лесник ………………………….                (Лесник охраняет лес).

    Писатель ………………………                (Писатель пишет книги).

    Стекольщик ……………………                (Стекольщик вставляет стёкла).

    Каменщик ………………………                (Каменщик строит дома).

    Кровельщик ……………………                (Кровельщик кроет крышу).

    8. Закончите предложение, изменив правильно последнее слово:

    Мама купила кастрюлю. (кастрюлю)

    Коля видел жаба. (жабу)

    Жаба ловила комар. (комара)

    Ласточки едят мошки. (мошек)

    Столяр сделал табуретка. (табуретку)

    Таня связала кофта. (кофту)

    Виталик смастерил лодочка. (лодочку)

    Ястреб унес цыпленок. (цыплёнка)

    Саша забросил удочка. (удочку)

    Кружевница плетет кружева.

    9. Составить предложение из данных слов.

    электричка    ждать    пассажиры                (Пассажиры ждали электричку).

    трава     роса     покрывать                         (Роса покрыла траву).

    дождь     смочить     земля                         (Дождь смочил землю).

    карасик    поймать     щука                        (Щука поймала карасика).

    10. Знакомств с буквой Х.   

    Х - забавная игрушка

    Деревянная вертушка.

    Деревянная вертушка -

    Ветру вольному подружка.

    - а.  Придумать слово с буквой Х.

    - б.  Доскажи словечко:

    Хлоп - и конфета стреляет.

    Как пушка!

    Каждому ясно — это …      ( ХЛОПУШКА )

    - в.  Буква потерялась:  ( Х )

                        а л в а  (халва)          л е б   (хлеб)          о л о д   (холод)

    - г. Слово рассыпалось:

    В    Е    Л    Х   =   Х Л Е Б

    - д. Необходимо найти в слове     Х О Р О В О Д

    1. Группу поющих людей.        (  ХОР  )

    2. Насекомое.    (  ОВОД  )

    - е. Шарада:                           

                                      С буквы Х меня на себе носят,

                                      С буквы С в столовой просят.

    ( халат — салат ).

    Загадки:

                     Легкий, а не пух,

    Мягкий, а не мех,

    Белый, а не снег,

    Но оденет всех.                           ( ХЛОПОК )

    Звуково анализ слова:     Х Л О П О К .

    Скороговорка:                      Муха-горюха села на ухо.

    Пословицы:    Отгадайте по двум словам:  ( хорош,  горе ),  ( голова, плохо).

    Крылатые слова: 

    Хризантемы -  цветы, похожие на астры, спутники осени. Им не страшны заморозки. “Золотой цветок” произошёл по легенде от солнца. Изображение золотой хризантемы было гербом страны Японии.

     

    Занятие № 21.

    ТЕМА: «БУКВЫ И ЗВУКИ».

    Программные  задачи:  закрепить гласные первого и второго рядов.

    Ход занятия:

    Вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.

    Как образовываются гласные 2-го ряда. Вывешиваю таблицу с гласными 2 и 1 ряда:

    А

    О

    У

    Э

    Ы

    Я

    Ё

    Ю

    Е

    И

    Предлагаю сравнить пары гласных:

    А - Я         О  -  Ё        У  -  Ю        Э  -  Е        Ы  -  И

    Сходство — по артикуляции, различаются по написанию.

    Эти гласные называются парными. 

    Чтобы не путать при письме, будем учиться их различать..

    Послушайте стихотворение:

    Что глядишь, корова,        

    Строго и сурово?        

    Мишка-лодырь, через “а”

    Написал  карова.        

    Проучите Мишку –

    Превратите в мышку.

    Кошка мышку хвать

    Будет лодырь знать.

    Напишите вы Мишку через “ы”.

    Сравните “Мишка”, “мышка”.

    Каки буквами отличаются эти слова? ( ы-и )

    а) Послушайте слоги. Какой гласный вы слышите?  (Дети показывают буквы)

    ПЫ, ТЫ, СЫ, РЫ, МЫ, ДЫ, БЫ, КЫ

    ПИ, ТИ,  СИ,  РИ,  МИ,  ДИ,  БИ,  КИ

    Как произносятся согласные, когда показываем букву ы?

    Как произносятся согласные, когда показываем букву и?

    Какой звук влияет на смягчение согласных?  ( и )

    б)  Запишите слоги в 2 строчки: с ы - в первую;  с и – во вторую.

    МЫ,  СИ,  СЫ,  МИ,  РЫ,  РИ,  ТИ,  ТЫ,  ПИ,  ПЫ.

    в) Вставьте пропущенную букву Ы или И. Прочитайте. Поднимите карточку, у кого гласяне 1 ряда, 2 ряда.

    Поднимите упрямое слово.

    Знакомство с буквой С.

    Полумесяц в небе темном

    Буквой С повис над домом.

    1. Хлопните в ладоши, если услышите в словах звук ( с, сь ).

    Слоненок,   Зоя,   санки,   матрос,   золото,   синий.

    2. Назовите дни недели, месяцы, времена года в которых есть звуки ( с, сь ).

    ( среда, суббота, воскресенье, август, сентябрь, весна, осень )

    З. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука С.

    Мир - ссора 

    трусливый - смелый 

    пасмурный - солнечный 

    легкомысленный - серьезный 

    соленый огурец – свежий  

    тесная обувь - свободная 

    кислое яблоко - сладкое

    4. Отгадайте пословицу по 2 словам: свет, тьма.  (Ученье - свет, а неученье – тьма).

    5. Переделайте  букву С в другую букву:   О,  Я,  Х,  К,  Ф,  Ь,  Р,  Э,  В

    6. Найти слово в слове   СМЕКАЛКА  (скала, скалка, ласка, лак, лама, мел)

    7. Шутки:

    а) Как записать сухая трава - 4 буквами.  ( Сено ).

    б) Что можно видеть с закрытыми глазами? ( Сон ).

    в/ Какую ноту кладут в суп? ( Соль )

    8. Ребусы:   7—я ( семья ),     100-лб  ( Столб ).

    9. Прочитайте загадку. Отгадайте ее.

    Все его любят, как посмотрят на него, так каждый морщится.  ( Солнце )

    3вуковой  анализ слова:  __________________

    Занятие №  22.

    ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

    Программные  задачи:  Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонациоонную законченность предложения.

    Ход занятия:

    1. Предложить назвать 2 слова, обозначающие предмет и действие предмета. Составить из этих слов предложение.

    а) Прочитать текст, не делая остановки в конце предложения.

    Наступила осень идут дожди дуют ветры трава желтеет цветы вянут опадают листья.

    Понравился ли вам рассказ? (Не понятен) Почему?

    б) Прочитать текст, делая неправильные остановки.

    Наступила осень идут. дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.

    Почему непонятен? (нарушен смысл рассказа)

    в) Текст читается правильно:

    Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет. Цветы вянут. Опадают листья.

    Рассказ понятен?   (ДА)

    Поэтому важно правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, повышать и понижать интонацию (голос).

    Наступила (голос взлетает)

    Осень (голос падает)

    Что ставится в конце предложёния? Покажите. (показывают)

    2. - Записать рассказ с помощью схем предложений в тетради.

        - Подсчитать сколько предложений получилось?

                              Сколько со словами-предметами?  

    Сколько со словами-действиями?                 НАЧАЛО

    Знакомство с буквой И:

    Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.

    Сколько здесь дощечек? (Три) А какая буква? ( И )

    (нарисовать)

    Хлопните в ладоши, если услышите звук И в словах:

    ель, красный, здравствуйте, индюк, йод, ива, синий, яблоко, Илюша, сливы.

    Слово рассыпалось:             Г   И   Л    А             (  И Г Л А  )

    Буква потерялась:   (И)

                                                      __ва

                                                      __гра

                                                      __скра

                                                      __голка

                                                      __грушка        

    ЗАГАДКИ:

    Кудри в речку опустила        

    И о чем-то загрустила,        

    А о чем она грустит        

    Никому не говорит.         ( ИВА )

    Всех на свете обшивает,

    Что сошьет — не надевает.      ( ИГОЛКА )

    И не снег, и не лёд,

    А серебром деревья уберёт.     ( ИНЕЙ )

    ПОСЛОВИЦА:

    Испокон века книга растит человека.

    Объясни:

    Как на иголках.  Быть в состоянии крайнего волнения, возбуждения, беспокойства.

    Изюминка.  То, что придает особенность человеку, блюду, рассказу что-то замечательное.

    Вырезывание    ЛИСТ.   Звуковой анализ этого слова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проводы русской зимы. Сценарий праздника для учащихся малокомплектной школы и детей подготовительной группы детского сада

    Праздник проходит на улице. Детей ждут весёлые игры , конкурсы, эстафеты с Дедом Морозом, Весной, Бабой Ягой. В ходе праздника дети читают стихи о масленичной недели, поют песни, заклички, водят хоров...

    Сценарий Новогоднего утренника "Заячья избушка" для детей второй младшей группы детского сада.

    Очень позитивный сценарий Новогоднего утренника, приемлим для детей второй младшей группы. Ребятам очень понравился праздник, очень много впечатлений....

    Родительское собрание для родителей подготовительной группы детского сада "Дети и родители на школьном старте".

    Цель собрания: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадапта...

    Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе детского сада

    Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г. ХвалынскаКонспектоткрытого занятия по физической культуре в подготовительной к школе группе «КОЛОКОЛЬЧИК"...

    Сценарий совместного урока - викторины на свежем воздухе для учащихся 1 класса и воспитанников старшей группы детского сада по теме "Поможем пернатым друзьям!"

    Итоговое занятие по преемственности между обучающимися 1 класса и воспитанниками старшей группы детского сада в рамках социального проекта "Поможем пернатым друзьям!"...

    Прогулки, наблюдения в старшей, подготовительной группе детского сада

    СЕНТЯБРЬ (21)Прогулка 1Наблюдение за сезонными изменениямиЦели: формировать понятия о смене времён года; уточнять представления об особенностях каждого сезона.Исследовательская деятельность  (для...