Главные вкладки
Статья. Тема: "Способы решения проблемы адаптации в 1 классе: обеспечение преемственности стандартов дошкольного и начального общего образования".
статья
Преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования – одно из условий непрерывного образования ребенка, которое поддерживает связь всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ В 1 КЛАССЕ:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СТАНДАРТОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ольга Сергеевна Березина,
Учитель начальных классов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 596 с углублённым изучением французского языка Приморского района Санкт-Петербурга
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА | СТРАНИЦА |
Введение | 3 |
I глава. Вступительная часть | 5 |
II глава. Направления совместной работы с дошкольниками и младшими школьниками | 7 |
2.1. Дошкольники | 7 |
2.2. Младшие школьники | 10 |
Выводы | 12 |
Список литературы | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается тема организации детских праздников как важное направление совместной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками.
Преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования – одно из условий непрерывного образования ребенка, которое поддерживает связь всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения).
Преемственная связь прослеживается при сопоставлении требований к результатам выпускника детского сада и требований к результатам младшего школьника.
Совместная работа педагогов дошкольного и начального общего образования может строиться по следующим направлениям: содержание воспитывающей деятельности; технологии образовательной деятельности; организационные формы деятельности с детьми; совместное планирование адаптационного периода.
Особую роль играет методическая работа с детьми и родителями, которую совместно проводят воспитатели дошкольного образования и учителя начальных классов. Подобная работа включает в себя создание системы единого психолого-педагогического контроля динамики развития детей с целью решения проблемы адаптации в 1 классе.
Такая форма построения образовательной деятельности, как взаимодействие детей разного возраста во время праздничных мероприятий, является важной составляющей преемственности стандартов дошкольного и начального образования.
I ГЛАВА
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Содержательные стороны Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) имеют преемственность между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС ДО, дают проекцию на предметы основной образовательной программы (ООП) начального общего образования. Целевые ориентиры ФГОС ДО соотносятся с универсальными учебными действиями (УУД) в ФГОС НОО.
При этом понимание существующих отличий во многом определяет специфику построения деятельности воспитателей, учителей начальных классов, а также психологов, логопедов, дефектологов, осуществляющих работу с детьми. Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке. Результаты освоения ООП НОО – универсальные учебные действия и предметные результаты – подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке.
Преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования обеспечивается следующими требованиями: создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности; ориентировка педагогической оценки на относительные показатели успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности; сбалансированность репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности; самостоятельный, творческий характер освоения ребенком средств организации процесса детского развития; предоставление ребенку возможности самостоятельно добывать и применять свои знания; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний; организация конструктивного взаимодействия с семьёй.
II ГЛАВА
НАПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ И МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1. ДОШКОЛЬНИКИ
Успешность воспитания определяется стратегическим направлением педагогической работы. Детский сад – первая и важная ступень развития личности ребёнка. Опыт этого периода – основа для построения дальнейшей жизни. На этапе дошкольного образования закладываются будущие результаты, достижения человека.
Дошкольная ступень сохраняет уникальность и самоценность детства, формирует личностные качества ребёнка, которые затем развивает школа.
В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.
Предполагается, что будущий первоклассник обладает следующими УУД: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Содержание и организация образовательного процесса в дошкольном учреждении имеют некоторые преимущественные особенности при условии проведения в детском саду праздников с участием школьников как организаторов этих праздников наряду с педагогами. Также опыт работы показывает, что любое праздничное мероприятие – это возможность максимальной реализации всех пяти образовательных областей, по которым ФГОС ДО рассматривает развитие и образование детей.
Праздник осени, Новый год, 23 Февраля, Масленица, Праздник весны – вот площадки, на которых успешно объединяются направления воспитательной работы с дошкольниками и младшими школьниками. Ведь во время праздников ребёнок особенно явно чувствует себя частью коллектива, некоего единого пространства. И открывает через другого человека самого себя. Такое разновозрастное общение – источник социализации, стимуляция творчества, развитие мышления, пробуждение инициативности, средство самовыражения, возможность реализации целостности образовательного процесса.
Воспитанники детского сада всегда очень радуются гостям-школьникам. Значимо, что во время таких праздников даже не очень общительные малыши играют и веселятся вместе со всеми. Праздничные мероприятия, проводимые эмоционально насыщенно для детей, становятся событиями в их жизни.
Д.В. Григорьев, старший научный сотрудник Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики Российской академии образования, кандидат педагогических наук, считает: «Событийный подход является практической альтернативой «мероприятийному» воспитанию, поскольку ориентирован не на «событие ради события» (высший смысл мероприятия!), но на «событие ради со-бытия», т.е. на преобразование реальности повседневного взаимодействия и общения детей и взрослых». [1, с. 99]
2.2. МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
Учащиеся начальной и средней школы с большой готовностью принимают участие в проведении праздников для малышей. Это весьма благоприятная почва для развития школьников как субъектов деятельности и поведения, ведь они выступают в роли соавторов по строительству образовательного процесса, преподносят своё видение этого мира.
Н.А. Опарина, профессор кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук, отмечает: «Особую воспитательную ценность для ребят имеют зрелищные, сценические формы досуга. Детям младшего школьного возраста ближе игровые формы досуга. В этом контексте наиболее органичной моделью являются сюжетно-игровые программы, инсценирование сказки, развлекательные программы на открытом воздухе и др.» [2, с. 33]
Также хочется предположить, что в дальнейшем, в жизни уже повзрослевшего человека подобное творчество перерастёт в деятельность качественно иного порядка: волонтёрство, благотворительность.
Х.Т. Загладина, руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования Федерального института развития образования, кандидат исторических наук, и Т.Н. Арсеньева, руководитель Центра развития молодёжных волонтёрских программ Центрального федерального округа, кандидат психологических наук, пишут: «Федеральный государственный стандарт с его системно-деятельностным подходом <…> и другие документы являются смысловым стержнем, пронизывающим идеологию современного образования. Все они нацелены и ориентируют педагогов на активное включение обучающихся в общественно-полезную деятельность, жизнь страны (региона, города, села)». [3, с. 11]
ВЫВОДЫ
Наличие знаний не определяет уровень успешности. Важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Процесс освоения ребенком окружающей действительности носит самостоятельный, творческий характер, но должен быть особым образом организован. Важнейшая задача системы образования – «научить учиться», формирование «универсальных учебных действий», способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования являются интегративные качества ребёнка: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью Стандарта являются универсальные учебные действия.
Во время совместных праздничных мероприятий воспитанники детского сада учатся общаться, вступать в контакт с другими детьми, получают опыт социализации, открывают путь к получению и объединению знаний и умений. Имеет место быть раннее формирование у детей положительного представления о школе как о следующей ступени обучения и развития творческих способностей. Общая деятельность со сверстниками и детьми старшего возраста сохраняет субкультуру ребёнка и в то же время пробуждает в нём желание учиться дальше. Чтобы у ребёнка было будущее, ему надо подарить настоящее. Не жёсткий ориентир на подготовку к школе, но игра и праздник настраивают воспитанника детского сада на получение образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев, Д.В. Событие воспитания и воспитание как событие / Д.В. Григорьев // Право и образование. – 2007. - № 1. – С.90-99.
2. Опарина, Н.А. Организация досуга учащихся в условиях школы полного дня / Н.А. Опарина // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. – 2015. - № 9. – С.32-36.
3. Загладина, Х.Т. Продвижение культуры волонтёрства в современной российской школе: проблемы и перспективы / Х.Т. Загладина, Т.Н. Арсеньева // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. – 2015. - № 10. – С.10-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС. Сравнительный анализ ФГОС и ФГТ....

Представлен план работы Школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016/2017 уч.г....

Цель семинара: организация совместной деятельности ОУ и ДОУ по обеспечению преемственности в условиях реализации ФГОС. Программа семинара. 1. Современные проблемы пре...

laquo;Если мы поставим правильно дошкольноевоспитание ребят, мы тем самымподнимем школу на более высокую ступень...».Н. К. Крупская...

Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.Н. И. Крупская...
Поиск новых образовательных технологий по реализации преемственности, разработка педагогических условий для лучшей подготовки дошкольника к обучению в школе, психолого-педагогическая поддержка семьи я...
Преемственность – это учет того уровня развития ребенка, с которым он пришел в школу, опора на него. Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к друго...