Методические рекомендации по снижению тревожности и агрессии среди учащихся ОУ
методическая разработка по физкультуре на тему

в этой статье я рассматриваю методы при помощи которых можно снизить тревожность и агрессию среди учащихся образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psih_akt.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические приемы для снижения агрессивности школьников при помощи физических упражнений и игр.

Эстафета с тремя мячами. Прием направлен на конфликтующих. Причиной конфликта стала борьба за мяч. конфликтная ситуация переводится в игровую. В эстафете с тремя мячами участвуют конфликтующие.  Каждый получает по три мяча. Необходимо не только удержать мячи, но и выполнить задание (легкое, быстровыполнимое). При выполнении мячи падают, конфликтующие их поднимают, что вызывает положительные эмоции у самих участников и у всего класса в целом. Конфликт не вспоминается.

Гонка с гандикапом. Создаются две команды. Наиболее активные агрессивные школьники располагаются по кругу длиной примерно 300 м., а неуверенные, тревожные – по кругу короче на 50 м. такое преимущество вселяет уверенность тревожным школьникам, окрыляет их, а агрессивных школьников побуждает реализовать энергетический потенциал и развивает тормозные процессы в их поведении.

Сто ударов. Можно проводить в спортивном зале с применением боксерских перчаток. Конфликтующим представляется возможность провести серию ударов в любой мягкий предмет за 10-15 сек. Жребием определяется, кто первым будет проводить удары, по сигналу действие начинается и по сигналу оканчивается. Счет ударов ведет кто-то из учеников. Объявляются суммы нанесенных ударов. Такой прием способствует сбросу психической напряженности конфликтующих и переводит их поведение в управляемые действия.

Бой петухов. Педагогический прием способствует разрядке агрессивных конфликтующих. Подростки располагаются в центре круга. Одну ногу придерживают рукой. Прыгая на одной ноге, стараются вывести соперника из равновесия. Побеждает тот, кто за определенное время наберет большее количество очков. Участник, вставший на обе ноги или выскочивший из круга, считается побежденным. Если оба участника выйдут из круга, победные очки не присуждаются. Время отводится по обстановке.

Выталкивание из круга. Конфликтующие располагаются  в центральном круге зала друг против друга. Оба держат палку, прижимая один её конец локтем к туловищу. По сигналу, нажимая на палку, школьники стараются вытолкнуть друг друга из круга в течении 30 сек. Выталкивать можно только нажимом палки, не отрывая от неё рук. Допустивший ошибку или ступивший хотя бы одной ногой за линию круга считается проигравшим. Если из круга выйдут оба, очки никому не присуждаются.

Перетягивание на парах. Применяется с агрессивными в конфликтной ситуации, но подростки должны быть примерно одинаковы по росту, силе. От средней лини чертятся справа и слева две линии на расстоянии 2 м. Конфликтующих  ставят около средней линии лицом друг к другу. подростки подходят к средней линии, берутся правыми руками за запястья, а левые кладут за спину. По сигналу начинают тянуть в свою сторону соперника, стараясь перетянуть его за линию, находящуюся за спиной. Перетянувший выигрывает.

Кто кого. Конфликтующие встают друг к другу спиной. Им надевают толстую лямку-кольцо диаметром до 2 м. Она должна пройти под мышками и плотно обтянуть грудь. По сигналу участник поединка старается перетянуть соперника на 2-3 м. в свою сторону за линию.

Самый ловкий. Толстая веревка длиной 3м. располагается на средней линии площадки, в двух шагах за спиной каждого подростка лежит по набивному мячу. По сигналу учащимся необходимо взяться за веревку, перетянуть соперника и как можно быстрее коснуться мяча ногой или рукой. Побеждает тот, кому это удается. Единоборство проводится в течение 20-30 сек. Необходимо учитывать антропометрические данные участников.

Выталкивание в приседе. Конфликтующие находятся в круге диаметром 3м. Они принимают положение приседа и берутся руками за голеностопы. Задача: толкаясь плечами или грудью, заставить соперника выйти из равновесия. При этом нельзя выпускать его за пределы круга. Поединок продолжается 30 сек. Если одолеть друг друга соперникам не удалось, объявляется ничья.

Выталкивание спиной. Агрессивные подростки садятся спиной один к другому и захватывают друг друга под руки. Упираясь ногами и спиной, они должны вытолкнуть соперника за пределы круга. Время ограничивается 30 сек.

Борьба на линии. Двое конфликтующих стоят друг против друга перед линией, слегка расставив ноги в стороны и держа обе руки перед собой. Каждый стремиться вывести соперника из равновесия вперед или назад. При этом запрещается отрывать пятки от опоры. Время – до 30 сек.

Переключение внимания. В конфликтной ситуации иногда достаточно переключить внимание на другой вид деятельности, и возбуждение снижается. Например неожиданно дать задание : провести по 3 броска в баскетбольное кольцо, затем подойти к учителю и сказать свой результат, или четко сосчитать до 15 и обратно.

Очень помогает разрядить напряженность добрая шутка. При начале проявления агрессии учитель читает стишок:

Шел король Голубков, через лес, напрямик.

Он грозил кулаком и стучал каблуком.

Был король Голубков не в дух:

Короля покусали мухи.

Можно вспомнить одну из поговорок, пословиц, например : «Бодливой корове бог рогов не дает», «Кто улыбается, тот не ругается», «Подойди поближе да поклонись пониже», «Ласковое слово лучше мягкого пирога».

Важно на первоначальном этапе лишить агрессивных школьников поддержки со стороны друзей. В игровых ситуациях агрессивные школьники вводятся в разные команды, при этом исключается проявление этих свойств. Иногда можно (в условиях спортивной секции) агрессивных школьников включать в команды с более старшими по возрасту игроками, что сказывается благоприятно в формировании миролюбия.

Выявить возбуждение у агрессивных и успокоить их помогает прием «воспроизведение времени». В игре «Кто самый точный» в течение 15, 30 и 45 секунд  школьники должны обозначить указанное время, сделав шаг вперед. Школьники, которые опережают эти интервалы, требуют от учителя повышенного внимания.

Согласие. При разрешении возникшего конфликта между учениками учитель тверд в решении: «Что случилось и кто виноват, выясните сами. Предлагаю помириться или буду через минуту разбираться сам».

Присели. Помогает разрядке негативных эмоций. Учитель говорит: «Оба хороши, а теперь посмотрим, у кого больше силы в ногах».

Ответственность. Агрессивные действия полезно направить в положительное русло : агрессивным школьникам представить право быть старшими на снаряде, в группе. Чувство ответственности дисциплинирует, повышает интерес к занятиям.

В заключительной части урока, если возникает такая необходимость, учитель предлагает школьникам лечь на пол, закрыть глаза, включает успокаивающую тихую музыку, снижающую возбуждение.

Педагогические приемы управления тревожностью школьников

Умышленное умалчивание о недостатках.

В беседе учитель умышленно подчеркивает положительные стороны учащегося, а об отрицательных умалчивает. Беседа планируется учителем, он предвидит, что разговор дойдет до сознания ученика.

Самоприказ. Преодолению тревожности способствует самовнушение: «Я умею, я смогу, я верю в себя». Этому приему следует научить школьников.

Расстановка в эстафете. Комплектуют пары и группы учащихся с учетом их подготовленности, симпатий друг к другу. Тревожные учащиеся двигательные задания выполняют предпоследними или последними, чтобы они могли сосредоточить внимание и глубоко осмыслить двигательное задание.

Преодоление спусков. Снижению тревожности у школьников, в частности в ходе лыжной подготовки при преодолении спусков, помогает работа на трех склонах с различной крутизной. Поэтапное их освоение исключает боязнь, неуверенность, место занятий учащиеся могут выбрать сами, в зависимости от своих умений и навыков, физической подготовленности.

Поощрение. Прием способствует закреплению уверенности школьника в себе. Внимание, похвала даже за незначительный успех вселяют силы, способствуют преодолению неуверенности, боязни, страха.

Замещение. Полезно переключить школьника с неблагоприятной ситуации на более благополучную в случае неудачно выполненного задания. Например, ученик на одной дистанции показал низкий результат, зато на другой может добиться призового места.

После девочек. Определенные физические упражнения у тревожных школьников вызывают неуверенность, боязнь. Исключить неприятное состояние можно, если упражнение сначала выполняют девочки, а после них неуверенные в себе мальчики. Такой прием и положительно влияет на результат, и снижает напряженность у школьников.

С форой в 2 – 3 очка. Прием позволяет более интересно проводить занятия, включая в них тревожных учеников. Каждое заработанное ими очко удваивается или утраивается. Это позволяет школьникам на определенном этапе быть в равных условиях с другими учащимися.

Тройка. Наибольший успех в преодолении тревожности может проявиться, если выполнять задания в тройках. Тревожные школьники находятся в середине тройки. Такое положение позволяет им более уверенно преодолевать напряженность при выполнении заданий.

Простое задание. Если упражнение не вызывает напряженности при выполнении, тревожным школьникам предоставляется право первыми выполнить это задание. Предоставление им ведущих позиций в данной ситуации способствует преодолению неуверенности, боязни, исключает психическую напряженность в поведении.

Комплектование команды. Прием заключается в следующем: из тревожных школьников выбирают капитанов, которые и создают себе команды.

Исправление ошибок. Постоянно указывая на ошибки тревожных школьников в ходе урока, можно еще более усилить их тревожность. В этом случае учитель переносит свои действия в исправлении ошибки на более подготовленного ученика, разбирая и исправляя ошибку, допущенную тревожным учащимся.

Юмор – универсальный педагогический прием. Он помогает благоприятному протеканию любых ситуаций. Хмурое выражение лица приводит к активному накапливанию адреналина, вызывающего в свою очередь тревожность. Повышенная эмоциональность на занятии благоприятствует выбросу в кровь норадреналина, стабилизирующего психические  свойства.

Практика доказала, что педагогические приемы способствуют не только управлению психической напряженностью, но и развитию двигательных качеств. Педагогические приемы основываются на различных средствах физической культуры и весьма разнообразны.

В результате умных действий учителя в классе в меньшей степени будет ощущаться напряженность, а действия учеников становятся целенаправленными и управляемыми.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению и проверке письменных работ учащихся I ступени обучения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению и проверке письменных работ учащихся I ступени обучения...

Методические рекомендации педагогам по составлению педагогической характеристики на учащегося для ТПМПК

Для специалистов ТПМПК важным документом, отражающим  существенную информацию о ребенке, является педагогическая характеристика. Этот документ заполняется классным руководителем школы, заверяется...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В методическом пособии представлены рекомендации для педагогови родителей, примеры различных форм работы по преодолению тревожностии обеспечению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста ...

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

В документе содержатся рекомендации по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении....

Методические рекомендации по развитию разговорной речи у слабослышащих учащихся на уроках и во внеурочное время.

    Слабослышащие дети не могут самостоятельно овладеть правильной речью, хотя и имеют определённый словарный запас. В школу, как правило, они приходят, имея общее недоразвитие р...

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

В связи реализацией ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача создания для детей дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды........