Методическая разработка "Физкульт -Лото. Веселая гимнастика"
методическая разработка по физкультуре (1 класс) по теме

Любовь Васильевна Останко

Подвижно - дидактическая игра для детей младшего школьного возраста. Карточки с комплексами упражнений для красивой осанки, стоп, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, фонетическая зарядка, массаж ушных раковин. Большая часть упражнений в стихах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Физкульт - Лото. Веселая гимнастика»

Подвижно - дидактическая игра для младшего школьного возраста.

Автор: Останко Любовь Васильевна, педагог дополнительного образования

Характер разработки: инновация, инновационная деятельность, апробация

Цель игры: предупреждение и коррекция функциональных нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, зрительного анализатора, органов дыхания и речи развитие мелкой моторики, воспитание потребности беречь и укреплять свое здоровье.

Обоснование

Оздоровительные занятия в виде игры, для проведения которой учащиеся сделали все необходимое своими руками, способствуют решению оздоровительных задач:

комплекс №1 -профилактика нарушений осанки;

комплекс №2 - предупреждение плоскостопия;

комплекс №3 - выработка навыка правильного дыхания, улучшение дикции, коррекция психо - эмоционального состояния;

комплекс №4 - развитие мелкой моторики;

комплекс №5 - профилактика близорукости;

комплекс №6 - улучшение общего состояния организма и функций всех внутренних органов. Игра также способствует сплоченности коллектива, развитию коммуникативных навыков, творческих способностей детей, повышению мотивации к выполнению упражнений, вырабатывает сознательное отношение к сохранению своего здоровья.

Необходимые ресурсы

Для проведения занятий необходимо помещение (игровая комната, уголок в классе, кабинет ГПД и т.д.), ковер или гимнастические коврики для выполнения упражнений, комплект игры.

Порядок проведения:

ПРАВИЛА ИГРЫ:

  1. В игре могут участвовать от 2 до 10 человек в группе. Участников можно разделить на 3 или 4 команды и провести соревнование.
  2. Между участниками игры распределяются карточки – лото по одной или несколько в зависимости от количества участников игры.
  3. Педагог раскладывает жетоны с номерами от 1 до 10, цифрами вниз. Каждый участники игры (если играет одна команда) по очереди берет по одному жетону с номером, соответствующим номеру упражнения. Если играет несколько команд, жетоны с номерами открывает педагог.
  4. Все у кого данная цифра есть на карточках, закрывают ее пустым жетоном.
  5. Упражнения выполняются всеми участниками игры.
  6. Участник игры, закрывший свою карточку первым, является победителем и получает главный приз – «Букет здоровья», I место.
  7. Занявшие второе, третье и т.д. места, награждаются «Цветком здоровья».
  8. Игра заканчивается, когда все цифры на карточках будут закрыты и все упражнения выполнены. Таким образом, в игре нет проигравших.

Все для игры учащиеся смогут сделать самостоятельно.

Упражнения сопровождаются стихами для повышения мотивации к их выполнению. Перед началом игры выбирается одна карточка с комплексом упражнений (по желанию детей или плану педагога, воспитателя)

Комплект игры (для 24 участников)

  1. Карточки лото – 24 штуки, размер 15х10 см.

10

6

3

9

5

8

9

4

2

5

4

2

10

10

5

3

7

2

8

4

6

8

1

9

9

6

3

10

2

7

5

1

3

4

2

9

7

10

1

4

8

8

7

3

6

6

3

1

10

9

4

5

8

9

2

8

6

1

2

4

10

3

7

7

5

8

4

7

10

1

6

10

1

3

5

3

5

10

9

4

5

2

9

3

1

8

8

2

7

4

9

6

4

4

6

9

6

1

8

1

7

3

7

2

5

2

5

1

6

8

10

2

7

5

7

9

1

3

6

10

  1. Жетоны из плотного картона с цифрами от 1 до 10, размером 5Х5см, зеленого цвета.
  2. Жетоны из плотного картона без цифр – 120 штук (диаметр 3 см, разноцветные, по 5 штук на каждую карточку).
  3. Призы: - «Цветок здоровья», состоящий из 5 ярких, разноцветных лепестков – 2-23 штуки (из картона).
  4. - «Букет здоровья» – состоящий из трех цветков, с надписью: «Здоровье всему голова» - 1-5 штук (из картона).
  5. Карточки с комплексами упражнений – 6 штук (из картона)

Игра начинается с девиза:

В «Физкульт – лото» играю,

Упражнения все знаю.

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

Карточка №1

Комплекс №1. Упражнения для красивой осанки.

Комплекс упражнений способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса.

Упражнения 1-7 выполняются в исходном положении – лежа на животе,

8-10- лежа на спине, голова, туловище и ноги располагаются на одной прямой линии. Повторять упражнения 4-6 раз.

1. «Крылышки».

Крылышки держать не просто,

Занимаюсь я серьезно.

Вы попробуйте, друзья,

Удержаться так, как я!

Поднять голову и плечевой пояс, руки к плечам, ладони выпрямлены («крылышки»). Задержаться в этом положении на 2-4-6-8-10 счетов; вернуться в и.п.

2. «Самолет».

Руки в стороны, и вот

Мы летим, как самолет!

Поднять голову и плечевой пояс, руки в стороны; задержаться в этом положении на счет 2-4-6-8-10; вернуться в и.п.

3. «Окошко».

Сделаю окошечко

И посмотрю немножечко.

Поднять голову и плечевой пояс, руки вперед, пальцы сцеплены в замок; задержаться в этом положении на счет 2-4-6-8-10; вернуться в и.п.

4. «Похлопаем в ладоши».

Вместе держим ножки

И хлопаем в ладошки!

Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; хлопок руками впереди; руки в «крылышки»; вернуться в и.п.

5. «Лодочка».

Тренирую мышцы я

Это «лодочка моя».

Поднять голову, плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног – «лодочка»; задержаться в этой позе на 2-4-6 счетов; вернуться в и.п.

6. «Рыбка».

Делать «рыбку» научились

Потому что не ленились.

Поднять голову, плечи и грудь, руки отвести назад, ладонями к телу; удержаться в этом положении на 2-4-6-8-10 счетов; вернуться в и.п.

7. «Пловец».

Как в бассейне по воде,

Я плыву на животе.

Ногами – «кроль»,

Руками – «брасс»,

Покажу я высший класс!

Имитация плавания способами «кроль» и «брасс» на 2-4-6-8-10 счетов.

8. «Посмотри на ножки».

Я на спинке полежу

И на ножки погляжу.

Руки к плечам. Поднять голову, носки на себя; задержаться в этой позе не отрывая лопаток от пола на 2-4-6-8-10 счетов; вернуться в и.п.

9. «Достань колено».

До коленей я касаюсь,

Посмотрите, как стараюсь!

Ноги согнуть в коленях, стопы на полу, руки на поясе. Поднять голову, руки вперед, потянуться к коленям; задержаться в этой позе на 2-4-6-8-10 счетов; вернуться в и.п.

10. «Велосипед».

Крутить педали не легко,

Если ехать далеко.

Руки на поясе, ноги согнуты в коленях. Сгибать и разгибать ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, имитируя езду на велосипеде. Начинать с быстрых движений, постепенно переходить на медленные. Выполнить на 8-12 счетов; вернуться в и.п.

Карточка №2

Комплекс №2. Упражнения для стоп.

Комплекс упражнений способствует предупреждению плоскостопия. Целью упражнений должно быть развитие и укрепление мышц пальцев, самой стопы и голени. Упражнения проводятся обязательно босиком. Упражнения 1-6 -ходьба с различным положением стоп.

1. «Великан».

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу.

На носочки поднимись

И макушечкой тянись!

Солнце в небе высоко,

Дотянуться не легко.

С каждым шагом выше, выше,

Будем к солнышку поближе!

Ходьба на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями во внутрь.


2. «Ходьба на пятках».

Руки в «крылышки» сложили

И на пятках походили.

Ходьба на пятках, руки в «крылышках», локти прижаты к туловищу, лопатки соединены.

3. «Мишка - Топтышка».

А теперь походим

На наружном своде!

Ходьба на наружном своде стопы, руки на пояс).

4. «Страус».

Страус – птица гордая,

Шагает он легко.

Мы тоже так попробуем

Поднять колено высоко!

Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе.

5. «Буква «Т»».

А теперь – внимание

Буква «Т» - задание.

Ходьба с разворотом стопы в виде буквы «Т».

6. «Шагом марш!».

Спину правильно держу,

С физкультурой я дружу.

Марширую на парад.

Быть здоровым очень рад!

Ходьба по массажным коврикам в течение1-3 минут

7. «Домик».

Опирайся на руки и

Не гни колени,

В этом упражнении

Места нет для лени!

Идти, опираясь на руки, колени не сгибать.

8. «Уточка».

Я сейчас, как уточка

Похожу минуточку.

Ходьба в полу-приседе, руки на коленях, спина прямая.

9. «Гусеница».

Тренируем ножки мы,

Знаем упражнения.

Чтобы стопы укрепить,

Надобно терпение.

И.п. – сидя на полу, упор руками сзади, колени согнуты, стопы стоят на полу. Сгибать и разгибать пальцы ног.

10. «Прыжки».

Равновесие держу,

За осанкой я слежу.

На одной ноге, на двух

Буду прыгать целый круг.

Выполнить 6-10 прыжков на одной ноге, и другой ноге, затем на двух ногах вместе, руки располагаются свободно или на поясе. Закончить прыжки выполнением упажнений для восстановления дыхания.

Карточка №3

Комплекс №3. Фонетическая зарядка

(дыхательные упражнения и скороговорки).

Красную речь любо слушать

Пословица

Наш голос, подобно музыкальному инструменту, требует настройки. Чтобы научиться чисто, громко и выразительно говорить, необходимо научиться:

1. управлять речевым дыханием (выполнять специальные упражнения дыхательной гимнастики). Основа этих упражнений – правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым. При выполнении упражнений необходимо следить за осанкой.

2. работать над дикцией. На помощь в этой работе придут скороговорки.

Дыхательные упражнения

1. «Считаем Егорок»

Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки. Сделать глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считаем Егорок: «Раз Егорка, два Егорка три Егорка» и т.д. примерно до 10.

2. «Свеча» (ровный медленный выдох.

Глубоко вдохнуть и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть нужно так, чтобы пламя легло, но не погасло. Можно взять тонкую полоску бумаги и дуть на нее.

3. «Погаси свечи» (интенсивный прерывистый выдох)

Вдох через нос, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдохнуть воздух: «Фу! Фу! Фу!».

4. «Раздуй костер»

Сделать глубокий вдох через нос и интенсивный выдох ртом.

Скороговорки

5. От топота копыт пыль по полю летит.

На горе Арарат зреет крупный виноград.

6. Саша шапкой шишку сшиб.

Баран Буян залез в бурьян.

7. Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

8. Водовоз вез воду от водопровода.

Съел Слава сало, да сала было мало.

9. Наш Полкан попал в капкан.

Жутко жуку жить на суку.

  1. На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.


Карточка №4

Комплекс №4 Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Одна из самых сложных задач для учащихся начальной школы - научиться правильно и красиво писать. При долгом письме ребенок быстро устает, а веселые и разнообразные упражнения "Пальчиковой гимнастики" дадут возможность отдохнуть и развить мелкую моторику у ребенка.

1.Зарядка

Пятый палец – крепко спал.

Четвертый палец – лишь дремал.

Третий палец – засыпал.

Второй палец – все зевал.

Первый палец бодро встал,

На зарядку всех поднял.

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца, затем большим пальцем касаться всех остальных «будить на зарядку». После этого сделать зарядку – 5 раз разжать и сжать кулачок

2.Веселые пальчики 

Большой палец – танцевал.

Указательный – скакал,

Средний палец – приседал,

Безымянный все кружился,

А мизинчик – веселился.

Пальцы сжаты в кулак. Поочередно разгибать их, начиная с большого. Затем повороты кисти вправо-влево 5 раз.

3.Пальчики здороваются

Здравствуй, младший мой братишка,

Здравствуй, братик шалунишка,

Здравствуй, средний братец мой,

Здравствуй, мой братец мой второй.

Большой палец прикасается к мизинцу, безымянному, среднему, указательному.

4.«Веер»

Ладони перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставлять и прижимать пальцы друг к другу (открываем и закрываем веер). Затем помахать кистями на себя и от себя 6-8 раз.

5.«Зайка»

Средний и указательный пальцы выпрямлены («Ушки подняты»).

Большой, безымянный и мизинец – соединены «зайка шевелит ушками» – развести пальцы в стороны, соединить, сгибать и разгибать пальцы одновременно и поочередно.

6.«Павлин».

2-5 пальцы левой руки присоединить к большому. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединить и расставлять пальцы, («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

7.«Теремок».

На поляне теремок (сложить ладони «домиком»),

Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в «замок»),
Из трубы идет дымок
(сделать «колечки» из пальцев),

Вокруг терема забор (руки перед собой пальцы растопырить),

Чтобы не забрался вор (щелчки пальцами),

Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони)

Открывайте, я ваш друг (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой).

8.«Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы. А большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «крылья бабочки», сначала одной, потом другой рукой.

9.«Цветок»

Руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки и прижаты друг к другу («бутон»). Очень медленно и попарно разгибать и отводить пальцы, сначала большие, затем указательные («лепестки цветка») и т.д. потом, прижав локти друг к другу, развести обе ладони в стороны («цветок раскрылся»). Таким же образом очень медленно и плавно «цветок закрывается». Произносить: «Утро- цветок раскрылся, вечер- цветок закрывается».

10.«Глазки»

Локти согнуты, ладони от себя, пальцы сжаты в кулак, глаза закрыты. С напряжением выпрямить пальцы и развести их как можно шире, открыть глаза. Пальцы сжать в кулак, закрыть глаза. Упражнение выполнять по очереди то правой, то левой рукой, затем одновременно двумя руками

Карточка №5

Комплекс №5. Гимнастика для глаз (профилактика близорукости)

Главный закон зрения – движение! Эти упражнения предусматривают движения глаз по всем направлениям, они улучшают кровоснабжение глазных яблок, нормализуют мышечный тонус, снимают зрительное утомление.

  1. Посмотреть вверх, затем вниз, Фиксируя взгляд в крайних положениях потолок – пол.
  2. Посмотреть вправо, затем влево.
  3. Взгляд в правый верхний угол, затем в левый нижний, затем в правый нижний и потом в левый верхний.
  4. Быстро и легко поморгать глазами, «как мотылек».
  5. Взгляд в левый верхний угол. Затем в правый нижний, в левый нижний и потом в правый верхний угол.
  6. Круговые вращения глазами сначала в одну, а затем в другую сторону.
  7. Посмотреть вдаль, затем на переносицу, снова вдаль и опять на переносицу.
  8. Выполнить глазами «цветок» из горизонтальных и вертикальных восьмерок.
  9. «Циферблат» – движения глазами по часовой стрелке от центра к каждой цифре воображаемого циферблата и обратно.
  10. Выполнить движением глаз «арки-дуги» верхнюю, нижнюю, правую, левую.

Каждое упражнение повторять по 6 раз в каждую сторону. Упражнения можно выполнять с открытыми и закрытыми глазами.

В конце комплекса выполнить «Пальминг». Растереть ладони, глаза прикрыть. Ладони наложить на глаза так, чтобы пальцы перекрещивались на лбу, а  центр ладони совпал со зрачком. Выполнять в течение 3 мин.

Карточка №6

Комплекс №6. Массаж ушных раковин (улучшение общего состояния организма и функций всех внутренних органов)

На ушной раковине находится более 170 БАТ, воздействие на них насыщает энергией все клетки нашего организма. Массировать ушные раковины надо так, чтобы «уши горели».

  1. Подушечками указательных пальцев обеих рук массировать ямки ушей 9 раз в одну сторону и 9 раз в другую сторону.
  2. «Вилкой» из указательного и среднего пальцев обеих рук хорошо растереть перед ушами и за ними.
  3. Подушечками указательных пальцев обеих рук массировать козелок 9 раз в одну сторону и 9 раз в другую сторону.
  4. Тщательно размять мочки ушей большими и указательными пальцами.
  5. Указательными пальцами растереть верхние лабиринты ушей.
  6. Хорошо растереть края ушных раковин снизу доверху.
  7. Указательными пальцами вибрирующим движением массировать слуховые проходы.
  8. Указательным и большим пальцами растереть внутреннюю поверхность ушных раковин ниже слухового прохода.
  9. Потянуть за ухо вниз, затем вверх и несколько раз закрыть раковиной уха слуховой проход («завернуть уши трубочкой»).
  10. Всей ладонью возвратно-поступательным движением вверх и вниз растереть ушные раковины.

Ожидаемый результат

Повышение мотивации к оздоровительным занятиям, забота о сохранении и укреплении собственного здоровья путем повышения двигательной активности и физических упражнений, снятие физического и психического утомления, предупреждение нарушений осанки и плоскостопия, предупреждение близорукости, формирование навыка правильного дыхания, развитие мелкой моторики, формирование правильной речи у детей, улучшение успеваемости.

Диагностический инструментарий и методы контроля результатов

  1. Листы наблюдений (заполняет педагог)

Ф, имя ребенка

Поведение

Успеваемость

Отношение со сверстниками

Отношение к своему здоровью

Улучшилось

Без

изменений

Улучшилось

Без

изменений

Улучшилось

Без

изменений

Улучшилось

Без

изменений

  1. Контрольные вопросы и выполнение упражнений по карточкам (заполняет педагог, воспитатель)

Показать упражнения, провести физкультминутку, ответить на вопросы.

Ф, имя ребенка

Уровень освоения упражнений

Высокий

Средний

Низкий

Способы оценивания результата разработки:

Анкетирование и опросы детей и родителей

1. Анкета для родителей

Как изменилось состояние здоровья Вашего ребенка после проведения оздоровительных занятий по данной методике, по сравнению с прошлым годом?

Свой ответ обозначьте знаком «+» в соответствующей графе таблицы

Фамилия, имя учащегося___________________________________ возраст ___________

Класс ______

Дата заполнения

Состояние здоровья и самочувствие ребенка

Улучшилось

Осталось без изменений

Затрудняюсь ответить

Общее состояние

Состояние опорно-двигательного аппарата:

-1. осанка

-2. стопы





1.

2.





1.

2.





1.

2.

Речь

Зрение

Отношение ребенка к своему здоровью

Простудные заболевания

Стали реже

Остались на прежнем уровне

Затрудняюсь ответить

  1. Анкета для учащихся (проводится анонимно)

Свой ответ обозначьте знаком «+» в соответствующей графе таблицы

Дата заполнения

Вопрос

Да

Нет

1.

Тебе нравятся оздоровительные занятия?

2.

Ты узнал что – то новое на этих занятиях?

3.

Выполняешь ли ты эти упражнения дома?

4.

Какие комплексы упражнений тебе понравились?

1. Красивая осанка.

2. Комплекс упражнений для стоп.

3. Фонетическая зарядка (упражнения для развития речи и правильного дыхания).

4. Пальчиковая гимнастика.

5. Гимнастика для глаз.

6. Массаж ушных раковин



1.

2.

3.



4.

5.

6.



1.

2.

3.



4.

5.

6.

Заключение

Применение данной методической разработки позволит улучшить состояние здоровья детей, психологический климат в классе, группе, что будет способствовать снижению конфликтных ситуаций, гипервозбудимости, приобщению к ЗОЖ, улучшению успеваемости. Разработка не требует много времени и больших материальных затрат.

Примечание: применять методическую разработку целесообразно после уроков, в группах ГПД или включить в программу оздоровительных занятий 2-4 раза в неделю. Можно использовать не игру в целом, а отдельные карточки с заданиями (гимнастика для глаз, гимнастика для стоп, фонетическая зарядка, пальчиковая гимнастика) или отдельные упражнения из них во время физкультминуток и динамических пауз на уроке и переменах.

Желаю Вам успехов и крепкого здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида

Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....

Методическая разработка "Значение утренней гимнастики"

Утренняя гимнастика, или, как её ещё называют, зарядка, полезна и необходима каждому. Однако порой бывает трудно заставить ребенка заниматься по утрам гимнастикой. Что же делать? Наилучший способ – за...

Методический комплекс по художественной гимнастике для детей 6-8 лет по теме"Сюжетные уроки"

Комплекс включает в себя различные танцевально-ритмические упражнения под популярные музыкальные произведения советских мультфильмов....

Методический комплекс по художественной гимнастике для детей 6-8 лет по теме"Сюжетные уроки"

Комплекс включает в себя различные танцевально-ритмические упражнения под популярные музыкальные произведения советских мультфильмов....

Методическая разработка. Лото "Знаешь ли ты деревья".

Данная методическая разработка - Лото "Знаешь ли ты деревья".  Здесь представлены правила игры, цель игры, задачи, материал в виде карточек - загадок, а отгадка - картинка. Каждый учитель может и...

Методическая разработка урока по гимнастике для 3 класса

Методическая разработка урока по гимнатике для 3 класса. Тема "Упражнения в равновесии. Утренняя гимнатика" Образовательные технологии: использование информационно-коммуникационных технологи...

"Веселая гимнастика для глаз"

quot;Веселая гимнастика для глаз"...