Методическая разработка "Физкульт -Лото. Веселая гимнастика"
методическая разработка по физкультуре (1 класс) по теме
Подвижно - дидактическая игра для детей младшего школьного возраста. Карточки с комплексами упражнений для красивой осанки, стоп, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, фонетическая зарядка, массаж ушных раковин. Большая часть упражнений в стихах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Физкульт - Лото. Веселая гимнастика" | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Физкульт - Лото. Веселая гимнастика»
Подвижно - дидактическая игра для младшего школьного возраста.
Автор: Останко Любовь Васильевна, педагог дополнительного образования
Характер разработки: инновация, инновационная деятельность, апробация
Цель игры: предупреждение и коррекция функциональных нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, зрительного анализатора, органов дыхания и речи развитие мелкой моторики, воспитание потребности беречь и укреплять свое здоровье.
Обоснование
Оздоровительные занятия в виде игры, для проведения которой учащиеся сделали все необходимое своими руками, способствуют решению оздоровительных задач:
комплекс №1 -профилактика нарушений осанки;
комплекс №2 - предупреждение плоскостопия;
комплекс №3 - выработка навыка правильного дыхания, улучшение дикции, коррекция психо - эмоционального состояния;
комплекс №4 - развитие мелкой моторики;
комплекс №5 - профилактика близорукости;
комплекс №6 - улучшение общего состояния организма и функций всех внутренних органов. Игра также способствует сплоченности коллектива, развитию коммуникативных навыков, творческих способностей детей, повышению мотивации к выполнению упражнений, вырабатывает сознательное отношение к сохранению своего здоровья.
Необходимые ресурсы
Для проведения занятий необходимо помещение (игровая комната, уголок в классе, кабинет ГПД и т.д.), ковер или гимнастические коврики для выполнения упражнений, комплект игры.
Порядок проведения:
ПРАВИЛА ИГРЫ:
- В игре могут участвовать от 2 до 10 человек в группе. Участников можно разделить на 3 или 4 команды и провести соревнование.
- Между участниками игры распределяются карточки – лото по одной или несколько в зависимости от количества участников игры.
- Педагог раскладывает жетоны с номерами от 1 до 10, цифрами вниз. Каждый участники игры (если играет одна команда) по очереди берет по одному жетону с номером, соответствующим номеру упражнения. Если играет несколько команд, жетоны с номерами открывает педагог.
- Все у кого данная цифра есть на карточках, закрывают ее пустым жетоном.
- Упражнения выполняются всеми участниками игры.
- Участник игры, закрывший свою карточку первым, является победителем и получает главный приз – «Букет здоровья», I место.
- Занявшие второе, третье и т.д. места, награждаются «Цветком здоровья».
- Игра заканчивается, когда все цифры на карточках будут закрыты и все упражнения выполнены. Таким образом, в игре нет проигравших.
Все для игры учащиеся смогут сделать самостоятельно.
Упражнения сопровождаются стихами для повышения мотивации к их выполнению. Перед началом игры выбирается одна карточка с комплексом упражнений (по желанию детей или плану педагога, воспитателя)
Комплект игры (для 24 участников)
- Карточки лото – 24 штуки, размер 15х10 см.
10 | 6 | 3 | 9 | 5 | 8 | 9 | 4 | 2 | ||||||||
5 | 4 | 2 | 10 | 10 | 5 | |||||||||||
3 | 7 | 2 | 8 | 4 | 6 | 8 | 1 | 9 | ||||||||
9 | 6 | 3 | 10 | 2 | 7 | |||||||||||
5 | 1 | 3 | 4 | 2 | 9 | 7 | 10 | 1 | ||||||||
4 | 8 | 8 | 7 | 3 | 6 | |||||||||||
6 | 3 | 1 | 10 | 9 | 4 | 5 | 8 | 9 | ||||||||
2 | 8 | 6 | 1 | 2 | 4 | |||||||||||
10 | 3 | 7 | 7 | 5 | 8 | 4 | 7 | 10 | ||||||||
1 | 6 | 10 | 1 | 3 | 5 | |||||||||||
3 | 5 | 10 | 9 | 4 | 5 | 2 | 9 | 3 | ||||||||
1 | 8 | 8 | 2 | 7 | 4 | |||||||||||
9 | 6 | 4 | 4 | 6 | 9 | 6 | 1 | 8 | ||||||||
1 | 7 | 3 | 7 | 2 | 5 | |||||||||||
2 | 5 | 1 | 6 | 8 | 10 | 2 | 7 | 5 | ||||||||
7 | 9 | 1 | 3 | 6 | 10 |
- Жетоны из плотного картона с цифрами от 1 до 10, размером 5Х5см, зеленого цвета.
- Жетоны из плотного картона без цифр – 120 штук (диаметр 3 см, разноцветные, по 5 штук на каждую карточку).
- Призы: - «Цветок здоровья», состоящий из 5 ярких, разноцветных лепестков – 2-23 штуки (из картона).
- - «Букет здоровья» – состоящий из трех цветков, с надписью: «Здоровье всему голова» - 1-5 штук (из картона).
- Карточки с комплексами упражнений – 6 штук (из картона)
Игра начинается с девиза:
В «Физкульт – лото» играю,
Упражнения все знаю.
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Карточка №1
Комплекс №1. Упражнения для красивой осанки. Комплекс упражнений способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса. Упражнения 1-7 выполняются в исходном положении – лежа на животе, 8-10- лежа на спине, голова, туловище и ноги располагаются на одной прямой линии. Повторять упражнения 4-6 раз. | |
1. «Крылышки». Крылышки держать не просто, Занимаюсь я серьезно. Вы попробуйте, друзья, Удержаться так, как я! | Поднять голову и плечевой пояс, руки к плечам, ладони выпрямлены («крылышки»). Задержаться в этом положении на 2-4-6-8-10 счетов; вернуться в и.п. |
2. «Самолет». Руки в стороны, и вот Мы летим, как самолет! | Поднять голову и плечевой пояс, руки в стороны; задержаться в этом положении на счет 2-4-6-8-10; вернуться в и.п. |
3. «Окошко». Сделаю окошечко И посмотрю немножечко. | Поднять голову и плечевой пояс, руки вперед, пальцы сцеплены в замок; задержаться в этом положении на счет 2-4-6-8-10; вернуться в и.п. |
4. «Похлопаем в ладоши». Вместе держим ножки И хлопаем в ладошки! | Поднять голову и плечевой пояс, руки в «крылышках»; хлопок руками впереди; руки в «крылышки»; вернуться в и.п. |
5. «Лодочка». Тренирую мышцы я Это «лодочка моя». | Поднять голову, плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног – «лодочка»; задержаться в этой позе на 2-4-6 счетов; вернуться в и.п. |
6. «Рыбка». Делать «рыбку» научились Потому что не ленились. | Поднять голову, плечи и грудь, руки отвести назад, ладонями к телу; удержаться в этом положении на 2-4-6-8-10 счетов; вернуться в и.п. |
7. «Пловец». Как в бассейне по воде, Я плыву на животе. Ногами – «кроль», Руками – «брасс», Покажу я высший класс! | Имитация плавания способами «кроль» и «брасс» на 2-4-6-8-10 счетов. |
8. «Посмотри на ножки». Я на спинке полежу И на ножки погляжу. | Руки к плечам. Поднять голову, носки на себя; задержаться в этой позе не отрывая лопаток от пола на 2-4-6-8-10 счетов; вернуться в и.п. |
9. «Достань колено». До коленей я касаюсь, Посмотрите, как стараюсь! | Ноги согнуть в коленях, стопы на полу, руки на поясе. Поднять голову, руки вперед, потянуться к коленям; задержаться в этой позе на 2-4-6-8-10 счетов; вернуться в и.п. |
10. «Велосипед». Крутить педали не легко, Если ехать далеко. | Руки на поясе, ноги согнуты в коленях. Сгибать и разгибать ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, имитируя езду на велосипеде. Начинать с быстрых движений, постепенно переходить на медленные. Выполнить на 8-12 счетов; вернуться в и.п. |
Карточка №2
Комплекс №2. Упражнения для стоп. Комплекс упражнений способствует предупреждению плоскостопия. Целью упражнений должно быть развитие и укрепление мышц пальцев, самой стопы и голени. Упражнения проводятся обязательно босиком. Упражнения 1-6 -ходьба с различным положением стоп. | |
1. «Великан». Мы становимся все выше, Достаем руками крышу. На носочки поднимись И макушечкой тянись! Солнце в небе высоко, Дотянуться не легко. С каждым шагом выше, выше, Будем к солнышку поближе! | Ходьба на носочках, подняв прямые руки вверх, ладонями во внутрь. |
2. «Ходьба на пятках». Руки в «крылышки» сложили И на пятках походили. | Ходьба на пятках, руки в «крылышках», локти прижаты к туловищу, лопатки соединены. |
3. «Мишка - Топтышка». А теперь походим На наружном своде! | Ходьба на наружном своде стопы, руки на пояс). |
4. «Страус». Страус – птица гордая, Шагает он легко. Мы тоже так попробуем Поднять колено высоко! | Ходьба с высоким подниманием колена, руки на поясе. |
5. «Буква «Т»». А теперь – внимание Буква «Т» - задание. | Ходьба с разворотом стопы в виде буквы «Т». |
6. «Шагом марш!». Спину правильно держу, С физкультурой я дружу. Марширую на парад. Быть здоровым очень рад! | Ходьба по массажным коврикам в течение1-3 минут |
7. «Домик». Опирайся на руки и Не гни колени, В этом упражнении Места нет для лени! | Идти, опираясь на руки, колени не сгибать. |
8. «Уточка». Я сейчас, как уточка Похожу минуточку. | Ходьба в полу-приседе, руки на коленях, спина прямая. |
9. «Гусеница». Тренируем ножки мы, Знаем упражнения. Чтобы стопы укрепить, Надобно терпение. | И.п. – сидя на полу, упор руками сзади, колени согнуты, стопы стоят на полу. Сгибать и разгибать пальцы ног. |
10. «Прыжки». Равновесие держу, За осанкой я слежу. На одной ноге, на двух Буду прыгать целый круг. | Выполнить 6-10 прыжков на одной ноге, и другой ноге, затем на двух ногах вместе, руки располагаются свободно или на поясе. Закончить прыжки выполнением упажнений для восстановления дыхания. |
Карточка №3
Комплекс №3. Фонетическая зарядка (дыхательные упражнения и скороговорки). Красную речь любо слушать Пословица Наш голос, подобно музыкальному инструменту, требует настройки. Чтобы научиться чисто, громко и выразительно говорить, необходимо научиться: 1. управлять речевым дыханием (выполнять специальные упражнения дыхательной гимнастики). Основа этих упражнений – правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным или прерывистым. При выполнении упражнений необходимо следить за осанкой. 2. работать над дикцией. На помощь в этой работе придут скороговорки. | |
Дыхательные упражнения 1. «Считаем Егорок» Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки. Сделать глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считаем Егорок: «Раз Егорка, два Егорка три Егорка» и т.д. примерно до 10. 2. «Свеча» (ровный медленный выдох. Глубоко вдохнуть и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть нужно так, чтобы пламя легло, но не погасло. Можно взять тонкую полоску бумаги и дуть на нее. 3. «Погаси свечи» (интенсивный прерывистый выдох) Вдох через нос, секундная задержка дыхания. Затем короткими толчками выдохнуть воздух: «Фу! Фу! Фу!». 4. «Раздуй костер» Сделать глубокий вдох через нос и интенсивный выдох ртом. Скороговорки | |
5. От топота копыт пыль по полю летит. На горе Арарат зреет крупный виноград. 6. Саша шапкой шишку сшиб. Баран Буян залез в бурьян. 7. Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке. Ткет ткач ткани на платки Тане. | 8. Водовоз вез воду от водопровода. Съел Слава сало, да сала было мало. 9. Наш Полкан попал в капкан. Жутко жуку жить на суку.
Не руби дрова на траве двора. |
Карточка №4
Комплекс №4 Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики) Одна из самых сложных задач для учащихся начальной школы - научиться правильно и красиво писать. При долгом письме ребенок быстро устает, а веселые и разнообразные упражнения "Пальчиковой гимнастики" дадут возможность отдохнуть и развить мелкую моторику у ребенка. | |
1.Зарядка Пятый палец – крепко спал. Четвертый палец – лишь дремал. Третий палец – засыпал. Второй палец – все зевал. Первый палец бодро встал, На зарядку всех поднял. | Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца, затем большим пальцем касаться всех остальных «будить на зарядку». После этого сделать зарядку – 5 раз разжать и сжать кулачок |
2.Веселые пальчики Большой палец – танцевал. Указательный – скакал, Средний палец – приседал, Безымянный все кружился, А мизинчик – веселился. | Пальцы сжаты в кулак. Поочередно разгибать их, начиная с большого. Затем повороты кисти вправо-влево 5 раз. |
3.Пальчики здороваются Здравствуй, младший мой братишка, Здравствуй, братик шалунишка, Здравствуй, средний братец мой, Здравствуй, мой братец мой второй. | Большой палец прикасается к мизинцу, безымянному, среднему, указательному. |
4.«Веер» Ладони перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставлять и прижимать пальцы друг к другу (открываем и закрываем веер). Затем помахать кистями на себя и от себя 6-8 раз. | |
5.«Зайка» Средний и указательный пальцы выпрямлены («Ушки подняты»). Большой, безымянный и мизинец – соединены «зайка шевелит ушками» – развести пальцы в стороны, соединить, сгибать и разгибать пальцы одновременно и поочередно. | |
6.«Павлин». 2-5 пальцы левой руки присоединить к большому. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединить и расставлять пальцы, («павлин раскрывает и закрывает хвост»). | |
7.«Теремок». На поляне теремок (сложить ладони «домиком»), Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в «замок»), Вокруг терема забор (руки перед собой пальцы растопырить), Чтобы не забрался вор (щелчки пальцами), Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони) Открывайте, я ваш друг (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой). | |
8.«Бабочка» Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы. А большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «крылья бабочки», сначала одной, потом другой рукой. | |
9.«Цветок» Руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки и прижаты друг к другу («бутон»). Очень медленно и попарно разгибать и отводить пальцы, сначала большие, затем указательные («лепестки цветка») и т.д. потом, прижав локти друг к другу, развести обе ладони в стороны («цветок раскрылся»). Таким же образом очень медленно и плавно «цветок закрывается». Произносить: «Утро- цветок раскрылся, вечер- цветок закрывается». | |
10.«Глазки» Локти согнуты, ладони от себя, пальцы сжаты в кулак, глаза закрыты. С напряжением выпрямить пальцы и развести их как можно шире, открыть глаза. Пальцы сжать в кулак, закрыть глаза. Упражнение выполнять по очереди то правой, то левой рукой, затем одновременно двумя руками |
Карточка №5
Комплекс №5. Гимнастика для глаз (профилактика близорукости) Главный закон зрения – движение! Эти упражнения предусматривают движения глаз по всем направлениям, они улучшают кровоснабжение глазных яблок, нормализуют мышечный тонус, снимают зрительное утомление. |
Каждое упражнение повторять по 6 раз в каждую сторону. Упражнения можно выполнять с открытыми и закрытыми глазами. |
В конце комплекса выполнить «Пальминг». Растереть ладони, глаза прикрыть. Ладони наложить на глаза так, чтобы пальцы перекрещивались на лбу, а центр ладони совпал со зрачком. Выполнять в течение 3 мин. |
Карточка №6
Комплекс №6. Массаж ушных раковин (улучшение общего состояния организма и функций всех внутренних органов) На ушной раковине находится более 170 БАТ, воздействие на них насыщает энергией все клетки нашего организма. Массировать ушные раковины надо так, чтобы «уши горели». |
|
Ожидаемый результат
Повышение мотивации к оздоровительным занятиям, забота о сохранении и укреплении собственного здоровья путем повышения двигательной активности и физических упражнений, снятие физического и психического утомления, предупреждение нарушений осанки и плоскостопия, предупреждение близорукости, формирование навыка правильного дыхания, развитие мелкой моторики, формирование правильной речи у детей, улучшение успеваемости.
Диагностический инструментарий и методы контроля результатов
- Листы наблюдений (заполняет педагог)
№ | Ф, имя ребенка | Поведение | Успеваемость | Отношение со сверстниками | Отношение к своему здоровью | ||||
Улучшилось | Без изменений | Улучшилось | Без изменений | Улучшилось | Без изменений | Улучшилось | Без изменений | ||
- Контрольные вопросы и выполнение упражнений по карточкам (заполняет педагог, воспитатель)
Показать упражнения, провести физкультминутку, ответить на вопросы.
№ | Ф, имя ребенка | Уровень освоения упражнений | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Способы оценивания результата разработки:
Анкетирование и опросы детей и родителей
1. Анкета для родителей
Как изменилось состояние здоровья Вашего ребенка после проведения оздоровительных занятий по данной методике, по сравнению с прошлым годом?
Свой ответ обозначьте знаком «+» в соответствующей графе таблицы
Фамилия, имя учащегося___________________________________ возраст ___________
Класс ______
Дата заполнения
Состояние здоровья и самочувствие ребенка | Улучшилось | Осталось без изменений | Затрудняюсь ответить |
Общее состояние | |||
Состояние опорно-двигательного аппарата: -1. осанка -2. стопы | 1. 2. | 1. 2. | 1. 2. |
Речь | |||
Зрение | |||
Отношение ребенка к своему здоровью | |||
Простудные заболевания | Стали реже | Остались на прежнем уровне | Затрудняюсь ответить |
- Анкета для учащихся (проводится анонимно)
Свой ответ обозначьте знаком «+» в соответствующей графе таблицы
Дата заполнения
№ | Вопрос | Да | Нет |
1. | Тебе нравятся оздоровительные занятия? | ||
2. | Ты узнал что – то новое на этих занятиях? | ||
3. | Выполняешь ли ты эти упражнения дома? | ||
4. | Какие комплексы упражнений тебе понравились? 1. Красивая осанка. 2. Комплекс упражнений для стоп. 3. Фонетическая зарядка (упражнения для развития речи и правильного дыхания). 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Гимнастика для глаз. 6. Массаж ушных раковин | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Заключение
Применение данной методической разработки позволит улучшить состояние здоровья детей, психологический климат в классе, группе, что будет способствовать снижению конфликтных ситуаций, гипервозбудимости, приобщению к ЗОЖ, улучшению успеваемости. Разработка не требует много времени и больших материальных затрат.
Примечание: применять методическую разработку целесообразно после уроков, в группах ГПД или включить в программу оздоровительных занятий 2-4 раза в неделю. Можно использовать не игру в целом, а отдельные карточки с заданиями (гимнастика для глаз, гимнастика для стоп, фонетическая зарядка, пальчиковая гимнастика) или отдельные упражнения из них во время физкультминуток и динамических пауз на уроке и переменах.
Желаю Вам успехов и крепкого здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида
Презентация комплекса артикуляционной гимнастики для детей 8 вида....
Методическая разработка "Значение утренней гимнастики"
Утренняя гимнастика, или, как её ещё называют, зарядка, полезна и необходима каждому. Однако порой бывает трудно заставить ребенка заниматься по утрам гимнастикой. Что же делать? Наилучший способ – за...
Методический комплекс по художественной гимнастике для детей 6-8 лет по теме"Сюжетные уроки"
Комплекс включает в себя различные танцевально-ритмические упражнения под популярные музыкальные произведения советских мультфильмов....
Методический комплекс по художественной гимнастике для детей 6-8 лет по теме"Сюжетные уроки"
Комплекс включает в себя различные танцевально-ритмические упражнения под популярные музыкальные произведения советских мультфильмов....
Методическая разработка. Лото "Знаешь ли ты деревья".
Данная методическая разработка - Лото "Знаешь ли ты деревья". Здесь представлены правила игры, цель игры, задачи, материал в виде карточек - загадок, а отгадка - картинка. Каждый учитель может и...
Методическая разработка урока по гимнастике для 3 класса
Методическая разработка урока по гимнатике для 3 класса. Тема "Упражнения в равновесии. Утренняя гимнатика" Образовательные технологии: использование информационно-коммуникационных технологи...
"Веселая гимнастика для глаз"
quot;Веселая гимнастика для глаз"...