Главные вкладки

    Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.
    методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3 класс) на тему

    Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисциплины. Умелая организация и соблюдение методических рекомендаций при составлении и реализации игр является основой достижения поставленных целей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл primenenie_igrovyh_tehnologiy_na_urokah_fiz-ry.docx27.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №471

    Методический реферат на тему:

    «Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»

    Выполнила:

    Учитель физической культуры

    Казанцева Юлия Сергеевна

    Санкт-Петербург

    2016г.

    Содержание

    1. Введение;
    2. Преимущества использования игровых технологий;
    3. Виды игр;
    4. Задачи и игровые решения;
    5. Соответствие сложности игр возможностям ученика;
    6. Правила проведения игр;
    7. Вывод;
    8. Список используемой литературы.

    Введение

    Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисциплины. Умелая организация и соблюдение методических рекомендаций при составлении и реализации игр является основой достижения поставленных целей.

    Преимущества использования игровых технологий

    Использование подвижных игр для активизации двигательной активности младших школьников с целью формирования здорового образа жизни предусматривает реализацию наиболее рациональных методов организации учебного процесса в начальной школе. Традиционно на уроках используются три метода: фронтальный, групповой, и индивидуальный. Это позволяет решить задачу овладения младшими школьниками базовыми основами двигательной деятельности, однако не всегда удается решить задачу расширения двигательного опыта учащихся, границ двигательной активности младших школьников. А использование подвижных игр на любом этапе обучения помогает решать задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений, содействует совершенствованию двигательной функции и закладывает основу для подготовки младших школьников к конкретной игровой деятельности. Использование подвижных игр предусматривает овладение методикой их проведения, которая включает в себя основные этапы: выбор игр, подготовка к игре, руководство игрой, окончание игры.

    Игровые технологии позволяют повысить темпы формирования двигательных навыков у детей, интерес к занятиям физическими упражнениями.  Во время игр ребята начальной школы всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр обязывают их к сдержанности. Дети в играх отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают свои положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры отличаются большой эмоциональностью, так как при правильной их организации они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение. В них больше чем в других физических упражнениях участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им позволяют их индивидуальные возможности. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. Соревновательный метод – это способ выполнения упражнения в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. Даже в простых играх уже имеются ясно выраженные стремления играющих к победе. Еще более яркий соревновательных характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая группа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить.

    Виды игр

    Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными (открытыми) правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

    Применяемо к физической культуре можно категорировать типы игр следующим образом:

    1. Подвижные игры. Такими играми называют игры, исчерпывающие все виды свойственных человеку движений: ходьбу, прыжки, ползание, лазание, метание, упражнения с предметами, броски и ловля. Подобные игры являются универсальным и незаменимым средством физической культуры. Характерной чертой таких игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Все подвижные игры имеют ярко выраженные черты и эмоциональный характер. В таких играх ребёнок испытывает радость от физической нагрузки. Достижение цели в таких случаях приносит большое моральное удовлетворение.
    2. Игры – состязания - это игры носящие явные признаки соперничества и лидерства. Целью таких игр является достижение превосходства над остальными. Такие игры помогают самоутвердиться, выявить скрытые способности и продемонстрировать имеющиеся.
    3. Групповые игры - это такие игры, которые деление всего числа играющих на небольшие группы. Играя в такие игры группы, могут соревноваться, а могут и совсем не соперничать. Правила, бесспорно, устанавливает учитель. Такие игры помогают учителю не только разрядить обстановку, но и дать детям возможность выбрать соперников или помощников. Вообще, выбор в свою команду того, кого захочется, не приносил никаких разногласий и противоречий.
    4. Командные игры. Обычно в таких играх участвуют две команды и основа таких игр, несомненно, соперничество. Играя в командные игры, дети должны выбрать капитанов или командиров, которые будут отвечать за порядок в команде и правила выполнения заданий. Чаще всего по окончании командной игры должно произвестись награждение победителей.

    Задачи и игровые решения

    Если на уроке ставится задача развития силы, то необходимо подготовить игры и упражнения, связанные с кратковременными скоростно- силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этих задач оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Основа - любимая ребятами группа эстафет с мячом. В данном случае мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами. Сюда же можно отнести и очень полезные для силового развития метания различных предметов на дальность. Та же можно использовать игру «Кто больше?». Две команды, располагаясь друг против друга, метают легкие мячи, так, чтобы добросить его до стены соперника. Мячи легкие, летят недалеко и для того, чтобы добиться нужного результата приходиться затратить силу, а чтобы победить соперника, силу нужно затратить многократно в короткий промежуток времени (игра длится всего 1 минуту).

    Для развития такого качества, как скорость, необходимо использовать игры, в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука).  Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения направленны на сознательное опережение соперника.

    Соответствие сложности игр возможностям ученика

    В силу особенностей наших детей не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна в том случае, если будет доступна и понятна учащимся. Поэтому необходимо следовать принципу от простого к сложному. Для этого рекомендуется использовать различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Например, в 1 – 2 классе можно использовать игру «Охотники и утка», так как первоклассники еще не могут бегать врассыпную так, чтобы это было безопасно. Затем стоит усложнить игру, добавляя «уток» и перейти к игре «Охотники и утки». Эта игра способствует развитию ловкости, выносливости, здесь требуется проявление сноровки, развивается координация движений, ориентировка в пространстве. В игре необходимо быстрое согласование действий со своими партнерами по команде. Происходит развитие глазомера, чувства мяча, точности движений. Так же проявляются и такие качества, как воля, умение взять игру на себя, смелость, способность преодолевать свои слабости.

    Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности, как для играющих, та и для наблюдающих за игрой. Необходимо проводить игру с дидактической направленностью. В этом случае дети учатся объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

    Требования к отбору игр следующие:

    1. игра должна давать новые понятия;
    2. в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;
    3. дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;
    4. степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

    Правила проведения игр

    При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:

    1.        Простота и доступность правил;

    2.         Каждый ребенок должен быть активным участником игры;

    3.         Исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей;

    4.         Безопасность используемого инвентаря;

    5.         Игра не должна унижать достоинства играющих;

    6.         При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от сложного к простому.

    Так же, при использовании игр, рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

    1.        Выбор игры осуществляется исходя из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности;

    2.        Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия необходимо выбрать место для проведения игры и оборудование;

    3.        Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру необходимо объяснять точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняются по ходу игры.

    4.        Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр рекомендуется разбить класс на команды таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, необходимо учитывать пользу выбранной роли для ученика. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованными. Нужно стараться следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.

    5.        Развитие игровой ситуации. При организации игр рекомендуется придерживаться следующих принципов:

    1. принцип развития игровой динамики;
    2. принцип поддержания игровой атмосферы;
    3. принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
    4. принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

    6.        Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами необходимо подвести итоги игры, определить победителей. В качестве жюри рекомендуется привлекать детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие (если в игре предусмотрена работа жюри).

    При проведении игр обязательно ставить перед собой следующие задачи:

    1. Опираться на возможности учеников;
    2. Подготовить почву для повышения уровня физической подготовки учащихся;
    3. Развивать личностные качества ребенка, повышать общую дисциплину класса/группы.

    Вывод

    Таким образом, использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальных классах способствует не только развитию жизненно важных двигательных качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости), но и развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, морально-волевых качеств. Также повышается общий уровень физической подготовленности, интерес к занятиям физическими упражнениями, что способствует формированию здорового образа жизни.


    Список используемой литературы

    1. Аникина, Т. А. Избранные главы по возрастной физиологии [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Аникина, Л. Г. Ковтун. - Казань, 1992. - 223 с.

    2. Баландин, Г. А., Назарова, Н.Н. Урок физкультуры в современной школе [Текст] / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 295 с.

    3. Больсевич, В. К. Физическая активность человека [Текст] / В. К. Больсевич. - М., 2000. - 187 с.

    4. Бреев, М. П. Урок физической культуры в школе // Технология и педагогический анализ [Текст] : учеб. пособие / М. П. Бреев. - Новосибирск, 2000. - 234 с.

    5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие; под редакцией А. В. Петровского. – М., 1981. – 256 с.

    6. Выгодский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие для преподавателей / Л. С. Выгодский. – СПб.: Союз С-П., 1997. - 375 с.

    7. Головина, Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л. Л. Головина. - М., 1986. - 279 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

    Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

    КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Формирование представлений учащихся о компонентах деятельности через образное восприятие....

    Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".

    Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....

    Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

    Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

    «Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

    «Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

    Игровые технологии на уроках эрзянского языка как средство развития познавательной активности у учащихся.

    Уроки эрзянского языка  в начальных классах должны проходить в доступной и игровой форме. Игровые технологии позволяют развивать познавательную активность учащихся и поддерживать интерес к предме...