Главные вкладки

    Доклад на тему: «Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС»
    материал по физкультуре (4 класс) на тему

    Чурсина Валентина Васильевна

    Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.

    Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

     Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный  учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели.

     В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx24.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ ФГОС

    Доклад на тему: 

    «Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС»

    Физическая культура - обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.

    Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.

     Физическая культура, как любой другой предмет, включенный в Базисный  учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели.

     В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

    Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

    Требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;

    Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

    Закона « Об образовании»;

    Федерального закона « О физической культуре и спорте»;

    Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;

    Примерной программы начального общего образования; приказа Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.

     Ориентируясь на решение задач образования  школьников , учебный предмет «Физическая культура» в своем предметном содержании направлен на

    реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса, региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения.

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

    Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.  Деятельностный  подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.

      Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

     Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, хотя с ним связано, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

    В системно - деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.

      Деятельность это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности.

      Школа выполняет заказ, сформулированный в стандартах. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством:

    - семья предъявляет требования к созданию условий для успешности личностной, социальной, профессиональной;

    - общество - к безопасности и здоровью, свободе и ответственности, социальной справедливости, благосостоянию;

    - государство – к сохранению национального единства, безопасности, развитию человеческого потенциала, конкурентоспособности.

      В связи с этим задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. 

        Школам поставлена основная педагогическая задача:

    Чему учить? (Обновление содержания)

    Ради чего учить? (Ценности образования)

    Как учить? (Обновление средств обучения)

     Цель физического воспитания в школе:  содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

    Решение задач физического воспитания направленно на:

    • содействие гармоническому физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностей ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
    • обучение основам базовых видов двигательных действий;
    • дальнейшее развитие координационных  и кондиционных  способностей.
    • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
    • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
    • углубление представлений об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
    • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
    • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
    • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
    • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
    • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической  саморегуляции.

    К формам организации занятий по физической культуре в школе относятся разнообразные уроки физической культуры. Для более полной реализации цели и задач  по физической культуре в нашей школе  уроки физической культуры дополняются внеклассными формами занятий  (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, физкультминутки, подвижные перемены, спортивные кружки т. д.)

     В процессе обучения  применяются  методы физического воспитания:

    • словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
    • наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия,  и т.д.);
    • метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
    • методы развития двигательных качеств (повторный, равномерный, соревновательный, игровой и т.д.

     Используются  современные образовательные технологии:

    • здоровьесберегающие технологии - привитие гигиенических навыков, навыков правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания, использование физических упражнений имеющих лечебно-воспитательный эффект, корригирующих и коррекционных упражнений;
    •  личностно-ориентированное и дифференцированное обучение - применение  тестов и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
    •  информационно-коммуникационные технологии - показ презентаций для улучшения мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ физической культуры, создание спортивных сайтов, сайта учителя физической культуры, занятия научно- исследовательской работой;

    Важной особенностью образовательного процесса физического воспитания является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончанию изучения раздела, так и по мере текущего освоения умений и навыков. В начале и конце учебного года учащиеся сдают шесть зачетных упражнений (тесты) для определения  уровня физического развития и физических способностей. Тесты принимаются в виде зачетов  по плану на уроках легкой атлетики (сентябрь,май). Кроме зачетов по уровню физического развития, в каждой четверти принимаются контрольные упражнения  по пройденным разделам программы.   




    Литература:

    Айропетянц Л.Р., Гадик М.А. Спортивные игры. — Ташкент. 2005.

    Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под.ред. Ю.М. Портнова. — М., Ф и С, 2004.

    Белов С. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 2000.

    Гомельский А.Я.  Секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. — М., "ФАИР"/ 1997.

    Каинов А.Н. Организация работы спортивных секций в школе.-Волгоград, 2011.

    Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М., Ф и с. 2001.

     Шмелева О.А. Организация образовательного процесса по предмету « Физическая культура» в условиях реализации ФГОС нового поколения» статья, 09.12.2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: «Развитие ИКТ- компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО»

    Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО...

    Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)

    Общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта "Общая физическая подготовка" (спортивно-оздоровительный этап подготовки)...

    Доклад на тему "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"

    Доклад для выступления на МО учителей начальных классов на тему "Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности предметной области «Физическая культура и ОБЖ» в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

    Данная программа внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в данной образовательной организации и расширяет инт...

    Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС

    Выступление в рамках ШМО на тему: "Развитие физической культуры и спорта в условиях ФГОС"....