Круговая форма организации деятельности школьников
план-конспект урока по физкультуре (4 класс) на тему

Варданян Эрик Александрович

Круговая форма организации деятельности школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_erik_1.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Круговая форма организации деятельности школьников

I класс

Основная форма организации систематических занятий по физическому воспитанию в школе — урок физической культуры. Он в первую очередь определяет уровень всей спортивно-оздоровительной работы. В ходе урока физической культуры преподаватель призван не только учить школьников технике выполнения двигательных действий или упражнений, но и развивать у них физические качества, формировать умение самостоятельно заниматься физкультурой и спортом.

Как показывает практика, важную роль в повышении эффективности урока физической культуры играет не фронтальная (общегрупповая) организация учащихся, не звеньевая (групповая), а круговая форма организации занимающихся. Она характеризуется тем, что каждый ученик в составе небольшой группы выполняет заданное количество разных упражнений, последовательно переходя по кругу к специально подготовленным для этих упражнений местам.

Основу урока физической культуры с круговой формой организации деятельности составляет серийное повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплекс. Большинство из них имеет относительно локальный, или региональный, характер, т. е. воздействует преимущественно на определенную мышечную группу. В круговой тренировке обязательно используются упражнения для рук, плечевого пояса, ног, брюшного пресса и спины.

Работая со школьниками I класса, провожу все уроки на открытом воздухе. Я впервые воспользовался круговой формой организации первоклассников. На спортивной площадке использовал конструкции и оборудование, установленные шефами. В дождливую и холодную погоду уроки проходят в комплексе, сохраняя круговую форму организации учащихся. Но и в том и другом случае школьники переходят от одного места занятия к другому по замкнутой цепи.

Круговую форму организации учащихся использую в основной части урока. После бега, ходьбы и общеразвивающих упражнений делю класс на 8 отделений и распределяю их соответственно на 8 подготовленных мест занятий. В каждом отделении получается по 3—4 человека. Смена мест занятий происходит через 2— 3 мин. Таким образом, на выполнение комплекса упражнений уходит 16—20 мин.

Примерный комплекс упражнений на уроках физической культуры для проведения в комплксе.

Оборудование и инвентарь: 3 гимнастических мата, 2 гимнастические скамейки, 1 гриф от детской штанги (7,5 кг) и стулья.

1-        е        место. Упражнение на ловкость и координацию движений.

Использую 6 стульев, установленных на двух гимнастических матах, близко друг к другу.

Проползание в «туннеле». Школьники по одному проползают под стульями, не задевая их. 3 раза.

2-        е        место. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Использую 2 стула, установленных рядом.

И. п. — сесть на край одного из стульев, руки за голову. Один из товарищей фиксирует ноги. Наклон назад, до положения лежа на другом стуле и переход в и. п. 3 раза по 3 подхода.

3-        место.        Упражнение для укрепления мышц рук и плечевого пояса.

И. п. — упор лежа на краю сцены. Сгибание и разгибание рук. 5 раз по 3 подхода.

4-        е        место. Упражнения для укрепления мышц спины.

И. п. — лечь животом на стул, руки за головой. Один из товарищей фиксирует ноги. Поднимание туловища вверх-назад. 3 раза по 3 подхода.

5-        е        место. Упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса.

Подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке. 3 раза по 3 подхода.

6-        е        место. Акробатические упражнения.

Перекаты в группировке. Работаю с отделением сам.

7-        е        место. Упражнение для укрепления мышц ног.

На двух стульях, стоящих один от другого на расстоянии 1 м, лежит гриф.

И. п. — школьник подходит к месту, приседает, кладет гриф на плечи, поддерживая его руками, встает. Делает шаг вперед, выполняет 3 приседания и кладет гриф на стулья. 3 раза по 3 подхода.

8-        е        место. Упражнения в равновесии.

Ходьба по рейке гимнастической скамейки.

1-е прохождение — руки в стороны, 2-е — руки вперед, 3-е — руки за голову, 4-е — приставными шагами, левым боком, руки на пояс,

5-        е — приставными шагами, правым боком, руки на пояс.

Примерный комплекс упражнений на уроках физической культуры, используемый на откры¬том воздухе.

Оборудование и инвентарь: конструкции гимнастического городка, 1 удлиненная скакалка, 4 сшитых малых мяча.

1-        е        место. Прыжки через длинную скакалку. Провожу занятие сам.

2-        е        место. Упражнение для укрепления мышц брюшного пресса.

3-        е        место. Отжимание в упоре.

4-        е        место. И. п. — вис на гимнастической стенке.

Поднимание согнутых в коленях ног.

5-        е        место. Перелезание через гимнастическую стенку.

6-        е        место. Упражнения для укрепления мышц спины.

7-        е        место. Броски малого мяча в цель.

8-        е        место. Упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса.

Предложенные комплексы упражнений способствуют общему гармоническому развитию опорно-двигательного аппарата и двигательных качеств.

На семи местах школьники занимаются самостоятельно, выполняя несложные упражнения. Более сложным, таким, как акробатические упражнения или прыжки через длинную скакалку, обучаю сам. Наличие в отделении

3—        4 человек позволяет в спокойной обстановке ознакомить их с упражнением или двигательным действием, разучить и совершенствовать его, указать им на «хитрости» в движении, дифференцированно подбирать нагрузки и методы обучения. А это способствует пониманию и усвоению школьниками изучаемого материала.

Упражнения и их выполнение, дозировка приведена примерная. Через несколько уроков я их видоизменяю или даю другой темп и ритм выполнения.

Помимо развития физических качеств и обучения двигательным действиям, круговая форма организации деятельности школьников дает возможность обучать строевым упражнениям (построение в шеренгу, выполнение команд: «Направо!», «Налево!», «Шагом — марш!», «Класс, смирно!»).

На первых уроках могут возникнуть определенные трудности в организации урока по круговой форме. Связаны они с тем, что каждое упражнение следует показать, рассказать об исходном положении и о правилах выполнения и т. д., а учащимся приходится слушать и какое-то время ждать. Но это только на одном- двух уроках, на последующих же ученики четко стараются выполнять предложенные упражнения.

Используемая круговая форма организации школьников обеспечивает большую плотность урока физической культуры, повышает двигательный объем на уроке и эффективность воспитания разнообразных физических качеств у детей семи лет. Такие уроки с элементами круговой тренировки обеспечивают более качественную подготовку школьников к выполнению требований учебной программы и норм комплекса ГТО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...

Влияние групповых форм организации деятельности на качество обучения в начальной школе

В статье рассматриваются групповые формы работы на уроке в начальных классах....

Статья "Формы организации деятельности волонтёров"

Статья "Формы организации деятельности волонтёров В ШКОЛЕ"...

Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, проектной деятельности  и т. п....

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют ...

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрывается актуальность групповой работы младших школьников, определяются принципы формирования групп, описывается технология организации групповой работы....