Научно-методическая статья "Общие вопросы общения с ребенком".
статья по физкультуре (1 класс) на тему

Якупова Марина Петровна

Принципы отношений педагога и ученика.Мотивы, средства и формы общения.Алгоритм активного слушания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая статья

Составила:  Якупова Марина Петровна

Общие вопросы общения с ребенком

Безусловное принятие ребенка

    Психологами был введен термин “Безусловное принятие”, под которым подразумевается безусловное принятие ребенка его окружением, то есть родители не должны ставить ребенку каких-либо условий. Это является первостепенной задачей для дальнейшего его успешного развития общаться. Таким образом, ребенка необходимо принять без условий типа: “Если ты будешь хорошо себя вести, то я буду тебя любить” и т.д.

    Отсюда могут возникать следующие вопросы у родителей “Как правильно выражать свое недовольство в отношении негативного поведения ребенка?”, если родитель принимает своего ребенка без всяких условий. В таком случае важно отделять свое недовольство от личности ребенка, оно должно относиться исключительно к его поведению (действиям).                  

     Также значимо, чтобы недовольство матери поступкам ребенка не являлось систематическим, так как данное поведение может перерасти в непринятие. Требовать дисциплины от ребенка следует уже после установления доброжелательных отношений и опираться только на них.

     В случаях, когда учитель безусловно принимает детей, доброжелательно и тепло относится к каждому из них, замечает и подчеркивает их достижения и успехи, в таком случае беспокойства, тревоги и страхи учащихся значительно снижаются. Данная схема отношений педагога и ученика формирует развитие и самоактуализацию личности ребенка. Принципы сформулированы на базе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.


Известный писатель, детский психолог Хаим Дж. Джайнотт, написавший книгу “Родители и дети” рекомендует опираться педагогам и родителям на следующие принципы:

  1. В ребенке необходимо поддерживать позитивный образ “Я”, а также его чувство достоинства;
  2. Не говорить негативного о личности и характере ребенка, а говорить конкретно о ситуации, его действиях и последствиях этих действий.
  3. Не сравнивать с другими детьми, то есть отмечать его успехи в личностном росте, сравнивая с самим собой.
  4. Не вешать негативных ярлыков, не высказывать негативных суждений, так как это провоцирует отрицательное программирование.
  5. Не навязывать какого-то поведения вопреки его желанию.
  6. Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от качества или формы его исполнения.

    Для педагога, важным условием адекватного и гармоничного развития личности ребенка является способность реализовать в работе с детьми индивидуальный подход к каждому из них.

   Через принятие ребенком своих родителей для него открывается возможность принять и познать самого себя. То есть, ребенку необходимо научиться видеть своих родителей в образе обычных людей с их достоинствами и недостатками, позволить любить их без обид и разочарований. Однако, важно понимать, что идеальных родителей, как и детей не существует. Таким образом, чтобы принять реальность,  необходимо проститься с детской мечтой об идеальных родителях, точно так же как нужно расстаться с мечтой об идеальном ребенке. Принять, означает перестать хотеть, чтобы человек изменился и стал другим.

       Важным условием для создания между родителем (учителем) и ребенком доверительных отношений является взаимное уважение, оно является подтверждением значимости человека. Недостаточно говорить ребенку про необходимость уважать старших, важно также уважать ребенка. На основе взаимного уважения будут строиться гармоничные и полноценные отношения с принятием другого. Для этого стоит поддерживать в себе такие качества как: щедрость, внимание, забота, а также твердость. Быть внимательным к миру ребенка, стараться смотреть на вещи его глазами, уважать его увлечения и интересы. Под щедростью понимается возможность дарить свое внимание и заботу в те моменты, когда мы устали и испытываем головную боль после тяжелого дня. А под твердостью, неукоснительное следование своим правилам, ведь дети будут их принимать, так как они помогают им ориентироваться в окружающем мире.

     Таким образом, в общении с ребенком крайне важно учитывать его потребности.

Для ребенка мотивом общения выступает взрослый. Психолог М.И .Лисина выделила 3 группы человеческих качеств и три категории мотивов общения:

  • Деловые (взаимодействие в игре и т.д.). Роль взрослого состоит в том, что он является участником или партнером в совместной деятельности. Здесь для ребенка важно как взрослый играет с ним, что из интересных предметов показывает ему и т.п.;
  • Познавательные (познание нового). Взрослый выступает как источник новой информации. Значимо как взрослый слушает ребенка и как реагирует и отвечает на все его вопросы;
  • Личностные (общение как самостоятельный вид деятельности). Взрослый является тем, кто может побудить в ребенке желание осознать свои качества. Задача родителя знать и понимать, а главное чувствовать все потребности ребенка, не только на физиологическом уровне, но и на психологическом. Умея это, родитель может правильно построить с ребенком диалог, а значит, и наладить взаимоотношения с ним. Помимо вышеперечисленного, необходимо учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка и хорошо знать особенности развития ребенка в данном возрасте.

Также Лисина выделила 3 категории средств общения для удовлетворения мотивов общения:

  • Экспрессивно-мимические, это взгляд, гримаса, улыбка, всевозможные выражения лица. В процессе общения они выражают его содержание.
  • Предметно-действенные, это жесты и позы, манипуляции с игрушками и другими предметами. В общении также выражают содержание общения.
  • Речевые, это содержание коммуникаций. В общении обозначают содержание общения.

          Устойчивые формы общения создаются исходя из потребностей, мотивов и средств общения, на протяжении детского возраста они постоянно меняются. То есть формой общения принято называть деятельность общения находящуюся на определенном этапе ее развития.

О характере происходящего психического развития ребенка можно судить по 4 различным формам общения, которые появляются на протяжении всего детства:  

  1. Эмоционально-личностное.
  2. Ситуативно-деловое.
  3. Внеситуативно-познавательное.
  4. Внеситуативно-личностное.

                                    Установление вербального контакта

        Для успешного установления контакта необходимо быть приветливым и иметь прямой открытый взгляд, а также не спешить начинать диалог, важно сначала поймать ответный взгляд собеседника или обменяться с ним улыбками.

   Не стоит начинать разговор с волнующих тем или вопросов, необходимо настроиться на общение, а для этого требуется какое-то время. Чтобы переключиться от дел, которыми был занят собеседник, нужна вступительная часть беседы, которая включает в себя разговоры на отвлеченные темы, она создает благоприятную атмосферу для дальнейшего разговора.

    Для более быстрого и лучшего включения партнера в разговор, рекомендуется построить первые фразы так, чтобы они активировали все каналы восприятия человека, например:

  • “Вася, я рада поговорить с тобой”, - влияние на кинестетический канал;
  •  “Оля, я слышала,  ты отлично погуляла с семьей в эти выходные” - воздействие на аудиальный и кинестетический каналы;
  • “Я вижу, как ты здорово научился рисовать” - воздействие на визуальный канал.

Подобного рода предложения направлены на то, чтобы овладеть вниманием партнера, помимо этого они приглашают его к диалогу, ведь являются приятными и вежливыми.

        Исходя из этого, можно сказать, что задачей вступительной части беседы является привлечение внимания к себе, установление контакта с собеседником, а также пробуждение интереса к самому общению или какой-то конкретной теме разговора.

      Вариантов для начала беседы множество. Например, если человек начинает беседу, рассказывая о своих проблемах, то в таком случае ему необходимо дать высказаться, при этом поощряя разговор на продолжение. Очень важно в трудную минуту внимательно выслушать партнера, тем самым показать, что его отрицательная ситуация находит в вас отклик и вы сопереживаете ему, хотите поддержать и помочь. Если вы чувствуете напряжение со стороны собеседника, то в таком случае в первую очередь надо снять напряженность, для этого лучше начать диалог с приятных общих фраз или тактичного комплимента, который будет уместен в данной ситуации. Смех и улыбка, как правило, помогают убрать излишнее напряжение и тревогу. Также диалог может начаться с заметки о каком-либо событии или случае, которое можно было бы связать с содержанием разговора. Человек может быть готов к беседе сразу, тогда стоит просто напомнить о предмете диалога.

        Во время разговора важно стараться поддерживать собеседника располагающей к общению позой, жестами, кивками и словами. Общение должно быть живым, эмоциональным, то есть иногда стоит улыбаться или наоборот делать грустную гримасу, опираясь на тему разговора. Всем известно, что улыбка, это выражение доброжелательного отношения к партнеру.

         Все мы люди и не всегда готовы улыбаться по необходимости, в таком случае стоит воспользоваться приемом известного американского психолога Д.Карнеги, который предлагает следующее: «Перед тем как войти в кабинет, на мгновение остановитесь и подумайте о тех вещах, за которые вы должны быть благодарны судьбе, и на лице у вас появится широкая, неподдельная улыбка; и когда вы войдете в комнату, лицо еще будет сохранять следы этой улыбки».

        Для успешного построения диалога с ребенком, взрослый должен сам быть убежден в том, что он говорит ребенку, при этом важно говорить спокойно, медленно, чтобы он имел возможность отследить ход мысли. Обязательно нужны небольшие паузы в разговоре, чтобы ребенок смог лучше усвоить сказанное взрослым. Необходимо установить постоянный зрительный контакт с ребенком, он поможет легче отследить за его реакцией на ваши слова. Для активизации внимания есть определенные приемы:

  • изменение звучания голоса, тембра, интонаций;
  • применение особых интонаций;
  • изменение темпа речи;
  • изменение силы звуков.

      Важно понимать, что лучший собеседник не тот, кто умеет красиво и хорошо говорить, а тот, кто по- настоящему умеет слушать.

Алгоритм активного слушания в диалоге

        Активное слушание – это о том, как слушать и слышать собеседника. Это техника общения, которая заключается в том, чтобы оказать поддержку в ходе разговора с партнером. Это возможность эффективно участвовать в диалоге и сохранить внутренний психологический комфорт собеседника.

         Основа активного слушания состоит из так называемого отключения своих мыслей, чувств и состояний. То есть в этот момент происходит переключение от себя на собеседника, теперь уже на его мысли, чувства и состояния.

Существует ряд внешних признаком активного слушания:

  • Демонстрация заинтересованности, проявление участия;
  • Постоянная готовность оказать поддержку собеседнику;
  • Стремление до конца понять партнера по разговору.

Этапы активного слушания:

  1. Невербальная поддержка собеседника. Сюда входит: контакт глазами; поза, демонстрирующая “слушание”;  кивки головой; выражение согласия “Да-да”, “Угу” и др.
  2. Перефразирование слов говорящего. Важно понимать, что парафразы не будут работать, если в них не будет подчеркнуто, кто конкретно высказал данную мысль. Например: “Вы утверждаете, что …”, “Таким образом, ваша мысль сводится к следующему …”, “вы считаете, что…” и др.
  3. Формулирование содержания высказывания. Речь идет о том, что на данном этапе необходимо полностью избавиться от собственных эмоций, а главное от оценок.
  4. Получение одобрения (согласия) говорящего после интерпретации его мысли. Иногда необходимо перефразировать сказанное несколько раз прежде, чем придет полное его понимание. “Правильно ли я понял, что …”, “Я ничего не перепутал?”.
  5. Демонстрация своего отношения к услышанному. Нельзя высказывать своего отношения к личности собеседника, только к его словам и мыслям. Так же важно подчеркнуть, что эти мысли являются именно вашими.
  6. Высказывание своего собственного суждения по существу дела, например: “Я думаю, что…”, “Я считаю, что…”, “Мое мнение заключается в …”

Правила активного слушания:

  • Важно постоянно быть сосредоточенным на словах собеседника;
  • Помните о своих собственных интересах;
  • Необходимо воспринимать речь собеседника в целом, а не его отдельные слова.


Основные рекомендации:

  • Говорящему необходимо давать возможность выговориться;
  • При помощи языка тела старайтесь выражать свою заинтересованность;
  • Проявлять свою заинтересованность нужно при помощи поддерживающих фраз;
  • Наиболее значимые фразы собеседника старайтесь резюмировать;
  • Не прерывайте собеседника и не старайтесь ему противоречить;
  • Задавайте свои вопросы чаще.

Российский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер рекомендует освоить абсолютно всем родителям основы и способы активного слушания, так как они могут помочь достигнуть следующих результатов:

  • негативные переживания ребенка значительно сокращаются или исчезают, а разделенная радость наоборот возрастает, горе также становится вдвое меньше.
  • ребенок начинает чувствовать и понимать, что взрослый готов его слушать, поэтому начинает рассказывать о себе значительно больше, чем раньше на разные темы. Происходит развитие беседы со взрослым.
  • У ребёнка возрастает интерес к активному слушанию. Он сам начинает продвигаться в решении своих проблем.
  • Самое благоприятное, что происходит, это то, что меняется не только общение с ребёнком, которое переходит на новый уровень, но и сами родители начинают меняться. Ведь с использованием активного слушания родитель находит в себе больше терпения, чем раньше.


    Разговаривая и слушая ребёнка, необходимо стараться проговорить то, что по вашему ощущению он сейчас чувствует, назвать его переживания по «имени». Даже взрослого человека не стоит оставлять наедине с его переливаниями, а что касается детей тем более. Ребёнок должен быть убеждён, что именно с родителями он может поделится всем, что у него на душе.

      Важно понимать, что метод активного слушания не сможет заставить ребёнка сделать что-либо, это метод поддержания человека, способ показать, что вы его слышите и понимаете.

     Также не стоит скрывать своих чувств, иногда стоит показывать детям свои волнения, переживания, эмоции, так они лучше и ближе смогут вас узнать. А чувствуя, что взрослый открыт, ребёнок тоже будет готов открыться.

Рекомендуемый список литературы:

  1. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. докт. дис. – М., 1974а. – С. 36.
  2. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка» Изд: М.: Институт Практической Психологии , 1997. – 384 с. / Под редакцией Рузской А.Г.
  3. Корницкая С. В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. канд. дис. – М., 1975. – С. 23.
  4. Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту, 1973. – С. 208.
  5. Б. С. Волков, Н. В. Волкова. Психология общения в детском возрасте. 3-є изд. — СПб: Питер. — 272 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»), 2008 г.
  6. Юлия Борисовна Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», 2012 г.
  7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.
    «Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога» М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
  8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Ступени общения: от года до шести» М.: ИНТОР , 1996.
  9. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». - М.: АСТ, 1998. - 397 с.
  10. Годовикова Д.Б. «Общение и познавательная активность у дошкольников» 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 правил общения с ребенком. Правила ученикам.

10 правил общения с ребенкомСАМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!...

Правила общения с ребенком

Правила общения с ребенком...

Тест для родителей "Ваше общение с ребенком"

Тест для родителей "Ваше общение с ребенком"...

«Научно-методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» «Ребенок – главный пассажир» (1-4 класс)

В последнее десятилетие в Российской Федерации особую остроту приобрела проблема дорожно – транспортного травматизма. Практика показывает, что причиной нестабильности ситуации с дорожно - транспортным...

Педагогическое призвание.Международный научно-методический конкурс. Тема научно-методической работы "Механизмы мотивации на внимательное изучение темы при выполнении домашнего задания"

В связи с загруженностью детей учебным процессом. внеурочной деятельностью и посещением различных кружков, у них не остается достаточно времени для качественного выполнения домашнего задания.Поэтому у...