Научно-методическая статья "Общие вопросы общения с ребенком".
статья по физкультуре (1 класс) на тему

Якупова Марина Петровна

Принципы отношений педагога и ученика.Мотивы, средства и формы общения.Алгоритм активного слушания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая статья

Составила:  Якупова Марина Петровна

Общие вопросы общения с ребенком

Безусловное принятие ребенка

    Психологами был введен термин “Безусловное принятие”, под которым подразумевается безусловное принятие ребенка его окружением, то есть родители не должны ставить ребенку каких-либо условий. Это является первостепенной задачей для дальнейшего его успешного развития общаться. Таким образом, ребенка необходимо принять без условий типа: “Если ты будешь хорошо себя вести, то я буду тебя любить” и т.д.

    Отсюда могут возникать следующие вопросы у родителей “Как правильно выражать свое недовольство в отношении негативного поведения ребенка?”, если родитель принимает своего ребенка без всяких условий. В таком случае важно отделять свое недовольство от личности ребенка, оно должно относиться исключительно к его поведению (действиям).                  

     Также значимо, чтобы недовольство матери поступкам ребенка не являлось систематическим, так как данное поведение может перерасти в непринятие. Требовать дисциплины от ребенка следует уже после установления доброжелательных отношений и опираться только на них.

     В случаях, когда учитель безусловно принимает детей, доброжелательно и тепло относится к каждому из них, замечает и подчеркивает их достижения и успехи, в таком случае беспокойства, тревоги и страхи учащихся значительно снижаются. Данная схема отношений педагога и ученика формирует развитие и самоактуализацию личности ребенка. Принципы сформулированы на базе личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.


Известный писатель, детский психолог Хаим Дж. Джайнотт, написавший книгу “Родители и дети” рекомендует опираться педагогам и родителям на следующие принципы:

  1. В ребенке необходимо поддерживать позитивный образ “Я”, а также его чувство достоинства;
  2. Не говорить негативного о личности и характере ребенка, а говорить конкретно о ситуации, его действиях и последствиях этих действий.
  3. Не сравнивать с другими детьми, то есть отмечать его успехи в личностном росте, сравнивая с самим собой.
  4. Не вешать негативных ярлыков, не высказывать негативных суждений, так как это провоцирует отрицательное программирование.
  5. Не навязывать какого-то поведения вопреки его желанию.
  6. Принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка независимо от качества или формы его исполнения.

    Для педагога, важным условием адекватного и гармоничного развития личности ребенка является способность реализовать в работе с детьми индивидуальный подход к каждому из них.

   Через принятие ребенком своих родителей для него открывается возможность принять и познать самого себя. То есть, ребенку необходимо научиться видеть своих родителей в образе обычных людей с их достоинствами и недостатками, позволить любить их без обид и разочарований. Однако, важно понимать, что идеальных родителей, как и детей не существует. Таким образом, чтобы принять реальность,  необходимо проститься с детской мечтой об идеальных родителях, точно так же как нужно расстаться с мечтой об идеальном ребенке. Принять, означает перестать хотеть, чтобы человек изменился и стал другим.

       Важным условием для создания между родителем (учителем) и ребенком доверительных отношений является взаимное уважение, оно является подтверждением значимости человека. Недостаточно говорить ребенку про необходимость уважать старших, важно также уважать ребенка. На основе взаимного уважения будут строиться гармоничные и полноценные отношения с принятием другого. Для этого стоит поддерживать в себе такие качества как: щедрость, внимание, забота, а также твердость. Быть внимательным к миру ребенка, стараться смотреть на вещи его глазами, уважать его увлечения и интересы. Под щедростью понимается возможность дарить свое внимание и заботу в те моменты, когда мы устали и испытываем головную боль после тяжелого дня. А под твердостью, неукоснительное следование своим правилам, ведь дети будут их принимать, так как они помогают им ориентироваться в окружающем мире.

     Таким образом, в общении с ребенком крайне важно учитывать его потребности.

Для ребенка мотивом общения выступает взрослый. Психолог М.И .Лисина выделила 3 группы человеческих качеств и три категории мотивов общения:

  • Деловые (взаимодействие в игре и т.д.). Роль взрослого состоит в том, что он является участником или партнером в совместной деятельности. Здесь для ребенка важно как взрослый играет с ним, что из интересных предметов показывает ему и т.п.;
  • Познавательные (познание нового). Взрослый выступает как источник новой информации. Значимо как взрослый слушает ребенка и как реагирует и отвечает на все его вопросы;
  • Личностные (общение как самостоятельный вид деятельности). Взрослый является тем, кто может побудить в ребенке желание осознать свои качества. Задача родителя знать и понимать, а главное чувствовать все потребности ребенка, не только на физиологическом уровне, но и на психологическом. Умея это, родитель может правильно построить с ребенком диалог, а значит, и наладить взаимоотношения с ним. Помимо вышеперечисленного, необходимо учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка и хорошо знать особенности развития ребенка в данном возрасте.

Также Лисина выделила 3 категории средств общения для удовлетворения мотивов общения:

  • Экспрессивно-мимические, это взгляд, гримаса, улыбка, всевозможные выражения лица. В процессе общения они выражают его содержание.
  • Предметно-действенные, это жесты и позы, манипуляции с игрушками и другими предметами. В общении также выражают содержание общения.
  • Речевые, это содержание коммуникаций. В общении обозначают содержание общения.

          Устойчивые формы общения создаются исходя из потребностей, мотивов и средств общения, на протяжении детского возраста они постоянно меняются. То есть формой общения принято называть деятельность общения находящуюся на определенном этапе ее развития.

О характере происходящего психического развития ребенка можно судить по 4 различным формам общения, которые появляются на протяжении всего детства:  

  1. Эмоционально-личностное.
  2. Ситуативно-деловое.
  3. Внеситуативно-познавательное.
  4. Внеситуативно-личностное.

                                    Установление вербального контакта

        Для успешного установления контакта необходимо быть приветливым и иметь прямой открытый взгляд, а также не спешить начинать диалог, важно сначала поймать ответный взгляд собеседника или обменяться с ним улыбками.

   Не стоит начинать разговор с волнующих тем или вопросов, необходимо настроиться на общение, а для этого требуется какое-то время. Чтобы переключиться от дел, которыми был занят собеседник, нужна вступительная часть беседы, которая включает в себя разговоры на отвлеченные темы, она создает благоприятную атмосферу для дальнейшего разговора.

    Для более быстрого и лучшего включения партнера в разговор, рекомендуется построить первые фразы так, чтобы они активировали все каналы восприятия человека, например:

  • “Вася, я рада поговорить с тобой”, - влияние на кинестетический канал;
  •  “Оля, я слышала,  ты отлично погуляла с семьей в эти выходные” - воздействие на аудиальный и кинестетический каналы;
  • “Я вижу, как ты здорово научился рисовать” - воздействие на визуальный канал.

Подобного рода предложения направлены на то, чтобы овладеть вниманием партнера, помимо этого они приглашают его к диалогу, ведь являются приятными и вежливыми.

        Исходя из этого, можно сказать, что задачей вступительной части беседы является привлечение внимания к себе, установление контакта с собеседником, а также пробуждение интереса к самому общению или какой-то конкретной теме разговора.

      Вариантов для начала беседы множество. Например, если человек начинает беседу, рассказывая о своих проблемах, то в таком случае ему необходимо дать высказаться, при этом поощряя разговор на продолжение. Очень важно в трудную минуту внимательно выслушать партнера, тем самым показать, что его отрицательная ситуация находит в вас отклик и вы сопереживаете ему, хотите поддержать и помочь. Если вы чувствуете напряжение со стороны собеседника, то в таком случае в первую очередь надо снять напряженность, для этого лучше начать диалог с приятных общих фраз или тактичного комплимента, который будет уместен в данной ситуации. Смех и улыбка, как правило, помогают убрать излишнее напряжение и тревогу. Также диалог может начаться с заметки о каком-либо событии или случае, которое можно было бы связать с содержанием разговора. Человек может быть готов к беседе сразу, тогда стоит просто напомнить о предмете диалога.

        Во время разговора важно стараться поддерживать собеседника располагающей к общению позой, жестами, кивками и словами. Общение должно быть живым, эмоциональным, то есть иногда стоит улыбаться или наоборот делать грустную гримасу, опираясь на тему разговора. Всем известно, что улыбка, это выражение доброжелательного отношения к партнеру.

         Все мы люди и не всегда готовы улыбаться по необходимости, в таком случае стоит воспользоваться приемом известного американского психолога Д.Карнеги, который предлагает следующее: «Перед тем как войти в кабинет, на мгновение остановитесь и подумайте о тех вещах, за которые вы должны быть благодарны судьбе, и на лице у вас появится широкая, неподдельная улыбка; и когда вы войдете в комнату, лицо еще будет сохранять следы этой улыбки».

        Для успешного построения диалога с ребенком, взрослый должен сам быть убежден в том, что он говорит ребенку, при этом важно говорить спокойно, медленно, чтобы он имел возможность отследить ход мысли. Обязательно нужны небольшие паузы в разговоре, чтобы ребенок смог лучше усвоить сказанное взрослым. Необходимо установить постоянный зрительный контакт с ребенком, он поможет легче отследить за его реакцией на ваши слова. Для активизации внимания есть определенные приемы:

  • изменение звучания голоса, тембра, интонаций;
  • применение особых интонаций;
  • изменение темпа речи;
  • изменение силы звуков.

      Важно понимать, что лучший собеседник не тот, кто умеет красиво и хорошо говорить, а тот, кто по- настоящему умеет слушать.

Алгоритм активного слушания в диалоге

        Активное слушание – это о том, как слушать и слышать собеседника. Это техника общения, которая заключается в том, чтобы оказать поддержку в ходе разговора с партнером. Это возможность эффективно участвовать в диалоге и сохранить внутренний психологический комфорт собеседника.

         Основа активного слушания состоит из так называемого отключения своих мыслей, чувств и состояний. То есть в этот момент происходит переключение от себя на собеседника, теперь уже на его мысли, чувства и состояния.

Существует ряд внешних признаком активного слушания:

  • Демонстрация заинтересованности, проявление участия;
  • Постоянная готовность оказать поддержку собеседнику;
  • Стремление до конца понять партнера по разговору.

Этапы активного слушания:

  1. Невербальная поддержка собеседника. Сюда входит: контакт глазами; поза, демонстрирующая “слушание”;  кивки головой; выражение согласия “Да-да”, “Угу” и др.
  2. Перефразирование слов говорящего. Важно понимать, что парафразы не будут работать, если в них не будет подчеркнуто, кто конкретно высказал данную мысль. Например: “Вы утверждаете, что …”, “Таким образом, ваша мысль сводится к следующему …”, “вы считаете, что…” и др.
  3. Формулирование содержания высказывания. Речь идет о том, что на данном этапе необходимо полностью избавиться от собственных эмоций, а главное от оценок.
  4. Получение одобрения (согласия) говорящего после интерпретации его мысли. Иногда необходимо перефразировать сказанное несколько раз прежде, чем придет полное его понимание. “Правильно ли я понял, что …”, “Я ничего не перепутал?”.
  5. Демонстрация своего отношения к услышанному. Нельзя высказывать своего отношения к личности собеседника, только к его словам и мыслям. Так же важно подчеркнуть, что эти мысли являются именно вашими.
  6. Высказывание своего собственного суждения по существу дела, например: “Я думаю, что…”, “Я считаю, что…”, “Мое мнение заключается в …”

Правила активного слушания:

  • Важно постоянно быть сосредоточенным на словах собеседника;
  • Помните о своих собственных интересах;
  • Необходимо воспринимать речь собеседника в целом, а не его отдельные слова.


Основные рекомендации:

  • Говорящему необходимо давать возможность выговориться;
  • При помощи языка тела старайтесь выражать свою заинтересованность;
  • Проявлять свою заинтересованность нужно при помощи поддерживающих фраз;
  • Наиболее значимые фразы собеседника старайтесь резюмировать;
  • Не прерывайте собеседника и не старайтесь ему противоречить;
  • Задавайте свои вопросы чаще.

Российский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер рекомендует освоить абсолютно всем родителям основы и способы активного слушания, так как они могут помочь достигнуть следующих результатов:

  • негативные переживания ребенка значительно сокращаются или исчезают, а разделенная радость наоборот возрастает, горе также становится вдвое меньше.
  • ребенок начинает чувствовать и понимать, что взрослый готов его слушать, поэтому начинает рассказывать о себе значительно больше, чем раньше на разные темы. Происходит развитие беседы со взрослым.
  • У ребёнка возрастает интерес к активному слушанию. Он сам начинает продвигаться в решении своих проблем.
  • Самое благоприятное, что происходит, это то, что меняется не только общение с ребёнком, которое переходит на новый уровень, но и сами родители начинают меняться. Ведь с использованием активного слушания родитель находит в себе больше терпения, чем раньше.


    Разговаривая и слушая ребёнка, необходимо стараться проговорить то, что по вашему ощущению он сейчас чувствует, назвать его переживания по «имени». Даже взрослого человека не стоит оставлять наедине с его переливаниями, а что касается детей тем более. Ребёнок должен быть убеждён, что именно с родителями он может поделится всем, что у него на душе.

      Важно понимать, что метод активного слушания не сможет заставить ребёнка сделать что-либо, это метод поддержания человека, способ показать, что вы его слышите и понимаете.

     Также не стоит скрывать своих чувств, иногда стоит показывать детям свои волнения, переживания, эмоции, так они лучше и ближе смогут вас узнать. А чувствуя, что взрослый открыт, ребёнок тоже будет готов открыться.

Рекомендуемый список литературы:

  1. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. докт. дис. – М., 1974а. – С. 36.
  2. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка» Изд: М.: Институт Практической Психологии , 1997. – 384 с. / Под редакцией Рузской А.Г.
  3. Корницкая С. В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. канд. дис. – М., 1975. – С. 23.
  4. Леонтьев А. А. Психология общения. – Тарту, 1973. – С. 208.
  5. Б. С. Волков, Н. В. Волкова. Психология общения в детском возрасте. 3-є изд. — СПб: Питер. — 272 с.: ил. — (Серия «Детскому психологу»), 2008 г.
  6. Юлия Борисовна Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», 2012 г.
  7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О.
    «Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога» М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
  8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Ступени общения: от года до шести» М.: ИНТОР , 1996.
  9. Берн Э. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». - М.: АСТ, 1998. - 397 с.
  10. Годовикова Д.Б. «Общение и познавательная активность у дошкольников» 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 правил общения с ребенком. Правила ученикам.

10 правил общения с ребенкомСАМОЕ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО:ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!...

Правила общения с ребенком

Правила общения с ребенком...

Часто встречающиеся вопросы по готовности ребенка к школьному обучению

В данной статье приведены некоторые вопросы, которые часто задают родители детей 4-6 лет и варианты ответов на эти вопросы. Данный материал предназначен, в основном, для тех, кто не имеет пока опыта о...

«Научно-методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» «Ребенок – главный пассажир» (1-4 класс)

В последнее десятилетие в Российской Федерации особую остроту приобрела проблема дорожно – транспортного травматизма. Практика показывает, что причиной нестабильности ситуации с дорожно - транспортным...

«Волшебные» вопросы, которые заставят ребенка раскрыться и поговорить с вами обо всем

Как часто вы задаетесь вопросом, что на самом деле чувствуют ваши дети? На самом деле нет специальных "волшебных слов", которые заставят их раскрыться, но есть правильно поставленные в...

Педагогическое призвание.Международный научно-методический конкурс. Тема научно-методической работы "Механизмы мотивации на внимательное изучение темы при выполнении домашнего задания"

В связи с загруженностью детей учебным процессом. внеурочной деятельностью и посещением различных кружков, у них не остается достаточно времени для качественного выполнения домашнего задания.Поэтому у...