Опережающее обучение волейболу
учебно-методический материал по физкультуре

Суков Сергей Дмитриевич

Разработка открытого мастер – класса  предназначена для обучения детей волейболом 7- 11 лет.  Занимаясь волейболом около 30 лет, имея определенный опыт и результаты работы, представляю данный материал,  разработанный для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования занимающихся волейболом. Используя эти методические разработки неоднократно давал мастер-классы на территории Лесозаводского городского округа и Приморского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx90.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное  Бюджетное Учреждение

« Средняя образовательная школа №5

Лесозаводского городского округа»

Разработка открытого мастер - класса

по  волейболу для начальной школы

Тема:                                             Опережающее  обучение волейболу

 

Разработал:                                                    Суков Сергей Дмитриевич

Лесозаводск, 2020 г

Составитель:  Суков Сергей Дмитриевич, учитель высшей категории, учитель физической культуры, педагог дополнительного образования МОБУ СОШ №5  Лесозаводского городского округа.    

Разработка открытого мастер – класса  предназначена для обучения детей волейболом 7- 11 лет.  Занимаясь волейболом около 30 лет, имея определенный опыт и результаты работы, представляю данный материал,  разработанный для учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования занимающихся волейболом. Используя эти методические разработки неоднократно давал мастер-классы на территории Лесозаводского городского округа и Приморского края.


Открытый  мастер-класс по волейболу для начальной школы.

 Опережающее  обучение волейболу.

 

  1. Перемещения.

Основой любой игры являются перемещения, игра в волейбол не является исключением. Исходя из своего опыта, я применяю следующие упражнения.

1.1 «Крест»

Два шага вперед, касается руками пола, два шага назад, касается руками пола, два шага влево, касается руками пола, два шага вправо, касается руками пола и так далее.  Серии по 10-15 секунд. Спина прямая.

1.2. «Восьмерка»

3 серии по 10-12 секунд.

1.3. «Ручеек»

Спина прямая, смотрит вперед (главное, чтобы приседал, а не наклонялся)

1.4. Всевозможные челночные бега

1.5.  Перемещения через гимнастические палки, маленькие обручи.  

1.6 Перемещения на координационной  лесенке, различные варианты.

2. Подвижные игры

2.1 Защита укрепления (2-3 класс)

2.2. Камни в огород (2-3 класс)

2.3. Пионербол (2-4 класс)

  ( Разновидность,  шагов делает игрок - сколько хочет, но мяч может держать не более 5 секунд.)

2.4. Футбол каракатиц (2+-4 класс)  Укрепляет хорошо кисти рук.

2.5. Волейбольная перестрелка (Предварительно нужно отработать на тренажере на прыжку для нападающего удара.)

     Применяется для отработки нападающего удара и игры в защите. (3-4 класс)

2.6. Пятнашки в парах, нужно запятнать друг друга за коленки, кто больше раз  запятнал тот и выиграл. Играют на время.

2.7  Хоккей гимнастическими палками и волейбольным или любым мячом меньших размеров.

2.8 Также передачи как в хоккее в парах удобной и не удобной рукой, обводка стоек, удар по импровизированным воротам. (Очень хорошие упражнения для постановки рук при приеме и передачах снизу)

2.9  Колдуны.

Параллельно с перемещениями начинаем учить другие элементы волейбола.

3. Передача мяча сверху. Индивидуальная работа с мячом.

3.1. Правильная постановка кистей, прокатка мяча на стене.

3.2. Передача мяча у стенки. Руки слегка согнуты, игра ногами.  Контроль за постановкой рук  (чашечка, вижу – не вижу, чем играю?  Ногами!)

3.3. Передача мяча об пол с отскока в наклоне (следить, чтобы  ребенок правильно ставил кисти рук).

3.4. Передача мяча над собой (чашечка, игра ногами)

3.5. Передача мяча лёжа. Главное осуществлять контроль  за постановкой рук.

3.6.  Ложимся  встаем 10 раз. Главное, контроль за постановкой рук.

3.7   Передача мяча над собой стоя на коленях.

Во всех упражнениях обращается внимание на постановку кистей рук, положение больших пальцев.

4. Передача мяча снизу. Индивидуальная работа с мячом.

4.1. Постановка рук, ладоней. (Руки в локтях выпрямлены, кисти отведены вперед, предплечья образуют платформу, играем ногами, руки высоко не поднимать).  Ошибка: руки в локтях согнуты.

4.2. Передача мяча снизу, так называемое жонглирование.  Индивидуальная работа.

4.3. Передача мяча у стены.

4.4. Упражнение  на прием мяча снизу. Стоя спиной к стене, ноги врозь. Бросок мяча в пол между ног, отскок мяча от стенки, поворот, прием.

4.5. Передача мяча у стены, касания руками пола.

4.6. Передача мяча снизу с отскоком об пол,3-4 передачи снизу, следующая – высокая. В это время мяч падает на пол, ученик должен успеть коснуться пола и подбежать под мяч. Со временем это упражнение усложняем можно касаться 2 раза, делать при этом шаги вправо - влево. Так же садится, ложится, выполнять кувырок назад.

4.7.  3передачи сверху над собой+3 передачи снизу, индивидуальная работа.

5. Передача мяча в парах.

5.1. Передача мяча в парах сверху.

5.2. Передача мяча над собой 2-3 раза, затем передача партнеру.

5.3. Передача мяча партнеру рукой + касание партнера рукой, партнер пока его касаются выполняет передачи  мяча над собой, когда его коснулся партнер и стал на свое место он передает мяч партнеру и так далее (8-10 касаний, меняются ролями, ключевое упражнение, главное  чтобы игроки стали двигаться).

5.4. Передал – присел (мяч посылается вверх)

5.5. Передачи сидя.

5.6. Передача над собой, поворот, передача спиной ( в начальной школе при повороте можно разрешать делать несколько передач над собой)

5.7. «Волчок»

Один передает партнеру и затем бежит ему за спину, партнер делает 2-3 передачи над собой и отдает мяч за спину и т.д. (8-10 раз, смена партнеров)

5.8. Передача, два шага назад, касание пола (для старших)

5.9. Передача мяча снизу в парах.

5.10. Передача мяча снизу, с касанием пола.

5.11. Передача «За спину». Двое стоят рядом. Один кидает мяч, второй разворачивается, добегает и отбивает мяч,  руки сложены как для приема снизу. Отработка ситуации когда мяч улетает в аут.

512. Передал коснулся конуса,  конус стоит между игроками (игроку приходится делать несколько шагов вперед, чтобы коснуться конуса, затем нужно вернуться в исходное положение и т.д.)

5.13. «Баян»  игроки стоят широко. Первая передача длинная, игрок сделавший передачу выходит ближе к принимающему.  Принимающий делает короткую передачу обратно вышедшему игроку, тот возвращает мяч обратно и уходит на свое место. Затем все повторяется с другой стороны и т.д..

5.14. Передачи с двумя мячами.  Существует несколько вариантов передач мяча в парах с применением двух мячей. Можно один мяч передавать сверху другой мяч с противоположной стороны катать, можно второй передавать броском, можно второй передавать броском с отскоком от пола. Вариантов много можно делать в парах сидя и т. д.

5.15.  «Баскетбол»

Ведения мяча в парах от сетки до баскетбольного кольца передачами и желательно попасть в корзину.

6. Передача мяча в тройках.

6.1. Тройки со смещением (2 варианта)

6.2. Тройка передачи только снизу (для старших)

6.3. Средний защитник

6.4. Средний пасующий.

7. Передача мяча у сетки.

7.1. Передача, смена мест партнеров

7.2.  Тоже три касания, переход

7.3. Игра с двумя мячами

Играет вся команда. Учитель набрасывает мячи. Ключевая игра.

8.Упражнения для игры в защите.

  1. Перемещение: восьмерка с набрасыванием (выполняется в парах). Ученик перемещается, образуя восьмерку вокруг конусов приставными шагами, когда он между конусов выходит вперед напарник набрасывает ему мяч. Он отбивает и продолжает двигаться и так далее.
  2. «Тетрис» выполняется в тройках. Два ученика стоят параллельно  на расстоянии 3 метров в руках мячи напротив одного стоит защищающийся. Ученик набрасывает ему мяч, он отбивает и перемещается к другому ученику, когда он переместится, ему также  набрасывают мяч и так далее. Второй вариант игроки набрасывают мяч по диагонали.
  1.  Средний защитник.
  2. Игра от сетки.
  3. Набрасывание мяча  в тройке (один бьет, другой набрасывает).  Двое стоят рядом параллельно на расстоянии 2 метров защищающийся стоит на расстоянии 4-5 метров напротив их. Один накатывает мяч после того как защитник отобьет второй набрасывает чуть ближе или в сторону и так далее. После 20-25 касаний смена мест.

     9. Подача.

      Подачу учу только сверху.

  1. Создать представление о подаче.
  2. Подача с колена в стенку (лучше контролировать постановку рук при подаче).
  3. Подача  в стенку (плотность больше).
  4. Удары на тренажере по лапе из арсенала каратэ.
  5. Подача с небольшого расстояния, затем постепенно расстояние до сетки увеличиваем.

 10. Нападающий удар.

  1. Удар по мячу у стены (тоже в парах)
  2. На прыжка (замах, постановка ног) нужно учить, чем раньше тем лучше. Это упражнение отрабатывается хорошо на тренажере, мяч на растяжках. Лучше всего учить начинать в 1-2 классах. У меня таких тренажеров несколько, это позволяет регулировать разную высоту для разно подготовленных детей.
  3. Броски теннисных мячей через сетку, в этом упражнении нужно следить за техникой выполнения и оценивать технику. Высоту сетки опускаем до 170-180 сантиметров.
  4.  Изучив предыдущие упражнения, переходим к игре «Волейбольная перестрелка».
  5. Нападающий удар с собственного подбрасывания.
  6. Нападающий удар с подбрасывания учителем через сетку (есть вариант без сетки).
  7. Нападающий удар с паса партнера.
  8. «Елочка», «квадрат» тренировка паса (следить за разворотом в сторону нападающего удара, что бы пас шел параллельно сетке). При передаче на удар дети не всегда разворачиваются под сеткой, для этого используем данные упражнения.
  9. Нападающие  удары из зон  4 и 2.

11. Прием подачи.

  1. Работа ног.
  2. Расположение на площадке
  3. Прием сверху, снизу.

При обучении игре использую площадки разных размеров исходя из задач и уровня подготовленности учеников, также опускаю сетку гораздо ниже.

        По окончании начальной школы дети играют в волейбол. Помимо этих упражнений существует множество других упражнений, я показал основные, иногда приходится применять другие исходя из ситуации. Упражнений очень много нельзя останавливаться только на одних, нужно постоянно совершенствоваться. В начальной школе нужно заниматься разносторонней подготовкой, ни в коем случае нельзя ссылаться на один вид спорта. Я руководствуюсь пословицей: «Чему можно научить Ванечку, не научишь Иван Ивановича!».

Практика показала раннее обучение игры в волейбол, если оно грамотно построено плодотворно действует на детский организм и позволяет добиться  очень хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование волейбол 1 класс

Планирование учебного материала на 1 год спортивно-оздоровительного этапа. Содержание учебного материала на занятиях. ...

Планирование волейбол 3 класс

Планирование учебного материала на 1 год спортивно-оздоровительного этапа. Содержание учебного материала на занятиях. ...

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Волейбол. Обучение передаче мяча двумя руками сверху в четвертом классе.

В данной статье представлены этапы формирования учебных навыков передачи мяча сверху двумя руками в четвертом классе при игре в волейбол. Статья рекомендована студентам, учителям физической культуры....

Дополнительная образовательная адаптированная программа « ВОЛЕЙБОЛ »

Программа составлена для работы по внеурочной деятельности в начальной школе....

Внеурочные занятия волейбол 1-4 классы

Внеурочные занятия волейбол 1-4 классы...

Дополнительная образовательная программа секции по волейболу для учащихся 1-4 классов «СЕРЕБРЯНЫЙ МЯЧ»

Данная образовательная программа составлена для обучения волейболу в группах дополнительного образования учащихся с 1 по 4 классы. Несмотря на то, что наиболее благоприятным возрастом для начала обуче...