Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре

Алина Сергеевна Королева

«Педагогические механизмы индивидуализации обучения лиц с ОВЗ в образовательной организации»

ШМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmo_18.02.2020.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа-интернат

основного общего образования

г. о. Жуковский

«Педагогические механизмы индивидуализации обучения лиц с ОВЗ в образовательной организации»

ШМО учителей начальных классов

Выступление

«Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры»

         

Учитель: Королева А.С.

18.02.2020 г.


Физическое воспитание в школах для детей с ОВЗ является составной частью воспитания и важным средством всестороннего развития и подготовки учащихся к жизни и общественно полезному труду.

Наряду с общими в классах для детей с ОВЗ решаются задачи по коррекции вторичных отклонений в физическом развитии учащихся: при формировании умений и навыков, ориентировки в пространстве с помощью зрения, слуха, мышечного чувства.

Необходимо осуществлять в процессе физического воспитания дифференцированный подход к учащимся. Для этого надо тщательно изучать их возможности, учитывать данные медицинских осмотров, результаты педагогических наблюдений, уровень физического развития.

При работе с учащимися коррекционных классов серьёзное внимание уделяется индивидуальному подходу. Учащиеся получают задание с учетом их заболевания. Для детей с нарушениями осанки даются упражнения с палкой, мячом, на гимнастической стенке, скамейке, умеренная ходьба на лыжах. При нарушениях сердечной деятельности или перенесении заболевания: ангина, грипп, воспаление легких и др. – исключаются или ограничиваются такие упражнения как бег, прыжки, акробатика, висы и упоры, преодоление препятствий. Вместе с классом учащиеся участвуют в ходьбе, выполнении ОРУ, которые не связаны с бегом, прыжками, резкими бросками мяча. (Так, например, в некоторых классах есть дети с ДЦП, при занятии с которыми я так же исключаю все вышеперечисленное.  При занятиях в этих классах большое место отводится упражнениям на расслабление для снятия излишнего напряжения, упражнениям на расширение диапазона движений, на растягивание мышц.)   Постепенно увеличивается нагрузка, подбираются посильные упражнения, систематически контролируется дыхание, чтобы не было одышки, болевых ощущений в области сердца, печени, головокружения, не появилось чувство вялости и усталости.

Одной из особенностей работы является её направленность на интенсификацию нагрузки и её сочетание с отдыхом при развитии двигательных качеств. За счёт этого происходит сокращение времени выполнения упражнений и высвобождается часть урок. Это становится возможным только при наличии полноценного отдыха между упражнениями, которому необходимо обучать. Для этого в урок вводятся элементы психорегуляции, аутотренинга, специальные дыхательные упражнения. Отдых становится таким же предметом обучения как и нагрузка. Поддержание интереса учащихся осуществляется внедрением соревновательного и игрового методов, использованием музыки, красочной атрибутики.

Содержание и организационно- методические особенности построения урока

На уроках учащиеся должны освоить основные умения и навыки, входящие в программу по физической культуре для школьников, а так же научиться использовать данные самоконтроля для определения состояния здоровья. Указанные задачи необходимо решать с учетом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

В классе, как правило, занимаются школьники с различными заболеваниями. При их относительном одинаковом функциональном состоянии следует учитывать противопоказания к занятиям отдельными видами упражнений:

Особого внимания требует методика проведения игр. Включённые в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. При проведении игры необходимо помнить, что она должна быть закончена за 7 – 10 мин.до окончания урока. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, у некоторых – перевозбуждение. Поэтому следует пристально следить за первыми его признаками, своевременно заканчивать игру, предупреждая их возникновения.  (Например, в одном классе есть мальчик, который очень перевозбуждается во время подвижных игр и его потом очень сложно успокоить, по этому, когда он присутствует на уроке, я стараюсь большее внимание уделять ОРУ и упражнениям на расслабление, а играть, когда у него выходной, либо когда он отсутствует на уроке.)

Заключение

В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышаются:

  • положительная мотивация к урокам физической культуры;
  • результативность учебного процесса;
  • творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.

Результатом влияния дифференцированного подхода на развитие двигательных качеств является повышение целенаправленности познавательной и практической деятельности, формирование осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, нацеленность на здоровый образ жизни и физическое совершенство. Дифференцированный подход существенно активизирует, делает осмысленной и целенаправленной, а поэтому более эффективной всю систему физкультурно-спортивной деятельности личности.

Оценка успеваемости осуществляется на принципах индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности учащихся; учитывается не столько уровень выполнения учебных нормативов, сколько индивидуальная динамика развития каждого ребенка. Не остаётся без внимания и умение самостоятельно заниматься, полнота знаний.

Всё это положительно отражается на состояние здоровья учащихся, способствует их активному вовлечению в жизнь учебного коллектива, психологической и социальной реабилитации.