«Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся».
статья по физкультуре
«Организационно-методические условия современного урока. Использование современных образовательных технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_uo_18.02.19.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа-интернат
основного общего образования
г. о. Жуковский
Педагогическая мастерская
«Организационно-методические условия современного урока.
Использование современных образовательных технологий»
ШМО учителей, работающих с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Выступление
«Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у обучающихся».
Учитель: Королева А.С.
18.02.2019г.
Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно
лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом
в начальном общем образовании выделяется отдельное направление по формированию
у младших школьников основ здорового образа жизни. Таким образом, здоровьесберегающая составляющая в современных условиях должна быть неотъемлемой частью основной образовательной программы образовательного учреждения.
Состояние здоровья влияет на успешность обучения. Все это требует
внимательного отношения к организации школьной жизни младших школьников: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у обучающихся состояний переутомления.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех
используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только
сберегающих здоровье учащихся от неблагоприятного воздействия факторов
образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры
здоровья.
Образовательный процесс, организуемый учителем начальных классов,
должен носить творческий характер. Творческий характер образовательного процесса, как считает Л. С. Выготский, крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности младшего школьника, но и снижает вероятность наступления утомления. Включая ребенка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, а это в свою очередь снижает наступление утомления.
В современной школе основная форма обучения – классно-урочная, которая
предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа, экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа. Каждый педагог должен строить урок на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики
с учетом вопросов здоровьесбережения. Вот некоторые из них:
- Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
- Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной
приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
- Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека
является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии
позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как
в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
- Технология дифференцированного обучения
Одной из актуальных проблем методики преподавания в начальных классах
является дифференцированный подход в обучении. Основными принципами дифференцированного подхода считается учёт индивидуальной подготовленности и индивидуальных качеств каждого учащегося.
Технологию дифференцированного обучения можно и нужно использовать на всех
этапах уроках. Дифференцированный подход помогает учащимся преодолевать трудности для достижения поставленных целей; при его реализации учитываются индивидуальные особенности и механизмы развития психики школьников. Реализация принципов здоровьесбережения учащихся через урок осуществляется таким образом, чтобы на всех этапах учебного занятия отсутствовала стрессообразующая среда.
- Физкультурно-оздоровительные технологии
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе учебного труда является
чередование работы и отдыха. Здесь уместно использовать физкультурно-оздоровительные технологии:
Физкультурные минутки
Пальчиковая гимнастика
Зрительная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Физкультминутки необходимо проводить на каждом уроке. Термином
«физкультминутка» принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых для активного отдыха. Обычно это 3-5 физических упражнений во время урока. Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа. В начальной школе - в стихах, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Кроме того, необходимо строго следить за соблюдением учащимися правильной
осанки, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую
с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Пальчиковые игры
Необходимость развития моторики рук у детей обусловлена тесным
взаимодействием ручной и речевой моторики. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого развитию речевой функции. Развитие ручной моторики у учеников первого класса имеет большое значение не только для активизации речевой моторики, но и для подготовки детей к овладению письмом.
Пальчиковые игры помогают:
- подготовить руку к письму
- развить внимание, терпение
- стимулировать фантазию
- активизировать работу мозга
- научиться управлять своим телом
Зрительная гимнастика
Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной
активности направлена на сохранение остроты зрения у детей. Предполагается использование разнообразных приемов.
“ Стрельба глазами”
Двигаем глазами вправо и влево медленно, глядя как можно дальше 5-6 раз, а затем вверх – вниз 5-6 раз.
“ Письмо носом”
Закрыть глаза, писать носом в воздухе что- либо.
В начале учебного года медицинский работник проверяет зрение учащихся и,
исходя из полученных данных, определяется рабочее место каждого ребенка в классе, которое в течение года может меняться.
Еще одной особенностью организации учебных занятий в режиме «зрительных
горизонтов» является размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным и цифровым материалом, геометрическими фигурами и т.д.). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Картинки должны иметь высокое полиграфическое качество. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Общая продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять по объему не менее ¼. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо).
Дыхательная гимнастика
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время
выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому рекомендуется включать в урок упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Дыхательная гимнастика обязательна на уроках литературного чтения, русского языка, физической культуры.
Можно использовать такие упражнения. Например:
«Задуй свечу» - глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой,
произнося звук [у].
«Озорные щёчки»- набирать воздух, надув щёки. Задержать дыхание, медленно
выдохнуть. Затем через сжатые трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабить щёки и губы.
“Ленивая кошечка” - подтянуть руки вверх, потянуться, как кошечка. Затем резко
опустить руки вниз, произнося звук [a].
«Шар спустился!». Вдохнули, надули щеки, руки развели в стороны. На выдохе
соединяем руки, произносим звуки [c] или [ш].
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в начальных
классах направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся; опирается на принципы преемственности, вариативности; приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; росту учебных достижений; достигается через учёт особенностей класса; создание благоприятного психологического фона на уроке.