Главные вкладки

    Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка
    статья по иностранному языку по теме

    Иванова Наталья Сергеевна

    Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые соответствуют возрасту учеников, устраняют перегрузки и сохраняют здоровье школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Учителю необходимо организовывать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учеников, стараться обеспечить максимально благоприятную и комфортную обстановку и создать у детей положительную эмоциональную настроенность на уроке. Статья содержит конкретизированные методы и виды технологий, которые могут применятся учителем на уроках английского языка с целью здоровьесбережения у учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx34.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

    Нет ничего более ценного для человека, чем здоровье. И нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения. Причем, здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.  

    Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика показала, что лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.

    К основным причинам слабого здоровья учащихся школы можно отнести:

    • недостаточную освещённость класса;
    • плохой воздух школьных помещений;
    • неправильную форму и величину школьных столов;
    • несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями;  
    • интенсификацию обучения, введение новых форм и технологий обучения, приводящих к снижению адаптации к нагрузкам  у детей;
    • снижение двигательной активности, в том числе из-за игровой и интернет-зависимости, зависимости от гаджетов;
    • социально-экономические условия: безработица среди родителей, низкий уровень дохода;
    • плохая экология;
    • наличие вредных привычек

    Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые соответствуют возрасту учеников, устраняют перегрузки и сохраняют здоровье школьников. В связи с этим каждое учебное заведение помимо решения общепедагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению здоровья. 

    Здоровьесберегающие образовательные технологии – это программы и методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Учителю необходимо организовывать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся, стараться обеспечить максимально благоприятную и комфортную обстановку и создать у детей положительную эмоциональную настроенность на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом. 

    Выделяют несколько типов здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе: 

    1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания); 
    2. Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия); 
    3. Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла); 
    4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы.)

     На уроках иностранного языка здоровьесберегающим технологиям должно уделяться особое внимание. Английский язык – это серьёзный и сложный предмет. По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е  иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной системы учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках школьникам приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Имеет место особая интенсификация учебного процесса, ускоренный темп работы.  

    Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Учебный процесс необходимо организовывать так, чтобы периоды интенсивного интеллектуального напряжения школьников чередовались с периодами эмоциональной нагрузки. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ. 

    Во избежание усталости учеников необходимо проводить частую  смену видов работы: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм”. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональна смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

    В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок необходимо включать оздоровительные моменты:  физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз. 

    Регулярное применение на уроках физкультминуток способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалом. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку.

    Для проведения физкультминуток необходимо знать некоторые важные правила: 

    - Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;

    - Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним и, следовательно, их результативность; 

     - Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата; 

    - Особый интерес у учащихся вызывают физкультминутки, проводимые их одноклассниками - активными учениками;

    -  Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

    Активное поведение учеников на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки продолжительностью 2-3 минуты через 15-20 минут после начала урока. Физкультминутки проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

    В состав упражнений для физкультминуток могут входить:

    • упражнения по формированию осанки,
    • укреплению зрения,
    • укрепления мышц рук,
    • отдых позвоночника,
    • упражнения для ног,
    • упражнения на ковре,
    • релаксационные упражнения для мимики лица,
    • потягивание,
    • массаж области груди, лица, рук, ног,
    • психогимнастика,
    • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

    Во время физкультминутки я применяю разнообразные рифмовки, вот некоторые из них:

    Hands up,

    Hands down,

    Hands at side,

    Sit down.

    My hands

    Here’s my left hand,

    And here is my right,

    I clap them

    With all my might.

    Clap, clap, clap your hands,

    Clap your hands together.

    Stamp, stamp, stamp your feet,

    Stamp your feet together.

    Turn, turn, turn around,

    Turn around together.

    Clap, clap, clap your hands,

    Clap your hands together.

    Hands on your hips,

    Hands on your knees,

    Put them behind you,

    If you please

    Head, shoulders, knees, and toes,  
    Knees and toes.   
    Head, shoulders, knees, and toes,   
    Knees and toes.   
    Eyes and ears, and mouth and nose.

    Head, shoulders, knees, and toes.   
    Knees and toes.

    Большое разнообразие рифмовок и упражнений позволяет поддерживать интерес школьников к этому виду деятельности. Когда физкультминутка заканчивается, ребята становятся более организованными и дисциплинированными. На младшей ступени обучения я использую мяч при речевой зарядке или просто когда задаю вопросы. Группа встаёт в круг, учитель становится в центр и, задавая вопрос, бросает ученику мяч. Ученик  в свою очередь  бросает его назад и отвечает на вопрос. Этот вид деятельности лучше использовать с простыми вопросами, например: “Have you got a brother? What’s your father’s name? What time do you get up? Do you go to school on Sundays?”

       Во время обсуждения темы «Спорт и игры», дети учат наизусть стихи о различных видах спорта:

       

    Sport is fun for girls and boys

    It’s much better than the toys.

    You can sledge and ski and skate

    And throw snowballs with Kate.

    You can swim and play football,

    Hockey, tennis, basketball.

    You can jump and you can run,

    You can have a lot of fun

    If it snows, if it snows

    What’ll you do? What’ll you do?

    I’ll go skiing if it snows,

    That’s what I’ll do.

    If it rains, if it rains,

    What’ll you do? What’ll you do?

    I’ll stay at home if it rains,

    That’s what I’ll do.

        Эти стихотворения не только развивают память, но и  помогают запомнить  новые слова, тренируют диалогическую речь  при ответе на вопросы учителя: “What sports do you go in for in winter and in summer? What do you prefer skating or skiing? Do you like skiing alone or with your friends? What summer/ winter sports are you good at?”  В рифмовке  «If It Snows» ребята также повторяют придаточные условия первого типа. И, конечно же, роль учителя состоит в том, чтобы сделать акцент на том, что спорт и физическая активность делают человека здоровым, более организованным и помогают поддерживать форму.

    Кроме того, на уроках английского языка можно проводить и гимнастику для глаз, не забывая при этом повторять лексику (например, цвета, названия стран и т. д.), буквы, числа. Вы можете разместить в разных местах в классе разноцветные кружки (цветочки, буквы, числа) и попросить учеников: “Look at the yellow/ red / blue flower, please! Find the letter “H” in our classroom, please!” А в средних классах: “Look at the map of Great Britain/the USA/ Australia / Etc.” При изучении алфавита гимнастику для глаз можно проводить следующим образом: «Нарисуйте в воздухе взглядом букву “G” / “F” / “S”» и т. д.

    Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них необходима психологическая поддержка. 

    На уроках английского языка обязательно следует использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, отрабатываются грамматические структуры, фонетика языка и т.д. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Ученики с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка.

    Одной из форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности (например, игра в мяч).

    К таким играм относятся игры-пантомимыНиже приведены примеры таких игр.

    При изучении темы «My Animals» детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями.

    При изучении темы «My Day» детям дается задание изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

    На своих уроках я стараюсь проводить дыхательную гимнастику. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Например, упражнение «Шарик».
    Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. «You are balloons»! На счёт 1234 - дети делают 4 глубоких вдоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!» Аналогичная игра может называться и по-другому – «Дайверы» (с задержкой дыхания).

    Новизна, ожидание чего-то необычного также служит снятию напряжения учащихся. Рассказ учителя, подобранный с целью снятия усталости и напряжения не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Смех, вызванный забавной или остроумной историей, веселыми картинками также способствует снятию напряжения.

    Подводя итог, можно сказать, что совмещение здоровьесберегающих технологий с охранительными педагогическими режимами обучения даёт возможность школьникам гораздо более качественно овладевать знаниями на уроке, помогают им достигать поставленных целей, а также позволяет преподавателям эффективнее решать стоящие перед ними задачи обучения и воспитания детей. Используя такие технологии в образовательном процессе, можно научить детей решать стоящие перед ними проблемы, избавить от ненужных волнений, научить вести правильный образ жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии в данном контексте являются необходимым подспорьем учителя, они способствуют самоопределению и самореализации ребенка, вводят ученика в образовательное поле с повышенной мотивацией и, что самое главное, без потерь для здоровья. Это помогает творческому развитию личности и не даёт никаких дополнительных нагрузок на нервную систему.

    Интернет- ресурсы

    1. www.EnglishFirst.ru/child
    2. www.english.language.ru
    3. www.native-english.ru
    4. www.lessons.study.ru
    5. www.bilingual.ru
    6. www.открытый урок.рф
    7. https://nsportal.ru
    8.  http://allbest.ru/langv-e.htm
    9. http://pedagogika.by.ru
    10.  learnenglishkids.britishcouncil.org


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

    Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

    Деятельностные технологии на уроках иностранного языка.

    Использование деятельностных технологий на уроках иностранного языка, игры с движениями и перемещением для повышения эффективности урока....

    Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.

    Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные...

    Современные педагогические технологии на уроках иностранного языка Интегративная учебная деятельность.

    Современные требования к урокам приводят к поиску новых технологий и методик. Один из них интегративные технологии....

    Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в условиях введения ФГОС нового поколения

    Изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Согласно Программе обучени...

    Кейс-технология на уроках иностранного языка

    Выпускная работа на тему "Использование кейс-технологии как условие развития умений диалогической речи на иностранном языке"...

    Использование здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе

    Основной причиной нарушения здоровья учеников является специфика урока. Урок иностранного языка отличается большой эмоциональной, умственной и психологической напряженностью. Вовлечение учащихся в ...