Главные вкладки

    Использование здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
    статья по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Соколова Елена Анатольевна
    Основной причиной нарушения здоровья учеников является специфика урока. Урок иностранного языка отличается большой эмоциональной, умственной и психологической напряженностью. Вовлечение учащихся в новый для них вид деятельности – общение на иностранном языке – требует больших усилий и со стороны учителя. Именно с уроком иностранного языка связано чрезмерное умственное напряжение, последствиями которого являются быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета, трата большего количества энергии, зрительное напряжение и другое. Для того чтобы не допустить данных ситуаций, нужно использовать в процессе обучения здоровьесберегающие технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_1.docx34.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Введение немецкого языка  в школе и, в частности, в начальной школе

    призвано использовать наиболее благоприятный сенситивный период к его

    овладению в развитии детей.

    Учителю иностранного языка очень важно учитывать и особенности

    физического развития детей в возрасте от 7 до 10 лет. Развитие мускулатуры

    влияет на умение ребёнка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или

    слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение

    держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Для того чтобы ученики

    могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между

    визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в

    постоянной тренировке. Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно

    на одном месте из-за недостатка контроля над двигательными мышцами.

    Поэтому во время урока следует давать им такие задания, которые обеспечат

    их движение по классу (игры, песни с движениями, танцы).

    Таким образом, можно выделить основные потребности учащихся 1-4

    классов:

    - потребность в движении;

    - потребность в общении;

    - потребность ощущать безопасность;

    - потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;

    - потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;

    - потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился

    к ним как к личностям;

    Следует отметить, что учителю необходимо строить процесс обучения,

    основываясь на этих потребностях и использовать определенные технологии

    обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое

    и физическое здоровье учащихся. Выбор технологий обучения главным

    образом зависит от профессионализма педагога. Учитель иностранного

    языка, работающий в начальных классах, должен обладать следующими

    профессиональными умениями:

    - умение строить обучение в соответствии с индивидуальными

    особенностями детей, умение предложить ученикам такие виды

    заданий, которые отвечали бы их потребностям, способностям и

    интересам;

    - умение модифицировать учебные программы;

    - умение стимулировать когнитивные и творческие способности

    учащихся;

    -умение консультировать родителей, т.к. именно умение

    координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее

    значение для обучения иностранному языку;

    - умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности

    младших школьников, что необходимо для развития их уверенности в

    себе;

    - умение создать такие условия, при которых дети овладевают

    приёмами учебной деятельности и в то же время достигают

    определённых результатов;

    - умение воздерживаться от давления на детей и от вмешательства в

    процесс творческой деятельности.

    Благодаря перечисленным выше умениям педагог без особого труда

    сможет подобрать подходящие технологии обучения и создать условия для

    более лёгкого и качественного усвоения детьми учебного предмета.

    Кроме того, учитель иностранного языка, работающий в начальной

    школе, должен предоставлять ребёнку свободу выбора; демонстрировать со

    своей стороны энтузиазм; поощрять максимальную вовлеченность учеников

    в совместную деятельность; одобрять результаты их деятельности; терпимо

    относиться к возможному беспорядку; уважать потенциальные возможности

    не очень сильных в интеллектуальном плане детей. Важной задачей педагога

    является убеждение учеников в том, что он является их единомышленником,

    а не противником.

    Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что учителю

    иностранного языка, работающему в начальных классах, удастся достичь

    поставленных целей только при условии, что в процессе преподавания и при

    выборе технологий обучения им будут учтены возрастные особенности

    учащихся. Важно подчеркнуть, что в такой ситуации, когда педагог забывает

    об учёте возрастных особенностей младших школьников, происходит

    нарушение здоровья последних. Для того чтобы избежать подобных

    ситуаций учитель должен использовать в своей деятельности технологии,

    позволяющие сохранить и укрепить здоровье учащихся или здоровье –

    сберегающие технологии.

    Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Эта

    проблема многогранна и требует усилий многих специалистов. Для того

    чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать

    такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье

    учащихся. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и

    психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе

    обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.

    Основной причиной нарушения здоровья учеников является специфика

    урока. Урок иностранного языка отличается большой эмоциональной,

    умственной и психологической напряженностью. Вовлечение учащихся в

    новый для них вид деятельности – общение на иностранном языке – требует

    больших усилий и со стороны учителя. Именно с уроком иностранного языка

    связано чрезмерное умственное напряжение, последствиями которого

    являются быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к

    изучению предмета, трата большего количества энергии, зрительное

    напряжение и другое. Для того чтобы не допустить данных ситуаций, нужно

    использовать в процессе обучения здоровьесберегающие технологии.

    Итак, здоровьесберегающие технологии (ЗТО) можно рассматривать и

    как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одну из

    самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность

    приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для

    их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической

    технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что здоровьесберегающие

    технологии – это технологии позволяющие педагогу добиться наибольшей эффективности обучения в данном случае учеников начальных классов с

     наименьшим причинением вреда их психическому и физическому здоровью.

    Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего

    поколения у нации нет будущего. Здоровье закладывается в детском возрасте. Начальной школе в этом отводится значительная роль, так как через неё проходят

    все.

    Также важно отметить, что существует немало проблем, связанных с

    внедрением в практику обучения немецкому языку в начальной школе

    здоровьесберегающих технологий. Это такие проблемы как:

     неосведомленность учителей иностранного языка по данному

    вопросу;

     недостаточная материальная, методическая и техническая база

    школы;

     специфика урока иностранного языка;

     особенности психического и физического развития младших

    школьников;

     недостаток практических разработок по данному вопросу;

     учителями иностранного языка не учитываются особенности

    физического развития детей 7-10 лет;

     оборудование и оснащение кабинета иностранного языка не

    способствует формированию и сохранению здоровья учащихся;

     стрессогенные технологии проведения уроков и оценивания

    учащихся увеличивают нагрузки на организм;

     и другие.

     Средства реализации здоровьесберегающих технологий

    при обучении иностранному языку в начальной школе

    Еще Артур Шопенгауэр говорил: - «здоровье до того перевешивает все

    остальные блага, что здоровый нищий счастливей больного короля» .

    К большому сожалению, в современной системе образования

    реализация здоровьесберегающих технологий находится на довольно низком

    уровне развития. Особенно остро эта проблема проявляется в обучении

    иностранному языку в начальной школе.

    Поведение младших школьников характеризует импульсивность, неусидчивость, быстрая утомляемость, неумение управлять собой.

    Важным фактором, влияющим на здоровье учащихся начальной

    школы, является организация пространства в кабинете.

    В кабинете (языковой лаборатории) хранятся печатные, экранные и

    звуковые учебно-наглядные пособия. Очень важно соблюдать требования,

    предъявляемые к их хранению.

    Особое внимание в кабинете иностранного языка следует уделить

    оборудованию рабочего места учащегося. Оно должно быть таким, чтобы

    учащемуся было удобно выполнять задания учителя, чтобы он мог,

    используя соответствующее оборудование, подготовить себя к речевым

    высказываниям на иностранном языке, оформлять монологическую и

    диалогическую речь; научиться чтению и письму. Часто в кабинете

    иностранного языка находится мебель, размеры которой не соответствуют

    физическим и физиологическим особенностям младших школьников. Не

    оборудованы места для проведения физкультминуток; выполнения

    творческих заданий, игр, групповой парной работы, использования музыки и

    песен на уроках иностранного языка. Не создается, в силу финансово-

    экономических причин, благополучная предметно-пространственная среда,

    приближенная к домашним условиям. Вместе с тем правильное оформление

    рабочего места поможет учащимся интенсифицировать их учебную

    деятельность, подготовиться к работе, увеличить время активной работы над

    языком, сэкономить время учителя. Учитель должен находить такие методы

    обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную

    деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости

    обучаемых. Эти проблемы могут помочь решить игры. Она предлагает два

    основных вида игр:

     для работы с алфавитом;

     лексические игры.

    Разумное применение игр на уроках иностранного языка и сочетание

    их с другими методическими приёмами способствует качественному

    усвоению материала и наименьшему утомлению детей.

    Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого

    языка в начальной школе способствуют различные приемы. Можно выделить

    частные и общие приемы.

    Общие:

    1 смена видов деятельности;

    2 игровые приемы;

    3 разрядки;

    4 физкультминутки.

    Частные:

    При обучении произношению использование:

    1 считалок;

    2 рифмовок;

    3 песен;

    4 фонетических игр;

    5 фонетической зарядки:

    a. повторение за учителем;

    b. повторение в различных формах:

    i.

    сидя;

    ii.

    стоя;

    iii.

    с поднятием рук вверх;

    iv.

    с движением.

    c. звукоподражательные игры;

    d. физкультминутка с произнесением рифмовок;

    e. движения при исполнении песен на немецком языке и др.

    При формировании лексических и грамматических навыков:

    1. звуковая наглядность:

    a. аудиозаписи;

    b. проговаривание;

    2 зрительная наглядность:

    a. рисунки;

    b. карточки разного цвета;

    c. цветные мелки;

    3 предметная наглядность:

    a. игрушки;

    b. пальчиковые куклы;

    4 лексические и грамматические игры;

    5 кроссворды, загадки, викторины;

    6 беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.

    При формировании иноязычных речевых умений в аудировании,

    говорении, чтении и письме целесообразно использовать анкетирование,

    игры, ролевые игры, инсценирование, драматизацию, пальчиковые игры,

    маски, костюмы.

    Стоит остановиться на каждом из приемов в отдельности.

    Смена видов деятельности

    – это такой прием реализации

    здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном

    чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с

    целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.

    Физкультминутки – это несложные физические упражнения,

    направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, они

    благотворно влияют на восстановление умственной способности,

    препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой

    учащихся, снимают статические нагрузки. Основными видами упражнений

    для физкультминуток являются: разгибание туловища, подтягивание,

    дыхательные упражнений сидя и стоя, ходьба, наклоны и повороты

    туловища, движения кистями рук.

    Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-

    ритмической структурой. В наши дни дети применяют считалки при

    распределении ролей и установлении очередности в игре, чтобы всем было

    весело и никому не обидно.

    Считалки – это не только интересный и веселый жанр, детский фольклор, это

    еще и прекрасный материал для эстетического, психологического,

    физического и умственного развития ребенка, и для снятия эмоциональной

    напряженности.

    Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты,

    построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов

    на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся,

    творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-

    грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению

    иностранного языка. Рифмовки повышают настроение на уроках,

    объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя урок,

    помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть

    справиться с утомляемостью, так свойственной многим ученикам начальной

    школы.

    Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один

    из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на

    уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно

    побуждает к активному участию в учебном процессе, вносящий в процесс

    изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает

    существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Иноязычная

    деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию

    материала, но и снимает усталость в процессе обучения.

    Игра на уроках немецкого языка помогает активизировать деятельность ребенка,

    развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память,

    мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое

    воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она

    делает процесс обучения занимательным для ребенка.

    .Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих

    технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор

    лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. При этом

    развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности

    участников игры. Когда учащиеся принимают роль, то они разыгрывают ее в

    определенной ситуации.

    Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика.

    Такая игра в роль скорее укрепит, нежели разрушит уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь.

    Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.

    Инсценирование – это вид игровой деятельности. Особый интерес у

    малышей вызывает игра " театр". В основу этой работы положены принципы:

    а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы и т.д.).

    инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут.

    в) материалом для инсценировки являются только известные всем

    учащимся сказки или их фрагменты.

    Использование театра на уроках показало эффективность этого приема,

    прежде всего для развития навыков и умений неподготовленной устной речи.

    Дети не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в

    актерском амплуа. Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к

    изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к

    естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и

    формулами (в рамках определенных ситуаций), потом автоматически

    оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.

    Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует

    снятию усталости в процессе обучения немецкому языку.

    Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих

    технологий, направленный на развитие коммуникативности младшего

    школьника средствами художественных произведений. Драматизация

    творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и

    функции: речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание, ассоциации, технические и художественные способности.

    Таким образом, реализации здоровьесберегающих технологий на

    уроках обобщающего повторения при обучении немецкому языку в

    начальной школе способствуют следующие приёмы:

    1. смена видов деятельности (фронтально, индивидуально, парно, в

    группах);

    2. физкультминутки:

    Eins, zwei, drei, vier

    unser Zimmer fegen wir

    Eins, zwei, drei, vier,

    Staub wischen alle wir.

    3 считалки;

    4 рифмовки;

    5 песни;

    6 игры:

    a. лексические;

    b. фонетические;

    c. грамматические

    d. орфографические.

    7 фонетические зарядки:

    a. повторение за учителем;

    b. повторение в различных формах:

    I.

    сидя;

    II.

    стоя;

    III.

    с поднятием рук вверх;

    IV.

    с движением.

    c. движения при исполнении песен на немецком языке и др.

    7 кроссворды, загадки, викторины;

    8 беседа с пальчиковой куклой или игрушкой;

    9 анкетирование,

    10.ролевые игры,

    11.инсценирование,

    12.драматизация,

    13.пальчиковые игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

    Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

    Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

    Тема обучения иностраному языку в начальной школе остается актуальной уже долгое время. Некоторые особенности процесса обучения затронуты в этом выступлении , подготовленном для городского МО учителей...

    «Использование приёма «драматизации» при обучении иностранному языку в начальной школе»

    Использование приёма «драматизации» на уроках иностранного языка в начальной школе способствует развитию коммуникативной компетентности....

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

    Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

    Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....

    Обучение иностранному языку в начальной школе и методы и приемы,повышающие качество обучения.

    В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, заставляющих учителя обращаться к опыту своих коллег, к новаторским идеям, к науке.В последние годы стала ощущаться нас...