"Интерактивный метод Печакуча как способ обучения монологической речи на уроках английского языка"
статья по иностранному языку (4 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интерактивный метод PechaKucha как способ обучения монологической речи на уроках английского языка в начальной школе».
Значимость изучения иностранных языков возрастает с каждым годом. В последнее время это связано с тем, что языки востребованы на рынке труда, что и является причиной повышения мотивации к изучению иностранных языков. Важно отметить, что изучение иностранного языка именно в раннем возрасте приобретет все большее значение.
При обучении английскому языку в школе одними из главных практических целей являются развитие навыков устной монологической речи, а также обучение выражению мыслей в монологической форме. Неспособность сделать самостоятельно сообщение, которое включает в себя несколько связанных между собой фраз – это явление, с которым достаточно часто сталкиваются учителя при процессе обучения иностранному языку. Следует отметить, что эта проблема особенно актуальна при обучении иностранному языку на начальном этапе образования
В условиях реализации новых образовательных стандартов, диктующих задачи развития творческого потенциала личности ребенка, презентационных способностей и поиска новых форм организации образовательного процесса в этом направлении , вопрос разработки новых педагогических технологий не теряет своей актуальности.
Информационные технологии в наше время стали неотъемлемой частью процесс образования. Благодаря им, создаются новые методы и способы использования информационных технологий в обучении. Можно отметить, что каждое занятие в современной школе сопровождаются презентацией. Однотипные презентации потеряли эффективность. В этой связи многие педагоги обращаются к современной педагогической технологии «Печа-Куча»
Итак, Печа-куча - это способ представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности.
Лаконичный и динамичный формат презентаций «Печа-куча» появился в 2003 году в Токио. Его придумали архитекторы бюро Klein Dytham Architecture Астрид Кляйн и Марк Дитхам. Японское название «Печа-куча» в вольном переводе значит «бла-бла-бла» — болтовня, легкая, увлекательная беседа. Именно так, живо и непринужденно, должна проходить презентация в формате «Печа-куча» [1 ].
Для того, чтобы Печа-куча состоялась, важно правильно обучить учащихся данному виду деятельности. На первом этапе педагог выступает наставником, где демонстрирует основные правила организации своего доклада и оттачивает вместе с обучающимися навык его создания. Суть презентации в формате Печа-куча сводится к тому, что создается 20 слайдов по 20 секунд каждый, таким образом, общее время выступления составляет 6 минут 40 секунд. Слайды меняются автоматически, при этом докладчик обязан уложиться в данное время, выделяя лишь основные моменты своего выступления. Важно объяснить правильность создания презентации.
Во-первых, важно четко определиться с тематикой и целью своего выступления. За 7 минут охватить все не получится, поэтому стоит взять более узкую тему и раскрыть ее со всех сторон, нежели чем постараться объять необъятное.
Во-вторых, важно излагать свои мысли максимально просто. Поэтому стоит выстраивать свое выступление на языке, понятном каждому.
Визуальное сопровождение не менее важно. Слайды должны быть броскими, интригующими, не нести прямую информацию, а лишь вызывать ассоциации. Чем интереснее картинка, тем лучше она запомнится и, соответственно, лучше запомнится соответствующий материал.
И самое главное - тема выступления должна находить особый отклик в душе выступающего, иначе тяжело рассуждать на ту тему, которая не вызывает какую-то живую реакцию.
Формат «Печа-куча» отлично зарекомендовал себя в образовании. Он подходит и для учителей, и для школьников. Удивительно, но строгие рамки, которые задает «Печа-куча», в итоге дают гораздо больше творческой свободы, чем традиционные методики.
Формат «20 слайдов — 20 секунд» делает презентацию более динамичной и привлекательной. Исследования подтверждают, что детям легче сосредоточиться на презентации, если она оформлена в виде «Печа-куча». Ведь воспринимать информацию в таком емком, концентрированном виде гораздо проще.
Кроме того, исследования показывают, что уровень знаний, полученных через презентации «Печа-куча», — примерно такой же, как при обучении в традиционном формате. Но от первого варианта дети получают гораздо больше удовольствия. Им нравится творческая свобода и лаконичность выступлений. (Хотя необходимость высказать мысль за 20 секунд для многих обучающихся— задача непростая. Поэтому исследователи рекомендуют педагогам использовать презентации «Печа-куча» не в качестве итоговой работы, а как дополнительный инструмент в процессе обучения).
Как подготовить презентацию «Печа-куча»
- Заранее определите акценты: какую главную мысль вы хотите донести до аудитории? Отталкивайтесь от нее и дополняйте другими мыслями.
- Свяжите слайды в единую историю по схеме сторителлинга: «завязка — кульминация — развязка». Это позволит удержать внимание аудитории до конца рассказа.
- Не стесняйтесь в выборе иллюстраций. Стиль «Печа-куча» предполагает яркие, дерзкие, зачастую юмористические картинки, которые поддерживают основную мысль.
- Изображения лучше дополнить кратким текстом. Это может быть одна фраза, расположенная сбоку или прямо на картинке. Избавьтесь от воды. Попытка уложить 1000 фактов в 20 слайдов едва ли принесет положительные результаты. Небольшое количество емких, но точных мыслей и идей будут куда эффективнее.
- Заранее подготовьтесь к возможным вопросам от зрителей, чтобы использовать это время как возможность больше рассказать о своем проекте.
- Больше позитива. Презентации «Печа-куча» созданы для общения в неформальной обстановке. Поэтому можно и даже нужно шутить и использовать легкий, неформальный стиль.
Любая педагогическая технология включает в себя совокупность определенных задач и соответствующих им средств методов достижения запланированных результатов. «Печа-Куча» как технология обучения так же содержит определенные задачи, требования к реализации, средства и методы.
В процессе обучения детей в условиях реализации ФГОС технология «Печа-Куча» направлена на решение следующих задач [ 2]:
- Формирование и развитие презентационных способностей;
- Овладевание предметными знаниями;
- Развитие творческих и мыслительных способностей;
- Воспитание личностных качеств – открытости, коммуникабельности.
Педагогический потенциал технологии «Печа-Куча» трудно переоценить. Ее преимущества заключается в следующем [3]:
- Технология позволяет экономить время;
- Технология позволяет усваивать самое главное в учебном материале, обобщая его и находя точные формулировки;
- Презентация наглядных эффектных иллюстраций воздействует сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную;
- Технология логично встраивается в проектную деятельность учащихся и позволяют вовлечь учащихся в самостоятельный учебный процесс, что особенно важно для развития их общеучебных навыков;
- Технология создает условия для активизации мыслительной деятельности у учащихся и развития коммуникативных навыков, умений кратко и точено выражать свои мысли;
- Технология способствует развитию мотивации учащихся к проявлению инициативы в учебно-познавательной деятельности, творчеству и активной жизненной позиции;
Подготовка к выступлению – фундаментальная ступень, от которой зависит успех всего доклада-презентации [4 с. 42]. В качестве методических рекомендаций по работе с активацией приема, можно отметить следующие. Важно сразу поставить учащимся условие – говорить без опоры на текст. Также, учащимся необходимо качественно подготовиться к выступлению: выполнить сбор и анализ отобранной информации, подобрать визуальный ряд, оформление, подготовить и тщательным образом отрепетировать речь. Р.А. Луца также отмечает, что важно объяснить учащимся основные принципы ораторского искусства [6, с. 69].
На основании данных рекомендаций приведём возможный вариант использования технологии Pecha Kucha:
- Коммуникативно-рецептивный этап. Данный этап инициирует индуктивный подход к усвоению материала. Ученикам даётся образцовый монолог на произвольную тему (например, TED Talk). Учащимся предлагается прослушать и проанализировать данный монолог, выделить понравившиеся моменты и составить список того, что делает данный монолог образцовым.
- Провокационно-продуктивный этап. На данном этапе происходит создание коммуникативного прецендента. Учащимся даётся готовая презентация формата Pecha Kucha, и следующее задание: неподготовленный монолог по данной презентации под запись с таймером (6 секунд на описание одного слайда). Ожидается, что учащимся будет очень тяжело справиться с заданием, и в их монологической речи будет множество ошибок.
- Рефлексивно-аналитический этап. Учащиеся анализируют себя со стороны, осознавая совершенные собой ошибки в ходе монолога. Учитель даёт учащимся правила и рекомендации при работе с Pecha Kucha (можно также представить учащимся образцовый монолог по Pecha Kucha). Учитель и учащиеся совместно разбирают, как достичь максимально качественного монолога с презентацией Pecha Kucha.
- Репродуктивный этап. Воссоздание прецедентного высказывания. На данном этапе осуществляется подготовленное монологическое высказывание по Pecha Kucha. Один ученик (или пара / группа учащихся) должен произвести монологическое высказывание по презентации Pecha Kucha, опираясь на ранее разобранные и проанализированные рекомендации (если есть возможность, рекомендуется также записать выступление). Затем, учащиеся оценивают себя, свои успехи и неудачи, анализируют совершенные ошибки, думают, как можно сделать свой монолог ещё лучше.
- Продуктивный этап. Создание своей Pecha Kucha. Здесь стоит выделить несколько подэтапов. В ходе проектировочного этапа каждый учащийся делает презентацию формата Pecha Kucha для своего партнёра по той же теме. Учащиеся находят фокусную проблему в теме (например, по теме презентации «Ecological problems of Balashov» учащиеся могут выделить
- проблемы по типу «умею ли я сортировать мусор?» или «знаю ли я разницу между видами отходов?»), подбирают подходящие иллюстрации по теме, вникают в тему и создают презентацию для одноклассника. Затем следует этап построения опыта монологической речи. Учащиеся обмениваются презентациями и производят монологическое высказывание по Pecha Kucha партнёра. На этапе сравнения ученики обмениваются Pecha Kucha в обратном порядке. Учащийся слушает сокращенный вариант монолога по Pecha Kucha от её автора и сравнивает его со своим монологическим высказыванием. После этого следует peer assessment. Автор Pecha Kucha оценивает монолог партнёра (можно использовать подготовленный чек-лист).
В процессе работы над данной технологией в начальной школе целесообразно сократить количество слайдов в презентации до 6-10 (В зависимости от уровня владения языком класса )
Таким образом, «Печа-куча» как технология обучения в современной школе имеет широкие перспективы. Развитие умений монологической речи обучающихся на английском языке посредством Pecha Kucha будет крайне эффективным и, несомненно, поможет учителю на уроках английского языка
Список литературы:
- Презентация проектов: как сделать выступление в формате «Печа-Куча» [Электронный ресурс] // Теплица социальных технологий : [сайт]. –Режим доступа: https//te-st.ru/ 2018/03/30/how-to-make-a-presentation-of-pecha-kucha-format/
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии:учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование.- 1998.- 256 с.
- Советова Е.В. Технология Печа- Куча [Электронный ресурс] Е.В. Советова // Веб-квест «Лайфхакинг, или 21 век на школьном пороге: [сайт]. – Режим доступа: https: // nsportal.ru/veb-kvest-layfhaking-ili-21-vek-na-shkolnom-poroge/technologiya-pecha-kucha
- Мосина О.А. Применение формата «печа-куча» на занятиях по иностранному языку в военном вузе // Известия саратовского военного института войск национальной гвардии. 2024. №1(14). С. 39-44.
- Pecha Kucha: PowerPoint-Präsentationen mal anders [Электронный ресурс] // Detzold: [сайт]. –Режим доступа: https://www.betzold.de/blog/pecha-kucha/5.
- Луца Р.А. Потенциал технологий TED и Pecha Kucha в обучении РКИ // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве. Псков: Псковский государственный университет , 2020. С. 67-71.
- Основы методики обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М.: ООО «Издательство «КноРус», 2017 390 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение диалогической речи на уроках английского языка
Аннотация Данная методическая разработка освещает возможности обучения диалогической речи на уроке английского языка. Содержит методику обучения диалогической речи, предлагает каркас диалогического об...

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка через ИКТ
Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективности обучения устной речи на уроках иностранного языка, которая...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе
Обучение диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе...

Использование наглядных опор при обучении диалогической речи на материалах английского языка.
В данной статье рассмотренны наиболее успешные и эффективные виды наглядности, которые могут быть применимы при развитии диалогических навыков устной речи на иностранном языке....
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕТРАДИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений в современном профессиональном образовании. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей. Использ...
Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.
Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...
Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"
Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"...
