Научно-исследовательская работа уч-ся 4 а класса МБОУГ №1 г.Светлограда Кузьминова Ильи " Как повлияла Первая мировая война на развитие мира в начале XX века"
творческая работа учащихся по истории (4 класс) на тему

Здоренко Светлана Анатольевна

Научно-исследовательская работа  уч-ся 4 а класса МБОУГ №1  г.Светлограда Кузьминова Ильи " Как повлияла Первая мировая война на развитие мира в начале XX века" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota._pervaya_mirovaya.docx47.86 КБ

Предварительный просмотр:

Районная научно-практическая конференция младших школьников

«Первое открытие»

Секция: история.

Название работы: Как повлияла Первая мировая война на  развитие мира в начале XX века.

                                                                                     Автор работы:

                                                                                     Кузьминов Илья

                                                                                     Место выполнения работы:

                                                                                     город Светлоград

                                                                                     МБОУ гимназия №1, 4А класс

                                                                                     Руководитель работы:

                                                                                     Здоренко Светлана Анатольевна

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     МБОУ гимназии №1 г. Светлограда,

                                                                                     высшая категория

г. Светлоград, 2015год

Оглавление

I.Введение……………………………………………………………………………………… 3 - 4

II. Основная часть. Как повлияла  Первая мировая война на  развитие мира в начале XX века.

1.Причины начала войны…………………………………….. ………………………...................4  

2.Вооружение стран перед войной…………………………… ………………………………….4

3.Начало военных действий………………………..………………………………………………4

4.Участие России в  Первой мировой войне…….……………….………………………………..4

5.Брусиловский прорыв……………………………………………………..................................5-6

6.Герои Отечественной войны……………………………………………………………………..6

7.Первая мировая война в истории моей семьи…………………………………………………..6

7.Последствия войны……………………………………………….…………………………… 7-8

III. Заключение…………………………………………………………………………………….8

IV. Библиографический список………………………………………………………………….9

V. Приложения

 

I. Введение.  

Данная работа выполнена в рамках учебного предмета - истории.

Тема исследовательского проекта: «Как повлияла  Первая мировая война на развитие мира в начале XX века».

 Объекты данной исследовательской работы: сражения Первой мировой войны, оружие, полководцы, герои войны, родственники, принимавшие участие в Первой мировой войне.

Актуальность проекта.

История человечества — это история войн: войн захватнических, освободительных, колониальных... Ученые подсчитали, что за всю свою многовековую историю человечество провело без войн лишь около десяти лет, все остальное время люди дрались за «место под солнцем». История войн является частью развития цивилизации. Анкетирование (Приложение №1)проведённое среди одноклассников показало, что мои ровесники об этой войне практически ничего не  знают (85%), а вот родители помнят из  своих школьных уроков истории. 50% одноклассников узнали о годовщине со дня начала войны, так как в 2014 году наша страна отметила 100-летие  начала Первой мировой войны. Практически никто не знал, воевал ли кто из семьи на этой войне, в памяти семей в основном сохранились сведения об отечественной войне 1941-1945 годов.

Гипотеза исследования:

Предположим, что первая мировая война повлияла на развитие страны  в начале XX века.

Цель работы:

Выяснить, как повлияла Первая мировая война повлияла на страны в начале XX века

Задачи работы:

1.Собрать информацию о вооружении стран перед войной  из различных источников информации: энциклопедий, Интернета, книг.

2.Узнать о начале военных действий в Первой мировой войне

3.Узнать об участии России в Первой мировой войне

4.Изучить Брусиловский прорыв.

5.Узнать о героях Отечественной войны

6.Узнать отразились ли события Первой мировой войны в истории моей семьи.

7.Узнать о последствиях Первой мировой войны

Этапы работы:

Выбор темы работы.

Планирование деятельности, подбор материала.

Проведение опроса одноклассников.

Защита работы.

Методы исследования:

1.Получение информации о войне из дополнительной литературы, сети Интернет.

2.Поисковая работа.

 3.Опрос.

4.Анализ, сравнительный анализ и обобщение полученных данных.

Предполагаемые продукты проекта: презентация материалов, сборник о Великих полководцах.

II. Основная часть. Как повлияла Первая мировая война на мир в начале XX века.

2.1. Причины начала войны.

Из различных источников информации(Приложение № 2) я узнал, что Первую мировую войну в свое время называли Великой войной. Называли и Второй Отечественной. Иногда употребляли название Великая Отечественная. 

Со стороны России война была справедливой. Кайзеровская Германия заранее готовила агрессию, нацеливалась ни больше, ни меньше как на мировое господство. Ее геополитические проекты предусматривали лишить Россию выходов к морям, отчленить Финляндию, Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Украину. Союзница немцев, Османская империя, хотела захватить Крым, Кавказ, Поволжье, Среднюю Азию.

Поводом к войне послужило убийство в Сараево 28 июня 1914 года сербским террористом Гаврило Принципом наследника австрийского и венгерского престолов эрцгерцога Фердинанда.

2.2. Вооружение стран перед войной

Перед началом войны в русской армии имелось 7030 орудий (48 на дивизию) и 263 аэроплана, а во французской 4800 орудий (36 на дивизию) и 156 аэропланов. По технической оснащенности царские войска превосходили Францию и Англию, уступая только Германии и Австро-Венгрии – но ведь они целенаправленно готовились развязать войну в 1914 г. Но в области тактики и обучения личного состава русские могли дать фору и немцам. Германские военные в начале войны вышагивали на поле боя, как на параде, в плотных шеренгах, а то и колоннах, держали равнение, шагали в ногу – и падали шеренгами под русской шрапнелью и пулеметами.

2.3. Начало военных действий

Австро-Венгрия, подталкиваемая Германией, предъявила Сербии ультиматум, требуя допустить австрийскую полицию на сербскую территорию для расследования покушения. Сербские власти выразили готовность принять все требования, за исключением одного — о допуске иностранной полиции к расследованию. Австро-Венгрия порвала дипломатические отношения с Белградом и 28 июля объявила Сербии войну. Это автоматически привело в действие цепочку союзов. Россия 29 июля объявила всеобщую мобилизацию. Вечером того же дня всеобщая мобилизация была заменена частичной — только против Австро-Венгрии. 30 июля, под влиянием Генерального штаба и МИДа, император Николай II вновь вернулся к указу о всеобщей мобилизации. Германия потребовала отменить мобилизацию, но Россия не ответила на этот ультиматум. 1 августа началась германская мобилизация, и вечером того же дня Германия объявила России войну. Тогда же начала всеобщую мобилизацию и Франция.  

2.4. Участие России в Первой мировой войне. 

20 августа 1914 г. блестящей победой наши войска сорвали германский план Шлиффена и спасли от гибели союзницу России Францию. Спасли и Сербию, разгромив в пух и прах Австро-Венгрию и отобрав у нее Галицию. Вражеские контрудары под Варшавой, Лодзью, в Карпатах, завершились тяжелыми поражениями немцев и австрийцев. В декабре 1914 – январе 1915 г. под Сарыкамышем была почти полностью уничтожена турецкая армия, пытавшаяся прорваться в русское Закавказье… Но эти успехи встревожили не только противников. Они переполошили западных союзников, испугавшихся, что победоносная Россия сможет диктовать условия мира, станет после войны лидером в международных делах. Эти успехи немедленно сказались на ходе боевых действий. Отступление сменилось очередными победами. На Кавказе были взяты Эрзерум и Трапезунд, казаки поили коней из Тигра и Евфрата, вышли на подступы к Багдаду. В Брусиловском прорыве наши солдаты окончательно сломили боеспособность австро-венгерских войск, изрядно измочалили немцев.

                Первый катастрофический удар ей нанесли не враги, а «друзья». В условиях общего кризиса с вооружением и боеприпасами все участники войны лихорадочно реорганизовывали свою промышленную базу, и только русскому военному ведомству солидные джентльмены сумели правдами и неправдами внушить другое решение – заказать все необходимое на британских заводах «Виккерс-Армстронг». Заказ на 5 млн. снарядов, 1 млн. винтовок, 1 млрд. патронов, 8 млн. гранат и др. был принят с отгрузкой в марте 1915 года, но не выполнен. Причем русских даже не сочли нужным предупредить об этом заранее. Результатом стал “снарядный голод”, “винтовочный голод” – и, как следствие, “великое отступление”. Нашим солдатам пришлось оставить Польшу, часть Прибалтики, Белоруссии, Украины.
              Тем не менее, Россия справилась с тяжелым положением. Справилась без помощи союзников! С некоторым запозданием она взялась перестраивать промышленность и совершила невероятный рывок! Невзирая на тяжелую войну, на потерю западных губерний, валовый объем продукции российской экономики в 1916 г. составил 121,5% по сравнению с 1913 г.! По подсчетам академика Струмилина, производственный потенциал России с 1914 до начала 1917 г. вырос на 40%. Возникло 3 тыс. новых заводов и фабрик. По выпуску орудий в 1916 г. наша страна обогнала Англию и Францию, он увеличился в 10 раз, выпуск снарядов – в 20 раз, винтовок в 11 раз. Положение с оружием и боеприпасами полностью нормализовалось.

 2.5. Брусиловский прорыв.

Немцы и австрийцы, имевшие гигантский перевес в артиллерии и живой силе, летом 1915 г. взяли Перемышль, а следом и Львов. Вскоре пала Варшава, и враг вторгся на территорию Российской империи.

После этих событий главнокомандующим русской армией стал Николай II, а Брусилов получил под свое начало весь Юго-Западный фронт. Первоначально он считался второстепенным, но в ходе весенне-летнего наступления 1916 г. Брусилов сумел совершить такой мощный прорыв, что вскоре стало очевидно — именно этот фронт превращается в основной.

То был звездный час генерала. На одном участке он провел отвлекающий маневр, убедив врага долгим артобстрелом, что это место главного удара, а сам основными силами перешел в наступление там, где его никак не ожидали. Это было новое, нестандартное решение в условиях позиционной войны, где любое большое наступление проводилось огромными силами после многодневных артподготовок. Прорыв вошел в историю как Брусиловский.(Приложение №3)

2.6. Герои Отечественной войны.

        Для своего сборника «Великие полководцы» я взял имя легендарного героя Первой мировой войны А.Брусилова. Алексей Брусилов родился 19 августа 1853 г. в семье потомственных военных. Первая мировая война застала Брусилова в Киевском военном округе, где он командовал армией. Он участвовал в боях с австро-венгерскими войсками, нанес им поражение на реке Збруч, после чего перешел в наступление, вторгнувшись в Галицию. Разбив австрийцев на реке Коропец, Брусилов почти на 150 км продвинулся вглубь территории врага. Вскоре, выручая соседнюю армию, он разгромил большую группировку противника под Львовом. Враг потерял 5 тысяч человек и более70 орудий. Правда, и русские понесли большие потери. 21 августа 1914 г. передовые части Брусилова вступили во Львов. На следующий день был взят город Галич, следом за ним — Николаев. За блестящую Галич-Львовскую операцию Алексей Брусилов был награжден орденом Святого Георгия IV степени.

        В нашем краеведческом музее им.Солодилова (Приложение №4)я нашёл информацию о ставропольчанке Римме Ивановой. Она только что окончила гимназию, стала учительницей. Но когда грянула война, прошла курсы медсестер и отправилась на фронт. В госпитале остаться не захотела, ушла на передовую. Служила в 83-м Самурском полку. Родители тревожились, уговаривали ее вернуться.

        Она им писала: “Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела… Дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Дайте мне делать то, что хорошо, и что нужно делать. Думайте, как хотите, но даю вам честное слово, что многое-многое отдала бы для того, чтобы облегчить страдания тех, которые проливают кровь. Но вы не беспокойтесь: наш перевязочный пункт не подвергается обстрелу…”. “Жизнь вообще коротка, и надо прожить ее как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество…” “Опасность далеко от меня, ее нет…”Насчет опасности она скрывала истину. Выносила раненых под огнем, была в самом пекле. А при отходе летом 1915 г. приняла командование группой солдат и возглавила бой.

         Была награждена солдатским Георгием IV степени, двумя Георгиевскими медалями. Потом перевелась в 15-й Оренбургский полк, где служил врачом ее брат. Солдаты души в ней не чаяли, считали своим живым талисманом и называли “святой Риммой”. А она снова успокаивала родителей: “Мои хорошие, милые мамуся и папка! Здесь хорошо мне. Люди здесь очень хорошие. Ко мне все относятся приветливо… Дай вам, Господи, здоровья. И ради нашего счастья не унывайте…Чувствуем (с братом) себя хорошо! Сейчас спокойно. Не беспокойтесь, мои родные. Целуем. Римма. 8.IX.15”.

        На территории  Кафедрального собора святого Апостола Андрея Первозанного,в городе Ставрополе на улице Дзержинского мы вместе с мамой Кузьминовой Натальей Алексеевной нашли памятник Римме Ивановой и сфотографировали его.

        Наши воины совершали чудеса героизма. Хорунжий Семенов, возвращаясь с 10 казаками из разведки, узнал вдруг, что на тылы 1-го Нерчинского полка налетела германская кавалерийская бригада, захватила обозы, артиллерийский парк, знамя, и уходит, уводя пленных. 11 всадников налетели на арьергардную заставу врага, порубили и обратили в бегство. Паника покатилась, нарастая, от хвоста к голове колонны, и неприятель обратился прочь, бросив добычу. Было освобождено 400 пленных, отбито знамя и все трофеи…

2.7. Первая мировая война в истории моей семьи.

        Самой интересной частью моей работы являлась поисковая работа. Я хотел узнать, повлияла ли как -нибудь Первая мировая война на мою семью. Мы с родителями обращались в архивы, расспрашивали родственников. И это работа принесла результаты. Я узнал, что мой прадед Лысенко Гаврил Сергеевич(1878 года рождения) был казаком, и в годы Первой мировой войны ( на тот момент ему исполнилось уже 36 лет)  занимался обучением молодых воинов боевому искусству. Историческая справка: Кубанское казачье войско, было вторым по численности населения, имело 1,3 млн. человек, год старшинства - 1696, центр Екатеринодар. Административно Кубанская область делилась на 7 военных отделов: Екатеринодарский, Майкопский, Ейский, Таманский, Кавказский, Лабинский, Баталпашинский. Ныне это Краснодарский, Ставропольский края, Республики Адыгея, Карачаево-Черкесия. В первой мировой войне участвовало 37 конных полков, 2 гвардейские сотни, 1 отдельная казачья дивизия, 24 пластунских батальона, 51 конная сотня, 6 батарей, 12 команд, всего 89 тысяч человек. 

        С фотографий тех военных лет смотрит на меня мой прадед, герой войны. Я горжусь этим (Приложение №5)

2.7 Последствия войны.

        Изучив информацию об этом трагическом для нашей Родины периоде, обобщив данные, я  узнал о последствиях войны как для мира в целом, так и для России.

        Общие потери всех сторон в Первой мировой войне составили около 10 миллионов убитых и до 20 миллионов раненых. Германия потеряла 2030 тысяч человек убитыми и умершими, Австро-Венгрия -1,1 миллиона, Болгария -90 тысяч и Турция -800 тысяч человек (почти половина турецких потерь пришлась на умерших от болезней).

        Потери стран Антанты были еще большими. Франция лишилась 1400 тысяч человек, Англия - 715 тысяч человек, а ее доминионы - 200 тысяч. Потери Италии составили 580 тысяч человек, потери Сербии и Черногории - 280 тысяч человек, потери Румынии - 250 тысяч человек, потери США - 114 тысяч, потери Бельгии - 38 тысяч, потери Греции -26 тысяч и потери Португалии - 7 тысяч человек. Меньше всех потеряла Япония - 300 погибших.
               Сложнее всего определить потери русской армии в годы Первой мировой войны. Они не могут быть определены сколько-нибудь точно, поскольку из-за революции и Гражданской войны итоговые официальные цифры так и не были установлены, а текущий учет отличался большой неполнотой. Немецкие генералы, как и их оказавшиеся в эмиграции русские коллеги, сходились в том, что потери русской армии были больше, чем потери противостоявших ей германских, австро-венгерских и турецких дивизий. Общее число погибших в боях и умерших от ран русских солдат и офицеров чаще всего оценивается примерно в 2 миллиона человек.

В результате Первой мировой войны карта Европы стало гораздо пестрее. Возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Югославия, Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия.

Германии было запрещено иметь военную авиацию, подводные лодки, крупные боевые корабли, зенитную и тяжелую артиллерию и химическое оружие. Как на ответственную за возникновение войны, на Германию была возложена выплата репараций державам- победительницам в сумме 152 миллиардов марок в течение 30 лет. В

 1919–1920 годах были также заключены мирные договоры с бывшими союзниками Германии, подтвердившие распад Австро-Венгрии и Оттоманской империи и существенные территориальные потери Болгарии, лишившейся части Фракии и выхода к Эгейскому морю.

Япония получила германские колонии на Дальнем Востоке, заняла ведущее положение в Китае. Многие американцы считали, что промышленное и торговое первенство само по себе гарантирует безопасность их страны, без какой-либо системы союзов в мирное время. Советская Россия сблизилась с Германией. Союз двух государств в конце концов разрушил эту систему в 1939 году.

Противоречия между новыми государствами, сохранившийся промышленный потенциал Германии и ее ущемленное положение в послевоенном мире делали новую мировую войну весьма вероятной.

 III. Заключение.

Проанализировав полученный материал в результате работы с источниками информации и поисковой работы, я пришёл к выводу, что впервые воевал весь мир, война была «окопной» - вся Европа была изрыта окопами, впервые использовались танки, самолеты и дирижабли, пулемёт являлся символом войны, впервые мир узнал, что такое газовая атака.

В результате Первой мировой войны карта Европы стало гораздо пестрее. Возникли новые государства: Австрия, Венгрия, Югославия, Польша, Чехословакия, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия.

         Война, а также войны и конфликты, предшествовавшие ей, поставили в строй  новых полководцев. 

Первая мировая война оставила не только след в истории мира, но и след в моей семье.

Со стороны России война была справедливой.

Про роль России в первой мировой войне можно сказать так: «Вечная слава русскому солдату!

IV. Библиографический список

Литература:

1.Васильев О. А. Я познаю мир: Правители и войны: Дет. ЯП энцикл./П. Р. Ляхов.—М.: ООО«Издательство     Астрель» .—398 с.: ил.

2.Голубев А. В., Телицин В. Л., Черникова Т. В. Российская история: Научно – популярное издание для детей.- М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2008.-416с.- (Современная школьная энциклопедия).

3.Кацаф А. М. Книга будущего командира. – Спб: «Балтийская книжная компания» 2012

4.Лубченков И.О. Самые знаменитые полководцы России. – М. Вече, 2002

5. Шишов О.А., Лубченков И.О. Научно – популярное издание История России для детей и юношества «Крушение Империи 1881-1917» том 6, М.: «Рипол Класик», 1998.- 448 с. Интернет – источники:   

http://www.firstwar.info/timeline/

http://russiahistory.ru/fotografii

http://www.petrograd.biz/worldwars/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны

«Забытая война», посвященный 100-летию начала Первой мировой войны...

буклет "Первая Мировая война"

«Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой– то причине, война началась по всем причинам сразу»...

Презентация по теме "Первая мировая война"

Презентация по теме "Первая мировая война". Материал можно использовать на уроке истории или на внеклассном мероприятии....

Игра "Поле чудес" 4 класс Тема: "Первая мировая война 1914 -1918г.г.

В игровой форме даётся материал событий Первой мировой войны....

Приложения к научно-исследовательской работе уч-ся 4 а класса Кузьминова Ильи "Как повлияла Первая мировая война на развитие мира в начале 20 века"

Приложения к научно-исследовательской работе уч-ся 4 а класса Кузьминова Ильи "Как повлияла Первая мировая война на развитие мира в начале 20 века"...

урок истории 4 класс "Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи"

Конспект открытого урокав 4 классе по окружающему миру. Тема «Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в...