"Путешествие с археологами"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока. УМК "Перспектива" 4 класс "Путешествие с археологами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_oom_orlova_n.e.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

А.А.Плешаков. Окружающий мир 4 класс, УМК «Перспектива» 

Тема урока «Путешествие с археологами»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

 Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

Задачи:

 1. Показать роль археологии, как науки помощницы истории, значение архитектурных памятников в изучении прошлого человечества; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся археологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова

2. Формировать умение решать теоретические и практические вопросы в соответствии с возрастом школьников; развивать хронологические и картографические предметные умения, универсальные учебные действия

3. Воспитывать интерес в истории, уважение к предкам, бережное отношение к историческим памятникам.

Планируемые результаты:    

Предметные: 

  • познакомить  с    особенностями   работы  археологов
  • показать   значение     труда   археологов       для    познания   прошлого.
  • научить описывать внешний вид археологических находок, соотносить археологические находки с историческим временем

Метапредметные:

  • развивать  умения   работать    с  текстом  учебника  и  иллюстрациями, 
  • использовать   ранее   полученные   знания    при   изучении    нового   материала, 
  • давать   определение  понятиям : культурный   слой,  археология

Личностные:

  •     понимать   значение  знаний  для  человека  и  принимают  их
  •     оценивают   собственную     учебную   деятельность.

Основные методы обучения:

методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.

методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в паре, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

Структура урока:

I. Организационный момент;

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

III.Самоопределение к деятельности

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

VII. Подведение итогов урока

 VIII. Рефлексия

Ход урока

   I. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовки к уроку.

   II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос ( уч-ся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя»)

-Кто такой Геродот?

-Когда он жил?

-Покажите на ленте времени.

Как узнаём о истории?

Какие исторические источники служат нам?(Вещ. Памятники, письм., устное тв-во, произв. исск.)

А как ориентируются во времени историки? (река времени )

Как устроена река времени? (две части, века)

Как по дате определить век?

2.Индивидуальное задание (диктант).

Определите и запишите, в каком веке произошли эти исторические события.

-1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

-1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос

-1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками

-1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского

над немецкими рыцарями на Чудском озере

-2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт, драматург

- Век, в котором вы родились

 

III. Самоопределение к деятельности

- Вы когда-нибудь делали секретики? (ответы учеников)

Это такая игра, когда в земле делается углубление, составляют узоры из фантиков, старых маминых бус и т.п., а потом это закрывают стеклышком. Секретик засыпают сверху землёй. Его показывают близким друзьям. А можно никому не показывать и просто приходить и любоваться. Иногда секретик находят другие ребята, и это становится для них сюрпризом. А есть такие люди, которые всю жизнь ищут старинные клады. Такие люди получают профессию «археолог» и занимаются наукой археологией.

- Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?

-Кто открыл легендарный город Троя, о  котором в поэме написал древнегреческий поэт Гомер?

Троя (Илион) - главный город земли Троада на северо-западе Малой Азии. Город вновь был открыт в 70-х годах XIX века Генрихом Шлиманом. До него полагали, что развалины Трои должны находиться под деревней Бунарбаши в Турции, но Шлиман доказал, что Троя находилась на холме Гиссарлык.

Во время раскопок на холме Гиссарлык он обнаружил развалины девяти городов, лежащих один под другим. Троя находилась" по его мнению, во втором и третьем слоях, что и было подтверждено впоследствии.

- Вы догадались о ком и о чем пойдет речь на уроке? (об археологии)

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

1.Работа по учебнику и учебному диску ( Слайды 2-6 диска)

-На какие вопросы ищут ответы современные учёные?

-Какие вещественные исторические источники находят археологи?

-Какая наука изучает эти источники?

- Кто бывал в Государственном Эрмитаже?

- Кто такие скифы?

- Кто рассказал о них миру?

- Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?

-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.

-Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.

- Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?

2.Выполнение заданий в рабочей тетради, работа по карте.

V.Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику и диску (слайды 7-10)

-Прочитайте  статью учебника «Вслед за оленем Золотые Рога»

-Ответьте на вопросы Уч.с.11 в. 1-5

VII. Подведение итогов урока

1.Проверочная работа ( по карточкам в паре)

Соедините  понятие и определение:

Летопись                  Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом

 

История                          Промежуток  времени  в сто лет

 

Век           Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

После выполнения задания проводится самопроверка;

2.Вывод (Уч.с.11 «Сделаем вывод» - прочитать, ответить на вопросы)

 VIII. Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что знаю

Я доволен (а) своей работой на уроке, потому что…

Самый большой мой успех – это…

Я не знал(а), а теперь знаю…

На следующем уроке я хочу…

Домашнее задание

1.Учебник: прочитать статьи стр.8-11; ответить на вопросы.

Список используемой литературы

1.Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2014.

2. И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир».- Москва «ВАКО» 2015г.

3.Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

история Путешествие с археологами 4 кл

Урок соответствует ФГОС.Содержит Разнообразные задания развивающего характера. Индивидуальная работа с карточками, словарями, гопфический диктант....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).Тема: «Путешествуем с археологами». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет...

Тест "Путешествуем с археологами".

Тест по окружающему миру.4 класс программа "Перспектива"....

Конспект урока по теме "Путешествие с археологами"(УМК "Школа Росси", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результатыПредметн...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Путешествуем с археологами. Профессия археолог" (4 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование умения обучающихся об археологии как наука и профессииЗадачи урока Дидактические1. Познакомить обучающихся с понятием врхеоло...

Окружающий мир 4 класс. Путешествуем с археологами

Тема: Путешествуем с археологами4 класс, УМК «Перспектива»Тип урока: открытие новых знаний, урок - путешествиеЦель: сформировать представление об археологии как наукеПланируемые результаты...

Технологическая карта урока окружающего мира "Путешествуем с археологами!", 4 класс, УМК "Перспектива"

Цель урока: формирование представлений у обучающихся об археологии как науки.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием- археология как наука;2. Научить опис...